Слайд 1Free Powerpoint Templates
ВОПРОС 36
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
Основные
понятия.
Стадии психосоциального развития. Жизненные кризисы и способы их преодоления.
Слайд 2Концепция Эриксона называется эпигенетической концепцией жизненного пути личности.
Последовательность
стадий возраста человека - результат биологического созревания, но содержание развития
определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит.
По Эриксону, любой человек может пройти все эти стадии, к какой бы культуре он ни принадлежал, все зависит от того, какова продолжительность его жизни.
Слайд 4Принимая структуру личности 3. Фрейда, Эриксон создал психоаналитическую концепцию об
отношениях «Я» и общества.
Обратив внимание на роль «Я» в
развитии личности, он перенес ударение с «Оно» на «Я». По его мнению, основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества.
Э. Эриксон посвящает свои исследования главным образом процессам социализации.
Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики - психоисторического
метода, который представляет собой применение психоанализа к истории.
Этот метод требует равного внимания как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек
Слайд 7Важные понятия концепции Эриксона - групповая идентичность и эгоидентичность.
Групповая идентичность
формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка
ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения.
Эго-идентичность формируется параллельно с групповой и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего "Я" несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.
Слайд 8Основные положения теории Эрика Эриксона
1.Наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального
развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется
направленность влечения (от аутоэротизма до влечения к внешнему объекту), существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.
2.Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл.
3.Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения
Слайд 10 Задача младенческого возраста - формирование базового доверия к миру, преодоление
чувства разобщенности и отчуждения – НАДЕЖДА
Задача раннего возраста -борьба против
чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность – ВОЛЯ
Задача игрового возраста - развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания-ЦЕЛЬ
В период обучения в школе встает новая задача - формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности -УВЕРЕННОСТЬ
Слайд 11В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного
осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в
решении этой задачи - неуверенность в понимании собственного "Я" ("диффузия идентичности") -ВЕРНОСТЬ
Задача конца юности и начала зрелости - поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества- ЛЮБОВЬ
Задача зрелого периода - борьба творческих сил человека против косности и застоя - ЗАБОТА
Период старости характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию МУДРОСТЬ
Слайд 12ВОПРОС № 1
Естественно-научная и гуманитарная
парадигмы в психологии
Слайд 13
Всю историю развития психологии можно охарактеризовать как взаимоотношения двух противоположных
подходов -- естественнонаучного и гуманитарного, причем в последние десятилетия наблюдается
постепенное вытеснение первого вторым.
Слайд 14Основными причинами, препятствующими оформлению психологии в качестве естественной науки, выступают:
1.духовный
характер происхождения человека, не позволяющий рассматривать его как объект первой
природы или механизм;
2.рефлексивность и активность человека; невозможность лишь управления человеком - в отношении человека органичны понимающая позиция, любовь, помощь, поддержка
Слайд 15
Естественно научная парадигма
берет в качестве такого образца науки о
природе. Из этого следует, прежде всего, познавательное отношение к психологическим
объектам, отражение которых в соответствующих категориях и понятиях, выявление сущности (закономерности) поведения исследуемых явлений составляет важнейший, а порой и единственный смысл существования данной ориентации.
«Чтобы знать».
Слайд 16Основные принципы
естественнонаучной парадигмы :
1.Принцип опоры на эмпирические факты
2.Принцип рациональности
3.Принцип редукции
4.Принцип
идеализации
5.Принцип простоты
6.Принцип независимой проверяемости.
Слайд 17Гуманитарная парадигма
в науке представляет собой познание природы, общества,
самого человека
с антропологической, человековедческой позиции; она вносит «человеческое измерение» во все
сферы общественной жизни.
Слайд 18Современные гуманитарные дисциплины ориентированы на общие критерии научности:
o Интерсубъективность
o
Прогрессизм
o Обоснованность
o Критичность
Слайд 20Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии
.
Проблема методов и способов
познания человеческой субъективности активно обсуждается в психологии и не имеет
общезначимого решения.
Слайд 21Практическая парадигма
мировоззренческая база, определяющая главные жизненные ценности и преобладающий
понятийный аппарат.
Когда парадигма воплощается в те или иные конкретные
теории или практики, говорят уже о подходе.
Например, поведенческая парадигма - это мировоззренческая база, поведенческий подход - конкретные теории и практики.
Слайд 22
Описание. Его необходимость
связана с тем, что общение человека в контексте повседневной реальности,
ставшей само-собой-разумеющейся, приводит к псевдоясности
Интерпретация предполагает включение материала описания в более масштабное целое. Завершение такого акта может быть названо пониманием. В этом усматривается генетическая связь понимания и интерпретации (но не отождествления). Возможность включения картины описания в разные контексты – принципиальное условие более глубокого понимания
Антропологическое изучение Антропологическое изучение предполагает анализ философско-антропологических определений человека, его образов, по отношению к которым осуществляется критическая процедура соотношения с тем, чтобы не перечеркнуть беспрецедентных его возможностей. Понятно, что ответственность за выбор несет сам создатель теории.
Становление теорий практики
проходит несколько этапов
по Болльнову
Слайд 23!Осознана необходимость создания особой психотехнической теории, т.е. теории, обосновывающей человековедческую,
психологическую практику.
По сути, это означает создание гуманитарной психологии как
альтернативы естественнонаучной академической психологии
Слайд 24!НО… встаёт ряд вопросов
Следует ли оценивать естественнонаучную парадигму в психологии
негативно и вслед за этим отрицать использование ее методов в
исследовании человека?
Может ли психология объективно, извне исследовать (определять, измерять, объяснять) человеческую субъективность, которая изначально не имеет масштаба, находится в постоянном изменении, в развитии?
Что такое человек по своей психологической сути?
Слайд 25
С философско-мировоззренческой точки зрения человек — существо безмерное, а это
значит, что познать окончательно его невозможно, его нельзя описать единой
формулой и к этому не нужно стремиться.
С психологической точки зрения человек — существо многомерное, т.е. он имеет различные проявления. Различным проявлениям человека адекватны различные методы
Слайд 26Продуктивное решение проблемы изучения психологии человека предложил Б. С. Братусь
Необходимо различать человека как безмерное существо и личность как способ
организации человеческой сущности.
Предметом же психологического исследования следует сделать не готовые, сложившиеся свойства личности, а механизмы их формирования, становления.
Слайд 27методы психологии
методы объяснительной (естественнонаучной, академической) психологии
методы описательной (гуманитарной, понимающей)
психологии
методы практической психологии, или психотерапевтической практики
Слайд 28Вопрос №59.
Вербальное и невербальное общение
Слайд 29Вербальное общение
использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой
язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический
и синтаксический.
это «процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка» (Куницына В. Н., 2001, с. 46).
Слайд 30 Лексика – это совокупность слов, входящих в
состав какого-либо языка.
Синтаксис – это характерные для конкретных языков
средства и правила создания речевых единиц.
Слайд 31Речь –
это язык в действии, форма обобщенного отражения действительности,
форма существования мышления
Слайд 32Передача информации с помощью
речи происходит по такой схеме:
Коммуникатор (говорящий) отбирает слова, необходимые для
выражения мысли; связывает их по правилам грамматики, используя принципы лексики и синтаксиса; произносит эти слова благодаря артикуляции органов речи.
Реципиент (слушающий) воспринимает речь, декодирует речевые единицы для правильного понимания выраженной в ней мысли.
Слайд 33 Речь выполняет две функции –
сигнификативную и
коммуникативную
Благодаря сигнификативной функции для человека (в отличие от животного) становится
возможным произвольно вызывать образы предметов, воспринимать смысловое содержание речи.
Благодаря коммуникативной функции речь становится средством общения, средством передачи информации.
Слайд 35 В речи реализуется и через нее
посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык
К основным функциям
языка в процессе коммуникации относятся:
Слайд 36К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся:
коммуникативная (функция
обмена информацией)
конструктивная (формулирование мыслей)
апеллятивная (воздействие на адресата)
эмотивная (непосредственная
эмоциональная реакция на ситуацию)
фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами)
метаязыковая (функция толкования.)
Слайд 37Ю.Хабермас, автор теории коммуникативных действий, выделил три основные функции речевых
действий:
изложение фактов
установление межличностных отношений
и выражение субъективных переживаний
Слайд 38 Невербальное общение
оптико-кинетическую (жестикуляция, мимика, пантомимика – движение
и позы, направление взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи,
стереотипы моторики);
пара- и экстралингвистическую,
организацию пространства и времени коммуникативного процесса (проксемика),
предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары);
ольфакторные (связанные с запахом).
Слайд 39Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции:
дополнение речи и
замещение речи;
репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу, обнаружение намерений
собеседника;
создание и поддержка психологического контакта, его регулирование в процессе общения;
придание новых смысловых оттенков сообщаемой информации, направление процесса истолкования слов и выражений в нужную сторону;
выражение принятой роли, смысла ситуации;
усиление вербального воздействия и др.
Слайд 40
Большинство исследователей сходятся во мнении, что с помощью слов передается
в основном информация, а с помощью жестов – различное отношение
к этой информации, а иногда жесты могут заменять и слова
Слайд 41
Оптико-кинетическая система знаков
включает в себя
:
жесты – движения, передающие психическое
состояние говорящего или думающего про себя человека;
мимику – движения мышц
лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние;
пантомимику - динамическое состояние позы в конкретный момент общения;
контакт глаз – интенсивность, длительность, частота обмена взглядами со стороны собеседников.
Слайд 42
Жесты при общении несут массу информации. В языке жестов, как
и в речевом, есть свои “слова”, “предложения”. Богатейший “алфавит” жестов
по их функциям можно разбить на 5 групп:
Слайд 43Жесты-иллюстраторы – жесты сообщения:
указатели (“указывающий перст”),
пиктографы, то есть
образные картины изображения (“вот такого размера и конфигураций”);
кинетографы –
движения телом;
жесты-“биты” (жесты-“отмашки”);
идеографы, то есть своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
Слайд 442) Жесты-регуляторы – жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо (улыбка,
кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками).
Слайд 453) Жесты-эмблемы – своеобразные заменители слов или фраз в общении
(например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне руки
означают во многих случаях - “здравствуйте”, а поднятые над головой – “до свидания”).
Слайд 464) Жесты-адапторы – специфические привычки человека, связанные с движениями рук
(почесывания, подергивания отдельных частей тела или касания, пошлепывания партнера, а
также поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой).
Слайд 475) Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышцы
лица определенные эмоции.
Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное
количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.
Слайд 48Мимика – динамическое состояние мышц лица в каждый момент общения.
Она способна дать истинную информацию о том, что переживает человек.
Мимические выражения несут более 70 процентов информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.
Слайд 49Пространственно-временная организация общения. Наука, исследующая расположение людей в пространстве при
общении, называется проксемикой.
Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает
также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации.
Слайд 50Интимная зона (0 - 45 см).
В эту зону допускаются
лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность,
негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения.
Слайд 51Личная или персональная зона (45 - 120 см) предназначена для
обыденной беседы с друзьями и коллегами и предполагает только визуально-зрительный
контакт между партнерами, поддерживающими разговор.
Слайд 52Социальная зона (120 - 400 см) обычно соблюдается во время
официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как
правило, с теми людьми, которых не очень хорошо знают.
Публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей (в лекционной аудитории, на митинге и пр.).
Слайд 53Анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют
большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе