Слайд 1Дидактика как наука об обучении
Слайд 21. Вызовы образованию XXI века.
2. Дидактика как наука об обучении.
3.история развития дидактических идей.
4. основные категории дидактики.
Слайд 3ГОРДОН ДРАЙДЕН, ДЖАННЕТТ ВОС «РЕВОЛЮЦИЯ В ОБУЧЕНИИ» (Научить мир учиться
по- новому)
1.В настоящий момент мир переживает важнейший поворотный момент
в своей истории.
2.Мы живем в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, мышления, а также методы достижения благополучия.
3. Эта революция во многом определит наше будущее: как мы и наши дети будем трудиться, зарабатывать себе на жизнь и получать от нее максимальную радость, - и будет ли это все у нас вообще.
4. Наверное, не более одного человека из пяти, даже в развитых странах, знает сейчас, как воспользоваться лавинообразным потоком изменений, происходящих в мире.
5. Если мы не найдем ответы на эти вопросы, то быстро растущее деление на богатых и бедных превратится в пропасть – пропасть нищеты, отчаяния и терроризма.
Слайд 4 6. Сейчас существуют средства, позволяющие накормить, одеть и обучить
всех людей на Земле. Однако, до сих пор в мире
ежегодно умирают 11 млн. детей младше 5 лет (примерно 30 тысяч детей ежедневно!).
7. Три миллиарда людей никогда не звонили по телефону, в то время как 2 млрд. пользуются сейчас почти мгновенным доступом в Интернет В среднем в мире каждый год тратится около 800 млрд. долларов на оборону и только 80 млрд. долларов на нужды бесплатного образования.
8. Самые успешные из 59 млн. учителей современности ежедневно работают только с 20-40 учащимися одновременно, - хотя современные технологии уже позволяют преподавателям делиться своими знаниями с миллионами учеников, живущих в разных странах мира.
Слайд 6Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики и теории
образования, изучающий проблемы обучения.
Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и
навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
Слайд 8Объект дидактики — обучение.
Существуют «частные дидактики»
— методики обучения отдельным учебным предметам
(методика преподавания физики, истории и др.),
— отдельных категорий учащихся
(методика начального обучения, дидактика высшей школы),
— в разных типах учебных заведений и формах образования.
У каждой методики обучения свой объект — обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т. д.
Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности преподавателя) и учения (познавательной деятельности учащегося), их взаимодействие.
Слайд 9
Задачи дидактики:
описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации;
изучение
и обобщение передового опыта обучения;
разработка современных способов организации процесса обучения;
разработка
новых обучающих систем;
разработка новых технологий обучения;
организация научных исследований
Слайд 11Основные тенденции развития дидактики
а) парадигмальный сдвиг в сторону гуманитарности;
б) расширение
понятийного поля дидактики;
в) создание моделей процесса обучения в различных дидактических
подходах.
Слайд 13Впервые термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке
(Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения.
Слайд 14Ян Амос Коменский (1592-1670)
-В основе обучения – идея природосообразности
-
Школьную систему необходимо строить с учетом развития (4 времени года
– 4 ступени развития)
- Идея создания гуманной демократической системы образования
- Классно-урочная система
Слайд 15Обучение должно быть
- доступным всему народу независимо от сословий
- всеобщим
-
бесплатным на всех ступенях образования
- равным для мальчиков и
девочек
- построенным таким образом, чтобы было легко, интересно, любознательно
Слайд 16Иоганн Песталоцци(1592-1670)
- Создал теории развивающего обучения и элементарного образования.
- Разработал
общие основы первоначального обучения и частные методики.
Слайд 17Процесс обучения
- Воспитывающий характер обучения
- Двусторонность процесса обучения
- В основе
познания три простых элемента:
слово число форма
- Наглядность
- важнейшая основа обучения - - Постепенный переход от части к целому
- Строгая последовательность
- Развитие практических навыков
Слайд 18Иоганн Гербарт(1776-1841)
- Разработал теорию ступеней обучения
- Развивал идеи
о многостороннем интересе, систематичности в обучении, о развитии интереса и
внимания
Слайд 19Процесс обучения
- Цель – дать знания и сформировать личность человека
(воспитывающее обучение)
- Основа – многосторонность интересов
- Два этапа процесса обучения:
углубление, осознание
Четыре ступени обучения:
ясность (установка на внимание, рассказ учителя, показ учителем учебного материала)
ассоциация (беседа и установление связей между новым и изученным материалом)
система (осмысление)
метод (применение знаний на практике, упражнение и активизация деятельности)
Слайд 20Джон Дьюи
- Критиковал классно-урочную систему
- Считал, что истина
относительна, она не может дать полных знаний; истиной является личный
опыт человека
- Выделял задачу педагога – научить ребенка жить, адаптируясь к окружающейся среде
(1859-1952)
Слайд 21Концептуальные идеи
Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании
Усвоение
знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс
Ребенок усваивает материал как результат
возникшей у него потребности в знаниях
Ребенок является активным субъектом обучения
Слайд 22Процесс обучения
- «Обучение посредством делания»
- Должно исходить из интересов ребенка
-
Должно идти по индивидуальному пути
- Учить надо тому, что стимулирует
активность, самостоятельность и что может пригодиться в жизни
- Отказ от систематичности
- Учитель не является руководителем процесса