Слайд 1ГАОУ СПО СМПК
Выпускная квалификационная работа
«Прощание». Керамика
Выполнила студентка IV курса группы
43
специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
Яппарова Энже Нурисламовна
Руководитель
Артамохина
Татьяна Юрьевна
Стерлитамак, 2015 г.
Слайд 2Тема выпускной квалификационной работы: «Прощание. Керамика»
Цель исследования: разработать и выполнить
керамику «Прощание».
Объект исследования: процесс выполнения керамики
Предмет исследования: керамика «Прощание»
Задачи исследования:
На основе изученной нами литературы проанализировать исторические сведения о керамике.
Рассмотреть свойства глины, способы и приемы обработки лепки из глины.
Разработать рекомендации по проведению кружковых занятий по лепке и план - конспект кружкового занятия по лепке из глины.
Выполнить керамику «Прощание».
Практическая значимость работы заключается в том, что она может быть использована как наглядный материал на кружковых занятиях по лепке, как самостоятельное произведение на выставках и использоваться для оформления интерьера.
Методы: поисковая работа; анализ и синтез изученного материала, литературы; сбор наглядных материалов, выполнение зарисовок и эскизов; пробные и исследовательские работы в выбранной технике; практическая и самостоятельная работа по выполнению творческой работы; апробация данной работы на практике, защита выпускной квалификационной работы.
Новизна заключается в разработке и выполнении работы «Прощание. Керамика»; которая может быть использована в качестве наглядного пособия на кружковых занятий по лепке.
База апробации данной работы проходила на базе МАОУ «СОШ № 29» городского округа города Стерлитамак.
Слайд 3Глава 1. Основные сведения о керамике
1.1.Исторические сведения о керамике
1.2. Свойства
глины и способы лепки изделий из неё
Слайд 41.1.Исторические сведения о керамике
.
Ендова - низкая, большая керамическая братина с
рыльцем, для пива, браги, меду
Кубышка - глиняный сосуд с широким
туловом, иногда с ручкой
Горшок — главный сосуд для приготовления пищи и для подачи на стол
Шумерские статуэтки адорантов (Первая половина III тысячелетия до н. э.)
Слайд 5.
В первой главе мы рассмотрели историю развития керамики. Керамика
различных эпох отмечена характерными чертами своего времени.
В дошедших до нас
памятниках материальной культуры можно встретить замечательные по красоте изделия бытового назначения: посуду, украшения, всевозможные фигурки животных, птиц и многие другие предметы, статуэтки божков. Открытие обжига сделало глиняные изделия древнего человека практичными.
Чтобы создавать различные изделия из такого художественного пластичного материала, как глина, нужно знать способы и последовательность лепки.
Слайд 6Глава II. Технологии выполнения практической работы «Прощание». Керамика
2.1 Замысел композиции
и последовательность выполнения практической работы из глины
2.2 Рекомендации по проведению
кружковых занятий по лепке из глины
Слайд 7Формирование замысла композиции
Мы задумали композицию «Прощание» керамика, и решили, что
тема о Великой Отечественной Войне не оставит никого равнодушным. О ней будут помнить. Помнить о более двадцати миллионах сыновей и дочерей, отцов и матерей, отдавших свою жизнь за свободу и светлое будущее дорогой их сердцу Родины. О тех, кто залечивал фронтовые раны, возрождал страну из руин и пепла. Мы считаем, что каждый год 9 мая наша страна празднует великий день - День Победы. Семьдесят лет, как закончилась Великая Отечественная война. Эта тема постоянно волнует наше..
Мы решили и показать сюжет, и выразить те чувства, которые могли испытать простые семьи, дети и жены провожая близких на фронт.
Слайд 8Формирование замысла композиции
Памятник детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Фетисов
Виктор Георгиевич
Памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с
фашизмом.
Фетисов Виктор Георгиевич
«Успокоение». Александр Терентьевич Матвеева 1905г.
При выполнении поисковых эскизов мы рассмотрели работы : Фетисова Александра Терентьевича, Матвеева; Сергея Тимофеевича Конёнкова и др.
Слайд 9Последовательность выполнения
работы «Прощание»
Таким образом, наша практическая работа выполнена соблюдая следующие
этапы:
1 этап – Разработка
идей скульптурной композиции.
2 этап – Выполнение эскиза керамики «Прощание».
3 этап – Подготовка материалов.
4 этап - Технология заготовки глины.
5 этап – Выполнение работы.
6 этап – Сушка работы.
Слайд 112.Заготовка глины
Замачивание глины для работы
Очистка глины от примеси
Подготовка
глины к работе
Отбивка глины
Слайд 123.Выполнение работы
.
Лепка основы(плинт) практической работы
Лепка общей формы работы
Детальная проработка
Лепка
общей формы
Слайд 14Апробация проходила на базе МОАУ «СОШ № 29» городского округа
города Стерлитамак во время прохождения преддипломной практики. Предлагаю тематический план
кружка «Тема Великой Отечественной Войны в скульптурной композиции» на 18 часов для 7 класса. Также в приложении 5 прилагается план - конспект кружкового занятия.
!
Слайд 15Фрагмент занятия на тему «Тема Великой Отечественной Войны в скульптурной
композиции»
Цель: выполнить однофигурную композицию из глины по теме
«Великая Отечественная Война».
Задачи:
1.Обучающие: составлять однофигурную обьёмную композицию
- изучить особенности работы из глины.
- раскрыть особенности работы с глиной;
- научить соблюдать технологию выполнения работ из глины.
2. Развивающие: развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность, образное мышление, обогащать кругозор обучающихся
3. Воспитывающие:
– воспитывать патриотизм, любовь к Родине;
– воспитывать чувство гордости за людей, отстоявших Родину в годы Великой Отечественной войны;
- воспитывать интерес к скульптурным произведениям;
воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Тип занятия: комбинированный.
Методы: словесные (объяснение, рассказ, беседа), демонстрация , практический (упражнение), контроль, анализ , оценка.
Слайд 16Давайте вспомним пропорцию фигуры человека.
Сколько раз высота головы вмещается
полный рост высокой человека?
Где заканчивается длина руки?
Сколько раз помещается высота
головы от макушки до основания колена?
Слайд 17Фрагмент урока на тему «Тема Великой Отечественной Войны в скульптурной
композиции»
Задание. Поэтому вам предстоит, сегодня почувствовать себя скульптором, выполнить одно
фигурную композицию из глины по теме. Это могут быть: ваша бабушка, дедушка, прадедушка, которые участвовали в Великой Отечественной Войне, по памяти или придуманный образ.
Для выполнения задания потребуется глина. Лепить надо на подставке - пластиковой или какой-либо другой дощечке. Хорошо иметь стеки (специальные плоские и неострые ножики для работы с глиной) и тряпку для вытирания рук, и контейнер с водой и с губкой.
Слайд 18Объяснение выполнения практической работы
Итак, берем кусок глины сухой рукой начинаем
лепит на подставку основу (плинт), мы же должны чтобы фигура
стояла на чем- либо, поэтому, налепляю на на подставку деревянную основу толщиной 2-3 см. После этого я опять беру кусок глины, но при этом ту глину которую не использую , я сразу кладу в мешок, так как глина обладает свойством быстро высыхать.
Выполняю общую форму пластичным способом лепки. Определяю центр композиции: это мужчина с женщиной , сбоку ребенок , слева тоже дитя мальчик. Работа будет выглядеть, вот таким образом.
Применяю метод: демонстрации в объяснений выполнения практической части занятия.
Слайд 19Объяснение выполнения практической работы
Затем , применяя комбинированный способ лепки выполняем
детали. Чтобы уже создавать боле понятную форму, фигуры человека,
по моему эскизу. При лепке слежу, чтобы, в глину вода не попадала, если это произойдет, то глина может потрескаться в сушки и процессе обжига. После этого, налепливаю, руки, ноги. Обратите внимание, когда налепляю отдельные детали, рисую полоски там где хочу прилепить руки и ноги, покрываю шликерной массой. Для того, чтобы деталь хорошо приклеивался и не разлетелась при обжиге (применяю конструктивный способ лепки). Опять проверяю, пропорции фигуры. После того, как детально все проработала работу, могу оставить сушиться.
Слайд 20
Фрагмент урока на тему «Тема Великой Отечественной Войны в скульптурной
композиции»
Слайд 21Фрагмент урока
Соблюдайте пропорции фигуры человека, обратите внимание на дидактический материал.
Полный рост высокой, современной женщины равен высоте её головы,
умноженной в 8.5 раз.
2. Длина ног увеличивается на одну высоту головы, т.е. умноженной в 4.5 раза.
Теперь, что касается ширины женского тела:
1. Ширина женских плеч равна 1,5 высоте её головы.
2. Ширина женской талии равна высоте 1 головы.
3. Ширина женских бёдер равна высоте 1,5 её головы.
Полный рост человека (включая голову) равен высоте его головы, умноженной в 7,5 раз.
2. Длина мужской руки равна высоте головы, умноженной в 3,25 раза.
3. Длина мужской ноги равна высоте головы, умноженной в 3,5 раз.
4. Длина мужского торса равна высоте головы, умноженной в 3 раза.
Теперь, что касается ширины тела мужчины. Здесь тоже есть свои размеры, отталкивающиеся всё от той же высоты головы.
1. Ширина мужских плеч равна высоте 2 головы.
2. Ширина мужской талии равна высоте 1,25 головы.
3. Ширина мужских бёдер равна высоте 1,5 головы.
Слайд 22
На основе проделанного опыта, можем сказать, что проведение кружкового занятия
по лепке глины, воспитывают эстетический и художественный вкус учащихся, способствует
развитию воображения, памяти, внимания, чувства патриотизма, моторику рук, помогает развить любознательность, наблюдательность, опыт нравственных взаимоотношений.
Занятие лепка способна активно воздействовать на развитие учащегося. Учит брать верные и точные пропорции, развивает глазомер и привычку быстро схватывать существенное. Поэтому очень важно включить в учебный процесс кружковые занятия по лепке.
Поэтому очень важно правильно организовать коллективные просмотры работ в конце занятия, приучать учащихся быть внимательными к творчеству товарищей, справедливо и доброжелательно оценивать их работы, радоваться не только своим, но и общим успехам.
Слайд 23Работы учащихся МАОУ «СОШ № 29» городского округа города Стерлитамак
Выполнил:
Майоров Виталий ученик 7 «Б» класса
Выполнил: Матвеев Александр ученик 7
«Б» класса
Выполнила: Стасюк Яна
ученица 7 «Б» класса
Слайд 24
Анализ работы ученика 7 класса работе:
1.Выполнена одно фигурная объемная композиция
на тему «Тема Великой Отечественной войны в скульптурной композиции »;
3.
Соблюдается технология выполнения работы из глины;
5. Передана пропорция и конструкция фигуры человека ; характерные особенности фигуры, фигура в движении.
Выполнила: Стасюк Яна
ученица 7 «Б» класса
Слайд 25
Целью нашей выпускной квалификационной работы являлось разработка и выполнение
«Прощание. Керамика» и рекомендации по проведению кружковых занятий. Для достижения
поставленных целей мы изучили литературу по истории возникновения керамики, развития промысла лепки из глины, выполнили эскиз, а так же создали керамику «Прощание».
Изучив специальную и методическую литературу, мы рассмотрели исторические сведения о керамике. Выяснили, что изготовления изделий художественной керамики - это ремесло и искусство, не только в древнее ремесло ,но и пользуются и в наши дни. А так же способы и приемы художественной обработки глины. Разработали рекомендации по проведению кружковых занятий по лепке из глины, написали конспекты кружкового занятия по лепке из глины. Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, предложили методические рекомендации и конспект урока кружкового занятия по лепке из глины.
Апробация проходила на базе МОАУ «СОШ № 29» городского округа города Стерлитамак во время прохождения преддипломной практики.
Цель достигнута, поставленные задачи решены.
Выпускная квалификационная работа может быть использована учителями изобразительного искусства и студентами художественно-графических факультетов при прохождении практики. Также выпускная квалификационная работа «Прощание» керамика может служить наглядным пособием на кружковых занятиях по лепке из глины, в различных творческих выставках, может служить украшением интерьера.
Слайд 26Данную выпускную квалификационную работу могут использовать студенты педагогических вузов и
средних профессиональных учебных заведений художественно-графического отделения при прохождении педагогической практики
и при выполнении творческой работы по керамике, а так же учителя изобразительного искусства на уроках и кружковых занятиях по лепке из глины. Творческая работа может экспонироваться на выставках, использоваться для оформления интерьера кабинета изобразительного искусства.