Слайд 1Формы организации производства
Концентрация и монополизация производства
Специализация и диверсификация производства
Кооперирование производства
Слайд 21. Концентрация и монополизация производства
Концентрация производства - это сосредоточение производства
одного или нескольких родственных видов продукции на крупных предприятиях, в
пределах небольшого региона; часто вызывается производственной необходимостью, сопровождаемой снижением издержек за счет концентрации.
Слайд 3Концентрация производства реализуется в 4-х основных формах:
концентрация специализированного производства;
концентрация комбинированных
производств;
кооперирование;
увеличение мощности универсальных предприятий.
Слайд 4Концентрация производства позволяет применять высокоэффективные технологии, инструмент и оборудование, специализированные
и специальные технологические машины, современные методы организации производства, комплексно использовать
сырье и материалы, уменьшить число управленческих работников, а также реализовывать крупные проекты по совершенствованию и модернизации выпускаемой продукции.
Слайд 5Концентрация производства развивается под влиянием двух факторов:
роста потребности в определенных
видах продукции;
НТП в данной отрасли, открывающего возможность повышения качества продукции
и снижения ее цены.
Слайд 6Централизация, концентрация и монополизация как явления в экономике тесно взаимосвязаны
между собой.
Однако концентрация не обязательно приводит к появлению предприятия-монополиста
или группы предприятий-монополистов.
Важным моментом в отечественной экономике следует признать тот факт, что оценка состояния концентрации на товарных рынках стала определяться по методологии, принятой во многих развитых странах мира.
Слайд 7Организации, занимающие на рынке доминирующее положение и находятся под особым
контролем государственного органа по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Наибольший уровень
концентрации производства имеет место в таких отраслях промышленности, как нефтеперерабатывающая и нефтедобывающая, черная и цветная металлургия.
Слайд 8Диверсификация производства — одна из самых сложных форм развития концентрации.
Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов
производств, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании, концерна, предприятия, фирмы.
Слайд 9Диверсификация выражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления
не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и
направления их на освоение новых видов продукции, создание новых производств и оказание всевозможных услуг.
Слайд 10В результате диверсификации производства предприятия превращаются в сложные многоцелевые комплексы,
включающие производства, зачастую выпускающие продукцию и оказывающие услуги совершенно разного
назначения и характера.
Например, Лебединский ГОК (КМА) на основе диверсификации производства стал кроме железнорудного сырья производить щебень, и другую продукцию, не свойственную для данного предприятия.
Диверсифицированным считается предприятие, когда более 30% общего объема продаж приходится на товары и услуги, не связанные с основной деятельностью предприятия.
Слайд 11В условиях перехода нашей страны на рыночные отношения актуальность диверсификации
производства на предприятиях резко возрастает.
Это связано со стремлением хозяйствующих
субъектов, в первую очередь промышленных предприятий, обезопасить себя от банкротства и получить максимальную прибыль.
Слайд 12Диверсификация производства способствует:
• большей выживаемости любого хозяйственного субъекта в условиях
рынка;
• более полному использованию ресурсов предприятия;
• наиболее полному насыщению рынка
необходимыми товарами и услугами;
• проведению антимонопольной политики.
Слайд 13Концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства являются прогрессивными формами общественной
организации производства, их использование и развитие на практике всегда приносили
выгоду для общества в целом и предприятия в частности.
Развитие концентрации производства в рамках предприятия имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому этот процесс на предприятии должен управляться с целью минимизации издержек на производство и реализацию продукции.
Слайд 14В современных условиях для многих предприятий наиболее прогрессивной является развитие
концентрации на основе комбинирования и диверсификации производства.
Развитие концентрации тесно связано
с монополизацией производства, поэтому государство должно проводить действенную политику с целью недопущения появления предприятий-монополистов.
Слайд 15С целью создания нормальных условий для развития всех субъектов хозяйствования
и прежде всего для свободной конкуренции между участниками экономических отношений
государство должно управлять уровнем монополизации экономики, т.е. должно быть создано эффективное антимонопольное законодательство.
Слайд 16Под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия
эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие
условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Слайд 17Монополистической деятельностью являются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов,
направленные на недопущение или устранение конкуренции.
Слайд 18Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов может выражаться в следующем:
- злоупотреблении доминирующим
положением на рынке;
- совершении согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.
Слайд 19Монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов независимо от их доминирующего положения на
рынке определенного товара также признаются их согласованные действия (в т.ч.
на основании договора или иной сделки), которые приводят или могут привести к следующему:
Слайд 201) установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
2) повышению,
снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах; разделу рынка
по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
3) ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
4) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);
5) недопущению, ограничению или устранению конкуренции и ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов иными способами, в том числе путем координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций.
Слайд 21В исключительных случаях указанные согласованные действия хозяйствующих субъектов могут быть
признаны антимонопольным органом правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный
эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка либо если возможность заключения такого соглашения или осуществления согласованных действий хозяйствующими субъектами предусмотрена законами.
Слайд 22Контроль за соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.
Хозяйствующие субъекты, имеющие намерение заключить соглашение или осуществить согласованные действия,
вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия соглашения или осуществления согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства.
Слайд 232. Специализация производства
Специализация производства — выражается в том, что каждое
производство ограничивается изготовлением определённого вида конструктивной и технологически однородной продукции.
Углубление
специализации происходит в связи с дальнейшим разделением труда.
Слайд 24Однородность производственной продукции обеспечивается:
технологической схожестью продукции, предназначенной к непосредственному использованию
потребителем;
изготовлением отдельных узлов, блоков и деталей сложной продукции;
выполнением отдельных, обособленных
стадий технологического процесса;
оказанием услуг вспомогательных производств.
Слайд 25Соответственно этому, различают 4-е вида специализации предприятий:
предметную;
подетальную (иногда называют —
узловая);
технологическую;
по услугам вспомогательного производства.
Слайд 26Предметная специализация состоит в том, что каждое предприятие ограничивается изготовлением
конструктивно-технологически однородной, конечной продукции (автомобили, телевизоры, полимерное и химическое оборудование
и т.д.).
Подетальная специализация характеризуется сосредоточением производства отдельных деталей, полуфабрикатов, заготовок, узлов или агрегатов.
Слайд 27Технологическая специализация проявляется в том, что самостоятельные предприятия ограничиваются выполнением
отдельных стадий технологических процессов (автосборочный, радиосборочный заводы и т.д.).
Специализация вспомогательных
производств, к которой относятся инструментальные и ремонтные цеха (завод), цеха по производству тары и упаковки и другие, осуществляется путём концентрации однородного вспомогательного производства на самостоятельных специализированных предприятиях или путём создания базовых специализированных цехов на действующих предприятиях.
Слайд 28Специализация упрощает систему управления и обслуживания производства, сокращает объём работ
по технической подготовке, оперативному учёту и контролю, способствует улучшению использования
материальных, трудовых и финансовых ресурсов на всех этапах производственного цикла.
Слайд 29Преимущества специализации:
повышает производительность труда;
сокращает длительность производственного цикла изготовления деталей, их
качество;
ускоряет оборачиваемость оборотных средств предприятия, снижает себестоимость продукции;
повышает рентабельность производства.
Слайд 30Принцип специализации эффективен на предприятиях всех типов (индивидуального, серийного и
массового производства), но находит он наибольшее применение в массовом производстве.
Слайд 31Показатели уровня специализации:
Количество разнородных видов продукций, изготавливаемых на одном предприятии
(снижение номенклатурных позиций плана выпуска продукции повышает уровень специализации).
Удельный вес
профильной продукции в общем объёме производства. К профильной продукции относится продукция, на изготовлении которой специализировано предприятие, оборудование, технологический процесс и специализация кадров.
Слайд 323. Кооперирование производства
Кооперирование производства — представляет собой длительные производственные связи
между предприятиями по совместному изготовлению продукции.
Кооперирование может быть отраслевым, региональным
или международным. Критериями выбора вида кооперирования служат качество и цена поставляемой продукции, имидж, надежность и миссия поставщика, качество сервиса, оказываемого поставщиком, затраты на эксплуатацию продукции поставщика.
Слайд 33Уровень кооперации производства характеризуют:
коэффициент кооперирования, определяемый делением стоимости комплектующих и
покупных изделий, полуфабрикатов, поступающих от заводов-поставщиков, кооперирующихся с данным предприятием,
на себестоимость товарной продукции;
количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием;
число заказов, выполняемых в порядке кооперирования для других предприятий.
Кооперация считается оправданной, если она подтверждается технологической и экономической целесообразностью.
Слайд 34Виды кооперирования производства:
По характеру участия в процессе кооперирования:
кооперация «со стороны»;
кооперация «на
сторону».
По территориальному признаку:
внутрирайонное кооперирование (в одном экономическом районе);
межрайонная.
По характеру использования
производственной базы:
кооперирование на базе специализации;
кооперирование на базе свободных производственных мощностей.
Слайд 35Для оценки уровня кооперирования используют следующие показатели:
удельный вес кооперированных поставок в
себестоимости готовых изделий;
количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием;
удельный вес, в
общем объёме кооперации, поставок по внутрирайонному и межрайонному кооперированию.
Экономическая эффективность кооперирования достигается улучшением показателей работы предприятий за счёт прекращения производства на них небольших партий деталей и узлов и передачи их изготовления на специализированные предприятия.
Слайд 36Комбинирование производства заключается в технологическом сочетании взаимосвязанных, но разнородных производств
одной или различных отраслей промышленности в рамках одного предприятия, комбинатов.
Слайд 37Признаки комбинирования производства:
объединение разнородных процессов;
пропорциональность между ними;
технолого-экономическое единство между этими
производствами;
производственное единство, заключающееся в том, что все части комбината располагаются
на одной территории и связаны между собой общими коммуникациями;
единое энергетическое хозяйство и общие вспомогательные и обслуживающие производства.
Слайд 38Формы комбинирования производства
В зависимости от характера производства, технологии и объединения
в производственном процессе отдельных стадий переработки сырья и материалов, комбинирование
в промышленности выступает в трёх основных формах:
Слайд 391) последовательная переработка сырья вплоть до получения готовой продукции
Слайд 402) изготовление отходов производства для выработки видов продукции
Слайд 413) комплексная переработка сырья (выработка из одного вида сырья различных
видов продукции)
Слайд 43Существует понятие вертикального, горизонтального и смешанного комбинирования.
Вертикальное — когда осуществляется
последовательная переработка сырья в полуфабрикаты или готовые изделия.
Горизонтальное, когда из
одного вида сырья последовательно перерабатывая его, получают основные полуфабрикаты (готовую продукцию, а из образовавшихся отходов — побочные полуфабрикаты или готовую продукцию).
Слайд 44Показатели уровня комбинирования:
удельный вес продукции (в действующих ценах, выпускаемый комбинатом
в общем объёме выпуска продукции) отраслью;
удельный вес сырья и полуфабрикатов,
которые перерабатываются в последующий продукт на месте их получения в общем количестве тех же видов сырья и полуфабрикатов, произведённых на комбинате;
доля побочной продукции, полученной в результате комбинирования в общем объёме выпускаемой продукции;
количество рабочих, занятых на комбинированных производствах в отрасли;
доля основных средств, находящихся в комбинированных производствах в общей стоимости средств в отрасли;
количество сырья, перерабатываемых в комбинированных производствах;
количество продуктов, получаемое из перерабатываемого на комбинате сырья и их стоимость;
процент извлечения полезных компонентов из сырья, применяемого на комбинате (например: 15 % сахара из свеклы).
Слайд 45Экономическая эффективность комбинирования обусловлена рациональным использованием инвестированного капитала (основные и
оборотные средства), рабочей силы и предметов труда.
Слайд 46Интегрированному использованию орудий труда в комбинированных производствах способствуют:
высокий уровень непрерывности
производственных процессов;
использование части оборудования на комбинатах для производства нескольких видов
продуктов;
рациональное использование предметов труда за счёт комплексного использования сырья, а также переработки отходов производства;
рациональное использование живого труда (рост производительности труда);
возможность сокращать удельные капитальные вложения в общекомбинатские вспомогательные производства и обслуживающие хозяйства;
снижение себестоимости продукции;
ускорение оборачиваемости оборотных средств;
более рациональное размещение предприятий промышленности;
охрана окружающей среды.
Слайд 47Повышение уровня комбинирования имеет определённые границы.
Оптимальным является тот вариант комбинирования,
при котором осуществлённые затраты в результате комбинирования минимальны.