Слайд 1Формирование УУД:
учебные ситуации, типовые задачи, учебное сотрудничество
Слайд 2
Методологической основой формирования УУД являлется системно-деятельностный подход
Слайд 3Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Как
учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?
ценности
образования
Чему учить?
обновление
содержания
Системно-деятельностный подход
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Основной результат
– развитие личности ребенка
на основе учебной деятельности
формирование универсальных способов действий
Слайд 4чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность
Обучение рассматривается как
специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность
– выполняет учебные действия на материале учебного предмета, и в ходе психологического процесса интериоризации («вращивания») эти внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие).
Слайд 5Структура деятельности:
мотивация
целеполагание
деятельность
результат
Оценивание, рефлексия
Зона актуального развития
Зона ближайшего развития
потребность
Слайд 6Как испечь печенье?
Зона актуального и
ближайшего развития
Папа, как ты печешь печенье?
Тебе надо…
обучаемый
родители
Как Вы печете печенье?
Тебе
надо…
обучаемый
учитель
Как ты печешь печенье?
Тебе надо…
обучаемый
друг
Надо взять…
обучаемый
компьютер
Как печь печенье?
Теперь я знаю как печь печенье!
Слайд 7Овладение системой учебных действий
с изучаемым учебным материалом
Способность к решению
учебно-познавательных и
учебно-практических
задач
Деятельностный подход:
следствие для системы оценки
(в отличие от прежней установки
на проверку освоения
«обязательного минимума содержания образования»)
Слайд 8УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Слайд 9- это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию
и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
-
совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Универсальные учебные действия (УУД)
Слайд 10Условия формирования УУД
определение функций и содержания УУД
определение круга учебных предметов,
адекватных психологическому содержанию конкретного вида УУД и определение соответствующей формы
УД;
организация полной ориентировочной основы универсального учебного действия с учетом предметного содержания учебной дисциплины;
организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения;
Подбор, разработка системы задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психлологичвеские типы (П.Я.Гальперин), выполнение которых обеспечит формирование универсальных действий.
Слайд 11Функции универсальных учебных действий
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства
и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Слайд 12 Определение связей каждого универсального учебного действия с предметной дисциплиной.
Выделить учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД.
Определить
конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине.
Слайд 14 Организация поэтапной отработки универсальных учебных действий, обеспечивающей переход:
- от
выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме
выполнения действия,
- от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.
Слайд 15Универсальные учебные действия
Личностные
самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
смыслообразование
(мотивация, границы собственного знания и «незнания»)
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение
моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)
Регулятивные
управление своей деятельностью
контроль и коррекция
инициативность и самостоятельность
Познавательные
работа с информацией
работа с учебными моделями
использование знако-символических средств, общих схем решения
выполнение логических операций
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации,
установления аналогий
подведения под понятие
Коммуникативные
речевая деятельность
навыки сотрудничества
Слайд 16
УУД
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Уроки
Внеурочная деятельность
Организация форм учебного сотрудничества:
Решение типовых задач
Создание учебных ситуаций
Применение СОТ:
Рефлексия
Тренинги
Приемы
доказательства
Разновозрастное сотрудничество
Дискуссии
Совместная деятельность
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Метод
исследования
Метод проектов
Проблемное обучение
ИК технологии
Уровневая дифференциация
Слайд 17
Технологии развития УУД
Условия и средства формирования УУД
Слайд 19Формы организации учебной деятельности
Деловые игры
Исследования
Практикумы
Самостоятельная поисковая работа
Работа с различными
источниками информации
Проведение эксперимента
Эксперименты
Работа с учебными моделями
Слайд 20ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
(ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ
проблемных ситуаций)
Базовые образовательные
технологии
Между обучением и психическим
развитием человека всегда
стоит его деятельность
образовательная задача
состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Слайд 21Базовые образовательные
технологии
ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Триада:
замысел-
-реализация-
-продукт
Слайд 22ИНФОРМАЦИОННЫЕ И
КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Базовые образовательные
технологии
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
открытое (но контролируемое)
пространство
информационных источников,
информационная поддержка учебного процесса,
Слайд 23Исследовательская деятельность
Базовые образовательные
технологии
Развиваются умения ставить проблему,
формулировать гипотезу, применять
методы исследования
(наблюдения, опыт, эксперимент, опрос, сравнение, анализ ит.д),
Умение презентовать
полученные результаты.
Слайд 24Технология дискуссий
Базовые образовательные
технологии
Развиваются коммуникативные умения: высказывать мнение,
слушать других,
вести диалог, аргументировать свою точку зрения)
Слайд 25Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Базовые образовательные
технологии
Развиваются
коммуникативные умения,
умения работать с информацией
Слайд 26УРОВНЕВАЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Базовые образовательные
технологии
Основные принципы:
открытость системы требований,
предъявление образцов деятельности,
посильность базового уровня, обязательность
его освоения всеми уч-ся,
добровольность в освоении повышенных уровней требований,
работа
с группами «подвижного» состава,
накопительная система оценивания.
Основа:
дифференциация требований
к уровню освоения, явное выделение
базового и повышенных уровней
Слайд 27Учебная ситуация
– это такая особая единица учебного процесса, в
которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют
его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Слайд 28Способы перевода учебной задачи в учебную ситуацию
продумать содержание учебной задачи,
продумать и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие
условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения
Слайд 29
Учебная задача
Учебная ситуация
Мотивация
Слайд 30Учебные ситуации:
предметном
надпредметном
Построены на содержании
Типология учебных ситуаций:
Ситуация - проблема
Ситуация - иллюстрация
Ситуация
- оценка
Ситуация - тренинг
Слайд 31Ситуация - проблема
Современное телевидение и сеть Интернет переполнены информацией. Как
вы считаете, каких передач и сериалов не хватает сегодня на
ТВ и в Интернет? Придумайте названия этим передачам и сериалам.
Обществознание , 7 класс
Слайд 32Ситуация - иллюстрация
А.И.Кравченко
Обществознание, 8 класс
Тема «Конфликты в обществе»
- Как характеризует
иллюстрация суть конфликта?
Слайд 33Ситуация - иллюстрация
Просмотр видеофрагмента из кинофильма «Троя».
Определите историческую ошибку во
фрагменте.
История Древнего мира, 5 класс.
Слайд 34Ситуация - оценка
Ребята составляли список проектов, принять участие в которых
будет интересно и полезно всему классу. Чтобы выбрать темы для
совместной работы, они решили начать с обсуждения тех работ, которые каждый из них выполнил самостоятельно. Учитель просил всех внимательно прослушать презентацию каждой работы и высказать свое мнение об этой работе, придерживаясь следующих правил.
Сначала обязательно отметить достоинства выполненной работы.
Затем задать один вопрос по содержанию или результатам работы.
В заключение сказать, можно ли чем-то дополнить или продолжить начатую работу, подходит ли эта тема для совместной работы.
Придерживаясь установленных правил, выскажи свое мнение о работе Игоря на тему «Зачем нужны гласные?».
И у меня, и у многих моих одноклассников много орфографических ошибок.
Я решил разобраться, что это за ошибки и откуда они берутся.
Я проанализировал наши письменные работы и установил, что бóльшая часть ошибок приходится
на буквы гласных. Но в одной книге я прочитал, что многие народы древности писали без букв гласных.
И я подумал, что если мы на письме будем опускать гласные, мы сократим ошибки и потратим
высвободившееся от изучения правил правописания время на что-нибудь более интересное.
Но возникает вопрос: а можно ли понять текст, если слова писать без букв гласных?
Я попробовал переписать несколько текстов, опуская гласные, а потом прочитать их снова.
Полученные мной результаты говорят: понять можно чуть более половины текста, так как,
если убрать буквы гласных, многие слова будут писаться одинаково, кроме того, сложно расшифровать
слова, в которых гласных больше, чем согласных.
Поэтому вот вывод, который я сделал: в русском языке на письме не обойтись без букв гласных,
а значит, придется учить их правописание.
Слайд 35Образец правильного ответа: высказывание представляет собой связный текст, содержащий следующие
элементы:
а) дан один положительный комментарий и приведена аргументация, например: «Работа
Игоря мне очень понравилась, он выбрал важную тему: мы действительно делаем много ошибок на безударные гласные или Работа Игоря мне очень понравилась. Он предложил интересный способ проверки возникшей у него идеи;
б) задан один вопрос, например, на уточнение понимания: «А какие тексты ты переписал, опустив гласные?»;
в) высказано суждение, подходит или не подходит эта тема для совместной работы, можно ли ее дополнить или продолжить, и приведен хотя бы один аргумент в защиту своей позиции, например: «Эта тема для совместной работы не подходит, Игорь уже все сделал. Но я могу предложить другую тему – проверить, для чего нужно изучать правописание непроизносимых согласных».
Ситуация - оценка
Русский язык, 4 класс
Слайд 36Ситуация - тренинг
Берем интервью у героя
После прочтения книги учащиеся берут
интервью у друг друга. Один партнер задает герою книги вопросы,
а другой отвечает от имени героя.
Учащиеся ведут интервью в соответствующей манере и успешно изображают героя рассказа.
Русский язык, 4 класс
работа с печатным текстом
Слайд 37Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся
с учетом
– возраста ребенка,
– специфики учебного предмета ( учебная ситуация
в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений),
– меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя),
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Слайд 39Создание учебной ситуации предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания
узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что
именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия (как после их завершения, так и по ходу)
Слайд 40Типовые задачи
Личностные универсальные учебные действия:
— на личностное самоопределение;
— на развитие Я-концепции;
— на смыслообразование;
— на
мотивацию;
— на нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— на учёт позиции партнёра;
— на организацию
и осуществление сотрудничества;
— на передачу информации и отображению предметного содержания;
— тренинги коммуникативных навыков;
— ролевые игры;
— групповые игры.
Познавательные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия:
— задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
— задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
— задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
— задачи на смысловое чтение.
— на планирование;
— на рефлексию;
— на ориентировку в ситуации;
— на прогнозирование;
— на целеполагание;
— на оценивание;
— на принятие решения;
— на самоконтроль;
— на коррекцию.
Слайд 41Развитие регулятивных УУД через учебные задания:
Индивидуальные
ведение читательских дневников,
дневников самонаблюдений,
дневников наблюдений за природными явлениями;
Групповые
подготовка спортивного праздника (концерта, выставки поделок
и т. п.) для младших школьников;
подготовка материалов для внутришкольного сайта (стенгазеты, выставки и т. д.);
выполнение различных творческих работ, предусматривающих сбор и обработку
информации, подготовку предварительного наброска, черновой и окончательной
версий, обсуждение и презентации: написание сочинения, подготовка
сценария и создание видеоклипа, создание компьютерной анимации,
создание макета объекта с заданными свойствами, проведение различных
опросов с последующей обработкой данных и т. П.
Слайд 42Задание «Любимые передачи»
Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование на примере
изучения любимых телевизионных передач учащихся класса (группы).
Возраст: 13-15 лет
Учебные дисциплины:
литература (другие предметы социально-гуманитарного цикла)
Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.
Описание задания: перед учащимися ставится задача исследовать любимые передачи. Учащимся для этого надо составить план исследования:
1.решить, кого будут опрашивать
2.продумать вопросы
3.опредлить сроки сбора информации
4. проанализировать собранную информацию
5. сделать выводы
6.подготовить презентацию
7.представить презентацию классу
Познавательные действия- формируется умение проводить эмпирические исследования
Слайд 43Инструкция:
Написать рекламный текст «Пять причин, по которым следует выполнять моральную
норму» (привести 5 аргументов в пользу того, что моральную норму
следует выполнять)
Телеканал назвал моральные нормы: справедливость, забота, равноправие…
Необходимо дополнить список по числу групп
Время работы групп – 10 минут
Презентация проекта социальной рекламы (текст, игра, символы, плакат и др.) в течение 5 минут
Слайд 44Типовая задача «Придумай заголовок»
Учащимся предлагается текст, который надо озаглавить. Текст
должен быть новым, небольшим по объему (до 1 страницы).
Инструкция для
учащихся: прочитайте текст, выделите его основную идею. Придумайте заголовок, наиболее точно передающий идею текста. Затем аргументируйте свое предложение.
Задание учителям:
Сформулируйте цель задания.
Определите, для какого предмета могло бы подойти данное задание
Продумайте критерии оценивания
Какое УУД формируется с помощью данного задания
Слайд 45Цель: формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое и
выделять основную идею, смыловое ядро текста.
Возраст: 11-15 лет
Учебные дисциплины: гуманитарные
(литература, история и др.) и естественно-научные (физика, биология)
Критерии оценивания:
Адекватность подбора заголовка;
Умение выделить и определить основную идею текста;
Умение аргументировать свой выбор.
УУД: познавательные УУД, задачи на смысловое чтение.
Слайд 46Математика, 4 класс
Летом четвероклассники отдыхали в лагере. Для проведения
соревнований понадобилось оборудовать спортивную площадку. Было решено расположить на ней
яму для прыжков в длину, волейбольную площадку, мишень для стрельбы из лука и доску для записи результатов соревнований.
Слайд 48Задание
Вожатая дала четвероклассникам план спортивной площадки.
Она попросила отметить
на нём расположение мишени и доски, соблюдая следующие условия:
–
мишень надо расположить в пяти метрах от лестницы;
– доску надо расположить более чем в шести метрах от лестницы, между флагом и елью, но ближе к ели.
--Отметь на плане место расположения мишени знаком М, а доски для записи результатов Д.
Слайд 49Типовые задачи формирования универсальных учебных действий конструируются учителем на основании
следующих общих подходов:
1. Структура задачи.
Любая задача, предназначенная для развития
и/или оценки уровня сформированности УУД предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление-понимание - применение-анализ-синтез-оценка.
В общем виде задача состоит из информационного блока и серии вопросов (практических заданий) к нему.
2.Требования к задачам.
Для того, чтобы задачи, предназначенные для оценки тех или иных УУД, были валидными, надёжными и объективными, они должны быть:
- составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к тестовым заданиям в целом;
- сформулированы на языке, доступном пониманию ученика, претендующего на освоение обладание соответствующих УУД;
- избыточными с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего развития»;
- многоуровневыми, т.е. предполагающими возможность оценить: общий подход к решению, выбор необходимой стратегии;
- «модульными», т.е. предусматривающими возможность, сохраняя общий конструкт задачи, менять некоторые из её условий.
Слайд 50Пример конструирования задачи по работе с текстом. (УМК «Перспектива» Окружающий
мир 1 класс, рабочая тетрадь №1, стр.10. Отрывок из сказки
А.С.Пушкина)
"Мы объехали весь свет;
За морем житьё не худо.
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нём дубок единый;
А теперь стоит на нём
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами».
1. Ознакомление: Вспомните и напишите (Напишите с помощью трёх прилагательных (или словосочетаний), как выглядел остров, когда корабельщики впервые увидели его)
2. Понимание: Постройте прогноз развития (Подумайте, как бы могли развиваться события дальше, что ещё могло бы находиться, произойти на острове?)
3. Применение: Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает (Нарисуй, как выглядел остров до и после превращения)
4. Анализ: Раскройте особенности…Выдели две части в отрывке. Объясни своё мнение.
5. Синтез: Изложите в форме… своё мнение (понимание)… Докажи, что в описаниях это один и тот же остров)
6. Оценка: Оцените значимость…для... (Почему изменения, которые произошли с островом, корабельщики называют «чудом»)
Слайд 51Условия и средства формирования УУД
Слайд 52Учебное сотрудничество
Основные составляющие совместного действия:
• распределение начальных действий и операций, заданное
предметным условием совместной работы;
• обмен способами действия, обусловленный необходимостью включения различных
для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;
• взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (взаимопонимание позволяет установить соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включённого в деятельность);
• коммуникацию (общение), обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;
• планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);
• рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.
Слайд 53
Совместная деятельность
операции
действия
вербальные и
невербальные средства
операции
действия
вербальные и
невербальные средства
Обмен:
Обмен:
преобразование,
перестройка позиции
личности
преобразование,
перестройка
позиции
личности
Слайд 54Показатели эффективного учебного сотрудничества:
Децентрация как способность строить свое действие с
учетом действий партнера, понимать относительность мнений
Инициативность как способность добывать недостающую
информацию с помощью вопросов, готовность предложить партнеру план общих действий
Способность интеллектуализировать конфликт, решать его рационально, проявляя самокритичность и доброжелательность в оценке партнера
Слайд 55Совместная деятельность
Цели организации работы в группе:
• создание учебной мотивации;
• пробуждение в учениках
познавательного интереса;
• развитие стремления к успеху и одобрению;
• снятие неуверенности в себе,
боязни сделать ошибку и получить за это порицание;
• развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;
• формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.
Слайд 56Комплектация групп
Высокий уровень интеллектуального развития
С низким уровнем познавательной активности
С недостаточным
уровнем компетенции в изучаемом предмете
На основе пожеланий учащихся:
по сходным интересам,
стилям работы,
дружеским отношениям…
Группы формирует педагог
Слайд 57Распределение ролей в группе:
Распределены учителем
Роли смешаны
Участники группы сами выбирают себе
роли
Работа в парах:
Выполнение самостоятельно задания с последующей проверкой результатов друг
друга
Поочередное выполнение общего задания
Обмен заданиями: выполнение заданий, подготовленных другими учащимися
Слайд 58Разновозрастное сотрудничество:
Работа учащегося в позиции учителя в отношении других
Слайд 59Дискуссия:
Устные формы учебного диалога
Письменные формы диалогического взаимодействия - письменная дискуссия
Слайд 60Функции дискуссии:
• чтение и понимание письменно изложенной точки зрения других людей
как переходная учебная форма от устной дискуссии, характерной для начального
этапа образования, к мысленному диалогу с авторами научных и научно-популярных текстов, из которых старшие подростки получают сведения о взглядах на проблемы, существующие в разных областях знаний;
• усиление письменного оформления мысли за счёт развития речи младших подростков, умения формулировать своё мнение так, чтобы быть понятым другими;
• письменная речь как средство развития теоретического мышления школьника содействует фиксированию наиболее важных моментов в изучаемом тексте (определение новой проблемы, установление противоречия, высказывание гипотез, выявление способов их проверки, фиксация выводов и др.);
• предоставление при организации на уроке письменной дискуссии возможности высказаться всем желающим, даже тем детям, которые по разным причинам (неуверенность, застенчивость, медленный темп деятельности, предпочтение роли слушателя) не участвуют в устных обсуждениях, а также дополнительной возможности концентрации внимания детей на уроке.
Слайд 61Доказательство
— это процедура, с помощью которой устанавливается истинность какого-либо суждения.
Суждение
Реальное положение вещей
Суждения, истинность которых, уже доказана
соотнесение
Слайд 62Обучение доказательству формирует умения по решению следующих задач:
• анализ и воспроизведение
готовых доказательств;
• опровержение предложенных доказательств;
• самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства.
Слайд 63Любое доказательство включает:
тезис — суждение (утверждение), истинность которого доказывается;
аргументы (основания,
доводы) — используемые в доказательстве уже известные удостоверенные факты, определения
исходных понятий, аксиомы, утверждения, из которых необходимо следует истинность доказываемого тезиса;
демонстрация — последовательность умозаключений — рассуждений, в ходе которых из одного или нескольких аргументов (оснований) выводится новое суждение, логически вытекающее из аргументов и называемое заключением; это и есть доказываемый тезис.