Слайд 1 ПМ.01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
МДК 01.01 Устройство автомобилей
Раздел 4. Конструкция автомобиля
Тема 4.2. Сцепление
УРОК № 110
Фрикционное однодисковое
с периферийными, центральной и конической, пружинами
Учебник МАДИ Основы конструкции автомобиля, Глава 3 Трансмиссия, стр. 126,
Иванов A.M., Солнцев А.Н., Гаевский В.В. и др.
Учебник Автомобили:Теория и конструкция автомобиля и двигателя, Глава 31 Сцепление, стр. 398. В.К.ВАХЛАМОВ, М.Г.ШАТРОВ, под редакцией д-ра техн. наук, профессора А. А. ЮРЧЕВСКОГО
Учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования Автомобили: Устройство автотранспортных средств, Глава 14. Трансмиссия, стр. 277, Пузанков А.Г.
Слайд 2однодисковое сцепление с пружиной по центру
Александр Савинов
3ТО-06
Слайд 3Сцепле́ние — механизм, работа которого основана на действии силы трения скольжения (фрикционная муфта);
предназначен для передачи крутящего момента.
Слайд 4На автомобилях применяют различные типы сцеплений
Однодисковые сцепления применяются на легковых автомобилях,
автобусах и грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности, а иногда
и большой грузоподъемности.
Слайд 5Однодисковым сцеплением называется фрикционная муфта, в которой для передачи крутящего момента
применяется один ведомый диск.
Однодисковое сцепление (схема а) состоит из ведущих и ведомых деталей,
а также из деталей включения и выключения сцепления.
а – включено; б – выключено; 1 – кожух; 2 – нажимной диск; 3 – маховик; 4 – ведомый диск; 5 – пластина; 6 – пружина; 7 – подшипник; 8 – педаль; 9 – вал; 10 – тяга; 11 – вилка; 12 – рычаг
Слайд 6Устройство автомобильного однодискового сцепления:
1 — маховик
2 — накладки из фрикционного материала(феродо)
3 — ведомый
диск сцепления
4 — пружины, прижимающие ведущий диск к маховику
5 — вилка выключения сцепления
6 —
нажимная муфта
7 — вал педали сцепления
8 — педаль сцепления
9 — ведущий (нажимной) диск
10 — рычаг включения (или выжимной рычаг, на рисунке 3 шт)
11 — выжимной (упорный) подшипник
12 — ведущий (первичный) вал коробки передач
Слайд 7Кожух 1 прикреплен болтами к маховику. Нажимной диск 2 соединен с
кожухом упругими пластинами 5. Это обеспечивает передачу крутящего момента от
кожуха на нажимной диск и перемещение нажимного диска в осевом направлении при включении и выключении сцепления. Ведомый диск 4 установлен на шлицах первичного (ведущего) вала 9 коробки передач.
Сцепление имеет привод, в который входят педаль 8, тяга 10, вилка 11 и муфта с выжимным подшипником 7.
При отпущенной педали 8 сцепление включено, так как ведомый диск 4 прижат к маховику 3 нажимным диском 2 усилием пружин 6. Сцепление передает крутящий момент от ведущих деталей к ведомым через поверхности трения ведомого диска с маховиком и нажимным диском. При нажатии на педаль 8 (схема б) сцепление выключается, так как муфта с выжимным подшипником 7 перемещается к маховику, поворачивает рычаги 12, которые отодвигают нажимной диск 2 от ведомого диска 4. В этом случает ведущие и ведомые детали сцепления разъединены, и сцепление не передает крутящий момент.
Однодисковые сцепления просты по конструкции, дешевы в изготовлении, надежны в работе, обеспечивают хороший отвод теплоты от трущихся поверхностей, чистоту выключения и плавность включения. Они удобны в обслуживании при эксплуатации и ремонте.
В однодисковых сцеплениях сжатие ведущих и ведомых деталей может производиться несколькими цилиндрическими пружинами, равномерно расположенными по периферии нажимного диска. Оно также может осуществляться одной диафрагменной пружиной или конической пружиной, установленной в центре нажимного диска.
Слайд 8Сцепление с одной центральной пружиной проще по конструкции и надежнее в
эксплуатации. При центральной диафрагменной пружине сцепление имеет меньшие массу и габаритные размеры,
а также меньшее количество деталей, так как пружина кроме своей функции выполняет еще и функцию рычагов выключения сцепления. Кроме того, она обеспечивает равномерное распределение усилия на нажимной диск. Сцепления с центральной диафрагменной пружиной применяются на легковых автомобилях из-за трудности изготовления пружин с большим нажимным усилием при малых габаритных размерах сцепления.
Слайд 9Основные неисправности сцепления
Неполное включение сцепления (пробуксовка)
Неполное выключение сцепления (сцепление «ведёт»)
Рывки
при включении сцепления
Неисправности, связанные с системой гидропривода или механического привода