Слайд 1Познавательные процессы
Ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение
Слайд 2Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши
органы чувств.
Выделяют такие виды ощущений:
зрительные;
слуховые;
кожные;
обонятельные;
осязательные;
вкусовые;
температурные;
болевые;
кинестезические (ощущения движения тела);
интероцептивные
(ощущения, связанные с внутренним состоянием организма).
Говоря о кожных ощущениях, следует помнить, что в кожных покровах есть несколько анализаторных систем:
тактильная (ощущения прикосновения);
температурная (ощущения холода и тепла);
болевая.
Слайд 3Основные свойства ощущений:
Модальность является качественной характеристикой, в которой проявляется
специфичность ощущения как простейшего психического сигнала по сравнению с сигналом
нервным.
Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых — высота тона, тембр, громкость; для тактильных — твердость, шероховатость и т.д.
Локализация — это пространственная характеристика ощущений.
Интенсивность — это количественная характеристика ощущений.
Длительность — это временная характеристика ощущения.
Слайд 4Все виды ощущений подчинены общим закономерностям:
Нижний абсолютный порог ощущений —
это минимальная величина раздражения, необходимая для возникновения едва заметного ощущения.
Верхний
абсолютный порог ощущений — это максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущения.
Относительная чувствительность — чувствительность к изменению интенсивности воздействия. Она измеряется порогом различения (разностным порогом).
Порог различения — минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей, необходимое для изменения интенсивности ощущения.
Адаптация — это изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя.
Слайд 5Чувствительность зависит не только от силы воздействия внешних раздражителей, но
и от внутренних состояний.
Сенсибилизация — это повышение чувствительности анализаторов под
влиянием внутренних (психических) факторов.
Сенсибилизация может быть вызвана:
1) взаимодействием ощущений;
2) физиологическими факторами;
3) ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, специальной установкой на различение раздражителей;
4) упражнением, опытом.
Компенсаторная сенсибилизация — это повышение чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых) при недостатке какого-либо вида чувствительности.
Десенсибилизация—это явление, когда сильное возбуждение одних анализаторов понижает чувствительность других.
Контраст ощущений — это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных, свойств действительности.
Синестезия — ассоциативное (фантомное) иномодальное ощущение, сопутствующее реальному (вид желтого лимона вызывает ощущение кислого).
Слайд 6Восприятие в отличие от ощущений – психический процесс целостного отражения
предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и
частей.
Свойства восприятия:
Целостность.
Слайд 7Свойства восприятия:
2. Константность.
Слайд 8Свойства восприятия:
3. Структурность. 4. Осмысленность.
5. Избирательность.
Слайд 9
Для восприятия характерно также и явление апперцепции.
Апперцепцией называется зависимость
восприятия от жизненного опыта человека, интересов, запаса знаний, ценностных ориентаций
и установок.
Слайд 10Выделяют несколько видов восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.
Восприятие предметов
может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов.
Наиболее известны зрительные иллюзии.
Слайд 11Иллюзия Перельмана
Буквы на самом деле параллельны друг другу.
Наблюдатель видит на особом
фоне буквы, составленные
из чёрных и белых полос.
Буквы расположены совершенно прямо, но кажутся повёрнутыми в разные
стороны.
Слайд 12Иллюзии движения психолога Акиоши Китаока
Слайд 14ВНИМАНИЕ
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной
информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Слайд 15
Различают следующие виды внимания:
внешнее,
внутреннее,
произвольное (преднамеренное),
непроизвольное (непреднамеренное),
послепроизвольное.
Слайд 16Свойствами внимания
объем,
концентрация,
устойчивость,
переключение,
распределение внимания.
Слайд 17Память
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем
воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности
или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Слайд 18Основные процессы памяти
заучивание;
сохранение;
воспроизведение;
узнавание;
забывание.
Слайд 19Виды памяти:
Непроизвольная память — информация запоминается сама собой, без специального
заучивания, в ходе выполнения деятельности, работы над информацией.
Произвольная память —
информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов. Особая форма произвольного запоминания — заучивание.
Слайд 20Существует несколько оснований для выделения видов памяти:
1) степень сознательной активности
при запоминании и воспроизведении;
2) психологическое содержание запоминаемого;
3) продолжительность сохранения.
Слайд 21По степени сознательной активности различают память:
непроизвольную, произвольную,
механическую, логическую.
По
психологическому содержанию запоминаемого выделяется память:
образная, словесно-логическая, эмоциональная и двигательная.
По продолжительности
сохранения память делится на долговременную, кратковременную и оперативную.
Слайд 22
Существуют индивидуальные различия между людьми по объему, точности памяти, быстроте
запоминания, длительности сохранения, готовности памяти.
По индивидуальным различиям памяти разделить людей
на четыре группы:
а) быстро и прочно запоминающих, медленно забывающих;
б) быстро запоминающих, но скоро забывающих;
в) медленно запоминающих, но долго помнящих;
г) медленно запоминающих и быстро забывающих.
Слайд 23Организация запоминания:
Постановка цели запоминания.
Установка на длительность запоминания.
Предварительная специальная
обработка материала, подлежащего запоминанию.
Полная сосредоточенность внимания на процессе запоминания.
Слайд 25Контрольные фигуры для опознания.
Слайд 26Мышление
Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного отражения, установления существующих
связей и отношений между предметами и явлениями действительности.
Мышление – познавательный
процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением действительности в ощущениях, восприятиях, представлениях.
Слайд 27Выделяют разные виды мышления.
Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов,
реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное мышление характеризуется опорой
на представления и образы. Его функции связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которых человек хочет добиться в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная его особенность — составление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств.
Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Различают также теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.
Слайд 28Основные формы мышления:
Понятие – это выраженная в слове мысль об
общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Суждение –
форма мышления, в которой высказывается утверждение или отрицание тех или иных связей и отношений между предметами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими, частными, одиночными.
Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, так или иначе завершающее мыслительный процесс. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное (индукция) и дедуктивное (дедукция).
Слайд 29Мыслительными операциями называются умственные действия, используемые в процессе мышления.
Анализ
– мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств.
Синтез
– мысленное соединение частей, признаков, свойств в единое целое, мысленное соединение предметов, явлений, событий в системы, комплексы и др.
Сравнение – мыслительное установление сходства и различия между предметами и явлениями или их признаками.
Обобщение – мысленное объединение предметов или явлений на основе выделения при сравнении общих и существенных для них свойств и признаков.
Абстракция – мысленное отвлечение от каких-либо свойств или признаков предметов, явлений.
Конкретизация – мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства и признака.
Классификация – мысленное разъединение и последующее объединение предметов, явлений, событий в группы и подгруппы по определенным признакам.
Слайд 30Особенности мышления
Широта ума характеризуется разносторонностью знаний, умением творчески мыслить,
способностью к широким обобщениям, умением связывать теорию с практикой.
Глубина ума
– это умение выделить сложный вопрос, вникнуть в его сущность, отделить главное от второстепенного, предвидеть пути и следствия его решения, рассмотреть явление всесторонне, понять его во всех связях
и отношениях.
Последовательность мышления выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов.
Гибкость мышления – это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко переключаться с одного способа действия на другой.
Самостоятельность мышления выражается в умении поставить новый вопрос, найти ответ на него, принимать решения и действовать
не шаблонно, не поддаваясь внушающему постороннему влиянию.
Критичность мышления характеризуется умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения, только взвесив все «за» и «против».
Слайд 31Воображение
Воображением (фантазией) называется процесс воспроизведения и преобразования хранящихся в памяти
образов предметов и явлений действительности, создания на этой основе в
новых сочетаниях и связях новых образов новых предметов, явлений, действий, условий деятельности.
Реальность воображаемого проверяется практикой.
Каждый акт мышления включает в себя воображение.
Воображение обеспечивает целостность и константность восприятия.
Слайд 32Основные функции воображения:
целеполагание ;
предвосхищение (антиципация);
комбинирование и планирование;
замещение действительности;
проникновение во внутренний
мир другого человека.
Слайд 33Формы воображения:
Непроизвольные — не зависящие от целей и намерений человека,
их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении
степени его активности или расстройстве работы;
Произвольные — подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают на основе работы сознания.
Слайд 34Непроизвольные
формы воображения:
Сновидения;
Бред;
Галлюцинации;
Гипнотические образы воображения.
Промежуточное положение между непроизвольными и
произвольными формами воображения занимают грезы.
Слайд 35Произвольные
формы воображения:
фантазии,
вымыслы или измышления,
научное,
художественное,
техническое творчество
взрослых,
творчество детей,
мечты и т.д.
Слайд 36Виды воображения
Воспроизводящее воображение – процесс воссоздания образа какого-либо предмета, события,
человека, местности и т. д. по описанию, чертежу, схеме, географической
карте или по другим знаковым изображениям.
Творческое воображение – это процесс создания новых образов, продуктов творческого труда, оригинальных идей, обогащающих теорию и практику деятельности человека. Выделяют несколько приемов создания творческих образов воображений: агглютинация, аналогия, преувеличение / преуменьшение, акцентирование, типизация.
Мечтой называются создаваемые в воображении образы желаемого.
Грезами называется бесплодное фантазирование.