Слайд 1Формирование коммуникативной компетенции учащихся
как основа преподавания литературы в
условиях внедрения ФГОС
УМК
Г.В. Москвина,
Н.Н. Пуряевой,
Е.Л. Ерохиной
Слайд 21. Что такое
коммуникативная компетенция
Слайд 3ключевая (универсальная, базовая) компетенция, обеспечивающая эффективное речевое поведение в различных
ситуациях
потенциальная характеристика «человека общающегося», успешно взаимодействующего с людьми
представляет собой комплекс
знаний и умений, необходимых для эффективной речевой деятельности
Коммуникативная компетенция
Слайд 4ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение
Смыслообразование
Ценностная и
морально-этическая
ориентация
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового
знания
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
ФГОС. Требования к
результатам освоения основной образовательной программы
Слайд 5языковая компетенция - владение системой сведений об изучаемом языке
речевая -
владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение
пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи
дискурсивная - способность к осознанному и целенаправленному порождению целостных речевых произведений и их смысловому восприятию
культуроведческая – способность учитывать социокультурные особенности общения в той или иной речевой ситуации
риторическая - способность создавать, произносить и рефлексировать авторско-адресный текст в соответствии с целью и ситуацией публичной речи
Структура коммуникативной компетенции
Слайд 7определять характер коммуникативной ситуации для выбора адекватных коммуникативных средств
выстраивать дискурс
в соответствии нормами и правилами, задаваемыми культурным контекстом коммуникации
владеть коммуникативной
рефлексией
оценивать коммуникативные практики и коммуникативную компетентность партнеров по общению
преодолевать коммуникативные шумы и барьеры коммуникации
Умения, входящие в структуру коммуникативной компетенции личности (по Д.П. Гавре)
Слайд 82. Литература как уникальный учебный предмет
Формирование коммуникативной компетенции
Слайд 9Ни одна ключевая компетенция, в т. ч. и коммуникативная, не
может быть сформирована в рамках одного предмета за короткий промежуток
времени
Наиболее эффективно овладение коммуникативной компетенцией осуществляется на базе интегративных курсов
Особенности формирования ключевых компетенций
Слайд 10Общая характеристика учебного предмета ЛИТЕРАТУРА
Как часть образовательной области «Филология» учебный
предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык».
Русская литература
является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков.
Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
ФГОС. Примерная программа
Слайд 11его освоение происходит в процессе осуществления всех видов речевой деятельности
(чтение, слушание, говорение, письмо);
предметом и средством обучения на уроке литературы
является текст;
коммуникативное пространство урока литературы представляет собой диалог разных видов: автора текста литературного произведения и ученика-читателя; автора текста учебника и ученика-читателя; ученика-учителя; ученика-ученика и т.д.;
текст художественного произведения включает «образцы» для анализа речевой ситуации, речевого поведения и пр.
Интегративность учебного предмета Литература
Слайд 12
Традиция выделять специальные уроки развития речи при изучении литературы
неэффективна
и противоречит сущности литературы как учебного предмета
Слайд 133. Методический аппарат УМК
Формирование коммуникативной компетенции
Слайд 14все задания решают задачу коммуникативного развития школьников
создаются условия для организации
всех видов речевой деятельности
Слайд 15задания перед каждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на его
осмысленное чтение и понимание;
вопросы, которые помогают выяснить, внимательно ли
учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание;
вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию;
Слайд 16вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение
воспринимать и интерпретировать поликодовый текст;
задания, развивающие речевые умения; особая роль
отведена словарной работе: выделение ключевых слов текста, их толкование, включение в активный словарь;
задания-проекты, задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать с разными источниками информации, ставить перед собой цели и определять пути их достижения;
Слайд 17специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу,
успешно участвовать в научном дискурсе;
творческие задания, выполняя которые можно
рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять тексты, выступать на сцене;
Слайд 18задания, выполняемые в паре: школьники учатся принимать совместное решение,
прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение;
коллективные задания
формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его – необходимое условие успешного решения учебных и жизненных задач;
рефлексивные задания позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации.
Слайд 19Способы организации
учебной деятельности
Все задания учебника позволяют организовать диалог на
уроке. Особо отметим задания, мотивирующие школьников к инициации диалогического общения
за пределами школы (Спроси у старших…).
Учитель по своему усмотрению (дополнительно к предусмотренному в УМК) может организовать выполнение задания в паре или группе, смоделировав таким образом дополнительные варианты речевого взаимодействия учащихся.
Хорошо, если на уроке будут использоваться элементы дискуссии, в таком случае учителю необходимо взять на себя роль коммуникативного лидера-ведущего, направлять речевое поведение участников и подвести итог обсуждению.
Слайд 20Сочинения по литературе
Сочинение по литературе следует рассматривать не как контрольную
работу, а как процесс обучения письменной речевой деятельности.
Не допускаем
поощрения сочинений, не соответствующих теме, неоправданно многословных, не содержащих конкретных тезисов, бездоказательных.
Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя.
Темами сочинений могут стать вопросы учебника (по выбору учителя). Если учитель посчитает целесообразным, уже в пятом классе можно предложить выбор самим учащимся: на какой вопрос учебника они хотели бы ответить письменно.
Слайд 21Все написанные учеником работы должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией
учителя.
Еще в 1837 году А. Ободовский в «Руководстве к
дидактике, или науке преподавания, составленном по Нимейеру» писал: «сколь ни полезно упражнять молодых людей в сочинении, но настоящая польза от того приобретается через критический разбор и поправку их сочинений».
Слайд 224. Учитель как коммуникативный лидер
Коммуникативная личность
учителя-словесника
Слайд 23Коммуникативное пространство школы
из относительно замкнутого, разворачивающегося во временнЫх рамках урока
и пространственных рамках школы, преобразуется в медиапространство.
Слайд 24Массив текстов, который адресован тем, кто находится за пределами школы
контент
школьного сайта
тексты выступлений учащихся на внешкольных научно-практических конференциях
выступления
учителей на семинарах различного уровня
публикации учителей в СМИ и др.
Слайд 25Учитель русского языка и литературы как языковая личность
наличие социально-культурных
и морально-волевых качеств, проявляющихся в профессиональной ответственности
за всё окружающее
его коммуникативное пространство, уровень речевой культуры всех участников образовательного процесса,
в первую очередь за качество собственных речевых произведений, являющихся образцом для подражания
Качественно новый уровень
коммуникативной активности
Слайд 26Сильная языковая личность
обладает высоким уровнем развития лингвистической, языковой, культурологической, риторической
и, что оказывается наиболее важным, личностной компетенции
Слайд 27Роль учителя русского языка и литературы приобретает ментальную сущность:
носителя
Слова
Развитие компетенций учителя-практика требует прежде всего формирования ценностей, убеждений нравственных
норм и принципов словесника как сильной языковой личности.
Личностная компетенция учителя определяется осознанием позиции «Я-словесник» как социально-коммуникативной ответственности за качество всех собственных текстов и текстов, порождаемых другими участниками образовательного процесса.