Слайд 1формирование
Ключевых
Компетентностей
Младших школьников
Природоведение
3 класс
Подготовила
учитель начальных
классов
Мангушской ОШ №1
Мурлян л.ф.
Слайд 3Моря и пустыни,
Земля и Луна,
Свет Солнца и снега лавины…
Природа
сложна,
Но Природа одна.
Законы Природы – едины!
Слайд 4 Человек связан с окружающим его
миром живой и не-
живой природой тысячами незримых нитей. Он
и сам явля-ется его частью. Природа кормит, поит человека, обеспечи-
вает его повседневные потребности, дарит несказанное удовольствие от общения с ней. Однако взаимоотношения человека с окружающей средой складываются очень непро-сто.
С одной стороны, человек благоговеет перед природой,
восторгается ею, воспевает её в стихах, запечатлевает в прекрасных картинах и фотография.
Слайд 5 А с другой стороны,
человек вырубает леса,
истребляет животных,
загрязняет
окружающий мир
промышленными
и бытовыми отходами,
превращает прекрасные
и полноводные реки в
сточные канавы.
Слайд 6 Окружающие нас тела
могут быть
природными и
искусственными,
живыми и неживыми
Окружающие нас тела
Природные тела
Искусственные тела
Живая природа
Неживая природа
Что сделано руками
человека
Слайд 8Не природа
К объектам природы не относится лишь
то, что сделано руками человека.
Слайд 9Живая природа
Растения
Животные
Люди
Грибы
Бактерии
дышат
питаются
рождаются
растут
размножаются
стареют
умирают.
Слайд 10Живая природа
Бактерии
Животные
Грибы
Растения
Организмы-потребители
Организмы-разрушители
Организмы-производители
Организмы-разрушители
Разнообразие
плесневых
грибов
Водоросли
Царство микроорганизмов
Царство животных
Царство грибов
Царство растений
Слайд 11Игра «Живое – неживое»
Что видно только ночью?
Один пастух тысячи овец
пасёт.
Летом греет, зимой холодит
Без рук, без ног, а бежит.
Дышит, растёт,
а ходить не может.
В лесу на одной ножке выросла лепёшка.
Под мостиком виляет хвостиком.
На шесте дворец, во дворце певец.
Ползун ползёт, иглы везёт.
Слайд 12Неживая природа
Солнце
Луна
Звёзды
Воздух
Вода
Почва
Горные породы
уменьшается
разрушается
увеличивается
растворяется
размывается
Слайд 13 Солнце – ближайшая к нам звезда. Это гигантский
пылающий раскалённый шар с температурой внутри до 15 000 000
°.
Солнце – это центр нашей Солнечной системы.
СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА
Слайд 14 Солнце – небесное светило, огромный
раскалён-ный шар из раскалённых газов. Солнце – источник жизни на
земле. Оно беспрерывно посылает на землю свет и тепло.
«Владыка пищи, отец и мать людей»,- так называли
Солнце египтяне.
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Она находится на расстоянии 150 000 000 км от Земли. Свет от Солнца до- ходит до Земли за 8,5 минут.
Слайд 15 Солнце – центр нашей Солнечной системы. На небе
оно
выглядит почти таким же как Луна.
На самом
же деле диаметр Солнца в 400 раз больше диа-
метра Луны и в 109 раз больше диаметра Земли.
Масса Солнца в 750 раз больше всех движущихся вокруг
него планет, вместе взятых.
Слайд 16Голубой платок,
Жёлтый колобок.
По платку катается,
Людям усмехается.
?
Слайд 17Круглое и яркое,
Дарит всем тепло.
Встало утром рано,
По
небу пошло.
Закатилось вечером
За густым леском.
Угадайте, дети,
Говорю о ком?
Слайд 18 По небу двигалась луна,
Была
сплошная тишина.
И, вдруг, кругом защебетало,
Заквакало, застрекотало.
Вот ярко вспыхнуло оконце –
Над горизонтом встало … .
Слайд 19Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?
Слайд 20 403 года назад Галилей открыл
крупнейших
спутника Юпитера.
Первый учёный, который использо-вал телескоп для наблюдения небес-ных тел
и сделал ряд выдающихся астрономических открытий.
Слайд 21 А когда заходит Солнце, начинается ночь. Ночью светят луна
и звёзды, но
их свет слабее Солнца.
Слайд 22Верный спутник,
Ночей украшенье,
Дополнительное
освещенье.
Мы, конечно,
признаться должны:
Было б скучно
Земле без Луны!
Слайд 23 Луна – единственный естественный спутник Зем-ли.
Это второй по яркости объект на земном небо-своде после Солнца
и является первым внеземным объектом естественного происхождения, на котором побывал человек.
Слайд 24 Луна отражает солнечный свет,
поэтому нам кажется,
что она светится.
Слайд 25 Вот мы и узнали секрет
Луны. Раз она не светит, то мы видим только ту
её часть, ко-торая освещена Солнцем. В разное время Солн-це по-разному освещает Луну. Поэтому нам ка-жется, что её форма меняется. А на самом деле она не меняет своей формы.
Слайд 26Стемнело… Как это случилось?
За ёлку солнце закатилось,
Потом за
озеро упало,
И, наконец, совсем пропало.
Но всё равно вокруг
светло -
Как на ладони всё село.
Всему виновницей она –
Большая, полная …
Слайд 27Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят,
ей
не до сна,
В небе светит нам …
Слайд 28Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно очень мне одной,
А зовут
меня ...
Слайд 29Ещё недавно
К нам в окошко
Светила белая лепёшка,
А
нынче вдруг
Горят в окошке
Бычка серебряные
рожки.
самосветящиеся небесные тела, состоящие из раскалённых
газов, по своей природе сходные с Солнцем. Из-за больших расстояний от Земли звезды и в телескоп видны как точки. Число звёзд, видимых невооружённым глазом на обоих полушариях небесной сферы в безлунную ночь, составляет около 5 тыс. В мощные телескопы видны миллиарды звёзд.
Слайд 31В чёрном небе до зари
Тускло светят фонари.
Фонари - фонарики
Меньше, чем
комарики.
Слайд 32На черный платок
Просыпано просо.
Пришел петушок,
А
склевать-то не просто.
Слайд 33А над нами, а над нами
Луг с волшебными цветами.
Золотистые цветы
Расцвели
средь темноты.
Слайд 34На платье у синей ночки
Сверкают
блестящие точки...
Слайд 35Игра «Россыпи звёзд»
Как различить по внешнему виду серп
растущей Луны от убывающей?
Какая планета известна под именем утренней или
вечерней звезды?
Можно ли отличить невооружённым взглядом? планету от звезды?
К каким звёздам относится наше Солнце?
Слайд 36 Комета - небесное тело, имеющее
вид све-тящегося ядра, окруженного туманной оболо-чкой
с хвостом в виде узкой яркой полосы света .
Слайд 37Сверкая огромным хвостом
в
темноте,
Несется среди ярких звезд
в пустоте.
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной — …
Чудо – птица, алый хвост,
Полетела в стаю звёзд.
Слайд 38Вставьте пропущенные слова
Все звёзды – это огромные пылающие …
.
Ближайшая к Земле звезда - …. .
Луна – естественный
…. Земли.
Луна в несколько раз …. Земли.
На Луне нет …. - поэтому люди там не живут.
На луне нет …. .
Специальный прибор для
измерения температуры тела
человека,воздуха,воды и почвы.
1597
Галилео Галилей
Слайд 40Какие бывают термометры
Комнатные
Уличные
Медицинские
Водные
Почвенные
Термоскоп - прибор
для определения разности температур без их точного измерения.
Слайд 41Устройство термометра
по Цельсию
полый стержень
деления-градусы ( °)
колба с ртутью или подкрашенным
спиртом
Ртутный термометр
шкала
Слайд 42Температура –
величина,
характеризующая
тепловое состояние
тел.
Слайд 43 Мы пользуемся шкалой
Цельсия.
0°
- температура плавления
льда.
100° -температура кипения
воды.
Температурные шкалы
Слайд 44Каждый термометр рассчитан на измерение
температуры в определённых пределах.
Можно ли
измерить температуру
воздуха в комнате медицинским
термометром?
Слайд 45Термометр всегда показывает свою температуру.
Необходимо время,
чтобы температура
термометра и
измеряемого
тела
стали одинаковыми.
Слайд 46Термометр нужно использовать по назначению.
Можно ли измерить температуру
кирпича обычным термометром?
?
Слайд 47Вспомни
Что такое температура?
Как называется прибор для измерения температуры?
Кто придумал
термоскоп?
Назови виды термометров.
Назови части термометра.
Слайд 49От 35° до 38°:
Человек, обезьяна, лошадь, крыса, слон, мул, мышь
и утка
Слайд 50От 37° до 39°
Крупный рогатый скот, овцы, свиньи, кролики, собаки
и кошки
Слайд 51От 42° до 43°
Куры, голуби, воробьи, певчий дрозд, попугаи,
ласточки и
некоторые распространённые маленькие птички
Слайд 52Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он не видимый,
но всё же…
Без него мы жить не можем.
Слайд 53 Все живые существа нуждаются в воздухе.
Воздухом дышат люди, животные, растения.
Благодаря воздуху, мы не только
дышим,
но и слышим, говорим, поём, извлекаем
звуки в музыкальных инструментах.
Воздух нужен насекомым и птицам для
полёта.
Человек научился летать, создав воздушные
летательные аппараты.
Слайд 54Воздух вокруг нас
в почве, воде, вокруг нас
Он - прозрачный
невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу –
густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
Летом
Слайд 55Воздух – это газообразное вещество.
В его состав входят:
Азот
Кислород
Углекислый
газ
Водяные пары
Частицы пыли
Бактерии
Пыльца растений и т. д.
Слайд 56Свойства воздуха
ПРОЗРАЧНЫЙ
БЕСЦВЕТНЫЙ
НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА
НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ
ПРИ НАГРЕВАНИИ ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ
РАСШИРЯЕТСЯ СЖИМАЕТСЯ
ПЛОХО
ПРОВОДИТ ТЕПЛО
ПРОВОДИТ ЗВУК ИМЕЕТ МАССУ
Слайд 57 Воздух прозрачный и бесцветный
Прозрачный воздух пропускает солнечные лучи
и почти не нагревается. А Земля, как все
непрозрачные тела, задерживает солнечные лучи и
нагревается. От Земли нагревается и воздух.
Слайд 58Воздух и его охрана
Воздух – это естественная смесь газов:
Главным
образом состоит из азота – 78%,
кислорода – 21%,
углекислого газа -1%.
(другие гази – аргон,
неон, ,гелий и т. д.)
Слайд 59Где встречается кислород ?
Он повсюду и везде:
В земле,
в воздухе,
в воде.
Он и в утренней росе,
И в небес голубизне.
Слайд 60 На зиму у птиц появляется пух.
Между густыми
пушинками много
воздуха. Воздушная прослойка
между перьями сохраняет тепло.
Слайд 61Атмосфера
Воздушная оболочка
(от греческого слова «атмос» –
воздух, «сфера» – шар).
Она защищает Землю от перегрева и
пере-
охлаждения, попадания на неё опасных для
жизни космических лучей.
Атмосфера состоит из газообразных веществ.
Все живые организмы дышат атмосферным
воздухом.
Слайд 62Люди, прошу вас,
потише, потише!
Опасность пусть
сгинет во мгле!
Воздух! Будь
чистым!
Вода! Будь прозрачной!
А мы все хотим
жить на чистой Земле!
Слайд 63 Что такое загрязнение атмосферы?
Атмосферный
воздух является самой
важной жизнеобеспечивающей природной
средой.
Загрязнение атмосферы – это
изменение
её состава при поступлении примесей
естественного или антропогенного
происхождения.
Слайд 64 Источники загрязнения воздуха –
созданные самим
человеком
промышленные предприятия
( металлургические и химические
производства),
а также
теплоэнергетика и транспорт.
Слайд 65 Часто можно увидеть загрязнение воздуха в виде
дыма из дымоходов и выхлопных газов автомобиль ных двигателей.
Дым представляет собой смесь га-зов и химических веществ. Он особенно токсичен
при интенсивном солнечном свете, вызывающем
химическую реакцию.
Слайд 66 Основные пути решения
проблемы загрязнения воздуха
Очистка выбросов в
атмосферу от
твёрдых и газообразных веществ.
Применение экологически
чистого
топлива (водорода, воды, спирта).
Применение малоотходных и без-
отходных технологий.
Повышение общей экологической
грамотности.
Слайд 67 Источники загрязнения атмосферного воздуха
Промышленность строительных материалов
Металлургическая промышленность
Промышленные Горнодобывающая промышленность
предприятия Химическая промышленность
Нефтеперерабатывающая промышленность
Газпром
Гидроэлектростанции
АЭС
Работающие на твёрдом топливе
Работающие на нефти, химии и природном газе
Фермы КРС
Сельскохозяйственные Свинокомплексы
предприятия Птицефермы
Другие сельскохозяйственные предприятия
Автомобили
Тепловозы
Водный транспорт
Самолёты
Транспорт
ТЭЦ
Слайд 68ТЕХНОЛОГИИ ОЧИСТКИ ВОЗДУХА:
МНОЖЕСТВО ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ УСЛОВНО МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ:
ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
ОЧИСТКИ
ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЧИСТКИ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЧИСТКИ
БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЧИСТКИ
«СИНТЕЗ» МЕТОДЫ.
Многие методы имеют
различное название, но суть
заключена в одном и том же - чистый воздух.
Слайд 69 О чём думает человек загрязняя
окружающую среду?
Слайд 70?
Загрязняя окружающую среду, человек
ухудшает качество жизни.
Загрязняя воздух
и воду, человек
получает продукты питания,
содержащие вредные вещества.
Слайд 71 Все хотят, чтоб на Земле
Чистым воздух был и свежим.
А вредителям – невежам
Дружный мы дадим отпор!
Загрязненье атмосферы
Ныне стало выше меры,
Лишний углекислый газ,
С климатом завал у нас!
Не дадим, чтоб мерзкий смог
В города проникнуть смог!
А надежда лишь на нас,
Надо действовать сейчас!
Слайд 72Пути решения экологических проблем:
Продолжить озеленение городов, посёлков и сёл.
Утилизировать все
свалки на территории населённых
пунктов.
Развивать новые малоотходные
производства.
Установка очистительных фильтров на промышленных
предприятиях .
Создание систем движения, сокращение числа остановок
транспорта на перекрёстках, тем самым сократить
выброс выхлопных газов в атмосферу.
Запретить продажу продуктов на несанкционированных
рынках и на улицах населённых пунктов.
Изменить сознание и отношение людей, поведение в
отношении их среды обитания.
МИР В НАШИХ РУКАХ!
Слайд 73Какими свойствами обладает воздух?
Найди правильный ответ
Прозрачный, бесцветный, без запаха, при
нагревании расширяется, а при охлаж-дении сжимается, плохо проводит тепло
Голубого
цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха
С ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружа-ющих предметов, при резком из-менении границы тепла и холода образуется ветер
Слайд 74И снится нам не рокот космодрома,
Не эта ледяная синева …
А снится нам
трава, трава у дома,
Зелёная, зелёная трава …