Разделы презентаций


Формирование начального детского лексикона (О.Е. Громова)

Содержание

Под начальным детским лексиконом следует понимать не просто перечень первых слов ребенка, количественно и качественно ограниченный рамками определенного возраста, а особую динамическую лексическую систему, которая формируется параллельно с развитием сознания ребенка. 

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Формирование начального детского лексикона (О.Е. Громова)
Подготовили: Дашкова Полина, Зелепукина Настя,

Богатикова Катя, Синельник Софья, Богомолова Катя, Никитина Христина, Знаменская Настя,

Добровольская Даша, Федоркова Ангелина, Крылова Ира.
Формирование начального детского лексикона (О.Е. Громова)Подготовили: Дашкова Полина, Зелепукина Настя, Богатикова Катя, Синельник Софья, Богомолова Катя, Никитина

Слайд 2Под начальным детским лексиконом следует понимать не просто перечень первых

слов ребенка, количественно и качественно ограниченный рамками определенного возраста, а

особую динамическую лексическую систему, которая формируется параллельно с развитием сознания ребенка. 

Под начальным детским лексиконом следует понимать не просто перечень первых слов ребенка, количественно и качественно ограниченный рамками

Слайд 3Характеристика начального детского лексикона
Начальный детский лексикон может быть охарактеризован через

закономерности его формирования.
1. Наличие лепетных комплексов в составе лексикона
2. Наличие

стандартного набора понятий.
3. Преобладание звукоподражательных слов.
4. Наличие протослов.
5. Тесная связь лексикона с практическим действием ребёнка.
6. Диссоциация в развитии активного и пассивного словаря ребёнка.

Характеристика начального детского лексиконаНачальный детский лексикон может быть охарактеризован через закономерности его формирования.1. Наличие лепетных комплексов в

Слайд 4ЛЕПЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
В начальном детском лексиконе особое место занимают лепетные комплексы.

По своему звуковому составу они сходны со словами. Но в

отличие от слов они не обладают ещё грамматическими значениями. Лепетный комплекс может служить словесным знаком тогда, когда он связывается с определёнными, повторяющимися ситуациями.

ЛЕПЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫВ начальном детском лексиконе особое место занимают лепетные комплексы. По своему звуковому составу они сходны со

Слайд 5СТАНДАРТНЫЙ НАБОР ПОНЯТИЙ
В начальном детском лексиконе существует определённый набор понятий,

которыми овладевают все дети, несмотря на индивидуальные различия между детьми.

Исследователи установили основные группы слов, появляющиеся в речи детей.
К ним относятся:
СТАНДАРТНЫЙ НАБОР ПОНЯТИЙВ начальном детском лексиконе существует определённый набор понятий, которыми овладевают все дети, несмотря на индивидуальные

Слайд 61. Окружающие ребенка лица
2. Птицы и животные
3. Природные явления
4. Игрушки
5.

Еда
6. Сон
7. Движение, прогулка
8. Одежда, обувь
9. Падение чего-нибудь
10. Исчезновение чего-нибудь
11.

Место

12. Оценки
13. Транспорт
14. Купание
15. Предметы в доме
16. Естественные потребности
17. Состояние
18. Некоторые действия и намерения
19. Согласие или отрицание
20. Этикетные фразы
21. Нельзя, осуждение за поступок

1. Окружающие ребенка лица2. Птицы и животные3. Природные явления4. Игрушки5. Еда6. Сон7. Движение, прогулка8. Одежда, обувь9. Падение

Слайд 8ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
В начальном детском лексиконе преобладают звукоподражательные слова (би-би, ав-ав,

му-му). Такие слова называются ономатопея. Звукоподражательные слова доступны детям и

в произношении, и в осмыслении. Они тесно связаны с конкретными живыми и неживыми предметами, с конкретными действиями детей. Постепенно дети переходят к употреблению нормативных слов. Но ещё определённое время в их речи мирно сосуществуют и звукоподражательные слова, и нормативные слова.
ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВАВ начальном детском лексиконе преобладают звукоподражательные слова (би-би, ав-ав, му-му). Такие слова называются ономатопея. Звукоподражательные слова

Слайд 9ПРОТОСЛОВА
Протослова – это слова, которые дети изобретают сами. В строгом

смысле это не слова, а звукокомплексы. Они являются переходными от

лепета к словесной речи. Однако постоянство звуковой оболочки и постоянство смысла у таких звукокомплексов позволяет относить их к словесным знакам. КЫХ – открыть, ГРРР – движение. Для обозначения подобных слов в специальную литературу был введён термин «вокабула».
ПРОТОСЛОВАПротослова – это слова, которые дети изобретают сами. В строгом смысле это не слова, а звукокомплексы. Они

Слайд 10Встречаются в речи детей и такие звукокомплексы, которые по вешнему

облику напоминают слова, но в отличие от протослов не имеют

постоянного смысла. Они обозначают разные предметы в разных ситуациях. Эти комплексы позволяют ребёнку участвовать в коммуникации при том, что у них в лексиконе недостаточно слов для общения, а поговорить хочется. ПУМПА, ДАКА.

Встречаются в речи детей и такие звукокомплексы, которые по вешнему облику напоминают слова, но в отличие от

Слайд 11СВЯЗЬ ЛЕКСИКОНА С ПРАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЕМ
Необходимо отметить, что начальный детский лексикон

тесно связан с практическими действиями детей. У них возникает необходимость

номинации (называния ) явления, предмета, признака, действия в процессе коммуникации. Не всё из этого списка дети могут показать, указать рукой, определить жестом. Поэтому им приходится пользоваться словами.

СВЯЗЬ ЛЕКСИКОНА С ПРАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЕМНеобходимо отметить, что начальный детский лексикон тесно связан с практическими действиями детей. У

Слайд 12ДИССОЦИАЦИЯ
Диссоциация (нарушение содружества) в развитии активного словаря (того, которым ребёнок

активно пользуется) и пассивного словаря (того, который доступен пониманию, но

не актуализируется в данный момент) заключается в том, что активный словарь увеличивается скачкообразно, а пассивный словарь пополняется достаточно плавно.
ДИССОЦИАЦИЯДиссоциация (нарушение содружества) в развитии активного словаря (того, которым ребёнок активно пользуется) и пассивного словаря (того, который

Слайд 13В активный лексикон слово попадает, когда ребёнок может начать употреблять

его в спонтанной речи, только после короткой, а иногда и

после длительной стадии пребывания этого слова в пассивном лексиконе. По объёму пассивный словарь в несколько раз превышает активный словарь. Перевод слова из пассивного лексикона в активный называется актуализацией.
В активный лексикон слово попадает, когда ребёнок может начать употреблять его в спонтанной речи, только после короткой,

Слайд 14Наиболее значимыми показателями начального детского лексикона являются:
•количественный и качественный состав

пассивного словарного запаса ребенка;
• процентное соотношение между первыми словами и

объемом пассивного словаря по каждой из основных словарных групп;
• наличие в окружающей ребенка обстановке ситуации, однозначно требующей номинации явления или предмета в соответствии с коммуникативными потребностями ;
• частотность ситуации, в которой это слово следует употреблять.

Наиболее значимыми показателями начального детского лексикона являются:•количественный и качественный состав пассивного словарного запаса ребенка;• процентное соотношение между

Слайд 151. При выраженных дизонтогенетических отклонениях в развитии речи по типу

ОНР (ОНР, группа риска)
Предметный словарь — показателем дизонтогенеза речевого

развития является:
• отсутствие или крайне низкое наполнение активного словаря в лексических группах — имена животных, транспорт, игрушки, продукты питания, одежда, режимные моменты; при этом лексическая группа «люди» в большинстве случаев формируется на уровне, достаточном для осуществления примитивной вербальной коммуникации с близкими;
• пассивный словарь — на уровне детей младшего возраста или сверстников.

1. При выраженных дизонтогенетических отклонениях в развитии речи по типу ОНР (ОНР, группа риска)  Предметный словарь

Слайд 16Глагольный и адъективный (слова-определения) словарь:

• активный словарь практически

отсутствует;
• в пассивном словаре выявляется существенная разница в

понимании значений глаголов по сравнению со значениями прилагательных (дети значительно лучше усваивали значения глаголов, чем значения прилагательных).

Глагольный и адъективный (слова-определения) словарь:  • активный словарь практически отсутствует;  • в пассивном словаре выявляется

Слайд 17 Местоимения — позднее формирование всей группы местоименных слов

в целом, при выраженном преимуществе в активном употреблении личных местоимений

по сравнению с указательными местоимениями.
Вопросительные слова — отсутствие понимания вопросительных слов, неумение адекватно реагировать на так называемые «вопросы без вопросительного слова», т.е. на вопросы, оформленные собеседником без вопросительного слова, только с помощью вопросительной интонации, которые, как правило, хорошо понятны маленьким детям.

Местоимения — позднее формирование всей группы местоименных слов в целом, при выраженном преимуществе в активном

Слайд 182. При задержке речевого развития
Предметный словарь:
• активный словарь

— спонтанная речь ребенка изобилует звуко­подражательными возгласами и облегченными словами,

преимущественно относящимися к названиям животных, а также к некоторым режимным моментам (приветствия, прощания, выражение согласия-несогласия). При этом дети очень часто дополняют свою речь жестами и выразительной мимикой. Ребенок хорошо называет всех близких, знает и употребляет лексику, регулирующую основные режимные моменты его жизни;
• пассивный словарь — понимание слов из лексических групп «транспорт», «одежда», «еда» и т.д. соответствует возрастным показателям у говорящих детей.

2. При задержке речевого развития Предметный словарь:  • активный словарь — спонтанная речь ребенка изобилует звуко­подражательными

Слайд 19Глагольный и адъективный словарь:

• активный словарь — ребенок активно

употребляет многие глаголы в виде звукоподражательных слов, понимает основные прилагательные,

обслуживающие его жизненные потребности, и начинает устойчиво употреблять их в виде облегченных слов в нужных ситуациях;
• пассивный словарь — наполнение словаря соответствует возрастным показателям у сверстников.

Глагольный и адъективный словарь: • активный словарь — ребенок активно употребляет многие глаголы в виде звукоподражательных слов,

Слайд 20 Местоимения — чаще всего в словаре у ребенка

уже присутствуют личные и притяжательные местоимения, указательные местоимения еще могут

заменяться жестами и возгласами.
Вопросительные слова — хорошее понимание вопросов, заданных со словом «где?».
Местоимения — чаще всего в словаре у ребенка уже присутствуют личные и притяжательные местоимения, указательные

Слайд 21Настораживающими факторами неблагополучия в речевом развитии являются:
— чрезмерное количество звукоподражательных

слов у ребенка старше 18 месяцев (1г.6 мес.) при практически

полном отсутствии с его стороны попыток имитации «взрослых» слов,
— обилие многочисленных недифференцированных жестов, носящих не коммуникативную, а агрессивную направленность,
— навязчивые требования недоступного предмета с помощью нечленораздельного мычания, плача.
Настораживающими факторами неблагополучия в речевом развитии являются:— чрезмерное количество звукоподражательных слов у ребенка старше 18 месяцев (1г.6

Слайд 22СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика