Слайд 1Формирование речевого дыхания у заикающихся
Работу выполнила студентка ИПП, ДФ-32 Кислицына
Слайд 2Этапы
1) Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и
формирование длительного выдоха через рот).
2) Формирование длительного фонационного выдоха.
3) Формирование
речевого выдоха.
Слайд 31 этап – постановка диафрагмально-реберного дыхания
Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают
в положении лежа. Оптимально, чтобы постановка диафрагмального дыхания проводилась на
фоне мышечного расслабления. Как правило, в этот период заикающиеся уже знакомы с элементами релаксации.
Слайд 4Методические указания
1. Не фиксировать внимание на процессе вдоха и
выдоха.
2. Дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок
непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Слайд 53. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением
двух основных движений: руки из положения “в стороны” движутся “кпереди”
с обхватом грудной клетки, или из положения “вверху” движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.
4. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.
Слайд 6Упражнения
Задуй свечку
Дети держат полоски бумаги на расстоянии
около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо
подуть на “свечу” так, чтобы пламя “свечи” отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на “свечу”.
Слайд 7Ворона
Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно
опуская руки и приседая, дети произносят протяжно “К-а-а-а-р”. Логопед хвалит
тех “ворон”, которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Слайд 8Подростки и взрослые
Тренировка начинается в положении лежа на спине.
Предлагается расслабиться. Ладонь одной руки кладется на область диафрагмы. Обращается
внимание на движения передней стенки живота при естественном вдохе и выдохе. При вдохе рука поднимается, при выдохе рука опускается, соответственно движению передней стенки живота.
Слайд 9После того, как натренировано движение диафрагмы в положении лежа, надо
повторить то же упражнение в положении стоя: положить руку на
область диафрагмы и сделать вдох, рука должна ощутить то же движение, что и в положении лежа.
Слайд 10Упражнения
1. Выдох под мысленный счет (вдох на счет 1-2-3;
выдох: 4-5-6-7-8 до 15).
2. Произнесение на выдох щелевых звуков (с,
ш, ф и др.), контролируя длительность выдоха секундомером.
3. “Прокатить выдохом” воображаемый ватный шарик по длине всей руки и пр. Силу диафрагмального выдоха можно тренировать в упражнениях типа: “Задуй пламя свечи” и др.
Слайд 11В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания надо тренировать при выполнении физических
упражнений (ходьба, наклоны и повороты туловища и пр.).
Небезуспешно используется в
работе над постановкой диафрагмального дыхания парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой
Слайд 13Ошибки!!!
Чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха.
Фиксацией внимания заикающихся на
акте вдоха и другими осложнениями.
Слайд 142 этап - развитие длительного фонационного выдоха
Тренировка фонационного выдоха начинается
с длительного звучания гласных.
После того как заикающиеся освоят длительное произнесение
одного гласного на выдохе, предлагается произнести слитно сочетание их двух гласных на одном выдохе А______ О______.
Постепенно наращивается количество гласных звуков, произносимых на одном выдохе в следующем порядке: А — О — У — И
Слайд 15Данный этап работы может проводиться уже в период молчания или
охранительного речевого режима.
Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих
упражнений заикающийся может контролировать ладонью, положенной на область диафрагмы.
Слайд 16Значительно успешнее развивается фонационное дыхание как у детей, так и
у взрослых, при использовании компьютерных программ “Видимая речь”.
Слайд 17модуль “Наличие звука”
Анимационная картинка меняется при любой речевой активности в
микрофон. Заставка с изображением собаки оживает при длительном речевом выдохе,
который можно измерить, зафиксировать а также прослушать, если это голосовое упражнение.
Слайд 18Модуль “Громкость”
предназначен для контроля и отработки громкости речевой активности. Чем
громче речевая активность пациента, тем больше шар у мальчика на
экране монитора. Заданный образец громкости можно визуально зафиксировать на экране и построить упражнение по принципу достижения необходимого предела громкости.
Слайд 19Модуль “Громкость и голос”
позволяет увидеть момент включения голоса в речевом
упражнении. С помощью этого модуля можно эффективно работать над дифференциацией
звонких и глухих согласных. Платок на шее медвежонка окрашивается в зеленый цвет при выговоре глухих согласных, а при произнесении звонких – в красный. В программе “Видимая речь” целых три модуля посвящены отслеживанию момента включения голоса.
Слайд 20Модуль “Звонкость”
предназначен для отработки голосовых включений в различных упражнениях, в
составе слова и фразы. При записи образца упражнения логопед проводит
анимационный объект (бабочка) по экрану, который поднимается и опускается в такт голосовым включениям. Затем, одним нажатием клавиши, записанный путь превращается в серию препятствий, ограничивающих движения бабочки. Пациенту предлагается повторить путь бабочки, управляя голосом ее полетом.
Слайд 21Модуль "Включение голоса"
предназначен для отработки слоговой структуры слова, организации ритмических
упражнений, тренировки произношения. Паровозик продвигается вперед по дороге только в
момент включения голоса. Отслеживаются взрывные и фрикативные звуки. Этот модуль хорошо себя зарекомендовал в работе над призвуками у слабослышащих пациентов, в работе над быстрыми моторными схемами при алалии.
Слайд 22Модуль “Высота”
позволяет увидеть частотные характеристики речи, измерить их с целью
использования в других модулях программы. Помогает сориентировать пациента в тембральных
характеристиках голоса, выбрать приемлимый тембральный диапазон. Эффективен при работе с ринолалией, дефектах связок, со слабослышащими, дисфониях.
Слайд 23Модуль “Высотные упражнения”
позволяет организовать вокальные упражнения, развивающие связочный аппарат, упражнения
в координации модуляций голоса. В модуле выстраиваются упражнения, в которых
необходимо провести анимационный объект, в данном случае это младенец, из левой части экрана в правую, используя при этом вокальные характеристики голоса. По ходу движения необходимо собирать мишени и огибать препятствия, которые можно расставлять произвольно, тем самым усложняя или упрощая задание.
Слайд 24Модуль “Автоматизация фонемы”
позволяет отработать фонему по принципу достижения качества произношения.
Записанная заранее как образец фонема предлагается ребенку для отработки способом
“повтори так же”. При этом организуется игровая ситуация в которой “фермер” взбирается по лестнице и сбрасывает апельсин только в том случае, если звук произносимый пациентом совпадает с образцом. Как и в других модулях имеется четыре варианта анимационной заставки. Модуль очень эффективен при постановке звуков в сочетании работы у зеркала с работой в этом модуле.
Слайд 25Модуль “Цепочки фонем”
как и предыдущий модуль позволяет работать с фонемой,
но не с одной, а целой цепочкой из четырех фонем.
Принцип организации игрового задания заключается в следующем: проговаривая фонему за фонемой необходимо провести пеликана к ведерку с рыбой. Пеликан перелетает со столба на столб только при правильном звуке пациента. В большинстве упражнений имеется и анимационный финал, и звуковое сопровождение, поощряющие работу пациента.
Слайд 26Модуль «Дифференциация двух фонем»
позволяет вести работу по дифференциации смешиваемых в
произношении фонем с помощью игрового задания, в котором пациенту необходимо
корректировать голосом направление движения велосипедиста. Необходимо объезжать препятствия по пути следования, проговаривая заданные фонемы. При этом велосипедист меняет направление движения в сторону проговариваемой фонемы.
Слайд 27Модуль «Дифференциация четырех фонем»
позволяет вести аналогичную работу по дифференциации сразу
четырех фонем. Сущность игрового задания при этом следующая. Пациенту необходимо
провести объект по лабиринту проговаривая заданные фонемы. Стенки лабиринта ограничивают коридор произношения. Логопед может варьировать расстояние между стенками коридора и, таким образом, постепенно добиваться точности произношения дифференцируемых звуков.
Слайд 28Модуль “Спектр высоты и громкости во фразе”
не имеет игрового сюжета,
однако позволяет работать со спектром отдельных звуков, слогов, слов и
фраз по принципу “повтори так же” На экране представлен визуальный график записанного речевого промежутка образцового и рабочего, для пациента. Вы можете отрабатывать слова и фразы, записывая достижения пациента от занятия к занятию, сохранять лучшие попытки как образцы, представлять отдельные характеристики речи в виде разноцветных и трехмерных графиков.
Слайд 29Модуль “Спектр звука”
позволяет работать со спектром отдельных звуков. Сочетая работу
перед зеркалом и работу в этом модуле, можно очень быстро
добиться результатов даже в работе с тяжелой речевой патологией. Произнося какой либо звук, можно видеть на экране его спектр, зафиксировать разным цветом в виде плавной кривой линии и работать над произношением, совмещая образцовый график логопеда с графиком пациента. Используя разные цвета графиков, можно работать одновременно над несколькими звуками.
Слайд 303 этап – формирование речевого выдоха.
В упражнения вводятся слоги, слова,
фразы.
Слайд 31Особенности
У заикающихся с невротической формой речевой патологии быстро
восстанавливается координация между механизмом дыхания и фонации.
При неврозоподобном заикании координаторные
взаимоотношения между работой голосового аппарата и дыханием формируются с трудом.
Слайд 32Белякова Л.И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по
специальности «Логопедия» - М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.
[электронный ресурс] – режим доступа - http://pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-39.shtml#book_page_top