Слайд 1ФРОНТ и ТЫЛ – 
ПАРАЛЛЕЛИ ИСТОРИИ
Работу выполнила: лидер Акции «Победа
                                                            
                                    
– одна на всех!» Иваньшина Ульяна, учащаяся 9 класса 
МОУ
                                    «Стародевиченская средняя общеобразовательная школа» 
Ельниковского района
Республики Мордовия
Куратор Акции: Марфилова Т.В.
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Введение
Актуальность проекта: В современном мире жизненно важными являются такие качества
                                                            
                                    
человека, как патриотизм, гражданское самосознание, способность выбирать профессиональный путь, достигать
                                    жизненного успеха. Но, к сожалению, у многих слабо развито чувство сопричастности к прошлому, к истории. Почти не осталось в живых участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, уже седыми стали мальчишки и девчонки, которые выросли и выжили в военное время Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих об их судьбе и жизненной дороге, о наших прадедах, подаривших нам Великую Победу. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость должны навсегда остаться в памяти нашего народа. Поэтому я считаю, что направление моей исследовательской работы является актуальным.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Введение
Объект исследования:
События Великой Отечественной войны в жизни семьи.
Задачи проекта:
1.Изучить материалы
                                                            
                                    
семейного архива, художественную литературу периода Великой Отечественной войны.
2. Провести опрос
                                    ветерана по сущности проблемы.
3.Рассказать одноклассникам о вкладе моей семьи в Великую Победу.
4. Научить уважать и почитать старшее поколение, прошедшее ужасы войны.
В своей работе я постараюсь показать на примере реальных человеческих судеб, что семейные ценности, активная жизненная позиция, основанная на любви, патриотическом отношении к Родине, способствует гармоничному развитию человека, формирует ответственное отношение к труду, обществу, семье.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Введение
Объект исследования: События Великой Отечественной войны в жизни семьи.
В ходе
                                                            
                                    
выполнения исследовательской работы мною была использована следующая методика: изучение теории
                                    вопроса на основе источников семейного архива; интервью; описательный метод.
Результат представления проекта: творческая исследовательская работа-коллаж; презентация с использованием материала творческой работы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5В истории России войны – это тяжкий труд всего народа
                                                            
                                             
                                                                   В.О. Ключевский
   Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
            А.Т. Твардовский
 
 
 
 
 
 
Где бы мы врага не били,
Где бы враг ни отступал,
Вспоминал всегда о тыле
Наш солдат и генерал.
           С. Михалкова
 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 63 июля1941 года по радио выступил Сталин, обращаясь к народу
                                                            
                                    
с историческим воззванием: «Братья и сёстры» В речи говорилось о
                                    необходимости единства народа перед лицом смертельной опасности.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 722 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. А 23
                                                            
                                    июня ушёл на фронт мой прадед Костин Фёдор Лукьянович. До
                                    войны он работал в колхозе. Дома осталась семья – жена и пятеро детей. Два года бил фашистов. А в начале зимы, в сорок третьем, был тяжело ранен. Несколько месяцев провёл в госпитале в Забайкальске. После госпиталя вернулся домой. Точнее, его привезли друзья-сослуживцы – не мог ходить - ранение было тяжёлым, ноги не слушались. Правда, через некоторое время Фёдор Лукьянович всё-таки встал на ноги. Но война продолжалась, только фронт для моего прапрадеда стал трудовым. В сорок третьем старшему сыну Василию исполнилось восемнадцать, это была достойная смена, есть кому бить врага. 
Костин Фёдор Лукьянович (в центре) с двумя сыновьями/Фото сделано после войны/
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Костин Василий Фёдорович – брат моей бабушки. В сорок третьем,
                                                            
                                    в разгар войны, ему было восемнадцать. Весь израненный, вернулся с
                                    фронта домой его отец. Но враг продолжал разорять нашу землю. Война продолжалась. И был только один выбор – защищать Родину. Служил в 128-м артиллерийском полку. Война была страшной. Многое пришлось испытать. Как в песне, «пол-Европы прошагал» Василий Фёдорович. Дошёл до Берлина, там встретил День Победы. Награждён медалями «За взятие Берлина», «За победу над Германией». После войны вернулся домой, жил и работал в родном селе.
Костин Василий Фёдорович
 /Фото сделано после войны/
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Тыл и фронт неразлучимы,
Тыл и фронт у нас едины.
И на
                                                            
                                    
фронте и в труде
Наш народ герой везде,
Кто на нивах, кто
                                    в бою –
Все за Родину свою.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Тыл – это территория сражающегося государства, кроме районов, временно оккупированных
                                                            
                                    
врагом и зон военных действий
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11        Война – это не только трагедия и всенародное горе,
                                                            
                                    
многочисленные жертвы и разрушения, это и героическая пора, когда во
                                    всей полноте проявилось величие духа защитников Родины и тружеников тыла. Долгие военные годы труженики тыла работали на пределе возможностей, зачастую без сна и  отдыха, сутками находясь на производстве. Шли на лишения и жертвы сознательно, отдавая все силы на благо Родины, для Победы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Тыл – это половина Победы, даже больше
Г.К.Жуков
Линия фронт не дошла
                                                            
                                    до нашего села. Но война в тылу тяжким грузом легла
                                    на плечи женщин, стариков, детей. Двух солдат, мужа и сына, проводила на фронт моя прабабушка Костина Евдокия Васильевна. 
Костина Евдокия Васильевна – труженик тыла 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Надо было работать за троих: поднимать детей (их у неё
                                                            
                                    
было ещё четверо), управляться с хозяйством, помогать фронту. И тыл
                                    был тоже как передовая. Все, кто остался в тылу, работали по шестнадцать – восемнадцать часов: убирали сено на лугах, жали серпами рожь и пшеницу, ухаживали за скотом, ездили в лес за дровами на быках. И с тревогой ждали вестей с фронта.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Хлеб отправляли на фронт. Свёклу и картошку сушили – и
                                                            
                                    
тоже на фронт. А когда поля пустели, собирали колоски, всё
                                    до зёрнышка – это разрешалось брать домой. Было очень голодно: ели лебеду, конский щавель, гнилой картофель. Распухали руки и ноги, но мирились со всем. Лишь бы помочь фронту. Так и выжили, дожили до Победы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Дети войны – это самое скорбное сочетание,
которое только можно себе
                                                            
                                    
представить
         
                                                                Мне на веку запомнилось немало,
                                        И только детства вспомнить не могу,
                                     Его война, как стебелек, сломала
                                       Июньским днем за речкой на лугу.
                                                       Алексей Сурков
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16. У целого поколения было украдено детство. "Дети Великой Отечественной
                                                            
                                    
войны" – так называют сегодняшних людей, которым уже за семьдесят.
                                    И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
Моя бабушка Иваньшина (Костина) Нина Фёдоровна – ровесница Великой Отечественной, она родилась в том грозном сорок первом и совсем не помнит, как отец уходил на фронт. Зато она запомнила, как вернулся с войны старший брат. Это было уже спустя год после Победы. Она запомнила слёзы, радость на лицах близких. Оказывается, плакать можно и от радости
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17В школу моя бабушка пошла уже после войны. Ей нравилось
                                                            
                                    
учиться. Но она всегда вспоминает, как ходили голодными, нечего было
                                    надеть. Но всё-таки десять классов окончила. Поступила учиться в Краснослободский зооветтехникум, получила специальность зоотехника и всю жизнь проработала в сельском хозяйстве. 
Моя бабушка очень доброжелательный человек, всегда с улыбкой на лице. Мы любим её за шутки, юмор. Но когда она вспоминает о своём детстве, горестная складка собирается на лбу, а на глазах выступают слёзы. Вот какое оно, военное детство моей бабушки. В воспоминаниях ни одного слова об играх. Не до игры  было. Война и послевоенное время остались для неё не только историей, а конкретной реальностью, повседневностью.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Заключение
Мне в своей работе хотелось проанализировать исторические параллели: фронт –
                                                            
                                    
тыл, как можно больше рассказать о ветеранах Великой Отечественной войны,
                                    о тружениках тыла, о детях войны, о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам. За основу своей работы я взяла воспоминания моей бабушки. Некоторые факты потрясли меня. Этого не прочитаешь ни в одной книге, не увидишь ни в одном кинофильме.
К сожалению, уже нет в живых очень многих участников Великой Отечественной войны. А детям, чьё детство пришлось на сороковые годы, уже около восьмидесяти. Они для нас являются образцами настоящих сыновей и дочерей нашей Родины.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Заключение
    Выполняя исследовательскую работу, я сделала следующие
                                                            
                                    
выводы:
1. Война - это не только человеческие жертвы, потери в
                                    бою, это, ещё и самоотверженный труд в тылу женщин, искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне не было такого единства фронта и тыла, так не страдали дети.
2. В годы войны каждый, будь то мужчина, женщина, старик или ребенок, совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, тыл помогал фронту своим самоотверженным трудом. И жизнь наших прадедов и дедов, прабабушек и бабушек может служить примером для современного молодого поколения.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Заключение
Практическое значение работы
В ходе работы над исследованием я узнала много
                                                            
                                    
о военном времени. Теперь с этой информацией я должна познакомить
                                    как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы. Я считаю, что данную работу можно использовать на уроках истории, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне, солдатам и труженикам тыла.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Список использованных источников и литературы
Записи семейного архива
Сборник стихов «Дети войны»
                                                            
                                    
/ Москва, 1989г. 
Ресурсы Интернет.