Слайд 1ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ
Слайд 2ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
Межполушарная асимметрия мозга (от
лат.asymmetria- не-соразмерность) характеристика распределения психических функций между левым и правым
полушариями мозга; фунда-ментальная закономерность работы головного мозга, встреча-ющаяся не только у человека, но и у некоторых животных.
Функциональная специфичность больших полушарий - это специфика переработки информации и мозговой органи-зации функций, присущая правому и левому полушарию головного мозга.
Иными словами, это специфика того
вклада, которое вносит каждое полушарие в любую психическую функцию
Слайд 3ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
Правое и
левое полушария мозга соединены мозолистым телом и рядом комиссур, которые
выступают в качестве проводников, через которые посредством механизма сегрегации полушария обмениваются информацией.
В результате этого формируют еди-
ный образ явлений и предметов ок-
ружающей нас действительности
(Е. Д. Хомская, 2012).
Слайд 4ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
В настоящее время считается доказанным, что с функциями
левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления:
абстрактно-логическое и пространственно-образное.
Слайд 5ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
Левое полушарие обрабатывает информацию аналити-чески.
Оно прекрасно справляется с обработкой временных вза-имоотношений,
вербальными операциями, математическими расчетами, абстрактным мышлением и интерпретацией символических понятий.
Кроме того, левое полушарие играет преимуществен-ную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении.
Левая гемисфера работает последовательно, выстраи-вая цепочки, алгоритмы, оперируя с
фактом,деталью,символом,знаком, от-
вечает за абстрактно-логический ком-
понент в мышлении.
Слайд 6ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
Основные психические функции, за которые преимущественно ответственны правая
и левая гемисферы
Слайд 7ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
Многочисленными исследованиями ученых пока-зано, что
левое полушарие в большей степени ориен-тировано на прогнозирование будущих состояний.
Напротив, правое полушарие – в большей степе-ни ориентировано на взаимодействие с прошлым опы-том и с актуально протекающими событиями.
Прошлое
Будущее
Слайд 8ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
Правое полушарие обрабатывает информацию интуитивно
и одно-временно. Оно лучше, чем левое, справляется с задачами невербальной
памяти, критичносности, интерпретации зрительных образов и прос-транственных взаимоотношений.
Кроме того, правое полушарие более эффективно распознает сло-жные взаимосвязи, а также сложные звуковые образы. Правое полу-шарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям.
С работой правого полушария
принято соотносить творческие воз-
можности, интуицию, этику, спосо-
бность к адаптации.
Правое полушарие обеспечи-
вает восприятие реальности во всей
полноте многообразия и сложности
в целом со всеми его составными
элементами.
Слайд 9ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
Отличительной особенностью «правополушарного» (об-разного
мышления) считают способность целостно, в компле-ксе воспринимать предметы и явления,
с одновременой и даже мгновенной обработкой многих, если не всех их параметров.
А «левополушарное» мышление наделяют способнос-тью к последовательной обработке информации, когда позна-ние происходит ступенчато, шаг за шагом, и благодаря этому носит аналитический, а не синтетический характер. Иначе го-воря, правое полушарие как бы сразу «схватывает» всю кар-тину мира в целом, левое же фор-
мирует ее постепенно, из отдель-
ных, тщательно изученных дета-
лей.
Слайд 10ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
В
целом, оба полушария совместно участвуют в работе мозга, дополняя функциональные
особенности каждой гемисфер с другой.
Однако в совместной работе гемисфер отмечаются отде-льные периоды деятельности, когда обе гемисферы функциони-руют содружественно (так называемое комплементарное вза-имодействие) или в режиме реципрокном (конкурентном) вза-имодействии.
Слайд 11ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
Нейрофизиологические механизмы комплементарного и реципрокного
взаимодействия объясняются тем, что в нерв-ной системе возбуждению всегда сопутствует
торможение.
Тормозной процесс препятствует распространению воз-буждения на области, которые не должны участвовать в дан-ной деятельности, снижает интенсивность возбуждения, что позволяет точно дозировать его силу и, наконец, прекращает возбуждение, когда в нем отпадает необходимость.
Без тормозного процесса
деятельность нервной систе-
мы становилась бы хаотич-
ной, неуправляемой, само-
разрушительной.
Слайд 12ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
Реципрокное взаимодействие позволяет всегда
иметь наготове резервы, что позволяет очень тонко и точно балансировать
активность полушарий и тем самым соблюдать наиболее выгодное в данный момент соотношение образного и абстрактного мышления.
Объединить способности двух полушарий призвано комплементарное взаимодействие гемисфер.
В целом, сложный двуединый характер межполу-
шарных взаимоотношений позво-
ляет «оптимизировать» психи-
ческую деятельность и поведе-
ние индивида в целом.
Слайд 13ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
Эмоциональные составляющие левой
и правой гемисфер человека
Слайд 14ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
В генезе эмоций, кроме гемисфер
принимают участие лимбика (лимбическая система), в свою очередь тесно связанная
со структурами промежуточного мозга и стволо-выми структурами мозга.
Слайд 15ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
В процессе индивидуального развития выраженность
межполу-шарной асимметрии усиливается. Происходит «латерализация» функций головного мозга.
Установлено, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении ребенка.
На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования.
И только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип.
Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных лю-дей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных.
В процессе обучения асимметрия усили-
вается: левое полушарие специализируется
в знаковых операциях, а правое полушарие –
в образных операциях.
Слайд 16ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
Асимметрия мозга тесно связана с полом.
Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде
всего, на результатах клинических и поведенческих иссле-дований.
Среди детей леворуких заикающихся, невротиков, страдаю-щих энурезом и др., на каждую девочку приходится около пяти мальчиков.
Известно, что существует определенная зависимость между этими явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией мозга. Например, при насильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них часто появля-
ются перечисленные аномалии, проявля-
ющиеся задержкой психического разви-
тия, невротическими реакциями и состо-
яниями, дефектами речи и др.
(Брагина Н.Н.,1977).
Слайд 17ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
Брагина Н.Н.
Слайд 18ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
С половыми различиями в латерализации
мозга связан психологический половой диморфизм: разные способности и склонности мужчин
и женщин, разная профессиональная пригодность и предпочтение, раз-ная успешность обучаемости и деятельности и др.
Например, по вербальным способностям:
-речи в целом;
-скорости и беглости речи;
-правописанию;
-навыкам чтения;
-кратковременной памяти;
-образности мышления и др.
выше уровень у женщин.
Слайд 19ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
Половые различия (половой диморфизм): отмечаются
в анато-мических, клинических, электрофизиологических и психологичес-ких исследованиях полушарий у мужчин
и женщин
Подавляющее большинство авторов поддерживает точку зрения, что асимметрия мозга четче выражена у мужчин.
У мужчин более развиты пространственно-зрительные способнос-ти. Мальчики в школе значительно лучше девочек понимают геомет-рические концепции.
Мужчины лучше ориентируются в визуальных
и тактильных лабиринтах, лучше читают геогра-
фические карты, легче осуществляют право-левую
ориентировку.
В шахматах, в музыкальной композиции, изобрета-
тельстве и другой творческой деятельности мужчины
достигают успеха существенно чаще, чем женщины.
Слайд 20ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
Исследованиями Levy
J. (1978) и Геодакяна В.А. (1993) было установ-лено, что в
основе половых различий межполу-шарной асимметрии лежат социальные факторы.
Латеральная асимметрия возникла в результате асинхронхронной эволюции полушарий мозга и контролируемых ими сторон тела.
В ходе разделения социальных ролей в обществе формировалась преиму-
щественная латерализация функций головного мозга:
мужчины занимались охотой и руководили переселениями, что и привело к лучшему развитию у них пространственных способностей.
Вербальные превосходства женщин
обусловлены тем, что они воспитывали
детей, а это требует словесного обще-
ния.
Слайд 21ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
Правда, ради исторической справедливости
следует указать на то, что социальные роли человеческого общежития, оказав-шие
решающую роль в ходе антропогенеза, были показаны ещё в XIX веке немецким мыслителем Фридрихом Энгельсом (1820—1895) в его работе:
«Происхождение семьи, частной
собственности и государства»
( Нем. - «Der Ursprung der Familie,
des Privateigenthums und des Staats»).
Слайд 22ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
ВИДЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ЧЕЛОВЕКА
Моторная асимметрия
Слайд 23ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
В настоящее время большинство
исследователей выде-ляют три основных вида асимметрии: моторная, сенсорная и психическая.
Под моторной асимметрией понимается совокупность признаков неравенства функций рук, ног и лица в фор-мировании общего двигательного поведения и его выра-зительности.
Моторная асимметрия появляется и нарастает в детские годы, достигая своего максимального развития к зрелому возрасту и в позднем возрасте нивелиру-
ется.
Обозначений асимметрии рук много:
Наиболее распространенные обоз-
начения: правша, левша, амбидекстр.
Слайд 24ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
У правшей ведущая рука считается
более выносливой, чем левая к статичному усилию. У правшей более
координированной деятельностью обладает правая рука. Более высокая конкордантность ведущей руки и глаза отмечена у правшей.
У амбидекстров в равной степени преобладают как правая, так и ле-вая руки.
Симметрия - асимметрия рук может изменяться под влиянием длительного практического опыта человека.
Выявлена и асимметрия ног: ведущая нога делает более длинный шаг, превосходит по размерам противоположную. Обычно при ходьбе проис-ходит отклонение от заданной траектории в сторону контралатеральную ведущей ноге.
Левоногие отклоняются вправо за счет боль-
шей длины шага левой ноги: кривая их движения
приближается к кругу с направлением по ходу
часовой стрелки.
Правоногие отклоняются влево, направление
их движения по кругу получается против часовой
стрелки.
Слайд 25ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
Второй вид моторной асимметрии лица
относится к движениям глаз. Предполагается фундаментальной взаимосвязь движений глаз и
умственной активности субъекта.
При осмыслении вопросов, требующих вербального размыш-ления или математических, логических, счетных операций гла-за большинства людей направляются вправо.
При выполнении образных, пространственных, музыкаль-ных задач и при восприятии музыки, ритмичных звуков природы — влево
Вербально-концептуальные вопросы вызывают большее число движений глаз, чем зрительно-простран-
ственные.
Латентный период для движений глаз
вправо при предъявлении вербальных
стимулов короче, чем при предъявлении
изображений.
Слайд 26ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
НЛП С ПОЗИЦИИ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ
Слайд 27ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
Разработчики НЛП, Ричард Бендлер
и Джон
Гриндер объясняют, что в ней-
ролингвистическом программировании
(НЛП) воплощены идеи относительно
того, что
наши карты, или модели мира являются иска-жёнными.
«…Информация о мире получается рецепторами пяти чувств и затем подвергается различным нейрофизиоло-гическими и лингвистическими трансформациям даже до того, как мы впервые получаем доступ к этой инфор-мации, что означает, что мы никогда не переживаем на опыте объективную реальность, не изменённую нашим языком и нейрофизиологией».
Слайд 28ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
Слайд 29ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
Слайд 30ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
Левое полушарие
Логическое.
Аналитическое.
Речевое.
Планомерное.
Дискретное.
Последовательное. Реалистическое.
Слайд 31ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
Правое полушарие
-интуитивное;
-синтетическое;
-образное;
-спонтанное;
-непрерывное;
-импульсивное.