Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ (СОИ)
Слайд 2Организация = система
организация =
«сознательно координируемое социальное образование с определенными
границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели
или целей»
«группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей».
Организация
(внутреннее состояние)
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ
Слайд 3Факторы внешней среды
прямого воздействия
поставщики различных ресурсов, необходимых для работы
организации (материалов и энергии)
возможности привлечения капитала,
трудовые ресурсы, уровень квалификации
этой рабочей силы.
потребители продукции организации
конкуренты.
сфера законодательства по профилю организации.
косвенного характера
Слайд 4Факторы внешней среды
прямого воздействия
косвенного характера:
уровень технологии, рассматриваемый при
оценке соотношения технологической вооруженности организации и ее окружения,
общее состояние
экономики страны и региона.
социокультурные и политические факторы, международная обстановка.
Слайд 5Внутренние условия функционирования организации
Цели и задачи
структура
технологии - определенный
тип переработки сырья в конечный продукт
Ресурсы:
Материальные
Энергетические
Финансовые,
Интеллектуальные
Информационные
Коммуникации
Слайд 6СОИ
Сфера обработки информации (СОИ*) связана с основной деятельностью организации и
является структурой, обеспечивающей эту деятельность.
_________
* =ИТ-Инфраструктура, ИТ-отдел
Слайд 7Типовые стадии процесса внедрения СОИ
Инициирование
Распространение
Контроль и управление
Интеграция
Ориентирование
данных
Зрелость
Слайд 8Типовые стадии процесса внедрения СОИ
Инициирование
Предприятие достигает критического состояния, при
котором оправдано применение ЭВМ, причем экономия затрат выступает на первый
план.
Пользователи относятся к ОИ пока еще сдержанно, эксперты по ОИ определяют еще недостаточно формализованные подходы.
ОИ чаще всего подчиняется той инстанции, которая ее вводила.
ПРИМЕРЫ??????
Распространение
Контроль и управление
Интеграция
Ориентирование данных
Зрелость
Слайд 9Типовые стадии процесса внедрения СОИ
Инициирование
Распространение
Спрос на прикладные системы и
компьютерные услуги растет, быстро растут бюджет сферы ОИ, мощность техники
и число персонала.
Производительность систем ОИ еще не исчисляется.
Планирование и контроль ОИ пока слабо выражены.
ПРИМЕРЫ??????
Контроль и управление
Интеграция
Ориентирование данных
Зрелость
Слайд 10Типовые стадии процесса внедрения СОИ
Инициирование
Распространение
Контроль и управление
Экспансия бюджета
сферы ОИ остановлена руководством, разработаны методы анализа затрат и получаемого
эффекта, введена система расчетов.
Укрепляются позиции планирования, стандартизации и контроля
ПРИМЕРЫ?
Интеграция
Ориентирование данных
Зрелость
Слайд 11Типовые стадии процесса внедрения СОИ
Инициирование
Распространение
Контроль и управление
Интеграция
Интеграция
все новых ИТ, особенно банков данных, совершенствование систем планирования и
контроля, целенаправленные решения по вопросам централизации/децент-рализации ОИ.
ОИ осознается подразделениями как полезная услуга.
ПРИМЕРЫ???
Ориентирование данных
Зрелость
Слайд 12Типовые стадии процесса внедрения СОИ
Инициирование
Распространение
Контроль и управление
Интеграция
Ориентирование
данных
Данные рассматриваются как ресурс предприятия, они единым образом планируются и
управляются.
Интегрированные приложения ОИ получают доступ к данным регулярным образом.
Производственные подразделения в растущей степени принимают на себя ответственность за использование ресурсов ОИ.
Зрелость
Слайд 13Типовые стадии процесса внедрения СОИ
Инициирование
Распространение
Контроль и управление
Интеграция
Ориентирование
данных
Зрелость
ОИ согласована с задачами менеджмента и полностью поддерживает реализацию
стратегий предприятия.
Слайд 14Задачи подразделения ОИ на предприятии.
Стратегические задачи
Описывают роль ОИ на
предприятии с позиций современности и будущего,
Включают формирование целей и
стратегий,
стратегическое планирование информационной структуры предприятия.
Тактические задачи
детализируют стратегические планы
включают мероприятия по сохранению определенных на стратегическом уровне качеств и эффективности информационной структуры.
Оперативные задачи
реализация планов в сфере ОИ, включая реакции на возникающие возмущения.
Слайд 15Централизация и децентрализация СОИ
Децентрализация
Пространственная: опирается на физические места расположения
технологических комплексов, на которых выполняется ОИ.
Технологическая: охватывает уровни технических средств
и сетей, распределенные системные программные средства и распределенные данные.
Организационная: осуществляется распределение задач ОИ и ответственности за их результаты.
Слайд 16структурные особенности децентрализованной технической среды ИС
ЛВС
Телекоммуникационные сети предприятия
Корпоративные сети
и сети общего пользования
Слайд 17«ЗА» централизацию
облегчение процесса подготовки информации для руководства,
более оперативный и
глубокий доступ ко всем имеющимся данным и инструментальным средствам,
возможность
оперативного, эффективного и глубокого анализа деятельности;
хорошее согласование с глобальными для предприятия приложениями, выходящими за рамки предприятия и использующими внешние данные и связи;
децентрализация может нарушить единство и стандартизацию в сфере ОИ из-за автономности подразделений в этих вопросах.
возможности применения более совершенных средств, повышения уровня технологической культуры, интеграции «ноу-хау (в случае децентрализации предприятие опирается на менее мощную технологическую базу, к тому же в таких условиях от специалиста по ОИ требуются дополнительные и достаточно глубокие знания в соответствующей предметной области.)
Слайд 18«ЗА» децентрализацию
не требуется значительных усилий, мероприятий и средств для обеспечения
защищенности систем, снижается риск, в том числе риск тотального разрушения
системы;
сокращается время реакции на ситуацию по локальным приложениям и уменьшаются по сравнению с централизованными системами организационные потери из-за несогласованности между подсистемами;
усиливается заинтересованность подразделений в результатах работы тех элементов систем ОИ, которые обеспечивают деятельность этих подразделений, их организационную и технологическую автономность, а также повышается ответственность в вопросах ОИ; однако в силу определенной чужеродности эти не свойственные основному производству функции могут их дополнительно существенно нагрузить.
Слайд 19Централизация или Децентрализация?
Отношение
«цена/производительность»
у малых вычислителей лучше, чем у больших,
но степень использования ресурсов при централизации выше.
Слайд 20Personal Computing
индивидуальная обработка данных (ИОД)
- особая версия организационной, технологической и
пространственной децентрализации
Слайд 21ЦЕЛИ использования ИОД в ИС
обеспечивается разгрузка профессиональных разработчиков прикладных систем
более высокие эффективность и гибкость в предметной области,
более глубокое
проникновения ОИ на предприятии.
в приложениях с краткой продолжительностью жизни ИОД практически всегда улучшает отношение «затраты/польза»,
вызывает стимул к процессам обучения, усиление ответственности конечных пользователей и общее положительное влияние на отношение к ОИ.
Слайд 22Когда использовать ИОД?
сложность и трудоемкость разработки невысоки;
предполагаемая продолжительность жизни приложения
измеряется скорее месяцами, чем годами;
число пользователей мало и частота обращений
невелика;
объем данных ограничен, обратное воздействие на центральные базы в виде изменений данных в них не имеет места;
нет возможности и потребности многократного применения данного элемента ИС для всей планируемой прикладной системы или ее частей;
активные и постоянные контакты с другими прикладными системами не существуют или ими можно пренебречь;
требования по сохранности и защите данных невысоки.
Слайд 23Информационный центр. Задачи
управление ИОД через стандартизацию в пределах предприятия в
области:
выбора приложений и ограничений;
оценки доступных программных и технических средств;
обеспечения менеджмента данных;
определения принципов разработки ИОД, методики проектирования, анализ отношения «затраты/польза» и т.д.;
сервиса ИЦ для конечных пользователей;
расчета производительности ИЦ
Слайд 24Информационный центр. Задачи
сервис для конечных пользователей
консультации при выборе подходящих для
ИОД приложений, технических и программных средств;
поддержка при приобретении, инсталляции
и обслуживании технических и программных средств, расходных материалов;
обучение обслуживанию технических средств, применению программных средств и методам работы;
подготовка копий центральных баз данных; консультации при возникающих проблемах);
Слайд 25Информационный центр. Задачи
активный маркетинг для расширения ИОД:
опека пилотных проектов,
публикация
успехов и достижений,
организация обмена опытом конечных пользователей;
административные задачи
наблюдение рынка
и централизованное приобретение технических и программных средств;
обучение;
выявление расходов и их расчет;
формирование, повышение квалификации и использование персонала ИЦ;
координация ИЦ и традиционной ОИ.
Слайд 26 Организация обработки информации на крупном предприятии (>20)
Слайд 27 Организация обработки информации на среднем предприятии (>6)
Слайд 28 Организация обработки информации на мелком предприятии. (
Слайд 29Подчиненность в СОИ*
децентрализация
Слайд 30Матричное подчинение
= «двойное» подчинение
функционально
дисциплинарно
дисциплинарно
Слайд 31Внешнее подчинение
придание юридической самостоятельности (статуса юридического лица) сфере ОИ и
передача задач обработки информации, таким образом, как бы другому, дочернему
предприятию.
Проблемы
Организационные
Ценообразование
Юрид. регулирование контрагентских отношений
«Аутсорсинг» - компания заключает контракт с фирмой, которая отныне несет ответственность за определенную функцию.
Слайд 32Тенденции развития ОИ в рамках учреждения
КИС
Дальнейшая децентрализация
Решение проблем
Технологического перевооружения для
старых предприятий
Отсутствия опыта информатизации и не эффективных решений для новых
предприятий