Слайд 1ГБПОУ РК “Симферопольский автотранспортный техникум”
”Кузова”.
Подготовил: Эмир-Алиев Ш.А.
Симферополь, 2020
Слайд 2План занятия
Общие сведения;
Типы кузовов легковых автомобилей;
Устройство кузова легкового автомобиля.
Слайд 31. Общие сведения
Кузов автомобиля служит для размещения водителя, пассажиров и
грузов, а также для защиты их от внешних воздействий. Кабина
грузового автомобиля служит для размещения водителей, пассажиров и сопровождающих лиц.
По назначению кузова делятся на грузовые, грузопассажирские и пассажирские.
Грузовые кузова бывают общего назначения (бортовые платформы) и специализированные, предназначенные для перевозки определенного вида груза (самозагружающиеся, цистерны, фургоны и т.п.)
Пассажирские кузова имеют обычно легковые автомобили и автобусы.
Слайд 42. Типы кузовов легковых автомобилей
По числу дверей различают кузова двух-,
трех-, четырех и пятидверные ; по конструкции крыши – закрытые,
открытые и частично открывающиеся; по числу рядов сидений – одно-, двух-, и трехрядные.
По характеру воспринимаемых нагрузок кузова подразделяются на несущие и разгруженные. В последнем случае кузов устанавливается на раму. У несущего кузова все нагрузки воспринимаются кузовом. Разгруженный кузов жесткого соединения с рамой не имеет.
Слайд 5 По конструкции кузова могут быть каркасными, скелетными и оболочковыми (панельными).
Каркасные кузова выполняются из массивных профилей, образующих каркас, к которому
крепится облицовка из стали, дюралюминия или стеклопластика.
Скелетные кузова имеют каркас, образованный из профилей облегченного типа, приваренных к облицовке.
Наибольшее распространение имеют оболочковые кузова состоящие из крупных штампованных деталей, соединенных точечной сваркой в замкнутую силовую систему. Материалом служит малоуглеродистая листовая сталь типа 08 и др. толщиной 0,6…0,8мм. Иногда применяют оцинкованную сталь.
По числу отсеков (объемов) кузова бывают однообъемные, двухобъемные и трехобъемные. Например, в последнем случае имеются моторный отсек, отсек для багажа и салон.
Слайд 6
В зависимости от вышеперечисленных классификационных признаков, базы автомобиля и конструктивных
особенностей кузова автомобилей носят следующие названия:
- седан – закрытый четырехдверный
трехобъемный кузов с двумя или тремя рядами сидений без внутренних перегородок(ГАЗ-3110, ВАЗ-2107 и др.), с нормальной базой;
- лимузин – аналогичный кузов седану, но с перегородкой сзади передних сидений (ЗИЛ-114, ЗИЛ-117) и с удлиненной базой;
- купе – закрытый двухдверный кузов с одним или двумя рядами сидений с укороченной базой;
-
Слайд 8- фаэтон – кузов открытого типа с мягким складным верхом
и со съемными боковинами;
- кабриолет – кузов с откидывающейся
задней стенкой и частью крыши (ЗИЛ-111В);
- родстер – открытый двухдверный кузов с укороченной базой;
- универсал – кузов грузопассажирского фургона с двумя или четырьмя дверями и люком сзади - пикап – кузов грузопассажирского автомобиля с открытой платформой, убирающимися боковыми сидениями на 4-6 человек и с двухместной закрытой кабиной;
- хардтоп – кузов без боковых стоек с жесткой неубирающейся крышей;
- хетчбек – двухобъемный кузов, с нечетным количеством дверей (ВАЗ-2108, ВАЗ-2109)
- Спейс – кузов аналогичный кузову типа хетчбек, но имеющий большую высоту и объем.
Слайд 10Сравнительная схема автомобилей типа Спейс и Хетчбек.
Слайд 11 Наибольшую безопасность и удобства для пассажиров обеспечивают закрытые кузова. Закрытые
кузова имеют также лучшую обтекаемость по сравнению с открытыми.
Кузова
типа «купе» имеют недостаток, заключающийся в том, что необходимо откидывать передние сидения для доступа к задним, что ухудшает условия посадки пассажиров.
Открытые кузова имеют меньшую жесткость, требуют более прочного основания.
Кузова типа «купе» по сравнению с кузовом типа «седан» имеют более высокую жесткость и прочность.
Более долговечны разгруженные кузова, однако наличие рамы утяжеляет конструкцию автомобиля (по сравнению с несущими). Каркасные кузова обладают более высокой прочностью и жесткостью, уменьшают травматизм при авариях, однако они дороже в изготовлении и имеют большую массу.
Лимузин обеспечивает безопасность водителя, последний меньше отвлекается от управления автомобилем пассажирами.
Преимущество кузовов типа «универсал» в том, что данный кузов может быть использован с высокой степенью эффективности для перевозки груза. Однако этот кузов имеет худшие аэродинамические свойства, чем кузова типа «седан».
Слайд 123. Устройство кузова легкового автомобиля
Корпус кузова представляет собой жесткую сварную
конструкцию, состоящую из основания (пола) 2 (рис.20.3.) с передней и
задней частями (щитками), левой и правой боковин 3 с задними крыльями, крыши 4, передних крыльев 2 и других элементов.
Основание кузова выполняется или в виде цельноштампованной панели, усиленной по периметру жестким коробчатым профилем или из нескольких панелей, сваренных между собой и усиленных лонжеронами. Боковины кузова изготавливают цельноштампованными или сваренными из отдельных деталей (стоек, порога, пола и т.д.) Крыша кузова изготавливается цельноштампованной, к ней привариваются некоторые детали кузова (рама ветрового стекла и др.)
Слайд 14 Для установки двигателя и подвески к основанию кузова спереди и
сзади крепятся короткие лонжероны.
Кузов и его детали после сварки
промываются, фосфатируются и грунтуются, а затем окрашиваются синтетическими эмалями.
Дверь кузова состоит из наружной и внутренней штампованных панелей, соединенных между собой точечной сваркой. Она подвешивается в проеме на двух петлях.
Слайд 16 В закрытом положении дверь удерживается кулачковым или роторным замком, исключающим
самопроизвольное открытие двери . Дверь имеет ограничитель угла открытия двери,
который обеспечивает также ее фиксацию в открытом положении.
Дверь имеет опускное стекло, перемещающееся при помощи стеклоподъемника с механическим или электрическим приводом, обеспечивающим подъем, опускание и фиксацию стекла в любом положении.
Ветровое стекло изготавливают трехслойным («триплекс»). Оно склеено из двух тонких полированных стекол и прозрачной эластичной пленки между ними. Такое стекло более безопасно, чем закаленные однослойные стекла заднего и боковых окон.
Уплотнения стекол резиновые с пазами с двух сторон.
Слайд 18 Капот закрывает моторный отсек в передней части кузова. Он крепится
к кузову двумя петлями и оборудован замком для удержания его
в закрытом положении. Замок обычно отпирают изнутри рукояткой, установленной под панелью приборов.
Крышка багажника открывается и фиксируется в открытом положении торсионами, пружинами или газонаполненными телескопическими упорами.
Передние сиденья водителя и пассажиров делаются регулируемыми в продольном
Спинка и подушка сидений соединяются между собой шарнирами. Задние сиденья обычно выполняют сплошными (диванного типа), раскладывающимися. Подушка и спинка сидений обычно состоят из металлических каркасов, покрытых губчатой резиной и обивкой.
Кузов оснащается передним и задним бамперами (металлическими или пластмассовыми).
Шумоизоляция кузова включает листовые противошумные мастики, войлочно-битумную изоляцию пола, ковры из петлеворсовых нетканных материалов на полипропиленовой подложке и другие материалы.
Слайд 19Вопросы для самопроверки
Назначение кузова автомобиля.
Какие существуют типы кузовов легковых автомобилей?
Устройство
несущего кузова легкового автомобиля и его оборудования.