Слайд 1Фёдор Михайлович Достоевский в Омске
Слайд 2Достоевский в кружке Петрашевского
С 1847 года Ф. М. Достоевский, посещая
кружок М.В. Петрашевского, увлёкся демократическими и социалистическими идеями. Позже он
также участвовал в собраниях петрашевца Н.А.Спесивцева, стремившегося создать тайную революционную организацию.
В 1849 году последовали арест и приговор Ф.М Достоевского к смертной казни. На Семёновском Плацу в Петербурге Ф.М. Достоевский пережил обряд приготовления к смертной казни. Он находился во второй тройке приговорённых. Ф. М. Достоевский видел, как первую тройку арестантов поставили под петли. Арестант Григорьев, находившийся в их числе, сошёл с ума...
Но буквально в последнюю минуту царский гонец доставил новый приказ: отменить казнь и сослать заключённых в Сибирь на каторгу.
Слайд 3Арест
После испытанного шока перед возможной смертью и помилования, Ф. М.
Достоевский поверил в Бога. Позже, в романе «Идиот» он описал
собственные чувства человека, приговорённого к смерти.
Прибыв на место каторги в Омский острог, Ф. М. Достоевский отозвался о нём, как о «гадком городишке». Ведь для него Омск стал тем местом, где его поставили на самую низкую ступень социальной лестницы.
Суд и суровый приговор к смертной казни (22 декабря 1849) на Семёновском плацу был обставлен как инсценировка казни. В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни, Николай Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот».
Слайд 4Каторга
Во время короткого пребывания в Тобольске на пути к месту каторги (11—20 января 1850) писатель
встретился с жёнами сосланных декабристов. Женщины подарили ему Евангелие, которое писатель
хранил всю жизнь.
Четыре года, проведённые в Омской тюрьме, стали для Ф. М. Достоевского одними из самых трагичных страниц его жизни. Всю тяжесть своей каторги писатель отразил в «Записках из мёртвого дома». Это произведение стало первой книгой в России, написанной человеком в тюрьме.
Слайд 5Рассказы Достоевского о каторге
В письме брату Ф. М. Достоевский рассказывал:
«Все четыре года я прожил безвыходно в остроге, за стенами,
выходил только на работу. Работа доставалась тяжёлая и я, случалось, выбивался из сил. Работали в ненастье, мокроту, слякоть или зной, в нестерпимую стужу. Раз я провёл четыре часа на экстренной работе, когда ртуть замёрзла и было, может быть, градусов 40 морозу» («Русская старина», 1885г.).
Тюрьма, где содержался арестант Достоевский, представляла из себя ветхий, деревянный дом, «здание, которое давно стоило сломать», - писал Ф.М. Достоевский брату. На территории острога находились ещё две тюрьмы и хозяйственные постройки.
Слайд 6Правила и законы каторги
Больше всего Ф. М. Достоевского огорчал запрет
писать книги. Он сетовал: «Лучше 15 лет каторги, но чтоб
можно было писать». Читать же разрешалось только духовную литературу.
В работу осуждённых входил обжиг алебастра, разбор старых лодок на дрова и другая тяжёлая работа. Пыль от сухого алебастра проникала внутрь организма и оседала на лёгких. Впоследствии, это трагически сказалось на здоровье Ф.М. Достоевского. Кроме того, именно в годы каторги, у писателя развилась эпилепсия.
Арестантов жестоко наказывали плетьми за всевозможные провинности: число ударов доходило до 12 тысяч... Комендант Омской крепости, А.Ф.Де Граве, будучи человеком добрым, распорядился не наказывать арестантов-дворян. Так Ф.М. Достоевский избежал телесного наказания.
Выйдя из тюрьмы, писатель так выразился о своём заключении: «Все эти годы я был заколочен заживо».
Слайд 7Каторга
Местные жители Омска жалели арестантов и нередко подавали им на
улице милостыню, которую называли «копеечкой».
На пояс каждого арестанта закреплялись
четырёх-пятикилограммовые кандалы, поверх которых одевались штаны. Все годы каторги кандалы не снимались. Ф. М. Достоевский говорил: «Это не столько тяжело физически, сколько психологически».
Все жители тюрьмы спали на нарах вместе: на каждого человека приходилось примерно по три доски. Постелей не было и укрываться приходилось своими же шинелями.
Слайд 8Жизнь после каторги
После заключения в Омской крепости, Достоевский уехал в
Тобольск, где провёл ещё пять лет.
В Санкт-Петербург писатель вернулся
лишь 10 лет спустя. Тут же вышло его первое после заключения произведение «Записки из мёртвого дома», встреченное общественностью на «Ура!». И.С Тургенев сравнивал его с «Адом» Данте, а А. И. Герцен со «Страшным судом» Микеланджело.
В 1880 году слава Достоевского достигла своего апогея. Романы писателя «Преступление и наказание», «Подросток», «Идиот», «Братья Карамазовы» и «Бесы» - «Великое пятикнижье» стали важной вехой не только в российской, но и мировой литературе.
В судьбе Достоевского случались как взлёты, так и падения. Но мир знает его как неподражаемого Мастера психологического романа, Гения, которому не подвластно время.
Слайд 9Записки из мёртвого дома
Повесть носит документальный характер и знакомит читателя
с бытом заключённых преступников в Сибири второй половины XIX века. Писатель художественно
осмыслил всё увиденное и пережитое за четыре года каторги в Омске (с 1850 по 1854 годы), будучи сосланным туда по делу петрашевцев. Произведение создавалось с 1860 по 1862 года.
Слайд 10Роль каторги в жизни Достоевского
Время на каторге сыграло и свою
положительную роль в судьбе Достоевского: он поистине стал Гением в
литературе.
В тюрьме же Достоевский стал человеком верующим: «Я пойду за Христом, а не за истиной».
После освобождения Достоевский увлёкся социалистическими идеями. Этому способствовало его общение с арестантами разных слоёв общества в Омском остроге: Достоевский понял, что у каждого человека своё представление о счастье. Его сокамерник поручик Дмитрий Ильинский стал впоследствии прототипом одного из главных героев книги «Братья Карамазовы».
Слайд 11Литературный музей им. Ф. М. Достоевского
Здание музея — старейшее сооружение
Омска. Оно было возведено в 1799 году для комендантов. В
1859 году коменданта А.Ф. де Граве навешал Ф.М. Достоевский. В 1978 году при краеведческом музее образовывается литературный отдел. В 1983 году музей имени Достоевского стал действовать, как филиал объединенного литературного и исторического музея Омска. Стал функционировать, как самостоятельная единица в 1991 году. Сбором экспонатов для музея занимался А.Ф. Палашенков. Постоянная экспозиция состоит из десяти разделов. Один из разделов освящает историю образования музея. В музее находятся данные об декабристах-литераторах, поэтах-фронтовиках, среди которых Ершов, Березовский, Васильев, Новоселов, Озолин, Мартынов, Достоевский, Вяткин, Драверте и другие. Самым главным объектом внимания здесь является Достоевский. Посвящённые ему экспонаты располагаются в большом зале, где в прошлом находилась гостиная, в которой гостил Достоевский. Экспонаты рассказывают биографию творческих личностей, также в музее хранятся их подлинные вещи.
Слайд 12Памятник Ф. М. Достоевскому
В знак уважения русскому писателю мирового значения
Фёдору Михайловичу Достоевскому 12 ноября 2001 года в городе Омске
открыли памятник.
Место, где установили монумент, не случайно. Он стоит на пересечении улиц Спартаковской и Партизанской. Это место является исторической частью города Омска, именно здесь, между Тарскими воротами Омской крепости и зданием, в котором сейчас располагается литературный музей имени Ф. М. Достоевского, русский писатель-каторжанин проходил множество раз.
Создателями монумента выступают – архитектор Альберт Каримов и скульптор Сергей Голованцев.
Сергей Голованцев долгое время работал над монументом русскому писателю Ф. М. Достоевскому.
На монументе Фёдор Михайлович изображён преодолевающим порыв ветра, погружённым в свои мысли. По внешнему виду он представляется человеком с сильным характером.
В руке писатель-каторжанин держит Евангелие, только Священное Писание разрешено было читать Достоевскому в остроге. Именно здесь, у писателя произошло переосмысление жизненных ценностей, именно в остроге он обратился к Богу.
Вместе с пьедесталом высота скульптуры составляет пять метров. Изначально она была бетонной, а в 2007 году скульптуру заменили на бронзовую.
Слайд 13Памятник «Крест несущий»
Памятник выполнен методом сварки. Одно только лицо состоит
из 500 сварных фрагментов.
Скульптор специально изобразил Ф. М. Достоевского с
опущенным плечом, некой деформацией в спине от тяжести креста. Но не простого креста, а личного, неотрывного от тела. Того, который Достоевский был вынужден нести. По его мнению писателей нельзя изображать, как обычных людей, необходимо стараться передать все терзания внутреннего мира писателя. Чтобы только по одному памятнику о писателе можно было многое сказать.