Разделы презентаций


Free Powerpoint Templates Переход на контрактную систему Федеральный закон от

Содержание

Закупка ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нуждопределение поставщиказакупка

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Free Powerpoint Templates
Переход на контрактную систему
Федеральный закон от 05.04.2013 №

44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг

для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Free Powerpoint TemplatesПереход на контрактную системуФедеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок

Слайд 2Закупка ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд
определение поставщика
закупка

Закупка ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нуждопределение поставщиказакупка

Слайд 3Изменения в способах определения поставщиков
Конкурс – преимущественный способ закупки
Статьи 24,

25 Закона 44-ФЗ
При проведении конкурсов и закрытого аукциона могут выделяться

лоты

Сохранено право проведения совместных конкурсов и аукционов

Порядок устанавливается Правительством РФ

Изменения в способах определения поставщиковКонкурс – преимущественный способ закупкиСтатьи 24, 25 Закона 44-ФЗПри проведении конкурсов и закрытого

Слайд 4Free Powerpoint Templates
Новые требования к участникам закупок
Федеральный закон от 05.04.2013

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,

услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Free Powerpoint TemplatesНовые требования к участникам закупокФедеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере

Слайд 5УЧАСТНИК ЗАКУПКИ - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой

формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или

любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве ИП.



ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ:

соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП РФ

Единые требования (статья 31 Закона 44-ФЗ)

УЧАСТНИК ЗАКУПКИ - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места

Слайд 6ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ:

правомочность участника закупки заключать контракт;
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
отсутствие у

участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным

платежам в бюджеты бюджетной системы …, за исключением следующих сумм (п.5 ч.1 ст. 31 Закона 44-ФЗ):
на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ;
по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной;
которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

Определяется за прошедший календарный год,. Размер недоимки не должен превышать 25% балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период

ОБЯЗАТЕЛЬНО !

Единые требования (статья 31 Закона 44-ФЗ)

ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ:правомочность участника закупки заключать контракт;----------------------------------------------------------------------------------------------------------------отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности

Слайд 7отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике

закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях,

о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки;
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

Заказчик вправе устанавливать в течение 2 лет требование об отсутствии сведений об участнике в РНП по Закону № 94-ФЗ(ч. 21 ст. 112)

Единые требования (статья 31 Закона 44-ФЗ)


обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе

Слайд 8ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПОК (ч. 2, 3 ст. 31

Закона 44-ФЗ) ПРИМЕНЯЮТСЯ:
При закупке отдельных видов товаров, работ, услуг (определяются

Правительствам РФ)

Только при проведении двухэтапного конкурса, конкурса с ограниченным участием и закрытых конкурсов и аукционов

ОБЯЗАТЕЛЬНО при установлении требований !

Дополнительные требования (статья 31 Закона 44-ФЗ)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПОК (ч. 2, 3 ст. 31 Закона 44-ФЗ) ПРИМЕНЯЮТСЯ:При закупке отдельных видов товаров,

Слайд 9Free Powerpoint Templates
Особенности проведения конкурса
Федеральный закон от 05.04.2013 №

44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг

для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Free Powerpoint TemplatesОсобенности проведения конкурса Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок

Слайд 10Виды конкурса (статья 24 Закона № 44-ФЗ)

Виды конкурса (статья 24 Закона № 44-ФЗ)

Слайд 11Открытый конкурс

Правительство РФ вправе установить требования к содержанию, составу, порядку

разработки типовой конкурсной документации (ч.4 ст. 48) Типовая КД обязательна

для применения

Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов (ч.1 ст.49)

Предусмотрены антидемпинговые меры (п.4 ч.2 ст.51)

Статьи 48-55 Закона 44-ФЗ

Сокращен срок подачи заявок

1. Обеспечение заявки на участие в конкурсе от 0,5 до 5 %(ч.14 ст.44), для СМП-2%
2. Обеспечение исполнения контракта от 5 до 30 %(ч.6 ст.96), НМЦК свыше 50 млн. руб. от 10 до 30 %,

Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования

Открытый конкурсПравительство РФ вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой конкурсной документации (ч.4 ст. 48)

Слайд 12
Срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не

может превышать 20 дней с даты вскрытия конвертов …. Заказчик

вправе продлить срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства, но не более чем на 10 р.д. (ч.1 ст.53)





Контракт заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок

В течение 15 дней с даты получения от заказчика
проекта контракта

Открытый конкурс

Статьи 48-55 Закона 44-ФЗ

Срок подписания контракта победителем

Этапы рассмотрения и оценки заявок - объединены

Результат в одном протоколе

У участника закупки, занявшего 2 место отсутствует обязанность заключить контракт

Срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать 20 дней с даты вскрытия

Слайд 13Изменения и отказ от проведения конкурса (ст. 36, ч. 4

ст. 49, ч. 6 ст. 50 Закона № 44-ФЗ)
Срок принятия

решения - не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Размещение в ЕИС- в течение 1 дня со дня принятия решения



ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ в извещение о проведении конкурса и в КД

ПРОДЛИТЬ срок подачи заявок на участие в конкурсе не менее чем 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ

20 дней в Законе № 94-ФЗ

НЕЛЬЗЯ изменять объект закупки и увеличивать размер обеспечения заявок

Не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Размещается в ЕИС в день принятия
По истечении срока – возможна отмена конкурса только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы

ОТКАЗ от проведения конкурса

15 дней в Законе № 94-ФЗ

Изменения и отказ от проведения конкурса (ст. 36, ч. 4 ст. 49, ч. 6 ст. 50 Закона

Слайд 14Не указанные в документации критерии не оцениваются
Величина значимости критерия «расходы

на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работ» не

более значимости критерия «цена контракта».
Сумма величин значимости критерия «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работ» и критерия «цена контракта» (НИР, ОКР, ТР, исполнение, финансирование, прокат нац. фильма) не менее 20% от суммы величин значимости всех критериев
Если не используется критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работ», величина значимости критерия «цена контракта»- не менее 20% от суммы величин значимости всех критериев
Величина значимости критерия «цена контракта» при определении исполнителей в целях заключения контракта на создание произведения литературы или искусства может быть снижена до 0 %.

Критерии оценки заявок

Статья 32 Закона 44-ФЗ

Не указанные в документации критерии не оцениваютсяВеличина значимости критерия «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование

Слайд 15Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085
Принцип деления критериев оценки
Ценовые
Неценовые


1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) стоимость

жизненного цикла товара, объекта, созданного в результате выполнения работы

1) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
2) квалификация участников закупки

По каждому критерию оценки используется 100 балльная шкала оценки

Заказчик вправе устанавливать предельно необходимые заказчику значения показателей

Все критерии расчетные

Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085Принцип деления критериев оценкиЦеновыеНеценовые 1) цена контракта;2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров,

Слайд 16Случаи признания конкурса несостоявшимся (статья 54 Закона № 44-ФЗ)
По окончании

срока подачи заявок не подано ни одной заявки (ч. 13

ст. 51, ч.6 ст.52)
По результатам рассмотрения заявок комиссия отклонила все заявки (ч.6 ст. 53)

Не заключен контракт вследствие наличия принятых судебных актов или обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта, действуют более чем тридцать дней

По окончании срока подачи заявок подана только одна соответствующая заявка (ч. 13 ст. 51, ч.6 ст.52)
По результатам рассмотрения заявок только одна заявка соответствует требованиям (ч.6 ст. 53)

Случаи признания конкурса несостоявшимся (статья 54 Закона № 44-ФЗ)По окончании срока подачи заявок не подано ни одной

Слайд 17Особенности проведения повторного конкурса (статья 54 Закона № 44-ФЗ)
Проведение повторного

конкурса ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на условиях конкурса, признанного несостоявшимся, за исключением :
срока

исполнения контракта (продление на срок, необходимый для проведения повторного конкурса)
НМЦ контракта (может быть увеличена не более 10%)

объект закупки, количество товара, объем работы или услуги,
требования, предъявляемые к участникам закупки, объекту закупки,
условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта,

Повторный конкурс не состоялся

Особенности проведения повторного конкурса (статья 54 Закона № 44-ФЗ)Проведение повторного конкурса ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на условиях конкурса, признанного несостоявшимся,

Слайд 18Порядок проведения конкурса с ограниченным участием

Порядок проведения конкурса с ограниченным участием

Слайд 19Особенности проведения конкурса с ограниченным участием (статья 56 Закона №

44-ФЗ)
Конкурс с ограниченным участием -конкурс, при котором информация о закупке

сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор

Наличие финансовых ресурсов;
Наличие необходимого оборудования;
Наличие опыта работ и деловой репутации;
Наличие необходимого кол-ва специалистов

Дополнительные требования для осуществления предквалификационного отбора не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием

Дополнительные требования к участникам конкурса устанавливаются Правительством РФ (ч.2 ст. 31)

Особенности проведения конкурса с ограниченным участием (статья 56 Закона № 44-ФЗ)Конкурс с ограниченным участием -конкурс, при котором

Слайд 20Особенности проведения конкурса с ограниченным участием (статья 56 Закона №

44-ФЗ)
Поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической

и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, *
Выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,
Реставрация музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов,
выполнение работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Случаи проведения конкурса с ограниченным участием

* Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Особенности проведения конкурса с ограниченным участием (статья 56 Закона № 44-ФЗ)Поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по

Слайд 21Исключения из аукционного перечня (ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ распоряжение от 21 марта 2016

г. N 471-р )
Объект закупки по конкурсу
За исключением входящих в

указанные коды ОКПД товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик вправе проводить конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс в соответствии с частью 2 статьи 56 и пунктом 1 части 2 статьи 57 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Если объект закупки, в т.ч. высокотехнологичная, инновационная продукция включены в Перечень

МОЖНО ПРОВОДИТЬ КОНКУРС

Исключения из аукционного перечня (ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ распоряжение от 21 марта 2016 г. N 471-р )Объект закупки по

Слайд 22Постановление Правительства РФ от 04 февраля 2015 г. №99
Перечень случаев

отнесения ТРУ к технически и технологически сложным, инновационным, высокотехнологичным и

специализированным товарам, работам, услуг ам

Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов закупаемых для:
- образовательных учреждений (установленного типа)
медицинских учреждений
учреждений социального обслуживания;
организации отдыха детей и их оздоровление

Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов кап. Строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав а/д федерального, регионального, межмуниципального, местного значения

Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту с НМЦК боле 150 млн. руб. (для гос. нужд), 50 млн. руб.-(для мун. нужд)
и т.д.

Постановление Правительства РФ от 04 февраля 2015 г. №99Перечень случаев отнесения ТРУ к технически и технологически сложным,

Слайд 23Перечень документов
а) наличие опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг,

включенных в Перечень в течение 3 лет до даты подачи

заявки, со стоимостью контракта (договора) не менее 20 % НМЦК;

б) наличие собственного или арендованного на срок исполнения контракта (договора) оборудования и других материальных средств в объеме, установленном конкурсной документацией;

Квалификационные требования

Копия ранее исполненного контракта и акта выполненных работ
Перечень оборудования
Выписка из ЕГРП, подтверждающая право собственности на объект недвижимости (выдача не ранее чем за 90 дней до окончания срока подачи заявок)
Копия договора аренды на недвижимое имущество (не менее чем на 2 года) с копией свидетельства из ЕГРП
Перечень технологического и иного оборудования с указанием производственной мощности в сутки
Копии инвентарных карточек учета ОС (форма ОС-6)



Постановление Правительства РФ от 04 февраля 2015 г. №99
Об установлении дополнительных требований

Перечень документова) наличие опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, включенных в Перечень в течение 3 лет

Слайд 24Особенности проведения конкурса с ограниченным участием (статья 56 Закона №

44-ФЗ)
Порядок проведения конкурса
Аналогичен открытому конкурсу (ч. 3 ст. 56)
Состав заявки

на участие в конкурсе

Аналогичен открытому конкурсу (ч. 6 ст. 56)
+
Перечень документов, подтверждающих соответствие участников конкурса дополнительным требованиям

Срок проведения предквалификационного отбора

В течение не более чем 10 рабочих дней с даты вскрытия конвертов (ч.7 ст.56)

Выявление участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком

Цель предквалификационного отбора

Особенности проведения конкурса с ограниченным участием (статья 56 Закона № 44-ФЗ)Порядок проведения конкурсаАналогичен открытому конкурсу (ч. 3

Слайд 25Случаи признания конкурса несостоявшимся (статья 56 Закона № 44-ФЗ)
По окончании

срока подачи заявок не подано ни одной заявки (ч. 13

ст. 51, ч.6 ст.52)
По результатам предквалификационного отбора ни один участник не признан соответствующим единым и доп. требованиям (ч.9 ст.56)
По результатам рассмотрения заявок комиссия отклонила все заявки (ч.6 ст. 53)

Не заключен контракт вследствие наличия принятых судебных актов или обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта, действуют более чем тридцать дней

По окончании срока подачи заявок подана только одна соответствующая заявка (ч. 13 ст. 51, ч.6 ст.52)
По результатам предквалификационного отбора только один участник признан соответствующим единым и доп. требованиям (ч.9 ст.56)
По результатам рассмотрения заявок только одна заявка соответствует требованиям (ч.6 ст. 53)

Случаи признания конкурса несостоявшимся (статья 56 Закона № 44-ФЗ)По окончании срока подачи заявок не подано ни одной

Слайд 26Особенности проведения двухэтапного конкурса

Особенности проведения двухэтапного конкурса

Слайд 27Особенности проведения двухэтапного конкурса (статья 57 Закона № 44-ФЗ)
Двухэтапный конкурс

- конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному

кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования и победителем такого конкурса признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса

Конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), проведение экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности,
для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

Соблюдение одновременно двух условий проведения конкурса (ч. 2 ст. 57)

Особенности проведения двухэтапного конкурса (статья 57 Закона № 44-ФЗ)Двухэтапный конкурс - конкурс, при котором информация о закупке

Слайд 28Особенности проведения двухэтапного конкурса (статья 57 Закона № 44-ФЗ)
Порядок проведения

конкурса
Аналогичен открытому конкурсу (ч. 3 ст. 57)
При установлении единых требований
Порядок

проведения конкурса

Аналогичен конкурсу с ограниченным участием(ч. 3 ст. 57)

При установлении дополнительных требований

Особенности проведения двухэтапного конкурса (статья 57 Закона № 44-ФЗ)Порядок проведения конкурсаАналогичен открытому конкурсу (ч. 3 ст. 57)При

Слайд 29первоначальные заявки на участие в конкурсе, содержащие предложения в отношении

объекта закупки без указания предложений о цене контракта.
Порядок проведения

первого этапа двухэтапного конкурса (статья 57 Закона № 44-ФЗ)

Предоставление обеспечения заявки на первом этапе не требуется

Первоначальные заявки

Комиссия проводит с участниками, подавшими первоначальные заявки, обсуждения любых содержащихся в этих заявках предложений в отношении объекта закупки.
На обсуждении предложения каждого участника конкурса вправе присутствовать все его участники.(ч. 5 ст. 57)

Срок первого этапа

Не более 20 дней с даты вскрытия конвертов с первоначальными заявками (ч. 6 ст. 57)

Обсуждение

первоначальные заявки на участие в конкурсе, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене

Слайд 30Порядок проведения второго этапа двухэтапного конкурса (статья 57 Закона №

44-ФЗ)
1) любое требование к указанным в конкурсной документации функциональным, техническим,

качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки. При этом заказчик вправе дополнить указанные характеристики новыми характеристиками, которые соответствуют требованиям Закона № 44-ФЗ

2) любой указанный в конкурсной документации критерий оценки заявок на участие в таком конкурсе. При этом заказчик вправе дополнить указанные критерии новыми критериями, отвечающими требованиям Закона № 44-ФЗ, только в той мере, в какой данное дополнение требуется в результате изменения функциональных, технических, качественных или эксплуатационных характеристик объекта закупки

Заказчик вправе уточнить

В приглашениях представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе.

Отражаются в конкурсной документации, размещенной в единой информационной системе, в день направления указанных приглашений

Изменения

Порядок проведения второго этапа двухэтапного конкурса (статья 57 Закона № 44-ФЗ)1) любое требование к указанным в конкурсной

Слайд 31Порядок проведения второго этапа двухэтапного конкурса (статья 57 Закона №

44-ФЗ)
комиссия предлагает всем участникам двухэтапного конкурса, принявшим участие в проведении

его первого этапа, представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа конкурса условий закупки.
+
Требование об обеспечении заявок (ч. 12 ст. 57)

Участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении его первого этапа, вправе отказаться от участия во втором этапе двухэтапного конкурса (ч. 13 ст. 57)

Окончательные заявки рассматриваются и оцениваются комиссией в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ о проведении открытого конкурса в сроки, установленные для проведения открытого конкурса и исчисляемые с даты вскрытия конвертов с окончательными заявками на участие в двухэтапном конкурсе (не более 20 дней) (ч. 14 ст.57)

Срок рассмотрения окончательных заявок

Порядок проведения второго этапа двухэтапного конкурса (статья 57 Закона № 44-ФЗ)комиссия предлагает всем участникам двухэтапного конкурса, принявшим

Слайд 32Порядок признания двухэтапного конкурса несостоявшимся
(статья 57 Закона № 44-ФЗ)
если

по результатам предквалификационного отбора, проведенного на первом этапе двухэтапного конкурса,

ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям или только один участник закупки признан соответствующим таким требованиям (ч. 10 ст. 57)

если по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе не подано ни одной заявки, либо комиссия отклонила все заявки (ч. 15 ст.57)

Заказчик вносит изменения в план-график и снова осуществляет закупку ( ч. 5 ст.55)

Заказчик вносит изменения в план-график и проводит повторный (короткий) конкурс( ч. 6 ст.55)

если по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна заявка и она признана соответствующей Закону № 44-ФЗ и конкурсной документации или по результатам рассмотрения окончательных заявок только одна признана соответствующей требованиям Закону № 44-ФЗ и конкурсной документации (ч. 15 ст.57)

Заказчик заключает контракт по согласованию с контролирующим органом ( ч. 7 ст.55)

Порядок признания двухэтапного конкурса несостоявшимся (статья 57 Закона № 44-ФЗ)если по результатам предквалификационного отбора, проведенного на первом

Слайд 33Free Powerpoint Templates
Особенности проведения аукциона в электронной форме
Федеральный закон от

05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,

работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Free Powerpoint TemplatesОсобенности проведения аукциона в электронной формеФедеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в

Слайд 34Аукцион в электронной форме
Аукцион, при котором информация о закупке сообщается

заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения и

документации об аукционе, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором

Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни

Аукцион в электронной формеАукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в

Слайд 35Аукционный перечень товаров, работ, услуг (распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 №

2019-р )
Продукция и услуги сельского хозяйства и охоты (кроме кодов

01.21.1,01.22.1, 01.23, 01.24.1,01.25.1,01.25.3,01.5)
Уголь; уголь агломерированный; уголь обогащенный; услуги по добыче угля, обогащению угля, агломерации угля; торф (10)
Продукты пищевые и напитки (15)
Целлюлоза, бумага и изделия из бумаги (21)
Продукция печатная и носители информации записанные (кроме кодов 22.15.13,22.22.12.110, 22.22.12.190)
Вещества химические, продукты химические и волокна химические (24)
Оборудование офисное и техника вычислительная (30)
Изделия медицинские; приборы и инструменты для измерения, контроля, испытаний, навигации, управления; приборы оптические,
фото- и кинооборудование; часы (ИСКЛ)
Средства автотранспортные (34,35)
Работы строительные (кроме кода 45.12) и т.д.

Много исключений из Перечня

Аукционный перечень товаров, работ, услуг (распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р )Продукция и услуги сельского хозяйства

Слайд 36Перечень операторов определяется по результатам отбора операторов электронных площадок Правительством

Российской Федерации
Проведение аукционов в электронной форме на 5 площадках до

25.01.2015

Электронные площадки для проведения аукциона в электронной форме

Перечень операторов определяется по результатам отбора операторов электронных площадок Правительством Российской ФедерацииПроведение аукционов в электронной форме на

Слайд 37Заключение контракта
Объявление ЭА
Подача заявки на участие в ЭА в 2-х

частях

+ обеспечение

Рассмотрение 1-ых частей заявок

Проведение ЭА

Рассмотрение 2-ых частей заявок

7-15 дней

7 дней (3 раб.дня, если 1 заявка)

3 дня

3 рабочих дня

Не ранее чем через 10
дней

Общий срок:
33 – 41 календарных дней

Оператор

Оператор

Заказчик

Участник

Комиссия

Комиссия

Обеспечение заявки возвращается

Аккредитация участника

Алгоритм проведения аукциона в электронной форме

Заключение контрактаОбъявление ЭАПодача заявки на участие в ЭА в 2-х частях

Слайд 38«Короткий» ЭА
НМЦК до 3 млн. руб.
Размещается в ЕИС не
менее чем

за 7 дней
Размещается в ЕИС не менее чем за 15

дней

Размещение извещения (ч.2 и 3 ст. 63))

«Длинный» ЭА НМЦК свыше 3 млн. руб.

Сокращение сроков на проведение аукциона в электронной форме

«Короткий» ЭАНМЦК до 3 млн. руб.Размещается в ЕИС неменее чем за 7 днейРазмещается в ЕИС не менее

Слайд 39Последствия признания аукциона несостоявшимся (статья 71 Закона № 44-ФЗ)

Последствия признания аукциона несостоявшимся (статья 71 Закона № 44-ФЗ)

Слайд 40Последствия признания аукциона несостоявшимся (статья 71 Закона № 44-ФЗ)

Последствия признания аукциона несостоявшимся (статья 71 Закона № 44-ФЗ)

Слайд 41Free Powerpoint Templates
Особенности проведения запроса котировок
Федеральный закон от 05.04.2013 №

44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг

для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Free Powerpoint TemplatesОсобенности проведения запроса котировокФедеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок

Слайд 42Условия выбора способа определения поставщиков:
Общие положения о запросе котировок (статья

72 Закона № 44-ФЗ)
не превышает 500 тысяч рублей.
НМЦК
Совокупный годовой

объем закупок по ЗК

не должен превышать 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем 100 миллионов рублей в год.

и

Запрос котировок - способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях заказчика в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта

Условия выбора способа определения поставщиков:Общие положения о запросе котировок (статья 72 Закона № 44-ФЗ)не превышает 500 тысяч

Слайд 43Изменения и отказ от проведения запроса котировок (ст. 36, ч.

3, 6 ст. 74 Закона № 44-ФЗ)
Срок принятия решения -

не позднее чем за 2 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
Размещение в ЕИС- в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения




ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ в извещение о проведении запроса котировок

ПРОДЛИТЬ срок подачи заявок на участие в конкурсе не менее чем 7 (4) РАБОЧИХ ДНЯ

ОТКАЗ от проведения запроса котировок

НЕЛЬЗЯ изменять объект закупки

Не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
Размещается в ЕИС в день принятия

По истечении срока – возможна отмена запроса котировок только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы

Изменения и отказ от проведения запроса котировок (ст. 36, ч. 3, 6 ст. 74 Закона № 44-ФЗ)Срок

Слайд 44Вскрытие всех поступивших конвертов – В ОДИН ДЕНЬ
Порядок вскрытия конвертов

с заявками (статья 78 Закона № 44-ФЗ)
Изменение и отзыв заявок

при вскрытии не допускается

Обязан осуществлять аудиозапись вскрытия конвертов (ч. 5 ст. 78 Закона № 44-ФЗ)

ЗАКАЗЧИК

Вскрытие всех поступивших конвертов – В ОДИН ДЕНЬПорядок вскрытия конвертов с заявками  (статья 78 Закона №

Слайд 45Порядок рассмотрения заявок на участие в запросе котировок (статья 78

Закона № 44-ФЗ)
Если две заявки содержат одинаковые условия – победитель,

чья заявка поступила ранее (ч. 6 ст. 78)

Участник, занявший второе место, обязан заключить контракт в случае уклонения победителя (ч. 12 ст. 78)

Порядок рассмотрения заявок на участие в запросе котировок (статья 78 Закона № 44-ФЗ)Если две заявки содержат одинаковые

Слайд 46Случаи признания запроса котировок несостоявшимся
После продления срока не подано ни

одной заявки
По окончании срока подачи заявок подана только одна заявка

и она соответствует требованиям (ч. 6 ст.77)
По результатам рассмотрения заявок только одна заявка соответствует требованиям (ч.9 ст. 78)
После продления срока подана только одна заявка и она соответствует требованиям

По окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки (ч. 6 ст.77)

?

Случаи признания запроса котировок несостоявшимсяПосле продления срока не подано ни одной заявкиПо окончании срока подачи заявок подана

Слайд 47Случаи признания запроса котировок несостоявшимся
По результатам рассмотрения заявок комиссия отклонила

все заявки (ч.9 ст. 78)
Извещение о продлении срока в ЕИС

в течение 1 раб. дня с даты окончания срока подачи заявок
+
Запрос не менее 3 участникам, которые могут осуществить поставку товаров, выполнить работы, оказать услуги

При уклонении победителя и второго участника

Случаи признания запроса котировок несостоявшимсяПо результатам рассмотрения заявок комиссия отклонила все заявки (ч.9 ст. 78)Извещение о продлении

Слайд 48Free Powerpoint Templates
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной

системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных

и муниципальных нужд»

Запрос предложений

Free Powerpoint TemplatesФедеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг

Слайд 49Условия выбора способа определения поставщиков
Общие положения о запросе предложений (ч.2 статья

83 Закона № 44-ФЗ)
Ограничение по НМЦК не установлено

Условия выбора способа определения поставщиковОбщие положения о запросе предложений (ч.2 статья 83 Закона № 44-ФЗ)Ограничение по НМЦК

Слайд 50ЗАКАЗЧИК
Обязан осуществлять аудиозапись вскрытия конвертов (ч. 20 ст. 83 Закона

№ 44-ФЗ)
Порядок вскрытия конвертов с заявками (статья 83 Закона №

44-ФЗ)

1. Комиссия вскрывает конверты с заявками

Отстраняются заявки

Участников закупки, если заявки не соответствуют требованиям документации (ч. 10 ст. 83)

2. Комиссия оценивает заявки участников на основании критериев, указанных в документации

ЗАКАЗЧИКОбязан осуществлять аудиозапись вскрытия конвертов (ч. 20 ст. 83 Закона № 44-ФЗ)Порядок вскрытия конвертов с заявками

Слайд 51
условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей,
или условия,

содержащиеся в единственной заявке на участие в запросе предложений
Участники запроса

предложений не объявляются

Порядок вскрытия конвертов с заявками (часть 11 статьи 83 Закона № 44-ФЗ)

условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в

Слайд 52Результаты оформляются протоколом проведения запроса предложений, к нему прилагается таблица

оценки
Порядок вскрытия конвертов с заявками (части 12-13 статьи 83

Закона № 44-ФЗ)
Результаты оформляются протоколом проведения запроса предложений, к нему прилагается таблица оценки Порядок вскрытия конвертов с заявками

Слайд 53Вскрытие конвертов с окончательными предложениями
Участники закупки вправе присутствовать на процедуре
При

уклонении победителя контракт с участником запроса предложений, окончательному предложению которого

присвоен второй номер, можно заключить только с его согласия
Вскрытие конвертов с окончательными предложениямиУчастники закупки вправе присутствовать на процедуреПри уклонении победителя контракт с участником запроса предложений,

Слайд 54Случаи признания запроса предложений несостоявшимся
До момента вскрытия конвертов с заявками

подана только одна заявка, которая признана соответствующей требованиям документации и

удовлетворяет потребности заказчика
До момента вскрытия конвертов заявки не подана ни одна заявка

Если отстранены все участники запроса предложений

Если отстранены все кроме 1 участника запроса предложений

?

Если победитель запроса предложений и второй участник уклонились от заключения контракта – запрос предложений НЕ ПРИЗНАЕТСЯ несостоявшимся

Случаи признания запроса предложений несостоявшимсяДо момента вскрытия конвертов с заявками подана только одна заявка, которая признана соответствующей

Слайд 55Free Powerpoint Templates
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной

системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных

и муниципальных нужд»

Случаи отказа от заключения контракта

Free Powerpoint TemplatesФедеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг

Слайд 56Отказ от заключения контракта
(часть 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ)

Отказ от заключения контракта(часть 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ)

Слайд 57Отказ заказчика от заключения контракта (часть 10 статьи 31 Закона

№ 44-ФЗ)

Отказ заказчика от заключения контракта (часть 10 статьи 31 Закона № 44-ФЗ)

Слайд 58Free Powerpoint Templates
Осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Федеральный закон

от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок

товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Free Powerpoint TemplatesОсуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе

Слайд 59Нововведения в закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
ИСКЛЮЧЕНИЕ
Извещение не

требуется, если сведения о закупке составляют государственную тайну

Нововведения в закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)ИСКЛЮЧЕНИЕ Извещение не требуется, если сведения о закупке составляют государственную

Слайд 60Нововведения в закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Нововведения в закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Слайд 61Требования к экспертам
ч. 2 ст. 41 Закона 44-ФЗ

Требования к экспертамч. 2 ст. 41 Закона 44-ФЗ

Слайд 62Случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 4 ч.1

ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

Случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 4 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

Слайд 63Случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 5 ч.1

ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

Случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 5 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

Слайд 64Случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 6 ч.1

ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

Извещение о закупке размещается в ЕИС

(ч.2 ст. 93)
Случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 6 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)Извещение о закупке

Слайд 65Случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 19 ч.1

ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

Извещение о закупке размещается в ЕИС

(ч.2 ст. 93)

К приемке привлекаются эксперты

Случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 19 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)Извещение о закупке

Слайд 66Случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 9 ч.1

ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

Перечень утвержден
распоряжением Правительства РФ
от 30 сентября

2013 г. N 1765-р

К приемке привлекаются эксперты

Случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 9 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)Перечень утвержденраспоряжением Правительства

Слайд 67Случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п.25 ч.1 ст.

93 Закона № 44-ФЗ)

К приемке привлекаются эксперты

Случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п.25 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)К приемке привлекаются эксперты

Слайд 68Случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 28 ч.1

ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

К приемке привлекаются эксперты

Случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 28 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)К приемке привлекаются

Слайд 69Нововведения в закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Нововведения в закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Слайд 70
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в

реестре контрактов и подтверждающая исполнение таким участником в течение не

менее чем 1 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе 3 контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) либо 4 и более контрактов (при этом не менее чем 75% контрактов должно быть исполнено без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20 % цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт

Антидемпинговые меры

Статья 37 Закона 44-ФЗ

Исключение: по жизненно важным товарам:
Гарантийное письмо производителя,
Документы, подтверждающие наличие товара

Конкурс – подтверждающие документы в заявке
Аукцион – подтверждающие документы при подписании контракта

Снижение на 25% и более НМЦ

Достоверность информации (обоснованность снижения) при проведении :
конкурса определяет КОМИССИЯ
Аукциона - ЗАКАЗЧИК

К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов и подтверждающая исполнение таким участником

Слайд 71Контракт
Типовые контракты
Контракты жизненного цикла
Допускается заключение контракта с несколькими исполнителями (в

ряде случаев)
Возможны разные варианты указания цены (устанавливаются Правительством РФ)
Если цена

контракта свыше 100 млн. руб. и срок более 3 лет, то обязателен график исполнения контракта
Заказчик обязан проводить экспертизу (в ряде случаев – приглашать внешних независимых экспертов) (ч.3, 4 ст.94)
Возможно одностороннее расторжение контракта – если это предусмотрено контрактом (ч.8 ст.95)


КонтрактТиповые контрактыКонтракты жизненного циклаДопускается заключение контракта с несколькими исполнителями (в ряде случаев)Возможны разные варианты указания цены (устанавливаются

Слайд 72Контракт часть 23 статьи 34 Закона 44-ФЗ
При заключении контракта требуются

дополнительные документы:
В случае, если НЦК при осуществлении закупки товара, работы,

услуги превышает размер, установленный Правительством РФ, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены контракта

Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 № 775
Для обеспечения федеральных нужд– НЦК =1 млрд.руб.
Для обеспечения нужд субъекта и мун. нужд – 100 млн. руб.

Контракт часть 23 статьи 34 Закона 44-ФЗПри заключении контракта требуются дополнительные документы:В случае, если НЦК при осуществлении

Слайд 73Банковское сопровождение контрактов
1) Правительство РФ устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения

контрактов, включающий в себя в том числе:
требования к банкам и

порядку их отбора,
условия договоров, заключаемых с банком,
требования к содержанию формируемых банками отчетов.

2) Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд…

3) Осуществление расчетов в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, отражается на счетах, которые открываются в указанном банке.
Банковское сопровождение контрактов1) Правительство РФ устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе:требования

Слайд 74Исполнение контракта статья 95 Закона 44-ФЗ
Предусмотрена возможность изменения существенных условий

контракта (ч.1 ст.95) )

если по предложению заказчика увеличивается или уменьшается

предусмотренный контрактом объем работы не более чем на 10% изменение на 10% объема выполняемых работ !!! При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта
изменение условий контракта в случае уменьшения лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ст. 161 БК РФ)
если цена заключенного на срок не менее чем три года контракта (для государственных нужд) и не менее чем один год (для муниципальных нужд) составляет или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно - изменение на основании решения Правительства РФ, высшего ИОГВ субъекта РФ, местной администрации (в зависимости от видов нужд);

При условии наличия возможности в документации о закупке

Исполнение контракта  статья 95 Закона 44-ФЗПредусмотрена возможность изменения существенных условий контракта (ч.1 ст.95) )если по предложению

Слайд 75



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Мачихина Татьяна Валерьевна

заместитель руководителя Агентства,
начальник отдела

правового обеспечения Агентства по
государственным закупкам Пермского края

тел. (342)

217 - 67 - 33



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !Мачихина Татьяна Валерьевназаместитель руководителя Агентства, начальник отдела правового обеспечения Агентства по государственным закупкам Пермского

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика