Слайд 1
Ценность идеала в том, что он удаляется по мере приближения
к нему.
Махатма Ганди
Жизнь – это то, что мы больше всего
ценим и меньше всего бережем.
Жан де Лабрюйер
Не в годах – в полноте жизни, вот в чем ценность бытия!
Фридрих Шиллер
Слайд 21. Основные подходы к отбору содержания и выбору методического обеспечения
к преподаванию курса ОРКСЭ
2. Освоение традиции многонационального народа России
3.
Современные образовательные технологии в преподавании ОРКСЭ
Лебедева Елена Павловна, доцент кафедры НОО КРИПКиПРО, к.п.н., доцент
Слайд 31. Основные подходы к отбору содержания и выбору методического обеспечения
Культурологический
Аксиологический
Коммуникативный
Деятельностный
Слайд 4Культурологический подход
Осознание национальных и религиозных реалий, традиций;
Связь с историей развития
человечества;
Процесс самоидентификации
«Сквозные» линии:
материальный мир
культуры (используемые предметы, атрибуты и
пр.),
ритуально-поведенческий мир культуры (поведение людей в обычные и особые дни),
духовная составляющая культуры (почему, зачем, ради чего, во имя чего люди живут так, а не иначе)
Слайд 5Аксиологический подход
Приобщение к общечеловеческим и российским ценностям:
культурным,
религиозным,
семейным,
этническим,
конфессиональным,
социальным;
Формирование гражданской идентичности, патриотизма, толерантности, нравственных качеств
Слайд 6Коммуникативный подход
Создание коммуникативно-активной образовательной среды;
Диалогическое взаимодействие, подразумевающее:
демократическое построение учебного процесса,
взаимодополнение
фактов, точек зрения,
создание личностно-значимой учебной ситуации.
Личностно-значимая учебная ситуация
возникает в
случае предоставления ученику права выбора содержания и форм своей учебной деятельности:
возможности формировать и формулировать самостоятельные суждения и аргументированные мнения,
находить информацию и интерпретировать факты,
оценивать результаты своего собственного интеллектуального труда
Слайд 7Деятельностный подход
Построение субъект-субъектных отношений в ситуации обучения;
Отбор содержания, форм, методов
и видов учебной деятельности, в том числе применение учителем образовательных
технологий деятельностного типа:
игровые технологии;
проблемно-диалогического обучения;
продуктивного чтения;
развития критического мышления и др.
Слайд 82. Освоение традиции многонационального народа России
Российская Федерация:
Около 200 национальностей:
Русские –
77,7%
Татары – 3,7%
Украинцы – 1,3%
Башкиры – 1,1%
Около 150 языков народов
России (в том числе 80 литературных)
Слайд 9Национальный состав жителей Севастополя и Крымского полуострова в целом
Севастополь
Русские –
81%
Украинцы – 14,2%
Белорусы – 1%
Крымские татары – 0,7%
Армяне –
0,4%
Крымский полуостров
Русские – 65%
Украинцы – 16%
Крымские татары – 12,6%
Белорусы – 1%
Армяне – 0,5%
Более 30 национальностей
(по результатам переписи 2014 года)
Слайд 10Мировые религии на территории РФ
Христианство (православие, католицизм, протестантизм);
Ислам (сунниты, шииты);
Буддизм
(Махаяна, Тхеравада);
Иудаизм (реформистский, ортодоксальный, консервативный, караимизм)
Слайд 11Религии в Крыму (данные 2009 г.)
зарегистрированы 1362 религиозные организации пятидесяти
конфессий и религиозных направлений;
действует более 1330 религиозных общин, 9
духовных учебных заведений
К традиционным конфессиям Крыма относят:
Христианство (православие, католичество и армянское апостольское христианство);
ислам (сунниты);
иудаизм (караимизм)
690 культовых зданий в пользовании или собственности религиозных конфессий
Слайд 13Храм Воскресения Христова (Форосская церковь)
Слайд 14Храм-маяк в честь святого Николая
в Малореченском
Слайд 15Владимирский собор в Севастополе
Слайд 16Монастырь Сурб Хач
Армянской Апостольской Церкви
у города Старый Крым
Слайд 17Римокатолический костёл Успения
в Керчи
Слайд 19Большая Ханская мечеть в Бахчисарае
Слайд 20Мечеть Кебир-Джами в Симферополе
Слайд 22Сингагога «Егия Капай» в Евпатории
Слайд 23Единственная действующая караимская кенасса в Крыму
(в Евпатории)
Слайд 24Христианство в Севастополе
Православные храмы (14): Владимирский собор на ул. Суворова,
3; Свято-Никольский храм (Братское кладбище); Владимирский собор (Херсонес Таврический); Владимирский
собор — усыпальница русских адмиралов; Покровский собор; Храм Всех Святых; Храм Двенадцати Апостолов; Храм Архистратига Михаила; Церковь Константина и Елены; Часовня Святого Георгия-Победоносца (Сапун-гора); Церковь Святого Митрофания; Храм Святых Апостолов Петра и Павла; Храм Святой Великомученицы Татьяны; Свято-Никольский храм
Католические храмы и часовни (3): Костёл Климента Римского (пока не возвращён); Римско-католическая часовня св. Климента, папы Римского; Греко-католическая часовня Успения Пресвятой Богородицы
Протестантские храмы и молитвенные дома (2): Дом молитвы Евангельских Христиан Баптистов; Храм Христа Спасителя Украинской Лютеранской Церкви
Слайд 25Ислам в Севастополе: Севастопольская мечеть Акъяр Джами
Слайд 26Иудаизм в Севастополе:
Главная Хоральная синагога
Слайд 28Культура народа, рожденная религией
Христианство
Праздники: Рождество Христово; Крещение; Пасха, Святая
Троица и др.
Слайд 29Главные внешние особенности православия
Слайд 30Главные внешние особенности католицизма
Слайд 31Культура народа, рожденная религией
Ислам
Праздники: Ураза-байрам (праздник разговения); Курбан-байрам (праздник жертвоприношения);
День рождения Пророка Мухаммеда и др.
Слайд 32Главные внешние особенности ислама
Слайд 33Культура народа, рожденная религией
Иудаизм
Праздники: Шаббат (союз еврейского народа с Богом); праздники
Торы (Песах, Шавуот, Суккот) и др.
Слайд 34Главные внешние особенности иудаизма
Слайд 35Культура народа, рожденная религией
Буддизм
Праздники: отмечаются по лунному календарю; большинство приходится
на дни полнолуния и их даты смещаются; День Рождения, Просветления
и Ухода в Нирвану Будды (Вишакха Пуджа, Весак); День поминовения усопших (Уламбана) и др.
Слайд 36Главные внешние особенности буддизма
Слайд 373. Современные образовательные технологии в преподавании ОРКСЭ
Педагогическая технология – продуманная
во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации
и проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов)
Образовательная технология – это детальное описание системы методов, способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает гарантированное решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника
Слайд 38Образовательные технологии деятельностного типа
ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проблемно-диалогическое обучение
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Слайд 39Образовательные технологии деятельностного типа
Технология
продуктивного чтения
Технология развития
критического мышления
Технология преобразования
знаний (работы с информацией)
Слайд 40Образовательные технологии деятельностного типа
Технологии оценивания образовательных достижений
Слайд 41Образовательные технологии деятельностного типа
Игровые технологии
Уолт Дисней:
«Я
бы скорее развлекал людей и надеялся, что они чему-то научились, чем обучал людей и надеялся, что они развлеклись».
Слайд 43Функции игры
Социокультурное назначение
Межнациональная коммуникация
Самореализация человека
Межличностная коммуникация
Диагностическая
Игротерапевтическая
Обучающая (дидактическая)
Коррекция
Развлечение и др.
Слайд 44Философские игры
Этапы игры
Вводная беседа
Задание для групповой работы
Работа в группах
Презентация результатов
Резюме
(вывод)
Слайд 45Философская игра «Любовь»
Кто верит в любовь?
Кто из вас любит?
Кто
из вас любим?
Любить и быть любимым – это одно и
то же?
Какого цвета любовь?
Где живет любовь?
Знаете ли вы, как звали богиню любви в Древней Греции? Что вы о ней знаете?
Слайд 46Приведите примеры на каждую из характеристик цитаты из БИБЛИИ:
«Любовь долготерпит,
милосердствует, не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует,
не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает,
всему верит, всего надеется, всё переносит».
Первое послание апостола Павла к коринфянам
Слайд 47Задание:
Придумайте легенду о любви, используя фразы из приведенных примеров и
из цитаты
Подведем итоги…
Слайд 48Философская игра «Истина»
Можно ли найти истину?
Где ее нужно искать?
Каждый ли
может ее найти?
Истина одна или их много?
Истина и правда –
одно и тоже?
Истина – это много или мало?
Назовите как можно больше определений истины (абсолютная, великая, вечная, …)
Слайд 49Работа в группах
Задание:
Прокомментируйте полученную мысль и постройте из подручных
материалов путь к истине, описав основные его этапы
(возможно использование
каких-либо предметов: кубиков разных цветов и размеров, цветной бумаги
и т. п.)
Ф. Бэкон Р. Декарт Дж. Беркли С. Эмпирик
Слайд 50Религия
В культуре человечества существуют сферы, в которых просто не
допускаются споры об истине и нет места сомнению.
Такова религия.
Постижение истины для религиозного человека возможно благодаря вере
Слайд 51Работа в группах
Задание:
Представьте себя миссионерами. Сочините проповедь, которая доказывала
бы, что вы принесли в мир истину
Слайд 53Технология проблемно-диалогического обучения
Слайд 54В жизни нам постоянно приходится решать проблемы!
А учит ли
этому школа?
Структура традиционного урока
1. Учитель проверяет д/з
учеников
2. Учитель объявляет новую тему
3. Учитель объясняет новую тему
4. Учитель организует закрепление знаний учениками
Решение проблем в жизни
1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»
2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)
4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Слайд 55 «Традиционный» урок
1.Проверка д/з учеников учителем
2.Объявление темы учителем
3.Объяснение темы
учителем
4.Закрепление знаний учениками
Проблемно-диалогический урок
1.Создание проблемной ситуации учителем и
формулирование проблемы учениками
2.Актуализация учениками своих знаний
3. Поиск решения проблемы учениками
4.Выражение решения, применение знаний учениками
Проблемно-диалогическая технология
Цель - обучить самостоятельному решению проблем
Средство - открытие знаний вместе с детьми
Слайд 56Проблемно-диалогическое обучение
Данная технология предполагает:
создание проблемной ситуации,
формулирование учебной проблемы,
актуализация имеющихся знаний
для решения проблемы,
поиск решения проблемы, открытие нового знания,
применение нового знания,
выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы,
художественного образа и т.д.
Один из самых
эффективных способов
введения нового знания
Слайд 57ЦЕЛИ УРОКА
Знания
Умения
Навыки
понимаемая и воспроизводимая научная информация
(введение и воспроизведение нового
материала)
применяемые на практике знания
(формируются на этапе решения задач и
выполнения упражнений)
автоматизированные действия
(многократное повторение действий)
(Предметные результаты)
Слайд 58ЦЕЛИ УРОКА
Развивающие
(УУД)
Воспитательные
(Личностные результаты)
ориентированы на познавательную сферу: развитие внимания, восприятия,
памяти, мышления, речи, творческих способностей, способов действий
формирование личности:
потребности, мотивы, ценности, нравственные установки, нормы поведения, черты характера и т.д.
Слайд 59Творческая деятельность
Звенья научного творчества
Постановка проблемы
Поиск решения
Выражение решения
Реализация продукта
Структура технологии ПДО
Постановка учебной проблемы
Поиск решения
Выражение решения
Реализация продукта
Слайд 60ТИПЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
С удивлением
С затруднением
а) между двумя (или более) положениями
б)
между житейским представлением и научным фактом
между необходимостью и невозможностью выполнить
задание
Слайд 61ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ С УДИВЛЕНИЕМ
Приём 1: одновременное предъявление противоречивых фактов, научных
теорий, взаимоисключающих точек зрения
Понятие «Общечеловеческие ценности»
Слайд 62ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ С УДИВЛЕНИЕМ
Приём 2: столкновение мнений учеников класса
Понятие «Общечеловеческие
ценности»
Слайд 63ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ С УДИВЛЕНИЕМ
Приём 3: шаг 1 – обнажение житейского
представления;
шаг 2 – предъявление научного факта
Многообразие культур народов России
Слайд 64ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ С ЗАТРУДНЕНИЕМ
Приём 4: дать задание, не выполнимое в
принципе
Достоинства и недостатки
Слайд 65ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ С ЗАТРУДНЕНИЕМ
Приём 5: дать задание, не похожее на
все предыдущие
Народные и религиозные праздники
Слайд 66ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ С ЗАТРУДНЕНИЕМ
Приём 6: шаг 1 – дать практическое
задание, похожее на предыдущие; шаг 2 – доказать, что задание
не выполнено
Оценка поступков
Слайд 67ПОБУЖДАЮЩИЙ ОТ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ ДИАЛОГ
Слайд 68Побуждающий диалог
отдельные стимулирующие вопросы и предположения, помогающие осознать противоречие и
сформулировать учебную проблему
(не говорить «нет», «неправильно»!!!)
Подводящий диалог
система посильных вопросов и
заданий, шаг за шагом подводящих к осознанию темы урока
Слайд 69СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ
«Яркое пятно»
«Актуальность»
сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из
истории и повседневной жизни, шутки и т.п.
обнаружение смысла, значимости темы
урока для каждого ученика лично
Слайд 70РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИЛИ ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
Побуждающий диалог: отдельные стимулирующие вопросы
и предложения, помогающие выдвигать и проверять гипотезы
Подводящий от проблемы диалог:
система посильных вопросов и заданий, шаг за шагом подводящих к открытию нового знания
Подводящий без проблемы диалог
Слайд 71ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ
НА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
1-й тип: формулирование
а) нового знания,
б) темы урока,
в) вопросов
2-й тип: на
составление опорного сигнала (символ, схема, таблица, опорные слова)
3-й тип: на создание художественного образа
а) метафора, б) загадка,
в) стихотворение
Слайд 73ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает творческое усвоение знаний
Технология проблемно-диалогического обучения результативная
и здоровьесберегающая
Технология проблемно-диалогического обучения общепредметная
Слайд 74Работа в группах
Задание:
спроектировать фрагмент урока с применением ТПД (1
этап)
Прием создания проблемной ситуации, осознания противоречия и формулирования проблемы №
1; № 2; № 3; № 4; № 5; № 6
Мотивирующий прием «Яркое пятно» или «Актуальность»
Слайд 75Возможные темы урока
Что такое добродетель
Нравственный выбор
Нравственный закон человеческой жизни
Россия –
страна, объединившая народы
Традиционные религии народов России
Какие ценности есть у человечества
Будь
терпим, умей прощать
Что такое светская этика
Этикет и личностное пространство
Правила общения: приветствие (обращение, извинение)
Культура и мораль
Слайд 76 Технология продуктивного чтения
Максимально эффективно учит самостоятельному чтению
Создает условия
для развития важнейших коммуникативных умений
Слайд 77Кого можно назвать
«грамотным читателем»?
Грамотность чтения – это способность
понимать письменные тексты
рефлексировать на содержание текстов:
размышлять над содержанием
оценивать прочитанное
излагать свои мысли о прочитанном
использовать содержание текстов для достижения собственных целей
(развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)
Выделите главную составляющую грамотности чтения
Слайд 78Что такое
ПОЛНОЕ понимание текста?
Это вычитывание трех видов текстовой
информации:
фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
Слайд 79 Разные тексты читают по-разному!
ВИДЫ ЧТЕНИЯ
Просмотровое
Цель:
самое общее представление
о содержании и
смысле текста, решение:
читать его дальше или нет
анализ заголовка, подзаголовка
просмотр схем, таблиц, оглавления
Ознакомительное
Цель:
извлечение
основной
информации
(требуется ли перечитывание?)
чтение по абзацам
графические пометки
Изучающее
Цель:
проникновение в смысл
через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации
выделение смысловых частей
вычитывание подтекста
Слайд 80Как научить наших детей эффективно читать тексты на уроках по
разным предметам?
На любом уроке и в жизни мы читаем
разные тексты, которые необходимо понять
Международные исследования: большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов
Слайд 813) После чтения
в разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся
к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других
2)
Во время чтения
Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них (подтекст)
До чтения
У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п.
Каждый образованный человек умеет читать любые тексты.
А учит ли этому школа?
Традиционное использование текстов на уроке:
Вопросы на понимание факт. информации,
Пересказ
ЖИЗНЬ:
Слайд 82Этапы технологии продуктивного чтения
I этап
Работа с текстом до чтения
II этап
Работа
с текстом во время чтения
III этап
Работа с текстом после чтения
Слайд 83Анализ текста
цель анализа
читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации
и ее корректировка объективным авторским смыслом
Слайд 84Анализ текста
приемы работы
выделение ключевых слов
беседа
составление плана
построение структурной модели текста
наблюдение над
системой образов
комментированное чтение
диалог с автором через текст
Слайд 85I этап
Работа с текстом до чтения
1. Антиципация чтения
Подготовка к чтению
текста, прогнозирование его содержания по названию, имени автора, ключевым словам,
иллюстрациям
2. Появление целей урока
Постановка (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) целей урока. Готовность к чтению и обсуждению прочитанного
Слайд 86II этап
Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста
Выбор
вида первичного чтения с учетом специфики текста, целей и задач
урока, художественной задачи текста. Выявление первичного восприятия. Проверка предположений о содержании текста
2. Перечитывание текста
Медленное «вдумчивое» чтение, диалог с автором, вычитывание подтекста, краткий попутный комментарий и др. Постановка вопросов разной смысловой направленности
3. Беседа по содержанию в целом
Обобщение прочитанного. Определение темы текста
Слайд 87III этап
Работа с текстом после чтения
1. Концептуальная беседа по тексту
Постановка
концептуального (проблемного) вопроса к тексту, подведение к решению, соотносящемуся с
авторской позицией. Формулирование основной идеи текста
2. Знакомство с писателем
Характеристика личности писателя на основании прочитанного, корректировка первоначальных представлений. Работа с дополнительными источниками
Слайд 88III этап
Работа с текстом после чтения
3. Работа с заглавием, иллюстрациями
Определение
«характера» заглавия: что оно отражает – тему или идею? Соотнесение
текста с иллюстрациями. Сопоставление своего взгляда на прочитанное со взглядом художника
4. Творческие задания
Выполнение (творческого) задания самостоятельно, под руководством учителя, в паре, в группах
Слайд 89Пример работы с текстом
Петя был не такой
уж маленький мальчик. Ему было 4 года. Мама одевала его,
кормила с ложечки и водила гулять за ручку. К Однажды мама одела его, поставила на ножки, но Петя упал. В
Мама позвала папу, доктора, но никто не мог понять, почему Петя падает. И тут прибежал Петин друг Коля.
- А я знаю, почему Петя падает! У него же две ноги в одной штанине. А я сам одеваюсь и со мной такого не случается. П
- Я тоже теперь буду сам одеваться, - сказал Петя. И никаких глупых историй с ним больше не произошло.
О чем этот текст? (фактуальная информация)
Что можете сказать о Пете, о маме, взрослых? (подтекстовая инф.)
Какими мыслями хотел с нами поделиться автор? Почему он так назвал свой рассказ (концептуальная информация)
«Глупая история» М.М. Зощенко
(в сокращении)
Слайд 90Задания на выявление
читательских умений
Какой из предложенных ниже вариантов точно
передает смысл предложения?
Карло вошел в каморку, повертел так и эдак
полено, начал ножом вырезывать из него куклу.
а) Карло вошел в каморку, повертел так и эдак полено, начал ножом вырезывать из него Буратино.
б) Карло вошел в каморку, сел на стул, повертел так и эдак полено, начал ножом вырезывать из него куклу.
в) Карло вошел в каморку, повертел так и эдак полено, начал вырезывать из него куклу.
г) Никакой.
Слайд 91Задания на выявление
читательских умений
2. Какой из предложенных ниже
вариантов точно передает смысл предложения?
Давным-давно в городке на берегу Средиземного
моря жил старый столяр Джузеппе по прозвищу Сизый Нос.
а) Очень давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, которому однажды попалось под руку говорящее полено.
б) Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил приятель шарманщика Карло, старый столяр Джузеппе по прозвищу Сизый Нос.
в) Очень давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, пьяница.
г) Никакой.
Слайд 92Задания на выявление
читательских умений
3. Закончите предложения:
На краю неба
появился зеленоватый свет – _________________________ .
Не нужно забывать, что Буратино
был деревянный, и потому _________________________ .
Слайд 93Задания на выявление
читательских умений
4. Какие смыслы есть в
предложении?
Тогда Артемон и Пьеро, рыдая, пошли в кладовую, сняли с
гвоздя Буратино и приволокли на кухню.
Слайд 94Задания на выявление
читательских умений
5. Составьте рассказ (3 – 5
предложений) на основе предложения:
Рано поутру Буратино положил азбуку в сумочку
и вприпрыжку побежал в школу.
Слайд 95Задания на выявление
читательских умений
6. Прочитайте стихотворение Е. Левина и
ответьте на вопрос:
Мистер Квакли, эксквайр,
Проживал за сараем,
Он в кадушке обедал
и спал.
Мистер Крякли, эксквайр,
Погулял за сараем,
И с тех пор мистер Квакли пропал.
Куда делся мистер Квакли?
Слайд 96Задания на выявление
читательских умений
Перечислите, на каких нелепицах строится стихотворение
Р. Сефа:
Один судак – большой чудак,
Который жил в реке,
Умел молчать
на чистом
Французском языке.