Слайд 1Формы и типы образования в педагогоике и андрогогике
Выполнил Агзамов Б.И.
Слайд 2Форма (от лат. forma – оболочка) дословно переводится как внешнее очертание,
способ существования и выражения содержания. Формы организации обучения – это
внешнее выражение учебного взаимодействия педагога и учащихся. Они определяют, как в реальных условиях организовать обучение и характеризуются числом участников взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления.
В истории мировой образовательной практики существовали разнообразные формы организации обучения, возникновение и развитие которых всегда было детерминировано потребностями и интересами государства. Древнейшей формой являлось индивидуальное обучение, которое порой сочеталось с индивидуально-групповым, вошедшим в массовую практику в XVI веке. В связи с прогрессивным социально-экономическим развитием образование становится массовым и возникает классно-урочная система обучения (Я.А. Коменский). Именно урок сохраняется и сегодня как основная форма организации образовательного процесса
Слайд 4ДОГМАТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
КОЛЛЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ познавательной деятельности
Миниатюра XIII века
ХАРАКТЕРИСТИКА:
Преподавание на латинском
языке
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Освоение религиозных писаний
ГЛАВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слушание и механическое
заучивание
ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ
Отрыв формы от содержания
Слайд 5Обучение ведется через:
слушание
механическое запоминание
дословное воспроизведение текста
Догматическое обучение
чтение
Слайд 6Суть традиционного обучения
Традиционное обучение предполагает усвоение и воспроизведение знаний и
их применение в аналогичных ситуациях. Учащиеся усваивают знания в готовом
виде без раскрытия путей доказательства их истинности.
Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Слайд 7Принципы традиционного обучения
Слайд 8Принципы традиционного обучения
Слайд 9Развивающее обучение
Задача преподавателя – не вывести всех на некий,
заданный
уровень знаний, умений, навыков, а
вывести личность каждого ученика в
режим
развития, пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования.
Слайд 10Основные цели технологии развивающего обучения
Формирование теоретического сознания и мышления учащихся,
начиная с самого раннего возраста;
Передача детям не столько знаний, умений
и навыков, сколько способов, которыми можно осуществить различные умственные действия (СУДы);
Воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания
Слайд 11Технологии развивающего обучения
Развивающее обучение – новый, активно-деятельностный тип обучения, идущий
на смену объяснительно-иллюстративному.
Учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню
и особенностям индивидуума;
Опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности;
Расценивает ребенка как полноценного субъекта деятельности;
Направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности;
Создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.
Слайд 13Проблемное обучение
Проблемное обучение – это такая организация учебного процесса, которая
предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, а также активная
самостоятельная поисковая деятельность учащихся по разрешению проблем
Слайд 14В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:
• проблемные задачи
с недостающими,
избыточными, противоречивыми данными, с
заведомо допущенными ошибками;
• поиск истины (способа,
приема, правила
решения);
• различные точки зрения на один и тот же
вопрос;
• противоречия практической деятельности.
Слайд 15Пути, которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации:
• побуждающий
диалог — это «экскаватор», который
выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает
формулировать
учебную задачу
• подводящий диалог: логически выстроенная цепочка
заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к
новому знанию, способу действия;
• применение мотивирующих приёмов: «яркое пятно» —
сообщение интригующего материала (исторических
фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных
явлений (эксперимент, наглядность), «актуализация» —
обнаружение смысла, значимости проблемы для
учащихся.
Слайд 16Программированное обучение
Программированное обучение — обучение по специально разработанной обучающей программе, которое представляет собой
определенную последовательность конкретных задач, путем которых выполняется и контролируется деятельность
педагога и учащихся.
Слайд 18Средства программированного обучения
-Средствами программированного обучения могут быть:
– программированные печатные
(бумажные) пособия, раздаточный материал;
– электромеханические устройства;
– компьютерные обучающие средства
Слайд 20Андрогогика
греческое происхождение
«андрос» – мужчина, человек
«агогейн» – вести
Слайд 22Особенности взрослого учащегося
Взрослые ученики более целенаправленны.
У взрослых имеется прошлый
учебный опыт, т.е. имеют тенденцию связывать то, чему их учат,
с тем, что они уже знают.
Взрослые принимают активное участие в учебном процессе У взрослых имеются мнения о том, чему их учат. Андрагогика ориентирована не на догматическое, а на критическое и творческое восприятие, на сотворчество с теми, кто вступает с ней в диалог.
Слайд 23Принципы андрагогики
Приоритетность самостоятельного обучения.
Использование имеющегося положительного жизненного опыта.
Корректировка
устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний.
Индивидуальный
подход к обучению на основе личностных потребностей.
Востребованность результатов обучения практической деятельностью обучающегося.
Принцип системности обучения.
Актуализация результатов обучения.
Развития обучающегося.