Слайд 1Формы организации труда детей: поручения
Преподаватель АПК : Донченко Е.А.
Слайд 2Формы организации труда детей в детском саду
Поручения (индивидуальные и совместные)
Дежурства
(индивидуальные и совместные)
Коллективный труд
Длительные
Отсроченные по времени
Эпизодические (краткосрочные)
Младший и средний возраст
(по столовой и занятиям)
Старший возраст (по столовой, занятиям, уголку природы)
Старший возраст (6 – 25 детей)
Младший возраст (4 – 6 детей)
Слайд 3Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо
трудовое действие.
Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Поручить
можно то, что ребенок может выполнить сам.
Трудовые поручения могут быть:
по форме - индивидуальными, подгрупповыми, общими;
по продолжительности - кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми;
по содержанию - соответствовать видам труда.
Слайд 4Учитывая некоторые особенности поручений их можно сгруппировать:
1 группа - поручения, связанные
с выполнением одного способа действия: подать, принести, отнести.
Они кратковременны,
эпизодичны, вызваны временной необходимостью.
2 группа - поручения, которые содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций.
Сюда можно отнести поручения следующего содержания: покормить животных, полить комнатные растения
3 группа - поручения, связанные с результатами, которых дети достигают не сразу:
посеять, посадить, принести из дома открытку, расческу
Слайд 5Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, но
в младших группах они являются ведущей формой организации детского труда.
В
старших группах детского сада поручения продолжают играть большую роль, однако важное значение начинают приобретать обязанности.
Обязанность - это дело, освоенное через поручение, где дети осознают необходимость постоянного и систематического его выполнения.
Значение поручений:
поручения как форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, формируют у детей интерес к труду, чувство ответственности за порученное дело.
Слайд 6В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в
себе одно-два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять
с куклы платье для стирки).
Слайд 7Младший возраст (содержание поручений):
Поставить в шкаф забытую обувь;
Помочь вынести на
участок ведерки с совками;
Собрать игрушки перед уходом с прогулки;
Смести с
лавочки снег, песок;
Раздать карандаши для рисования и т.д.
Слайд 8 В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное
белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти
задания более сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить ее последовательность).
Слайд 9Средний возраст (содержание поручений):
Полить растения;
Расставить по местам игрушки;
Помыть мыльницы;
Протереть стол,
за которым рисовали;
Раздать доски для лепки;
Помыть кисти;
Поправить одежду в шкафах;
Вытереть
полочку для пыли;
Сложить красиво коробки с настольными играми и т.д.
Слайд 10В работе с детьми старшего дошкольного возраста широко используются длительные
поручения (одно- и многодневные, с отсроченным во времени результатом труда).
Большое
воспитательное значение имеют поручения коллективного характера. Общее задание требует от детей согласованности действий, умения договориться, элементарного планирования своей деятельности в коллективной работе. Особое значение приобретает самооценка труда, а также оценка результатов работы товарищей.
Слайд 11В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда,
в которых у детей недостаточно развиты навыки, или когда их
обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается).
Слайд 12Старший возраст (содержание поручений):
Протереть игрушки от пыли;
Собрать листья для гербария;
Разложить
на столах материалы для лепки;
Поставить карандаши на 4 стола;
Выбрать и
поставить в стаканчики оточенные карандаши;
Взять метелку и смести снег, чтобы дети могли сидеть;
Проверить как дети собрали песок в песочницу и поправить его;
Постирать кукольное белье;
Протереть стульчики;
Принести из дома открытку и т.д.
Слайд 13Руководство поручениями:
В совместной деятельности воспитателя с детьми:
Организация ситуации выбора;
Предложение самостоятельно
найти то что необходимо сделать;
Поощрение инициативы ребенка;
Подробное объяснение;
Положительная мотивация;
Показ;
Организация совместного
труда;
Обсуждение правил совместной работы;
Словесное напоминание;
Контроль действий;
Оценка деятельности (с помощью игрового персонажа– мл. и ср возраст, оценка труда сверстника – ст.возраст);
Слайд 14Трудовые поручения в семье
Трудовое воспитание в семье и детском саду
преследует единые цели и задачи, однако содержание и методы их
решения различаются, так как труд детей в семье имеет свою специфику.
Особенность мотивации детского труда в семье - атмосфера сердечной привязанности, взаимной любви детей и родителей создает положительное отношение ребенка к труду, побуждает его сделать что-то приятное для близких.
Воспитатели должны хорошо знать, как организована трудовая деятельность детей в семье, оказывать родителям соответствующую помощь.
Слайд 15В семье дети постоянно видят, что родители делают:
готовят еду,
убирают квартиру,
стирают белье,
шьют.
Наблюдение за тем, как выполняют
взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы, устала, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Однако следует помнить, что детские наблюдения могут носить созерцательный характер
Слайд 16Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию,
воспитатели должны посоветовать родителям сопровождать свою работу пояснениями.
Это обычно привлекает
внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь.
Трудовые обязанности и поручения у ребенка в семье по своему содержанию многообразнее:
1.
2.
3.
Слайд 17Организация поручений в семье
1. повседневное участие в бытовом труде.
2.учет
возрастных возможностей ребенка
3. заинтересовать детей - доступно для ребенка данного
возраста объяснить значимость предстоящей работы, ее результата: «Если не поменять воду в вазе с цветами, цветы завянут».
4.объяснить полезность труда для окружающих - («Как хорошо, что Катя убрала посуду, теперь после обеда все могут отдохнуть».)
5. оценка труда ребенка и использование вещей сделанных руками ребенка (закладка, подставка под горячее и т.д.)
6.поручения интересные и привлекательные по форме выполнения (просьба принести какой-либо инструмент и сразу после выполнения просьбы обучение пользоваться этим инструментом)