Слайд 13. Формы и виды социальной ответственности современного бизнеса
Слайд 2В чем, по-вашему мнению, заключается роль предпринимателей в решении социальных
проблем?
создание рабочих мест - 95%;
доскональное соблюдение законов -
27%;
участие в охране окружающей среды - 25%;
поддержание экологической безопасности - 23%;
решение собственно социальных проблем - 3%;
благотворительность - 3%;
спонсорство - 3%.
(Результаты исследований агентства «Социальные инвестиции»)
Слайд 4Формы социальной ответственности бизнеса
КСО – это
ответственность
Перед инвесторами, акционерами, кредиторами
Перед
потребителями и клиентами
Перед работниками
Перед населением
Перед государством
Слайд 5Внутренняя среда. Сотрудники.
«Наши сотрудники наш самый ценный капитал»
6 из 100
довольны своей компанией и рассказывают об этом,
если они не
довольны, то рассказывают об этом 20 из 100.
Слайд 6Главное в работе с людьми мотивация
Возможность карьерного роста
Хорошая репутация компании
Начальное
жалование
Социальный пакет
Высокие доходы по акциям
Хорошие спортивные и социальные возможности
(Данные западных
исследований)
Слайд 7Маслоу Абрахам Харольд
(Abraham Harold Maslow
1908–1970)
Слайд 8Человеческие ресурсы →
Человеческий КАПИТАЛ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
- оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Человеческий
капитал включает врожденные способности и таланты, а также образование и приобретенную квалификацию. Это капитал в форме знаний, умений и навыков, полученных человеком в процессе образования и практической деятельности и позволяющих ему успешно выполнять свою профессиональную деятельность.
Слайд 9Человеческий капитал
Человеческий капитал – это форма выражения производительных сил человека
на постиндустриальной стадии развития общества с социально-ориентированной экономикой рыночного типа.
Человеческий капитал – важнейший ресурс постиндустриального общества.
(Постиндустриальное общество - общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции.)
Слайд 11Компания сотрудникам
Этапы развития внутренней политики предприятий:
Первый (начало – середина 1990
–х годов). Резкое сокращение социальной инфраструктуры предприятий, активный «сброс»социальных мощностей.
Второй
(1997 – 2000) – относительная стабилизация. Решения о сохранении или сбросе социальных объектов принимается на основе долгосрочных отношений к трудовым ресурсам предприятий.
Третий (с 2000 – по настоящее время) – реструктуризация внутренней социальной политики предприятий. Использование социальных объектов становится частью осознанной политики, вырабатываемой с учетом бизнес-стратегии компании.
Слайд 12Компания сотрудникам
Профсоюз и компания – социальное партнерство?!
Социальное партнерство – система
взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной
власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. (Трудовой Кодекс РФ ст. 23 – 27)
Слайд 13Базовые стратегии профессиональных союзов
Стратегия традиционного участия. Роль профсоюзов ограничена социальными
функциями, которые определены руководителями предприятий. (имитация защиты)
Стратегия разумных шагов. Защита
интересов трудящихся в рамках производства. Воспитание корпоративной культуры, приобщение работников к задачам, стоящим перед предприятием. Адаптация решений руководства к социальным нуждам трудового коллектива. (коммуникативная функция)
Стратегия корпоративного партнерства. Профсоюзы созданы по инициативе администрации. Профсоюз призван помогать развитию компании путем мобилизации человеческих ресурсов
Слайд 14Базовые варианты социальной политики
Стратегия 1.
Освобождение от необходимости содержать социальную инфраструктуру.
Стратегия
2.
Социальный пакет>заработной платы
Стратегия 3.
Смешанная
Стратегия 4.
Действия по ситуации
Слайд 15Основные направления внутренней социальной политики
Образовательные программы
Охрана здоровья
Молодежные программы
Поддержка ветеранов и
пенсионеров
Формирование корпоративной культуры
Слайд 16Сотрудники для социальной политики компании
Волонтерство – участие в добровольной работе
на благо местных сообществ при поддержке своей коипании
Слайд 17Что может включать волонтерство?
Общественную деятельность, непосредственно связанную с работой
например, выступление в роли гида для группы школьников, знакомящейся с
деятельностью компании.
Индивидуальную или групповую работу в благотворительном проекте на условиях частичной занятости - например, оплачиваемое освобождение на 100 часов рабочего времени в течение трех месяцев для реализации проекта в местном сообществе.
Членство в общественных организациях - например, работа part-time бухгалтером в благотворительной столовой. Эта форма участия сотрудников в жизни местного сообщества встречается не часто. По-видимому, из-за общей неразвитости некоммерческого сектора.
Слайд 18Что может включать волонтерство?
«Директор напрокат». Эта форма предполагает участие в
попечительских советах некоммерческих организаций (обычно руководителей компании), в том числе
для планирования деятельности и привлечения средств; а также предоставление экспертизы и деловых связей для улучшения работы некоммерческой организации. В России это происходит стихийно и неформально, в форме устной рекомендации одного начальника другому помочь какой-то благотворительн организации.
Краткосрочную работу на условиях полной занятости - например, трехмесячный перерыв в исполнении основных обязанностей для того, чтобы выполнить определенную задачу, при сохранении занятости и гарантиях возвращения на свое рабочее место в компанию.
Слайд 19Что может включать волонтерство?
Долгосрочную работу на условиях полной занятости -
например, годичный перерыв для исполнения какой-либо функции в благотворительной организации,
при сохранении занятости и гарантиях возвращения на свое рабочее место в компанию.
Управление деловыми связями компании с местными организациями, например помощь в развитии социальных предприятий, в том числе компаний-поставщиков, где работают представители этнических меньшинств или инвалиды.
Организацию программ пожертвований в денежной и натуральной форме - например, участие в комитете помощи местному сообществу, работа в грантовом комитете, экспертиза заявок и др.
Помощь «лицом К лицу» - например, работа с конкретными людьми школьниками или несовершеннолетними правонарушителями в качестве наставника или общественного защитника.
Слайд 20Другие формы участия сотрудников
Добавочный взнос (matching gift). Суть этой формы
состоит в том, что компания добавляет некоторую сумму денег на
программу или просто на некоммерческую организацию, которую сотрудник уже поддерживает (добровольно, конечно). Тем самым компания дает сотруднику понять, что она уважает и поддерживает его выбор. В России эта форма не развита.
Вычеты из зарплаты. Организация сбора пожертвований на рабочем месте, когда сотрудники добровольно соглашаются, что из их зарплаты вычитается заранее обусловленный процент на поддержку некоммерческой организации. Плюс этого способа в том, что сотруднику никуда не надо ходить, чтобы отдать свои деньги. Минус: в России нет крупных национальных и региональных организаций, подобных United Way International, отрабатывающих эту схему не один десяток лет по всему миру.
Слайд 21Внешняя среда. Клиенты
Социально значимый маркетинг: подарок клиентам (Cause related marketing
– CRM)
73% компаний используют CRM в своей практике
Суть технологии: В
процессе достаточно краткосрочной программы компания заявляет, что часть денег от продажи пойдет на социально значимое дело (good cause – «доброе дело»)
Итог: Если прибыль невелика, то значительным оказывается прирост репутационного капитала
Слайд 22Социально значимый маркетинг
Применяется для продвижения товара, услуги, бренда.
CRM – мощное
оружие. Осторожно!
1983г. Компания American Express провела реставрацию Статуи Свободы
(использование карточек
возросло на 28%, количество обращений за новыми карточками – на 45%)
Слайд 23Почему Храм Христа Спасителя был построен на деньги бизнеса, а
вся популярность и успех достались городским властям?
Слайд 24Спонсорство
Спонсорство – поддержка непрофильной для бизнеса деятельности на взаимовыгодных началах.
Спонсорские
отношения оформляются договором о совместной деятельности, где указываются обязательства и
права сторон – вплоть до имущественных.
Спонсорские отношения регулируются «Законом о рекламе».
Сферы для спонсорства: спорт, СМИ, культура, образование, наука, здравоохранение, медицина, экология
Спонсорство на стабильной и долговременной основе может приобрести форму патронажа. (Попечительский совет, фонды поддержки патронируемой структуры /театр, музей, уч.заведение/)
Слайд 25Спонсорство
ФЗ «О рекламе» (статья19):
«Спонсорством считается осуществление юридическим лицом вклада
в деятельность другого юридического или физического лица на условиях распространения
рекламы о нем или его товарах»
Слайд 26Спонсорство
Спонсорство – поддержка непрофильной для бизнеса деятельности на взаимовыгодных началах.
Спонсорские
отношения оформляются договором о совместной деятельности, где указываются обязательства и
права сторон – вплоть до имущественных.
Спонсорские отношения регулируются «Законом о рекламе».
Сферы для спонсорства: спорт, СМИ, культура, образование, наука, здравоохранение, медицина, экология
Спонсорство на стабильной и долговременной основе может приобрести форму патронажа. (Попечительский совет, фонды поддержки патронируемой структуры /театр, музей, уч.заведение/)
Слайд 27Цели спонсорства
Маркетинговые цели достигаются спонсированием события, нацеленного на определенную группу.
Отношения с персоналом могут улучшиться, если сотрудники компании знают, кого
и почему спонсирует компания и/или в спонсируемом событии предполагается участие сотрудников.
Филантропические цели достигаются, когда спонсируемое компанией событие проводится некоммерческой организацией, уже получавшей пожертвования от компании.
РR-цели достигаются, если событие социально значимое, необычное и потому привлекательно для средств массовой информации.
Слайд 28Благотворительность
Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995): «благотворительность
– добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной
или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки», т.е
Благотворительность:
Негосударственная форма обобществления и перераспределения ресурсов;
Бескорыстна и направлена на «общее благо»;
Безвозмездна и не связана с извлечением дохода;
Непрофильная для бизнеса деятельность.
Слайд 29Эффективность благотворительности связана с возможностями создания дополнительных факторов развития бизнеса:
Улучшением
внешней деловой среды;
Улучшением репутации;
Формированием и продвижением привлекательного имиджа, бренда;
Эффективной интеграцией
маркетинговых коммуникаций;
Расширением потребительской, клиентской базы;
Развитием новых рынков;
Дополнительными возможностями сбыта;
Дополнительными конкурентными преимуществами;
Ростом лояльности персонала и снижением текучести кадров;
Благоприятной средой в отношениях со СМИ, органами власти, населением, общественностью;
Уменьшением транзакционных издержек (разрешения, согласования, тендеры и т.д.)
Слайд 30Социальные инвестиции
Дело бизнеса – не благотворительность как филантропия и альтруизм,
а рационально выстроенные, оптимизирующие условия развития самого бизнеса социальные инвестиции
(СИ) и социальное партнерство (СП)
Благотворительность
Личная (проявление свободы воли владельцев, менеджеров, работников)
Корпоративная – как часть социальных инвестиций и интегрированных маркетинговых коммуникаций
Слайд 31Отличия социальных инвестиций от благотворительности
Слайд 32Социальные инвестиции - бизнес , приносящий преимущества:
Дополнительные возможности для продвижения
товара, PR и рекламы;
Рост стоимости бренда и нематериальных активов;
Получение преимуществ
перед конкурентами;
Закрепление и расширение маркетинговой ниши;
Сохранение старых и завоевание новых клиентов;
Развитие партнерских отношений;
Дополнение и расширение возможности влияния на местные сообщества;
Улучшение отношений с местной властью;
Оптимизация работы со СМИ;
Развитие новых навыком персонала;
Рост лояльности сотрудников;
Укрепление репутации;
Повышение устойчивости при кризисах;
Снижение возможных рисков бизнеса;
Улучшение финансовых показателей, рост капитализации и прибыльности.
Слайд 33Технологии корпоративной благотворительности:
Прямые инвестиции компании (компания проводит конкурсы заявок, заключает
договоры на благотворительную поддержку, оплачивает счета)
«-»: опасность превращения компании в
«дойную корову».
Через специальные фонды: 1. создание корпоративного фонда как самостоятельной НКО; 2. участие (соучредительство) в системном фонде.
«+»: аккумуляция региональных ресурсов; участие в масштабных программах; развитие партнерства на региональном, федеральном и международном уровнях, эффективный менеджмент социальных инвестиций, финансовая прозрачность, усиление общественного доверия.
Слайд 34Предпочтительные формы благотворительности:
+ специальные акции: акции, концерты, выставки, аукционы, конференции;
+
грантовые конкурсы, стипендиальные программы.
Слайд 35Пример: Структура вложений ОАО ЛУКОЙЛ в социальные и экологические программы
(млн руб.)
Слайд 36Бизнес в местном сообществе – Региональная социальная политика
Слайд 37Региональная социальная политика
Территориальное местное сообщество
(community)
Фирма
- Территория на которой располагается основное
производство или офис;
- Группа людей, проживающих на одной территории
Социальные
программы
Партнерства
с
местной властью
Партнерства с
некоммерческими
организациями
Слайд 38Власть
Формы региональной социальной политики
Благотворительные пожертвования,
гранты
Деловые партнерства
Волонтерство
Поощрение социальной
активности сотрудников
Финансовые
институты развития местного сообщества
Корпорации
местного развития
Бизнес
НКО
Фонды
местного развития
Банки
местного развития
Кредитные
фонды
Программное
инвестирование
Слайд 39Ответственный деловой партнер.
Ответственный работодатель.
Ответственный гражданин.
Участник социальных отношений.
Социальная ответственность бизнеса
Слайд 40Социальный эффект и влияние на основную деятельность компании
Слайд 41Модели взаимодействия бизнеса и власти
Социальное партнерство
Торг
Добровольно-
принудительная
благотворительность
Демократические ценности
Субъект инициативы
Город-комбинат
Слайд 42
Инновации в управлении программами
социальной направленности бизнес компаний
«Социальная ответственность бизнеса не
должна превращаться в дополнительный социальный налог, замещать или дублировать социальную
политику государства и местного самоуправления.Важнее стремиться к большей эффективности социальных инвестиций, транслировать успешный опыт и навыки управления бизнесом в социальную сферу. Задача бизнеса − быть не просто донором, а активным участником и управляющим».
М. Вильковский, начальник Управления региональной социальной политики НК «ЮКОС»
Из доклада на конференции «Социальная стратегия российского бизнеса: условия успеха», организованной Ассоциацией российских менеджеров, 28 марта 2003 г.
Слайд 43Инновационные социальные программы
Содействие муниципалитетам в стратегическом планировании социально-экономического развития
(в сотрудничестве с органами местного
самоуправления и независимыми консультантами)
Повышение эффективности расходования бюджетных средств (в сотрудничестве с органами местного самоуправления и независимыми консультантами)
Содействие развитию малого бизнеса
Конкурсное финансирование социальных проектов
Конкурсное финансирование проектов развития социальной инфраструктуры
Эффективная система управления корпоративными социальными программами
Слайд 44Залогом успеха таких программ является:
четкое формулирование собственной стратегии и
отказ от финансирования «просьб из регионов»;
ориентация на достижение значимого социального
результата при соблюдении деловых интересов компании;
направленность на поддержку новых социальных технологий и реформ в социальной сфере;
использование современных механизмов управления, прежде всего конкурсного распределения средств, долевого финансирования, внедрения мониторинга и оценки социальных и экономических результатов.