Слайд 1ГАОУ ВО г. Москвы
Московский институт открытого образования
Проект
Тема: «Формирование духовно-нравственных представлений
о матери у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
По
курсу «Технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на основе православных ценностей и традиций»
Выполнила слушатель:
Солдатова Е.И.
-
воспитатель дошкольного
подразделения «Сказка»
ГБОУ Школа № 933
Москва, 2016 г.
Актуальность
Формирование духовно – нравственных представлений – одна
из актуальных и сложных проблем в дошкольной педагогике. Формирование базовых качеств личности происходит в процессе взаимодействия дошкольника с семьей, педагогами ДОУ. Становление ядра личности представляет собой формирование и развитие системы ценностных ориентиров, норм и правил поведения ребенка в коллективе. От того, какая система ценностей и какие нормы заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь человека. Духовно-нравственные ценности ребенка формируются прежде всего через образ матери. По результатам бесед выяснилось, что дети имеют недостаточное представление о маме – ее роли в их жизни, ее духовном мире, труде. В ходе реализации проекта в ДОУ созданы условия для доверительного активного взаимодействия детей и матерей. В процессе совместной деятельности (продуктивной, игровой и т.д.) близкие люди получили возможность лучше узнать друг друга.
Цель проекта
Формирование духовно-нравственных представлений о матери у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Задачи
1.Изучение и анализ нормативно- правовой и методической
литературы по ФГОС ДО, программы «Социокультурные истоки».
2. Развитие единого контекста воспитания в семье и в ДОУ.
3. Создание в ДОУ условий для совместной продуктивной деятельности старших дошкольников и их родителей.
4.Организация доверительного активного взаимодействия между детьми и мамами.
5.Формирование у старших дошкольников эмоционально-образного восприятия ближайшей среды.
6.Развитие духовно-нравственных ценностей ребенка и родителей.
7. Формирование у детей системы навыков сотрудничества.
8. Формирование социальной активности старших дошкольников.
9. Укрепление семейных отношений, любви и уважения к матери.
Тип проекта – краткосрочный.
Слайд 4
Модель взаимодействия участников проекта
Ребенок
Семья
Слайд 5 Этапы проекта:
Организационный (3-я неделя марта)
Выявление проблемы, анализ методической
и нормативно-правовой литературы по ФГОС ДО, программы «Социокультурные истоки», планирование
деятельности, создание условий в ДОУ для взаимодействия участников проекта: детей старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей.
Содержательный (4-я неделя марта)
Реализация проекта в различных видах деятельности.
Результативный (4-я неделя марта)
Анализ, результативность, перспективность.
Слайд 6Реализация цели и задач проекта в различных видах деятельности
Игровая деятельность старших дошкольников
Сюжетно-ролевые игры с главной ролью «мамы » ( «Семья», «Гости»); дидактические игры: «Профессии», «У нас порядок», «Поможем маме»; подвижные игры с правилами: «Курочка и цыплята», «Чьи это дети?».
Слайд 7Беседы с детьми по теме проекта.
Чтение художественной литературы.
Беседы на
тему:
« При солнышке тепло, при матери- добро».
«Наша
помощь любимой маме».
Чтение по теме проекта:
Е.Благинина «Посидим в тишине», Б.Емельянов «Мамины руки», А.Барто «Разговор с мамой», А.Михалков «А что у вас?», С.Маршак «Сказка о глупом мышонке», В.Осеева «Печенье».
Семейное чтение книг для развития: «Радость послушания», «Добрые друзья»
Слайд 8Книги для развития детей 5-6 лет(программа «Истоки»)
«Верность родной земле», «Радость
послушания», «Светлая Надежда», «Добрые друзья», « Мудрое слово».
Цель книг для развития
Приобщение детей и их родителей:
к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;
- К душеполезному семейному чтению – насущная форма взаимодействия ДОУ и семьи с целью воссоздания гуманитарной целебной среды вокруг семьи и ребенка.
Слайд 9Непосредственно образовательная деятельность
Образовательные области (в соответствии с ФГОС ДО)
Познавательное развитие.
Формирование целостной картины мира.
Тема: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
Цель:
формирование духовно-нравственных представлений о маме через ознакомление с трудом женщин.
Речевое развитие
Тема: Составление описательного рассказа по сюжетной картине « Прогулка с мамой в весеннем лесу».
Цель: формирование духовно-нравственных представлений о матери в процессе овладения умением составлять рассказ по сюжетной картине.
Слайд 10Художественно-эстетическое развитие (рисование)
Тема: « Портрет любимой мамы»
Цель: формирование духовно-нравственных представлений
старших дошкольников о маме через овладение умением создания ее художественного
образа.
.
Слайд 11Активные формы занятий( «Истоки»)
между детьми;
между детьми и
родителями;
между педагогами, детьми и
родителями;
между родителями.
Активные формы занятий позволяют развивать в дошкольном образовании следующие уровни взаимодействия:
Слайд 12Активные занятия (по программе «Истоки»)
в ходе содержательного этапа проекта
Тема занятия:
«Радость послушания».
АФО-работа в микрогруппах.
Название активного занятия: «Радость послушания».
Цели: развитие духовно-нравственных
качеств- послушание, доверие, уважение; развитие ценностного отношения к матери, семье; формирование у детей мотивации к послушанию.
Тема занятия: «Добрые друзья».
АФО – ресурсный круг(дети старшей группы, матери).
Название активного занятия:
«Кого можно назвать настоящим другом?»
Цели: развитие нравственной позиции детей-проявление дружелюбия и ценностного отношения к родным, матери, сверстникам.
Итоговое мероприятие проекта «Развлечение с мамами»
Слайд 14Планируемые результаты
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности;
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью;
-может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- формирование у старших дошкольников устойчивой и бескорыстной привязанности и любви к матери, семье, Родине.
Слайд 15Практическая значимость проекта
Данный проект может иметь практическое применение в работе
педагогов ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста, так как формирование
духовно-нравственных представлений о матери, развитие ценностного отношения к близким, семье, родному дому отвечает одной из задач ФГОС ДО, а также и программы «Социокультурные истоки», а именно – обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи.
Слайд 16Список литературы
1.Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования. – М., 2014.
2.Программа «Социокультурные
истоки». –М., 2015.
3.Дронь А.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников.
– Санкт-Петербург, 2012.
4.Кудрявцева Е.А. ФГОС в вопросах и ответах. – М.,2015.
5.Дьяченко О.М. Психологические особенности развития дошкольников. – М., 2009.