Слайд 1ГБПОУ РК “Симферопольский автотранспортный техникум”
”Устройство шин.
Подготовил: Эмир-Алиев Ш.А.
Симферополь, 2020
Слайд 2План занятия
Классификация автомобильных шин.
Устройство шин и покрышек.
Обозначение размеров шин.
Слайд 31. Классификация автомобильных шин
Автошины делятся по назначению на шины легковых
автомобилей (применяются также для грузовых малой грузоподъемности, микроавтобусах и прицепах
к ним) и шины грузовых автомобилей (применяются также на прицепах и автобусах).
По форме профиля шины делятся на шины: обычного профиля с отношением высоты профиля (Н) (рис.19.5.) к его ширине (В) более 0,89, и отношение ширины профиля обода колеса (в)к ширине профиля шины (В) – в/В = 0,65-0,76; широкопрофильные – Н/В = 0,6-0,9 и в/В = 0,76…0,86; низкопрофильные – Н/В = 0,7-0,88; в/В = 0,68-0,76; сверхнизкопрофильные – Н/В ≤ 0,7; в/В = 0,69…0,76; арочные – Н/В = 0,39÷0,5; в/В =0,9…1,0; пневмокатки - Н/В = 0,25÷0,39; в/В = 0,9…1,0.
Слайд 4 По габаритам: крупногабаритные – ширина профиля 350мм (14 дюймов) и
более, среднегабаритные – ширина профиля В=200-350мм (7-14 дюймов) и посадочным
диаметром не менее 457мм (18 дюймов); малогабаритные с шириной профиля не более 250мм (до 10 дюймов и посадочным диаметром не более 457мм (18 дюймов).
По принципу герметизации: камерные и бескамерные.
Бескамерная шина.
1 – самозаклеивающийся слой; 2 – протектор;
3 – воздухонепроницаемый слой;
4 – уплотнительное кольцо;
5 – вентиль.
Слайд 5 По конструкции: диагональные, у которых нити корда каркаса и брекера
перекрещеваются в смежных слоях, а угол наклона нитей по середине
беговой дорожки в каркасе и брекере от 45 до 60 ; радиальные, у которых угол наклона нитей корда каркаса 0, а брекера – не менее 65 .
Радиальные шипы типа Р (рис. б) по сравнению с обычными имеют больший в 1,5-2 раза срок службы, меньшие потери на качение колес (на 8…12%), более благоприятный температурный режим (температура шипы уменьшается на 20…300С)
Слайд 6 В зависимости от рисунка протектора применяют шины: с дорожным рисунком
(А) – для работы на дорогах с твердым усовершенствованным покрытием;
с универсальным рисунком (Б) – для работы на дорогах с твердым покрытием и по грунту; с рисунком повышенной проходимости (В)– для работы по мягкому грунту; с зимним рисунком без шипов или с шипами – для работы на заснеженных и обледенелых дорогах; с карьерным рисунком (Г) – для работы в карьерах, лесозаготовках и др.
Применяются также специальные шины - это шины с регулируемым давлением, морозостойкие шины для работы при температуре ниже -450С и др.
Слайд 74. Устройство шин и покрышек
Камерные шины состоят из следующих элементов
(рис.): покрышки, камеры 3 и ободной ленты 12 (в шинах
легковых автомобилей ободная лента отсутствует). Покрышка состоит из следующих основных элементов: протектора 6, подушечного слоя (брекера) 5, каркаса 8, боковин 9 и бортов 10 с сердечниками 1.
Протектор 6 состоит из прочной, хорошо сопротивляющейся износу резины и имеет рельефную часть (рисунок) и подканавочный слой. Рисунок протектора (дорожный, универсальный, повышенной проходимости и др.) должен обеспечивать хорошее сцепление шины с дорогой.
Слайд 8 Каркас 8 покрышки состоит из нескольких слоев прорезиненного корда толщиной
1…1,5мм, у радиальных шин собранных крест-накрест; шины легковых автомобилей имеют
4…6 слоев корда, шины грузовых автомобилей и автобусов 6…14 слоев. В радиальных шинах каркас имеет радиальное расположение нитей корда, а брекер – окружное. Нити корда бывают хлопчатобумажными, из вискозы, из синтетических волокон (нейлон, капрон, перлон) или из стальной проволоки.
Брекер 5 толщиной 3-7 мм смягчает ударные нагрузки на каркас 8. В процессе работы он сильно нагревается, поэтому его изготавливают из теплоустойчивых марок корда (вискозный, полиамидный). Боковины 2 предохраняют каркас от повреждений. Для придания бортам механической прочности применяют стальные проволочные кольца 1.
Слайд 9 Камеры 3 изготавливают в виде кольцевой трубы из высокопрочной газонепроницаемой
резины с большим (до 40…50%) содержанием натурального или синтетического каучука.
В камере закрепляется вентиль 11 с обратным клапаном в золотнике 12.
Недостатком камерных шин по сравнению с бескамерными является то, что при проколе камеры воздух выходит из нее быстро, что может привести к аварии; они имеют более сложную конструкцию шины. Камерные шины имеют большую массу за счет камеры и ободной ленты; требуют снятия шины с обода при дорожном ремонте камеры. Достоинства камерных шин: не требуется сложный герметичный обод; не ухудшается герметичность при низкой температуре; длительный срок службы шины; проще первоначальная накачка шины.
Слайд 10 Основные отличия бескамерной шины от камерной следующие: наличие вместо камеры
герметизирующего слоя , покрывающего внутреннюю поверхность покрышки, несколько меньший посадочный
диаметр, иная форма и конструкция бортов, покрываемых уплотняющей бортовой лентой из резины или других материалов.
Литой (бескаркасной) шиной называется пневматическая шина, не имеющая кордного каркаса. Она изготавливается методом литья под давлением.
В зоне брекера такие шины обычно имеют пояс из вискозного корда для снижения раздувания и разнашивания шин в радиальном направлении.
Бескамерная шина.
1 – самозаклеивающийся слой; 2 – протектор;
3 – воздухонепроницаемый слой;
4 – уплотнительное кольцо;
5 – вентиль.
Слайд 116. Обозначение размеров шин
Размеры шины обозначают в дюймах и
миллиметрах, в том числе применяется двойное или смешанное обозначение размеров.
Например, шина с обозначением размеров 260-508Р (9,00 R20)имеет обозначение ширины В профиля шины 260мм и 9,00 дюймов, обозначение посадочного диаметра d шины 508мм и 20 дюймов, Р и R указывают, что шина радиальная.
Слайд 12 Шина с обозначением размеров 165/70 SR13 имеет обозначение: ширины В
профиля шины – 165мм, посадочного диаметра d-13 дюймов; 70-процентное отношение
высоты Н профиля шины к ширине В; R – радиальная S – буква индекса максимальной скорости - букве S соответствует максимальная скорость движения автомобиля 180 км/ч.
Шина имеет также ряд надписей и знаков, которые указывают завод изготовитель, дату выпуска, порядковый номер шины, норму слойности (НС) и другое.
Слайд 13Вопросы для самопроверки
Назначение и типы шин.
Устройство камерной и бескамерной шин.
Особенности
устройства радиальных шин.
Как обозначаются размеры шин?
Устройство брекера покрышек и шин.
Как
влияет конструкция и состояние шин на безопасность движения?