Разделы презентаций


Генеральный директор

Содержание

Модуль 3: Директор и его отношения с окружением Взаимодействие между директором и заместителями.Директор и собственник. Разные интересы и общая цель.Тренинг. Разбор конкретных рабочих ситуаций.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Генеральный директор
Автор презентации:
Лысенко А. В.

Генеральный директорАвтор презентации:Лысенко А. В.

Слайд 2Модуль 3: Директор и его отношения с окружением
Взаимодействие между директором

и заместителями.
Директор и собственник. Разные интересы и общая цель.
Тренинг. Разбор

конкретных рабочих ситуаций.

Модуль 3:  Директор и его отношения с окружением Взаимодействие между директором и заместителями.Директор и собственник. Разные

Слайд 3Взаимодействие между заместителями и директором.
Успех работы команды в значительной степени

зависит от того:
каков уровень подготовки руководителей - директора и его

заместителей,
как складываются взаимоотношения между ними, как распределяются их обязанности,
совместно ли вырабатываются управленческие решения,
находят ли они единые подходы к анализу и оценке деятельности школы и отдельных ее работников.
Наиболее благоприятные отношения - это отношения взаимного доверия и уважения, как и положено между людьми высокой квалификации, должной культуры и воспитания.
Взаимодействие между заместителями и директором.Успех работы команды в значительной степени зависит от того:каков уровень подготовки руководителей -

Слайд 4Взаимодействие между заместителями и директором.
Каждый знает цену друг другу, поддерживает

инициативу и любые действия, оказывает содействие и помощь, то есть:

Заместитель:
признает административные способности директора, его умение масштабно, широко охватывать события и обстоятельства,
чувствует себя за ним, как за "каменной стеной",
старательно и квалифицированно выполняет свои функции.
Директор:
признает методическое мастерство заместителя,
прислушивается к его словам,
поддерживает его авторитет и роль в коллективе.
При таких условиях предприятие работает спокойно, уверенно, с высоким коэффициентом полезного действия.
Взаимодействие между заместителями и директором.Каждый знает цену друг другу, поддерживает инициативу и любые действия, оказывает содействие и

Слайд 5Норма управления.
Существует формула Грайкунаса, которая устанавливает соотношение между

числом должностных связей и диапазоном управления.
Количество всех возможных

отношений, в которые вступает руководитель со своими подчиненными, рассчитанное по формуле В.А.Грайкунаса, представлено в таблице, из которой следует, что принципиальное изменение количества отношений руководителя с подчиненными происходит при увеличении числа последних с одного до двух. Согласно А.В.Грайкунасу, если один руководитель (Р) имеет двух подчиненных (А и Б), можно поддерживать прямые связи Р и А, а также Р и Б. Однако бывают случаи, когда Р взаимодействует с А в присутствии Б и наоборот. Кроме того, между А и Б существуют взаимосвязи А - Б и Б - А. Таким образом, можно различать три вида связей между руководителем и более чем одним подчиненным: прямые, групповые и перекрестные.


Норма управления.  Существует формула Грайкунаса, которая устанавливает соотношение между числом должностных связей и диапазоном управления.

Слайд 6Норма управления.
В таблице мы видим: «Число подчиненных и количество взаимосвязей

в системе "руководитель – подчиненные»

Норма управления.В таблице мы видим: «Число подчиненных и количество взаимосвязей в системе

Слайд 7Примеры нормы управления

Примеры нормы управления

Слайд 8Примеры нормы управления
Легче контролировать двух, чем шестерых.
Вводите

новые уровни.

Примеры нормы управления  Легче контролировать двух, чем шестерых. Вводите новые уровни.

Слайд 9Линейная схема управления небольшой компании

Линейная схема управления небольшой компании

Слайд 10Линейная схема управления средней по размеру компании

Линейная схема управления средней по размеру компании

Слайд 11Сферы применения разных схем управления
Допустим если компания до 30 человек,

и собственник сам ведет оперативное управление, то есть является директором, то тут никаких

сложных элементов нет, т. к. они работают в зоне прямого взаимодействия.
Но если компания численностью от 110 до 600 человек — тогда появляется прослойка в виде менеджмента среднего звена и так далее, с учетом которых уже необходимо применять более сложные методы, в частности вводить Положения и Регламенты.
И, наконец, если появляются филиалы и другие обособленные подразделения компании, то наиболее часто применяется линейно-функциональная структура управления компанией.
Сферы применения разных схем управления Допустим если компания до 30 человек, и собственник сам ведет оперативное управление, то есть является

Слайд 12Линейно-функциональная структура управления

Линейно-функциональная структура управления

Слайд 13Заместители директора.
Оптимальное количество заместителей – от 3 до

5.

Финансовый директор (или директор по экономике).
Коммерческий директор (или директор

по продажам).
Директор по маркетингу.
Технический директор (или главный инженер).
Директор по производству.
Директор по качеству (или главный технолог).
Директор по персоналу.
Директор по логистике.
Начальник юридического отдела.
Заместитель по общим вопросам (или начальник АХО).
Начальник службы безопасности (или начальник охраны).
И т. п.

Заместители директора.  Оптимальное количество заместителей – от 3 до 5.Финансовый директор (или директор по экономике). Коммерческий

Слайд 14Директор и его первый заместитель.
Взаимодействие и взаимоотношения руководителя

и его первого заместителя имеют особый характер и требуют особого

подхода к их организации.

Первый заместитель -- это не конкурент, а единомышленник и первый помощник руководителя. Поэтому руководитель должен готовить своего заместителя без каких-либо ограничений полномочий. Для этого нужно передавать ему свои знания, опыт, разъяснять цели и причины своих действий, постоянно и достаточно подробно информировать своего заместителя о состоянии дел.
Распределение обязанностей между руководителем и его первым заместителем должно определять перечень функций и проблем, по которым заместитель уполномочен сам принимать решения.
Директор и его первый заместитель.  Взаимодействие и взаимоотношения руководителя и его первого заместителя имеют особый характер

Слайд 15Директор и главный бухгалтер.
Главный бухгалтер – это «тыл»

директора.
Компетенции, или что должен знать директор:
план счетов,
баланс предприятия,
налогообложение,
взаимодействие с налоговой

инспекцией.
Особые моменты:
«запугивание» директора требованиями бухгалтерского учета,
конкуренция главного бухгалтера с финансовым директором,
низкая зарплата рядовых бухгалтеров при высокой стоимости их ошибок,
чувствительность женского коллектива бухгалтерии к вниманию со стороны директора.
Директор и главный бухгалтер.  Главный бухгалтер – это «тыл» директора.Компетенции, или что должен знать директор:план счетов,баланс

Слайд 16Директор и финансовый директор.
Финансовый директор – это «кошелек»

фирмы.

Компетенции, или что должен знать директор:
бюджетирование, виды бюджетов,
взаимодействие с банками,

оформление платежей, кредитование.
калькуляция цены товара или услуги.
структуру затрат компании, виды прибыли,
способы оптимизации налогообложения.
Особые моменты:
нивелирование влияния финансового директора в компании,
баланс отношений с главным бухгалтером,
невысокая зарплата экономистов.
Директор и финансовый директор.  Финансовый директор – это «кошелек» фирмы.Компетенции, или что должен знать директор:бюджетирование, виды

Слайд 17Директор и коммерческий директор.
Коммерческий директор – это «кормилец»

компании.
Компетенции, или что должен знать директор:
план продаж,
клиентская база,
построение дистрибуции,
приемы продвижения

товаров или услуг,
взаимодействие с покупателями (розницей, оптовиками, сетями).
Особые моменты:
полная зависимость результатов работы от продаж,
внушение коллегам отношения к коммерческому директору как «представителю заказчика»,
эффективное взаимодействие с директором по маркетингу,
зависть в коллективе к высокой зарплате успешных менеджеров по продажам,
противодействие личной заинтересованности.
Директор и коммерческий директор.  Коммерческий директор – это «кормилец» компании.Компетенции, или что должен знать директор:план продаж,клиентская

Слайд 18Директор и заместитель по маркетингу.
Директор по маркетингу –

это «гуру» бизнеса.

Компетенции, или что должен знать директор:
стратегический маркетинг,
создание и

продвижение бренда,
эффективность известных видов рекламы,
трейд-маркетинг,
рынок производимых компанией товаров и услуг.
Особые моменты:
неприемлемость «коллегиальных» решений в маркетинге,
разумное ограничение бюджета на маркетинговые мероприятия,
нацеленность маркетинга на выполнение плана продаж,
обязательное составление плана работы.
Директор и заместитель по маркетингу.  Директор по маркетингу – это «гуру» бизнеса.Компетенции, или что должен знать

Слайд 19Директор и технический директор.
Технический директор – это «железный

дровосек» команды.

Компетенции, или что должен знать директор:
типы оборудования, технические требования

к оборудованию,
требования к эксплуатации оборудования,
способы проведения реконструкции на действующем предприятии,
построение и выполнение инвестиционного бюджета,
взаимодействие с надзорными органами.
Особые моменты:
ограничение расходов технического директора на текущие ремонты,
выполнение требований директора по производству,
сопротивление технического директора изменениям, инновациям,
удержание высококвалифицированных и уникальных специалистов.
Директор и технический директор.  Технический директор – это «железный дровосек» команды.Компетенции, или что должен знать директор:типы

Слайд 20Директор и заместитель по производству.
Директор по производству –

это «рабочая лошадка» предприятия.

Компетенции, или что должен знать директор:
цепочку переделов,
требования

к товарам и полуфабрикатам,
планирование производственного процесса,
условия труда и требования к технике безопасности.
Особые моменты:
взаимодействие с отделом снабжения предприятия,
директор по производству – это «внутренний заказчик» технического директора,
равномерная загрузка производства от коммерческого директора,
относительно низкая зарплата квалифицированных кадров.
Директор и заместитель по производству.  Директор по производству – это «рабочая лошадка» предприятия.Компетенции, или что должен

Слайд 21Директор и заместитель по качеству.
Директор по качеству –

это «совесть» организации.

Компетенции, или что должен знать директор:
требования к качеству

сырья, товаров и услуг,
допустимые отклонения в качестве продукции,
взаимоотношения с Роспотребнадзором.
Особые моменты:
взаимодействие с отделом снабжения предприятия по приемке сырья,
директор по качеству – это «заклятый друг» директора по производству,
директор по качеству – «ответчик» по «горячей линии».
Директор и заместитель по качеству.  Директор по качеству – это «совесть» организации.Компетенции, или что должен знать

Слайд 22Директор и заместитель по персоналу.
Директор по персоналу –

это «архитектор» команды.

Компетенции, или что должен знать директор:
как правильно и

без последствий уволить работника,
как принять на работу с испытательным сроком,
как экономить на сверхурочных работах,
трудовой договор с коллективом,
взаимоотношения с инспекцией по труду.
Особые моменты:
какие полномочия можно делегировать директору по персоналу,
директор по персоналу – это нынешний общественник,
отношения с профсоюзной организацией.
Директор и заместитель по персоналу.  Директор по персоналу – это «архитектор» команды.Компетенции, или что должен знать

Слайд 23Директор и заместитель по логистике.
Директор по логистике –

это «дирижер» оркестра бизнес-процессов.

Компетенции, или что должен знать директор:
сквозное планирование

от поставщиков до клиентов,
планирование запасов сырья,
транспортная логистика,
планирование производства,
увязывание неравномерных продаж с запасами на складе при равномерном производстве.
Особые моменты:
какие полномочия можно делегировать директору по логистике,
коммерческий директор – прямой внутренний заказчик директора по логистике,
контроль за транспортом.
Директор и заместитель по логистике.  Директор по логистике – это «дирижер» оркестра бизнес-процессов.Компетенции, или что должен

Слайд 24Директор и начальник юридического отдела.
Начальник юротдела – это

«защитник» директора и бизнеса.

Компетенции, или что должен знать директор:
содержание основных

документов компании,
порядок претензионно-исковой работы,
отчетность акционерного общества,
последовательность регистрации и защиты товарных знаков,
типовые договора организации.
Особые моменты:
строгий регламент претензионно-исковой работы,
виза юриста на всех договорах,
непосредственное подчинение директору.
Директор и начальник юридического отдела.  Начальник юротдела – это «защитник» директора и бизнеса.Компетенции, или что должен

Слайд 25Директор и начальник IT - отдела.
Начальник IT -

отдела – это «кровеносная система» управления.

Компетенции, или что должен знать

директор:
архитектуру вычислительных средств компании,
офисные программы, почтовый сервер,
перечень применяемого программного обеспечения,
требования к стандартному рабочему месту.
Особые моменты:
лицензия на программное обеспечение,
автоматизация контроля бизнес-процессов,
разумное ограничение «аппетитов» пользователей на железо.
контроль за списанием расходных материалов.
Директор и начальник IT - отдела.  Начальник IT - отдела – это «кровеносная система» управления.Компетенции, или

Слайд 26Директор и заместитель по безопасности.
Заместитель по безопасности –

это «глаза и уши».

Компетенции, или что должен знать директор:
возможности по

противодействию внешним угрозам,
структуру охраны объекта,
технические средства видеонаблюдения,
действия в экстренных ситуациях,
способы воровства у данной компании.
Особые моменты:
как правило, зам. по безопасности подчиняется собственнику,
как правило, его боятся, если нет, - меняйте.
виза на договорах для проверки партнеров.
Директор и заместитель по безопасности.  Заместитель по безопасности – это «глаза и уши».Компетенции, или что должен

Слайд 27Директор и заместитель по АХО.
Начальник АХО – это

«комфорт» персонала.

Компетенции, или что должен знать директор:
условия труда персонала,
состояние зданий

и территории,
Особые моменты:
контроль за расходованием канцтоваров и бумаги.
Директор и заместитель по АХО.  Начальник АХО – это «комфорт» персонала.Компетенции, или что должен знать директор:условия

Слайд 28Особенности карьеры у женщин
Следует отметить, что женщине


гораздо труднее, чем мужчине,
сделать карьеру и стать

директором.
Самое главное препятствие
для женщины — семья и дети.
Должность директора влечет за собой огромную нагрузку и требует большой отдачи в ущерб семье. Чтобы стать директором, женщина должна быть гораздо опытнее, инициативнее, профессиональнее, чем мужчина, чтобы ей доверили высокий пост вопреки сложившемуся стереотипу.
Особенности карьеры у женщин   Следует отметить, что женщине  гораздо труднее, чем мужчине, сделать карьеру

Слайд 29Сильные стороны женщины-руководителя
Аналитический склад ума, который дополняется исполнительностью, трудолюбием, и

хитростью.
Работоспособности женского организма завидуют даже самые перспективные мужчины. Бизнес-вумен

обладают энергичностью и способностью долгое время сосредотачиваться на одном виде деятельности, иными словами, - заниматься рутиной, которую так не любят мужчины.
Внимательность и осторожность деловых леди приводит в восторг. Многие женщины могут выявить такие бизнес-проблемы, которые мужчина-руководитель даже и не заметит.
Развитое «шестое чувство» - интуиция так же одна из положительных сторон бизнес-леди. Она позволяет избежать и предугадать ряд неблагоприятных моментов.
Результат работы женщины-руководителя всегда радует аккуратностью.
Отличное понимание психологии. Это позволяет женщине-руководителю наладить работу с коллективом, найти оптимальные решения по вопросам персонала и определить потенциал партнеров.
Сильные стороны женщины-руководителяАналитический склад ума, который дополняется исполнительностью, трудолюбием, и хитростью. Работоспособности женского организма завидуют даже самые

Слайд 30Слабые стороны женщины-руководителя
Высокая эмоциональность, - легко поддается манипуляции, низкая скорость

принятия решений. Иногда ситуация требует мгновенное решение. Зачастую многие женщины

в подобных случаях испытывают затруднения в принятии решения. Мужчины же, невзирая на возможный размах проблем и убытков, способны предпринять быстрые и хладнокровные действия и спокойно урегулировать трудности.
Аналитический склад ума женщины мешает быстрой реакции. Деловые леди в большинстве случаев действуют по сценарию «семь раз отмерь, один раз отрежь». Мужчины, напротив, сразу приступают к действиям, ибо следуют правилу «кто не рискует, тот не пьет шампанского!». Если необходимо будет быстро реализовать новый проект, то руководителем лучше всего ставить мужчину.
У женщин менее развито такое личностное качество, как лидерство. Обращение к эмоциям, а не к трезвому уму, временами мешает представительницам женского пола объективно оценивать своих подчиненных. Это отрицательно отражается на организации производственного процесса.
Слабые стороны женщины-руководителяВысокая эмоциональность, - легко поддается манипуляции, низкая скорость принятия решений. Иногда ситуация требует мгновенное решение.

Слайд 31Особенности управления женским и мужским коллективами
У женщин развит талант к

анализу, к расчленению целого на составляющие;
У мужчин талант к обобщению,

синтезу.
Мужчины видят лес, а женщины – деревья, мужчины строят, женщины обустраивают.
Прорыв в неведомое делают мужчины, женщины, напротив, консервативны и предпочитают стабильность.
Яркие примеры «женских» профессий: главный бухгалтер, финансовый директор.
Особенности управления женским и мужским коллективамиУ женщин развит талант к анализу, к расчленению целого на составляющие;У мужчин

Слайд 32Директор и собственник. Разные интересы и общая цель.
Главная Цель у

собственника и директора одна – получение прибыли! Прибыль - это

показатель результативности коммерческого предприятия.
Однако роли у них разные:
Главная задача Собственника – стратегическое управление и развитие бизнеса, создание и оптимизация системы (методов и правил) управления бизнесом.
Главная задача директора – оперативное управление бизнесом в рамках существующей системы.
Директор и собственник. Разные интересы и общая цель.Главная Цель у собственника и директора одна – получение прибыли!

Слайд 33Директор и собственник. Разделение функций.
Собственник: «Мне нужен человек, который

выстроит бизнес процессы, пропишет правила и наймет правильных людей.»


Функции Собственника:
управление архитектурой бизнес-модели (группа юр. лиц),
стратегическое планирование,
утверждение главных целевых показателей компании:
объем продаж,
размер прибыли,
расширение бизнеса;
управление корпоративной культурой.
Функции Директора:
управление внутренней структурой бизнес-единицы,
оперативное планирование и управление, выполнение плана продаж,
организация исполнения и контроль,
выполнение планов развития бизнеса, утвержденных собственником.

Директор и собственник. Разделение функций. Собственник: «Мне нужен человек, который выстроит бизнес процессы, пропишет правила и наймет

Слайд 34Директор и собственник. Декомпозиция понимания цели на разных уровнях.

В классической бизнес-литературе принято считать, что цели должны быть едины:

собственники эти цели задают, а директор их принимает и исполняет, но жизнь показывает, что:

рабочий мыслит категориями месяца, от зарплаты до зарплаты, директор годами, от компании к компании, а собственник категориями вечности.
Наемный директор изначально ориентирован на быструю прибыль, на финансовые показатели, по которым его оценивает собственник. При достижении быстрого финансового результата директор получает существенный бонус.
А владелец ради долгосрочного развития бизнеса готов даже терпеть временные убытки.
Директор и собственник.  Декомпозиция понимания цели на разных уровнях.  В классической бизнес-литературе принято считать, что

Слайд 35Директор и собственник. Разные интересы.
Ключевое качество директора - это искусство

находить баланс между интересами предприятия и интересами собственников.
Интересы собственника:
получение максимальной

прибыли,
освоение инвестиций в развитие бизнеса,
увеличение доли на рынке товаров и услуг,
диверсификация бизнеса по продукту, сегментам и территории,
снижение издержек.
Интересы предприятия:
повышение лояльности сотрудников через:
повышение зарплаты.
создание безопасных и комфортных условий труда,
сохранение действующей инфраструктуры,
выполнение текущих планов.
Интересы директора:
краткосрочный бонус,
иногда, решение личных вопросов за счет компании,
снижение собственных рисков.

Директор и собственник. Разные интересы.Ключевое качество директора - это искусство находить баланс между интересами предприятия и интересами

Слайд 36Ограничение полномочий директора
Собственник обычно представляет собой единоличного владельца предприятия или

несколько лиц, являющихся совладельцами предприятия.
При разделении ролей Собственника и директора

фактически происходит передача (делегирование) Собственником функций оперативного управления бизнесом в компетенцию (и ответственность) директора.
Делегирование может быть:
полным (ограниченным только действующим законодательством и Уставом организации) – например, Генеральный директор,
или частичным с прямым указанием пределов полномочий (например, по размеру совершаемых сделок) – исполнительный директор.
Кроме того в доверенности директора может быть оговорено его право на передоверие полномочий заместителям или другим лицам.
Ограничение полномочий директораСобственник обычно представляет собой единоличного владельца предприятия или несколько лиц, являющихся совладельцами предприятия.При разделении ролей

Слайд 37Собственник и директор. Ошибки управления.
Несмотря на строгую процедуру

передачи полномочий директору возможны следующие конфликты и искажения:
вмешательство собственника в

оперативное управление,
лучше «доверяй, но проверяй»,
внедрение собственником «своего человека» в качестве заместителя,
проще ввести заместителя по безопасности,
нечеткие критерии оценки результатов работы директора,
я бы предложил прибыль, товарооборот и крупные издержки: ФОТ, сырье,
отсутствие мотивации директора к развитию бизнеса.
стоит предложить директору небольшое участие в будущих прибылях,
чрезмерно жесткие санкции к директору за небольшие ошибки в управлении,
как правило, отбивает всякую инициативу.


Собственник и директор. Ошибки управления.  Несмотря на строгую процедуру передачи полномочий директору возможны следующие конфликты и

Слайд 38Некоторые правила общения с собственником
Правило I. Проявляйте уважение

к мнению собственника, никогда не говорите, что он не прав.
Правило

2. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.
Правило 3. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.
Правила 4. Сумейте заставить собственника сразу же ответить вам "да".
Правило 5. Давайте большую часть времени говорить собственнику.
Правим 6. Пусть собственник считает, что высказанная вами мысль принадлежит ему.
Правило 7. Всегда старайтесь искренне смотреть на вещи с точки зрения собственника.
Правило 8. Подавайте свои идеи эффектно.
Правило 9. Бросайте вызов, задевайте за живое.
Некоторые правила общения с собственникомПравило I.   Проявляйте уважение к мнению собственника, 		никогда не говорите, что

Слайд 39Контрольные вопросы

1. Назовите типичные ошибки директора при общении с собственником?
2. Кто контролирует

работу директора?
3. Какие вы видите ошибки директора при взаимодействии с заместителями?

Контрольные вопросы1. Назовите типичные ошибки директора при общении с собственником?2. Кто контролирует работу директора?3. Какие вы видите ошибки директора при

Слайд 40Модуль 4: Порядок вступления в должность. Личная ответственность директора, методы

снижения.
Порядок действий при вступлении в должность Генерального директора.
Персональные риски

директора.
Ограничение полномочий и контроль над директором.
Делегирование полномочий как часть личной безопасности.
Индивидуальные консультации.
Подведем итоги. Ответы на вопросы.
Модуль 4:  Порядок вступления в должность. Личная ответственность директора, методы снижения.Порядок действий при вступлении в должность

Слайд 41Порядок действий при вступлении в должность
Если Вы решили перейти

в новую компанию на должность Генерального Директора, постарайтесь в разговоре

с собственниками получить ответы на следующие вопросы:
Почему возникла вакансия, с какими задачами (и по каким причинам) не справился предшественник? Может быть проблемы у самой компании?
Чего ожидают собственники от нового Генерального Директора, какие задачи будут перед ним ставить?
Какова команда, ее потенциал, есть ли люди, на которых можно опереться?
Какие полномочия и в каком объеме будут предоставлены?
Попросите описать корпоративную стратегию, целевую аудиторию, ознакомьтесь с результатами маркетинговых исследований, основными способами продвижения продукта, перечнем ключевых проблем.
Поинтересуйтесь особенностями организационной структуры и экономическими показателями предприятия (желательно в динамике за последние несколько лет).
И, наконец, какую компенсацию хотят Вам предложить.
Порядок действий при вступлении в должность Если Вы решили перейти в новую компанию на должность Генерального Директора,

Слайд 42Порядок действий при вступлении в должность
Дальше необходимо сделать несколько

выводов:

Достаточно ли у Вас знаний, опыта и связей для

решения поставленных задач? Сможете ли Вы выполнить KPI, которые поставит Вам работодатель.
Будет ли Вам предоставлен достаточный уровень полномочий и ресурсов для достижения необходимых результатов?
Насколько Вы совпадаете с владельцами компании во взглядах на ведение бизнеса, построение взаимоотношений?
Принимаете ли Вы правила корпоративной культуры компании?
Соответствует ли предложенная Вам компенсация рыночной стоимости данной позиции?

Если ответы и на эти вопросы вселяют в Вас уверенность, то переходите к следующей фазе переговоров.
Порядок действий при вступлении в должность Дальше необходимо сделать несколько выводов: Достаточно ли у Вас знаний, опыта

Слайд 43Порядок действий при вступлении в должность
Второй этап переговоров.

Теперь необходимо

изложить, как Вы видите пути решения поставленных задач: какие ресурсы

и в каком объеме Вам потребуются (деньги, время, полномочия, сотрудники и т. д.).
Кроме того, следует четко обговорить процедуры контроля Вашей деятельности, критерии оценки предпринимаемых действий и KPI.
Обсудите процедуру и сроки перехода на новую должность, возможно Вам потребуется время для завершения важных дел на прежней работе и небольшой отпуск.
Разумеется, принимать окончательное решение следует, когда Вы обсудили все возможные нюансы, условия и пришли к единому мнению.
Порядок действий при вступлении в должность Второй этап переговоров.Теперь необходимо изложить, как Вы видите пути решения поставленных

Слайд 44Порядок действий при вступлении в должность
Первый день.

Лучше, если коллективу

Вас представит собственник компании, который расскажет о Ваших профессиональных достижениях,

а также о том, почему на должность Генерального Директора назначили именно Вас.
Расскажите о себе, о том, какие цели Вы ставите перед коллективом и перед собой, объясните, как Вы принимаете решения, как привыкли общаться с подчиненными. (Простой пример: Ваши подчиненные должны знать, как к Вам обращаться — по имени-отчеству или просто по имени. Сообщите, какую форму обращения Вы предпочитаете, и самый первый и важный коммуникативный барьер будет преодолен.)
Ваша «тронная речь» не должна быть формальной — необходимо, чтобы все поверили: отныне компания в надежных руках.
Порядок действий при вступлении в должность Первый день.Лучше, если коллективу Вас представит собственник компании, который расскажет о

Слайд 45Порядок действий при вступлении в должность
Кого необходимо уведомить о

новом Генеральном Директоре:

Во-первых, в налоговую инспекцию (для внесения изменений

в Единый государственный реестр юридических лиц — ЕГРЮЛ). Заявление должно быть подано в инспекцию ФНС не позднее трех дней с момента назначения руководителя.
Во-вторых, в банки, где открыты счета организации. Сюда необходимо представить банковскую карточку с образцом подписи нового Генерального Директора. Подпись должна быть заверена — банком или нотариусом.
Хорошим тоном считается и направление уведомления о смене руководителя постоянным и крупным контрагентам компании. Обычно уведомление составляют письменно в свободной форме. В нем надо указать фамилию, имя и отчество руководителя и дату его назначения.
Порядок действий при вступлении в должность Кого необходимо уведомить о новом Генеральном Директоре: Во-первых, в налоговую инспекцию

Слайд 46Порядок действий при вступлении в должность
Как организовать передачу дел:

Вариант

1. Будущий руководитель принимается в организацию на должность заместителя действующего

Генерального Директора (или на должность эксперта, консультанта). Его плавно вводят в курс дела, затем он занимает пост руководителя компании. В этом случае подразумевается, что участники (акционеры) заранее, до проведения собрания, согласовали новую кандидатуру Генерального Директора.
Вариант 2 . Вступивший в должность новый руководитель создает своим приказом специальную комиссию. Она выполняет сразу несколько функций:
фиксирует передачу служебной документации, печати организации;
позволяет новому Генеральному Директору познакомиться с порядком ведения дел в организации,
особенностями работы с документами, содержащими коммерческую тайну общества.
Порядок действий при вступлении в должность Как организовать передачу дел:Вариант 1. Будущий руководитель принимается в организацию на

Слайд 47Акт приема-передачи дел при смене директора
Акт приема-передачи дел при смене

директора – документ, который оформляется после того, как подготовлен протокол

общего собрания учредителей о смене директора либо издан приказ о смене генерального директора, а сведения о данном изменении переданы в налоговую инспекцию.
Акт приема-передачи дел при смене директора оформляется секретарем, подписывается председателем общего собрания и обоими директорами. Документ состоит из трех частей: вводной, описательной и заключительной.
Во вводной части прописывают время и место проведения, название предприятия, ФИО председателя общего собрания либо единственного участника.
В описательной части перечисляются документы, передаваемые от одного директора к другому.
В своей заключительной части акт приема передачи дел при смене генерального директора содержит ФИО всех лиц, присутствовавших при составлении акта, их подписи и печать предприятия.

Акт приема-передачи дел при смене директораАкт приема-передачи дел при смене директора – документ, который оформляется после того,

Слайд 48Классификатор приказов

Классификатор приказов – это систематизированный перечень правильно сформулированных

заголовков приказов, которые издаются в организации. Для каждого приказа здесь

закрепляется индекс, кто его подписывает, регистрирует и сколько его следует хранить.

Приказы разделены на три группы (согласно 19 статье «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» ):
по основной деятельности – срок хранения постоянно;
по личному составу – большинство хранится 75 лет, но отдельные виды можно хранить 5 лет;
по административно-хозяйственным вопросам – 5 лет.


Классификатор приказов Классификатор приказов – это систематизированный перечень правильно сформулированных заголовков приказов, которые издаются в организации. Для

Слайд 49Классификатор приказов
Каждой разновидности приказа присваивается свой делопроизводственный индекс,

каждая разновидность подшивается и хранится отдельно в соответствии с установленными

сроками хранения.
Возможен вариант использования индексации на основе двух букв, которые могут вызывать определенные ассоциации, что облегчает запоминание и усвоение работниками предложенной группировки:
ОД — Основная Деятельность,
ЛС — Личный Состав,
МП — Материальная Помощь / Материальное Поощрение,
ОК — О`К — все хорошо, отпуск,
КМ — КоМандировка (обычная),
КС — Командировка на Север (или Командировка Серьезная),
АХ — Административно-Хозяйственые вопросы и т.д.

Классификатор может быть оформлен в виде таблицы.

Классификатор приказов  Каждой разновидности приказа присваивается свой делопроизводственный индекс, каждая разновидность подшивается и хранится отдельно в

Слайд 50Перечень обязательных приказов
Основные приказы :
назначить главного бухгалтера,
приказ

об утверждении учетной политики,
приказ о нумерациях (счетов, счетов-фактур, накладных, приказов

по кадрам, доверенностей и т.п.),
приказ о подотчетных лицах,
приказ о назначении ответственного за ведение кадрового делопроизводства,
приказ о ведении трудовых книжек,
приказ о штатном расписании,
приказ об установлении нормы командировочных расходов,
правила внутреннего трудового распорядка,
положение о структурных подразделениях,
приказ - инструкция по делопроизводству,
приказ о графике отпусков
и т. п.
Перечень обязательных приказов   Основные приказы :назначить главного бухгалтера,приказ об утверждении учетной политики,приказ о нумерациях (счетов,

Слайд 51 Назначить ответственных за исполнение Приказов:
за систему

управления охраной труда,
за пожарную безопасность,
за ГО и ЧС и руководителя

ГО объекта,
за экологию,
за предрейсовый медосмотр,
за ведение воинского учета.
о безопасной эксплуатации дымовых промышленных труб котельной установки,
об эксплуатации зданий и сооружений,
о безопасной эксплуатации подъемных сооружений,
о безопасной эксплуатации объектов газового хозяйства,
о безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов,
о безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением,
о безопасной эксплуатации тепловых энергоустановок,
о безопасной эксплуатации трубопроводов пара IV категории,
об эксплуатации электроустановок,
Назначить ответственных за исполнение Приказов:за систему управления охраной труда,за пожарную безопасность,за ГО и

Слайд 52 Провести аттестацию себя и соответствующих заместителей по:
-

охране труда,
- пожарно-технического минимума,
- курсу «Промышленная безопасность» (Ростехнадзор),

а именно:
законодательство,
ПБ 12-529-03 (Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления),
ПБ 03-576-03 (Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением),
ПБ 10-573-03 (Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды),
ПБ 03-445-02 (Правила безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб),
ПБ 10-574-03 (Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов),
ПБ 03-581-03 (Правила устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов).
Провести аттестацию себя и соответствующих заместителей по: - охране труда, - пожарно-технического минимума, - курсу

Слайд 53
Ввести в действия Положения о:

формировании и исполнении

бюджета,
об Учетной политике организации,
договорной работе с типовыми договорами на

реализацию товаров или услуг,
порядке проведения тендеров по поставщикам сырья, материалов и оборудования,
претензионно-исковой работе,
доступе в сеть Интернет,
об оплате труда работников,
защите персональных данных,
внутреннем трудовом распорядке,
ведении гражданской обороны.

Ввести в действия Положения о: формировании и исполнении бюджета,об Учетной политике организации, договорной работе с

Слайд 54Директор, - это человек который всем должен
Коллективу - заработную плату;
Собственникам

– дивиденды;
В бюджет - налоги;
Поставщикам – деньги за сырьё;
Покупателям –

продукцию или услуги.
Директор, - это человек который всем долженКоллективу - заработную плату;Собственникам – дивиденды;В бюджет - налоги;Поставщикам – деньги

Слайд 55Перечень государственных организаций, проверяющих и принимающих отчетность
Налоговая инспекция;
Пенсионный фонд;
Фонд обязательного

медицинского и социального страхования;
Управление статистики;
Государственная Инспекция Труда;
Военкомат (военно-учетный стол);
Ростехнадзор (Федеральная

служба по экологическому, технологическому и атомному надзору );
Роспотребнадзор;
Росприроднадзор (Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования );
Инспекция пожарного надзора;
ГО МЧС.

Перечень государственных организаций, проверяющих и принимающих отчетностьНалоговая инспекция;Пенсионный фонд;Фонд обязательного медицинского и социального страхования;Управление статистики;Государственная Инспекция Труда;Военкомат

Слайд 56В первые дни работы я рекомендую Вам проверить следующие документы:


Учредительные документы и изменения к ним.
Бухгалтерскую отчетность и

налоговые декларации, статистическую отчетность и отчеты аудитора.
Анализ активов и коммерческих операций с точки зрения их правового обеспечения, наличие договоров с контрагентами.
Состояние клиентской базы.
Трудовые договоры, должностные инструкции и другие документы, связанные с персоналом. Наличие коллективного договора.
Делопроизводство и архив.
Перечень не выполненных пунктов, по предписанию государственных проверяющих организаций.
Систему охраны труда.
И т. п.

В первые дни работы я рекомендую Вам проверить следующие документы:  Учредительные документы и изменения к ним.Бухгалтерскую

Слайд 57Скрытые угрозы
Падение уровня продаж. Прежний руководитель в целях экономии мог:

сократить рекламный бюджет и свернуть рекламную деятельность,
«увести» клиентскую базу»
Налоговая оптимизация.

Вполне вероятно, что Вам не понравятся используемые в компании налоговые и финансовые схемы. Времена меняются, и некоторые из прежних способов налоговой оптимизации становятся опасными. Однако переход к менее рискованным методам может сопровождаться уменьшением прибыльности бизнеса.
Недоверие к новому руководителю. Может случиться, что первое время поставщики сырья или комплектующих не решатся отпускать Вам товар в кредит (как это было при прежнем руководителе).



Скрытые угрозыПадение уровня продаж. Прежний руководитель в целях экономии мог: сократить рекламный бюджет и свернуть рекламную деятельность,«увести»

Слайд 58Персональные риски директора.
После вступления в должность Вам необходимо

проанализировать возможность возникновения рисков:

утраты основных активов (проверьте документы на

недвижимость, нематериальные активы, бренды);
неисполнения обязательств основными контрагентами (дебиторская и кредиторская задолженность);
судебного оспаривания наиболее крупных сделок, заключенных организацией (переписка по претензиям);
выполнения предписаний государственных органов;
Своевременности расчетов с персоналом;
своевременности расчетов с бюджетом;
поданы ли налоговые декларации на последнюю отчетную дату;
наличия сделок с векселями или займами.

Персональные риски директора.   После вступления в должность Вам необходимо проанализировать возможность возникновения рисков: утраты основных

Слайд 59Критерии недобросовестного поведения руководителя
Недобросовестность считается доказанной, если директор:


действовал при наличии конфликта интересов,
скрывал информацию о сделке или

предоставлял акционерам недостоверную информацию,
знал или должен был знать, что его действия не отвечают интересам компании,
совершал сделки без ее одобрения, когда оно необходимо,
удерживал после прекращения своих полномочий документы, связанные с возникновением неблагоприятных последствий для компании.
Критерии недобросовестного поведения руководителя  Недобросовестность считается доказанной, если директор: действовал при наличии конфликта интересов, скрывал информацию

Слайд 60Критерии неразумного поведения руководителя
Неразумными действия директора признаются,

если он :
принял решение без учета имеющей значение информации

или ее поиска,
если сделка была совершена без соблюдения обычных процедур (например, утвержденных внутренних регламентов или положений).
При этом одобрение советом директоров или общим собранием акционеров сделки не освобождает директора от ответственности.
Но сам факт наступления негативных последствий еще не говорит о вине директора. Например, он не может быть привлечен к ответственности, если действия не выходили за рамки обычного делового риска.
Критерии неразумного поведения  руководителя  Неразумными действия директора признаются, если он : принял решение без учета

Слайд 61Взыскание убытков с директора
Взыскание убытков с директора возможно если:
он действовал

только ради своей выгоды;
производил выплаты работникам с нарушением внутренних документов

или при отсутствии разумной экономической целесообразности;
директору или работникам были предоставлены материальные блага за счет компании, не предусмотренные трудовым или коллективным договором;
выводил из компании деньги или имущество без одобрения собственника;
из-за его бездействия компания не получила полагающихся ей средства или имущество;
общество было привлечено к ответственности по вине директора.
Взыскание убытков с директора	Взыскание убытков с директора возможно если:он действовал только ради своей выгоды;производил выплаты работникам с

Слайд 62Способы контроля за рисками
Ввести приказом график совещаний по главным рискам.


Установить перечень внутренней управленческой отчетности ответственных лиц.
Завести контрольный журнал исполнения

важных поручений у генерального секретаря.


Способы контроля за рискамиВвести приказом график совещаний по главным рискам. Установить перечень внутренней управленческой отчетности ответственных лиц.Завести

Слайд 63Финансовый директор (или директор по экономике)
1. Доклад на ежедневном совещании

о состоянии кредиторской и дебиторской задолженности.
Контроль своевременности обязательных платежей:
уплата налогов;
выплата

заработной платы;
погашения кредитов.
3. Составление бюджета и отчетность по его выполнению.
Финансовый директор  (или директор по экономике)1. Доклад на ежедневном совещании о состоянии кредиторской и дебиторской задолженности.Контроль

Слайд 64Главный бухгалтер
1. Контроль выполнения календаря бухгалтера.
2. Контроль за своевременными ответами

на письма из налоговых органов.
3. Контроль за своевременной подачей сведений

в госорганы об открытых банковских счетах и смене данных юридических лиц.
Главный бухгалтер1. Контроль выполнения календаря бухгалтера.2. Контроль за своевременными ответами на письма из налоговых органов.3. Контроль за

Слайд 65Коммерческий директор (или директор по продажам).
1. Контроль выполнения плана продаж

по клиентам, по продуктам, по направлениям бизнеса.
2.Еженедельные отчеты по продажам.
3.

Отчет о затратах на стимулирование сбыта продукции и услуг.
Коммерческий директор  (или директор по продажам).1. Контроль выполнения плана продаж по клиентам, по продуктам, по направлениям

Слайд 66Директор по маркетингу
1. Проведение регулярных совещаний по продвижению продукции, обновлению

ассортимента и развитию бизнеса.
2. Отчет по экономической эффективности затрат на

рекламу.
Директор по маркетингу 1. Проведение регулярных совещаний по продвижению продукции, обновлению ассортимента и развитию бизнеса.2. Отчет по

Слайд 67Технический директор (или главный инженер)
1. Контроль за выполнениями предписаний Ростехнадзора,

пожарной безопасности, охране труда и МЧС.
2. Проведение тех. советов по

развитию производственной базы, модернизации основных средств.
3. Планирование инвестиционного бюджета и отчет по его выполнению.
Технический директор (или главный инженер) 1. Контроль за выполнениями предписаний Ростехнадзора, пожарной безопасности, охране труда и МЧС.2.

Слайд 68Директор по производству
1. Прогноз выполнения производственного плана на месяц

и ежедневный контроль равномерности его выполнения.
2. Своевременный доклад по обеспеченности

ресурсами производства (оборудование, сырьё, персонал и т.д.).
Директор по производству  1. Прогноз выполнения производственного плана на месяц и ежедневный контроль равномерности его выполнения.2.

Слайд 69Директор по качеству (или главный технолог)
1. Контроль за выполнением предписаний

Роспотребнадзора.
2.Контроль за использованием сырья и материалов, с истекающими сроками годности.
3.

Совещания по качеству продукции.
4. Отчеты по «горячей линии».
Директор по качеству (или главный технолог) 1. Контроль за выполнением предписаний Роспотребнадзора.2.Контроль за использованием сырья и материалов,

Слайд 70Директор по персоналу
1. Контроль за соблюдением Трудового кодекса (например переработкой

персонала).
2. Отчет по текучести кадров, по укомплектованности персоналом, по соответствию

рыночной стоимости рабочей силы.
3. Контроль за правильным оформлением трудового контракта, за обоснованностью регулярных премий и разовых выплат.
Директор по персоналу1. Контроль за соблюдением Трудового кодекса (например переработкой персонала).2. Отчет по текучести кадров, по укомплектованности

Слайд 71Директор по логистике
1. Ежедневный контроль обеспеченности заявок коммерческого директора

продукцией и транспортом.
2. Ежемесячный отчет по стоимости логистических издержек на

единицу продукции.
3.Контроль за правильностью применения цен и тарифов в отгрузочных документах.
4. Контроль за своевременной отгрузкой продукции с истекающими сроками годности.
5. Проверка правильности применения принципа FIFO.
Директор по логистике 1. Ежедневный контроль обеспеченности заявок коммерческого директора продукцией и транспортом.2. Ежемесячный отчет по стоимости

Слайд 72Заместитель по снабжению
1. Контроль за соблюдением регламента проведения тендеров.
2.

Информация о дефицитных позициях, эксклюзивных поставщиках.
3. Утверждение размеров страхового запаса

по позициям и контроль точки заказа.
Заместитель по снабжению 1. Контроль за соблюдением регламента проведения тендеров.2. Информация о дефицитных позициях, эксклюзивных поставщиках.3. Утверждение

Слайд 73Начальник юридического отдела и начальник службы безопасности
Начальник юридического отдела:
визирование договоров;
проверка договоров

на соответствие типовым формам;
проверка уставных документов поставщиков и клиентов.
Начальник службы

безопасности:
визирование договоров;
проверка соответствия цен поставщиков товаров и услуг среднерыночному уровню;
- проверка реальности деятельности контрагентов.

Начальник юридического отдела и начальник службы безопасностиНачальник юридического отдела:визирование договоров;проверка договоров на соответствие типовым формам;проверка уставных документов

Слайд 74Контроль над директором.
Невмешательство Собственника в оперативное управление совсем не означает

отсутствия с его стороны контроля за бизнесом (как раз, наоборот,

на эту функцию у Собственника появляется больше времени).

Подотчетность директора Совету директоров,
Подотчетность директора ревизионной комиссии,
Контроль службой внутреннего экономического контроля,
Контроль со стороны службы собственной безопасности,
Контроль назначенным Советом директоров куратором.
Контроль над директором.Невмешательство Собственника в оперативное управление совсем не означает отсутствия с его стороны контроля за бизнесом

Слайд 75Финансовый контроль
ЛЮБОЙ платеж производится в пределах месячного постатейного бюджета подразделения

УТВЕРЖДЕННОГО СОБСТВЕННИКОМ.
Платеж, выходящий за пределы бюджета подразделения более, чем

на 5% одобряется отдельно лично директором или собственником.
Перед осуществлением платежа делается типовая письменная заявка от подразделения, которая подписывается:
исполнителем по договору,
руководителем подразделения – проверяет на соответствие договору,
бухгалтером – проверяет правильность выделения НДС,
финансовым директором – проверяет, наступили ли сроки платежа.
утверждается собственником или директором (как сами решите).
Только после этого платеж поступает на исполнение бухгалтеру или экономисту, который работает с банком.
Как вариант, - можно составлять платежный календарь на день, на неделю, если это удобно, и тоже утверждать его у собственника.
Финансовый контрольЛЮБОЙ платеж производится в пределах месячного постатейного бюджета подразделения УТВЕРЖДЕННОГО СОБСТВЕННИКОМ. Платеж, выходящий за пределы бюджета

Слайд 76Последовательность операций по снабжению
Внутренний заказчик, например IT-менеджер определяет требования к

закупаемым материалам в виде кратких технических требований.

Исполнитель по данному

договору собирает ПИСЬМЕННЫЕ коммерческие предложения (минимум три) и сводит их в Лист поставщиков.
Рабочая группа, состоящая как минимум из Внутреннего заказчика, Снабженца и одного из заместителей директора принимает решение о выборе Поставщика и все они подписываются под этим решением (например, в Протоколе совещания рабочей группы).
Только после этого оформляется договор и производится закупка.
Таким образом достигается объективность в выборе наиболее выгодного Поставщика и противодействие личным предпочтениям.
Можно добавить бонус исполнителю за закупку по цене, ниже рыночной или за снижение цены в процессе торгов (с приложением Протокола переговоров).

Последовательность операций по снабжениюВнутренний заказчик, например IT-менеджер определяет требования к закупаемым материалам в виде кратких технических требований.

Слайд 77Контроль операций по списанию
Руководителем подразделения составляется акт на списание в

стандартной форме с указанием, на что израсходован материал или предмет

и сдается в бухгалтерию.
Раз в месяц Директор (или Собственник) лично собирает Комиссию по списанию в примерно таком составе:
- финансовый директор;
- главный бухгалтер;
- заместитель директора по направлению.
Главный бухгалтер докладывает про все поступившие Акты на списание.
При необходимости, вызывается руководитель подразделения к которому есть вопросы.
Только после утверждения Директором актов на списание главный бухгалтер имеет право списать материальные ценности с баланса.
Контроль операций по списаниюРуководителем подразделения составляется акт на списание в стандартной форме с указанием, на что израсходован

Слайд 78Делегирование ответственности как часть личной безопасности
Примеры делегирования ответственности:
Технический директор: руководит

деятельностью технической службы; несет ответственность за исправность оборудования, за технику

безопасности, за пожарную безопасность и т. п.
Главный бухгалтер: отвечает за достоверность бухгалтерского учета и организует внутренний контроль использования материальных и финансовых ресурсов предприятия.
Финансовый директор: организует учет поступления и расходования денежных средств; несет ответственность за постатейное выполнение бюджета и расходование денежных средств.
Директор по персоналу несет ответственность за выполнение трудового кодекса: подписывает все приказы на прием, увольнение, отпуск, трудовые договора и т. п.
Все договора визируются: исполнителем, его начальником, бухгалтером, фин. директором и, наконец, юристом.
Делегирование ответственности как часть личной безопасности	Примеры делегирования ответственности:Технический директор: руководит деятельностью технической службы; несет ответственность за исправность

Слайд 79Главные правила директора.
Ничего не делай своими руками.
Будь доступен для подчиненных.
Быстро

принимай взвешенные решения.
Сомневаешься – не подписывай.
Собирай визы на документах

– размер ответственности равен цене вопроса деленное на количество подписей.
Принцип Мюллера: «Верить никому нельзя, даже себе» пока действует безотказно.
Всегда имей в запасе вариант «Б» и «золотой парашют».
Главные правила директора.Ничего не делай своими руками.Будь доступен для подчиненных.Быстро принимай взвешенные решения. Сомневаешься – не подписывай.Собирай

Слайд 80Рекомендуемые курсы Центра «Специалист» по данной тематике
Рекомендую вместе с этим курсом

прослушать:
- Руководитель структурного подразделения;
- Руководитель среднего и высшего

звена.

Для углубления знаний по отдельным направлениям рекомендую прослушать следующие курсы:
- Ключевые аспекты кадровой работы для руководителей;
- Основы бухучёта для руководителей, менеджеров и технических специалистов;
- Основы экономики для руководителей, менеджеров и специалистов;
- Основы управленческого учета и бюджетирования;
- Экономическая безопасность бизнеса.
Рекомендуемые курсы Центра «Специалист» по данной тематикеРекомендую вместе с этим курсом прослушать: - Руководитель структурного подразделения; -

Слайд 81Удачи Вам!

Удачи Вам!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика