Слайд 1фото
Правовое регулирование системы долговременного ухода
за инвалидами в Российской
Федерации:
опыт, проблемы и пути развития
Шебалов Александр Игоревич
студент 3 курса,
2 группы
очной формы обучения
Слайд 2фото
Цель работы.
Рассмотреть современные методы и средства, предусмотренные Российским законодательством,
по обеспечению долговременного ухода за лицами с ограниченными возможностями.
Выявить
существующие пробелы и недостатки в системе долговременного ухода за инвалидами.
Предложить возможные пути решения данных вопросов.
Слайд 3фото
Задачи
1. Провести анализ российского законодательства регулирующего систему долговременного ухода
за инвалидами.
2. Рассмотреть тенденции и перспективы развития системы долговременного
ухода за инвалидами на примере пилотных регионов РФ.
3. Рассмотреть вопросы замещения стационарных форм обслуживания инвалидов и пожилых людей на иные виды социального обслуживания, как уход на дому или приемная семья.
4. Дать общую характеристику договору об организации приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов, выявить правовую природу в системе гражданско-правовых договоров.
5. Рассмотреть проблемные вопросы российского законодательства в сфере социального обеспечения, социальной защиты, а также предоставления льгот и гарантий для лиц, взявших на себя обязательства по осуществлению ухода за инвалидами и предложить пути совершенствования законодательства для устранения выявленных проблем.
Слайд 4фодддддддддддддддддто
фото
фото
По данным Росстата на 01.01.2019г. общая численность инвалидов в
Российской Федерации
11947
тыс.
670
тыс.
8% жителям страны необходима поддержка со стороны государства
Слайд 5фодддддддддддддддддто
фото
фото
Социальное обслуживание в 2018 году
Стационарных организаций социального обслуживания
1508
Психоневрологических диспансеров
525
320
тыс.
144,8
тыс.
Человек
в 2018 году состояло на очереди для помещения в учреждения
для взрослых
1571
Слайд 6фодддддддддддддддддто
фото
фото
Правовое регулирование социального обслуживания в России осуществляется:
Конституцией РФ, которая
провозгласила РФ социальным государством.
Среди основных Федеральных законов следует указать:
«О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ,
«Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 года № 442-ФЗ
Нормативные правовые акты субъектов РФ.
Слайд 7фодддддддддддддддддто
фото
фото
Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ « Об
основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусмотрены:
Социальные услуги:
социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности в быту;
социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья путем организации ухода;
3) социально-психологические, предусматривающие адаптацию в социальной среде;
4) социально-педагогические, направленные на оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве;
6) социально-правовые, направленные на оказание юридической помощи;
7) коммуникативные услуги;
8) срочные социальные услуги.
Формы социального обслуживания:
стационарная,
полустационарная,
уход на дому.
Слайд 8фодддддддддддддддддто
фото
фото
Система долговременного ухода за инвалидами получила свое развитие после
встречи Президента РФ с инвалидами и представителями профессиональных сообществ, оказывающих
содействие инвалидам - 5 декабря 2017 года.
По результатам встречи Владимир Путин утвердил перечень поручений, исполнение которых оказало благоприятное воздействие на жизнедеятельность людей с ограниченными возможностями.
Слайд 9фодддддддддддддддддто
фото
фото
В 2018 году создание СДУ стало частью Национального проекта
«Демография».
Цель системы – создание условий, при которых такие люди могли
бы свободно социализироваться в обществе и наравне со всеми вести привычный образ жизни, путем реабилитации, абилитации и обучения.
Задачи:
определение критериев оценки обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности инвалидов;
2) выявление граждан, нуждающихся в предоставлении социальных и медицинских услуг;
3) организация межведомственного взаимодействия медицинских организаций и организаций социального обслуживания, включая объединение клиентских баз и передачу необходимой̆ информации о состоянии пациента его родственникам и организациям социальной̆ сферы;
4) развитие и поддержка семейного ухода за инвалидами;
5) информирование населения о СДУ.
Слайд 10фодддддддддддддддддто
фото
фото
Организация СДУ состоит из нескольких этапов:
I этап. Выявление нуждающихся
в долговременном уходе.
В ходе этого этапа осуществляется поиск людей,
которые раньше не попадали в поле зрения органов социальной защиты. Нуждающихся в обслуживании, делят на категории в зависимости от функциональных нарушений и нуждаемости в услугах.
II этап. Оценка индивидуальной нуждаемости (типизация).
Типизация – это разработка оптимальной программы помощи, необходимой каждому конкретному человеку, диагностическая оценка в самообслуживании когнитивных нарушений ресурсов человека.
Компоненты СДУ:
Социальный - это конкретные сервисы: социальные работники для ухода за пожилыми людьми и инвалидами на дому, центры дневного пребывания.
Важным направлением СДУ за инвалидами является проведение специальных занятий для их родственников, где они получают специальные знания по уходу за инвалидами.
Медицинский– это гериатрическая, паллиативная службы, система реабилитации, а также патронаж, стационар на дому, хоспис.
Слайд 11фодддддддддддддддддто
фото
фото
Реализация системы долговременного ухода за инвалидами в пилотных регионах
страны
2018 г. – старт в 6 пилотных регионах.
(Новгородская, Костромская,
Тульская, Псковская, Волгоградская и Рязанская области)
2019 г. – присоединение к Программе еще 12 регионов.
План до 2024 г. – распространение СДУ по территории всей России.
На реализацию в 2018 году выделено 100 млн. руб.
В 2020 г. финансирование увеличено до 2,07 млрд. руб.,
В 2021 г. планируется выделить – 2,07 млрд. руб.,
В 2022 г. планируется выделить - 2,08 млрд. руб.
Слайд 12фодддддддддддддддддто
фото
фото
В рамках пилотного проекта регионы разработали Дорожные карты по внедрению СДУ
за пожилыми гражданами, инвалидами.
Новгородская область
Создан областной координационный центр для аккумулирования
информации о гражданах, нуждающихся в долговременном уходе.
Начал работу Гериатрический центр с дневным стационаром
Волгоградская область.
Проводится обучение персонала на базе областного геронтологического центра. Участники отрабатывают навыки обеспечения безопасной среды, организации жизненного пространства, предупреждения осложнений, связанных с длительным постельным режимом и другие
В субъектах РФ открываются пункты проката технических средств реабилитации для пожилых людей и инвалидов, чтобы улучшить качество жизни и уход на дому.
Слайд 13
В Тульской области получило развитие семейное сопровождение, Данный проект
помогает частично решить проблему нехватки мест в домах-интернатах, так как
фактически станет заменой социального ухода в стационарах.
В Псковской области возводится первый в России социальный городок для пенсионеров и инвалидов. Это социальное учреждение нового типа, которое принципиально отличается от государственных интернатов.
Слайд 14Формы замещения стационарного обслуживания инвалидов
в Российской Федерации
дддддддддддто
фото
фото
Понятие «приемная
семья для инвалидов» не закреплено на уровне федерального законодательства, однако
достаточно широко используется в нормативных актах субъектов РФ.
Приемная семья – это форма оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам путем организации совместного проживания и ведения совместного хозяйства лица, организовавшего приемную семью и лица нуждающегося в социальных услугах.
Подопечным может стать гражданин пенсионного возраста, а также инвалид 1 или 2 группы, нуждающийся в социальной поддержке и помощи, при наличии полной или частичной утраты трудоспособности, навыков самообслуживания, имеющий трудности с самостоятельным передвижением, обеспечением своих потребностей.
Слайд 15фодддддддддддддддддто
фото
фото
Основанием для создания приемной семьи является договор о приемной
семье, который заключается между государственной организацией социального обслуживания, лицом, изъявившим
желание организовать приемную семью, и лицом, нуждающимся в социальных услугах.
Многие субъекты РФ на своем уровне утверждают примерную форму договора о приемной семье.
Существенные условия договора о приемной семье:
перечень социальных услуг, оказываемых в приемной семье лицу, нуждающемуся в них;
размер вознаграждения лица, организовавшего приемную семью.
Размер вознаграждения в каждом субъекте РФ определяется самостоятельно и выплачивается из средств бюджета соответствующего региона.
Слайд 16фодддддддддддддддддто
фото
фото
Законодательство не определяет место проживания подопечного после заключения договора.
Возможны варианты проживания подопечного как на жилплощади семьи, взявшей на
себя обязательства по уходу, так и в жилье нуждающегося.
Важный аспект при решении данного вопроса, чтобы на каждого проживающего члена семьи размер жилплощади соответствовал необходимой учетной норме.
Необходимо согласие на прием инвалида от всех совершеннолетних членов семьи, проживающих на одной территории
Слайд 17фодддддддддддддддддто
фото
фото
Договор об организации приемной семьи для граждан пожилого возраста
и инвалидов в системе гражданско-правовых договоров.
Федеральный законодатель не дает понятия
договора об организации приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов (далее - договор о приемной семье). Однако, довольно широко данные отношения рассматриваются в нормативных правовых актах субъектов РФ именно, как форма социального обслуживания, составляющего предмет права социального обеспечения.
По мнению Т.С. Гусевой правоотношения, возникающие из договора о приемной семье, не относятся к правоотношениям по социальному обслуживанию, а имеют гражданско-правовую природу .
После принятия Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и внесения изменений в ст. 41 ГК РФ, патронаж приобрел статус самостоятельного института права. В силу ст. 41 ГК РФ законодатель дает открытый перечень договоров, на основании которых помощник совершает действия в интересах нуждающегося, что дает основание договор об организации приемной семьи относить к иным договорам, регулирующим патронажные правоотношения.
Слайд 18фодддддддддддддддддто
фото
фото
Права и обязанности
у помощника возникают на основании заключения договора об организации приемной
семьи, представляющего соглашение, в силу которого он совершает неопределенное число юридических и фактических действий в интересах нуждающегося лица, каждое из которых, уже само по себе, может быть предметом отдельного самостоятельного договора об оказании услуг.
Ежемесячное денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств областного бюджета помощнику - оплата возмездно оказанных патронажных услуг.
В данных правоотношениях присутствует свободное волеизъявление сторон, лично-доверительный характер, что также позволяет сделать заключение о гражданско-правовой природе данного договора. В связи с этим, правоотношения по оказанию услуг в рамках приемной семьи для инвалида, в первую очередь, должны регулироваться нормами гражданского права, которые согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ находятся в ведении РФ.
Слайд 19фодддддддддддддддддто
фото
фото
Проект «Сиделка» в Республике Татарстан
Нуждающимся считается пожилой гражданин (инвалид),
который является одиноким или одиноко проживающий либо проживающий в семье,
члены которой являются занятыми в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», либо имеют ограничения жизнедеятельности в связи с возрастом и (или) инвалидностью и по объективным причинам не имеют возможности обеспечить ему помощь и уход. Для нуждающегося составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг.
Предоставление услуги «Сиделка» осуществляется на основании заключенного договора между инвалидом либо его законным представителем и поставщиком услуги, который обязан информировать территориальный орган социальной защиты о заключении данного договора.
Слайд 20фодддддддддддддддддто
фото
фото
Неурегулированные вопросы в сфере обеспечения ухода за инвалидами.
Зависимость реализации
гарантий инвалида от его места жительства.
Причина - многие вопросы
отнесены к ведению органов государственной власти субъектов РФ, а на федеральном уровне устанавливается лишь минимальный размер социальной защиты инвалидов, что напрямую противоречит конституционному принципу равенства прав граждан независимо от их места жительства, предусмотренному ст. 19 Конституции РФ.
Согласно ст. 28 ФЗ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами государственной власти субъектов РФ с участием общественных объединений инвалидов. Соответственно объем предоставляемых социальных услуг инвалидам зависит от выделяемых средств соответствующим субъектом РФ, что приводит к зависимости уровня и качества предоставления социальных услуг гражданам от финансовых возможностей самого региона.
Слайд 21фодддддддддддддддддто
фото
фото
Льготы и гарантии для лиц, ухаживающих за инвалидами
1. Родители,
воспитавшие инвалида-детства до достижения возраста 8 лет могут оформлять страховую
пенсию досрочно, для мужчин в 55 лет; для женщин в 50 лет. Такое право отсутствует у лиц, осуществляющих постоянный уход за членом семьи, который стал инвалидом уже в зрелом возрасте.
2. Пособие по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы выплачивается в размере 10 000 рублей родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) либо в размере 1 200 рублей другим лицам. Пособие по уходу за инвалидом I группы и престарелым гражданином, достигшим возраста 80 лет составляет - 1 200 рублей.
Право на данное пособие имеют родственники только в том случае, если они не работают.
3. Родителям (опекунам, попечителям), совмещающим работу с обеспечением ухода за ребенком-инвалидом могут предоставляться 4 дополнительных выходных дня в месяц, но такого права нет при уходе за совершеннолетним инвалидом.
Слайд 22фодддддддддддддддддто
фото
фото
Для обеспечения целостной системы правового регулирования социальной защиты населения,
в целях создания равных возможностей в получении социальных услуг и
их доступности для инвалидов, а также поддержки семей необходимо:
Обратить особое внимание на кодификацию. Рассмотреть возможность принятия Социального кодекса.
2. Установить на федеральном уровне единые подходы и стандарты по предоставлению медицинский и социальных услуг в зависимости от категорий населения, проживающих на территории.
3. Рассмотреть вопрос о предоставлении права досрочного выхода на пенсию лицам, осуществляющим постоянный уход за полностью нетрудоспособным инвалидом по аналогии, как при уходе за ребенком - инвалидом. Пересмотреть размер и порядок установления пособий для лиц, осуществляющих уход за инвалидами 1 группы.
4. Разработать программу поддержки производителей ТСР для инвалидов.
Слайд 23фодддддддддддддддддто
фото
фото
Требуется разработка:
Единого подхода на федеральном уровне, в виде принятия
Федерального закона по регулированию правоотношений по оказанию услуг в рамках
приемной семьи для инвалида, где определить:
понятие «приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов»;
категории лиц, нуждающихся в постоянной или временной посторонней помощи; а также кто может являться лицом, организовавшим приемную семью (помощником).
порядок регулирования имущественных отношений между сторонами, принципы формирования и расходования бюджета приемной семьи;
порядок формирования Единого реестра приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов; Стандартизировать паспорт приемной семьи.
Для планомерной и полномасштабной реализации СДУ за инвалидами необходимо создавать условия для привлечения финансирования из внебюджетных средств, повышения заинтересованности со стороны потенциальных инвесторов.
Слайд 24фодддддддддддддддддто
фото
фото
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!