Разделы презентаций


Геродот о праславянах: скифы-земледельцы, скифы-пахари

Содержание

славутич

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Геродот о праславянах:
«скифы-земледельцы», «скифы-пахари» «борисфениты»
«невры»
«гелоны и будины»

Термины «сколоты» и борисфениты»

— равнозначны, эти племена родственны между собой.

Кола-ксай — Солнце-царь
Сколоты

– дети солнца
Геродот о праславянах:«скифы-земледельцы», «скифы-пахари» «борисфениты»«невры»«гелоны и будины»Термины «сколоты» и борисфениты» — равнозначны, эти племена родственны между собой.Кола-ксай

Слайд 2славутич

славутич

Слайд 3На конец первого века до нашей эры приходятся сообщения о

венедах Корнелия Тацита, который характеризует их в виде довольно большой

этнической группировки. Тацит пишет о том, что венеды проживали по соседству с племенами певкинов и феннов, расположившихся на территории от Прибалтики до Урала. Указать точную территорию локализации венедов не представляется возможным. К тому же, сложно сказать о том, были ли славянами венеды времен Тацита. Имеется предположение о том, что в то время венеды ассимилировались со славянами, в результате чего стали обладателями их имени.

На конец первого века до нашей эры приходятся сообщения о венедах Корнелия Тацита, который характеризует их в

Слайд 4Впервые этноним венеды встречается в Естественной истории Плиния, погибшего при

извержении Везувия в 79 г. н. э.
Историк VI в.

Иордан прямо свидетельствует, что «многолюдное племя венетов» в его время было известно под разными названиями: «…все же преимущественно они называются склавенами и антами» или «…ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов».

Впервые этноним венеды встречается в Естественной истории Плиния, погибшего при извержении Везувия в 79 г. н. э.

Слайд 7Прокопий Кесарийский—византийский историк VI века. Отрывок о славянах взят из

книги Прокопия «Война с готами»
...Эти племена, славяне и анты, не

управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном можно сказать у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец великий, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценою этой жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.
Живут они в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга, и все они, по большей части, меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцырей же они никогда не надевают. Иные не носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, а одни только штаны... и в таком виде идут в сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык довольно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они тёмнокрасные. Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, без всяких удобств; вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы.
Прокопий Кесарийский—византийский историк VI века. Отрывок о славянах взят из книги Прокопия «Война с готами»...Эти племена, славяне

Слайд 8 И некогда даже имя у славян

и антов было одно и то же: в древности оба

эти племени называли спорами [рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден» . (рассеянно), отдельными поселками. Поэтому-то им и земли приходится занимать много. Они живут на большей части берега Истра по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе».
На конец первого века до нашей эры приходятся сообщения о венедах Корнелия Тацита, который характеризует их в виде довольно большой этнической группировки. Тацит пишет о том, что венеды проживали по соседству с племенами певкинов и феннов, расположившихся на территории от Прибалтики до Урала. Указать точную территорию локализации венедов не представляется возможным. К тому же, сложно сказать о том, были ли славянами венеды времен Тацита. Имеется предположение о том, что в то время венеды ассимилировались со славянами, в результате чего стали обладателями их имени. Если о венедах, описываемых Тацитом, еще можно спорить, то племена венедов в летописях более поздних авторов - это без сомнения славяне (с шестого века нашей эры).
Наиболее значимы упоминания о славянах, проживавших в середине первого тысячелетия нашей эры. Теперь славянские народы именуются как словены, а наряду с ними упоминаются анты. Иордан также населяется преждними венедами. Такие византийские авторы как Прокопий Кесарийский, Менандр Протиктор, Агафий, Маврикий и Фиофилакт Симокатта в основном описывают славян Балканского полуострова и Подунавья, что объясняется вторжениями славянских общностей на территории Восточно-Римской империи. Византийские авторы в своих сочинениях сообщают информацию о различных аспектах жизнедеятельности и быта древних славян.

И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же:

Слайд 12Трипольская культура, распространённая в VI—III тыс. до н. э. в

Дунайско-Днепровском междуречье

Трипольская культура, распространённая в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье

Слайд 23Древние славяне исповедовали языческую веру
Язычество – взгляды людей на устройство

мира, верования, обряды, основанные на поклонении множеству богов, олицетворяющих силы

природы
Древние славяне исповедовали языческую веруЯзычество – взгляды людей на устройство мира, верования, обряды, основанные на поклонении множеству

Слайд 24Источники изучения языческих верований: археологические, мифы, песни, сказки

Источники изучения языческих верований:  археологические, мифы, песни, сказки

Слайд 25Языческие обряды: МАГИЯ (КОЛДОВСТВО), ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ

К языческим верованиям

относятся:

АНИМИЗМ – вера в души и духов (духов природы).

ФЕТИШИЗМ –

поклонение священным предметам;

ТОТЕМИЗМ – поклонение священным животным, основателям рода;

Священный дуб

Священный медведь

Языческие обряды:  МАГИЯ (КОЛДОВСТВО), ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ  К языческим верованиям относятся:АНИМИЗМ – вера в души и духов

Слайд 27Как представляли себе мир славяне-язычники?
земля
Мир живых
Мир мертвых
МИР – яйцо, земля

- желток
Вокруг ЗЕМЛИ – 9 небес;
Одно – для солнца; второе

– для луны; третье – для звезд… седьмое – «твердь», дно небесного Океана.
Посреди Океана – остров «ирий» или Буян

В центре мира находится Мировое Дерево. Оно соединяет нижний мир (мертвых), верхний мир (живых), землю и девять небес.

Как представляли себе мир славяне-язычники?земляМир живыхМир мертвыхМИР – яйцо, земля - желтокВокруг ЗЕМЛИ – 9 небес;Одно –

Слайд 28Трехярусный мир славян-язычников
Идол разделен на три горизонтальных части, которые символизируют

трехярусный мир – мир богов, мир людей и преисподняя.
На каждой

грани изображено разное божество.

Збручский идол – четырехгранный столб высотой 3 метра

Развернутый вид

Трехярусный мир славян-язычниковИдол разделен на три горизонтальных части, которые символизируют трехярусный мир – мир богов, мир людей

Слайд 29Поклонение языческим богам
ИДОЛ – изображение языческого бога

КАПИЩЕ, СВЯТИЛИЩЕ –

места поклонения и принесения жертв языческим богам

ВОЛХВЫ – служители

культа языческих богов у древних славян

Поклонение языческим богамИДОЛ – изображение языческого богаКАПИЩЕ, СВЯТИЛИЩЕ –  места поклонения и принесения жертв языческим богамВОЛХВЫ

Слайд 32Пантеон славянских языческих богов
РОД – один из верховных Богов, принимавших

участие в создании Вселенной, посылает на Землю души людей, когда

рождаются дети.

РОЖАНИЦЫ – парные женские божества – Мать и Дочь. Богини плодородия, хозяйства, любви, помощницы при рождении детей.

Праздник Рожаниц справляли 22 – 23 апреля, приносили жертвы молочными продуктами, а потом всю ночь жгли костры: один большой, а вокруг 12 поменьше.






Рожаницы

Пантеон славянских языческих боговРОД – один из верховных Богов, принимавших участие в создании Вселенной, посылает на Землю

Слайд 33Солярные (солнечные) знаки
ДАЖДЬБОГ
– Бог Солнца (дающий все блага бог).


Священным знаком Солнца был крест
МЕРЦАНА
(Утренняя Заря) была женой

Солнца.
В Иванов день праздновали их брак.

Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой златогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от золотого щита.

Солярные (солнечные) знакиДАЖДЬБОГ – Бог Солнца (дающий все блага бог). Священным знаком Солнца был крестМЕРЦАНА (Утренняя Заря)

Слайд 34ПЕРУН – славянский Бог грозы, грома и молнии
Изображение Перуна на

Збручском идоле
Громовый знак Перуна
Представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей клубящейся

бородой. Волосы представляют грозовую тучу.
Имя Перун очень древнее. В переводе означает «Тот, кто сильно бьет», «Разящий».

Просматривается связь имени Перуна со словами «первый», «правый». Первый среди Богов славянского языческого пантеона.
Правый, т.к. Перуна считали учредителем нравственного закона и самым первым защитником Правды.

Святилище Перуна (реконструкция)

Молнии у Перуна были двоякого рода: лилово-синие, «мертвые», разящие насмерть, и золотые, «живые», созидающие, пробуждающие новую жизнь.

ПЕРУН – славянский Бог грозы, грома и молнииИзображение Перуна на Збручском идолеГромовый знак ПерунаПредставляли немолодым, разгневанным мужем

Слайд 36СВАРОГ – Бог Огня
Третьим братом Солнца и Молнии был Огонь.
Особую

священную силу приписывали Огню, полученному древним способом – трением.
Возжиганием

такого Огня отмечали наступление нового года, справляемого в день зимнего солнцеворота 22 декабря.

Севернорусский овин – место культа Бога Огня

Добывание священного «живого» Огня

СВАРОГ – Бог ОгняТретьим братом Солнца и Молнии был Огонь.Особую священную силу приписывали Огню, полученному древним способом

Слайд 37ВЕЛЕС – покровитель скота, «скотий бог"
Велес или Волос (от волосатый)

– бог скотоводста, богатства, плодовитости.
Велеса чествовали с 20 по 25

марта, на масляничную неделю и с 25 декабря по 6 января на святки. 6 января – Велесов день.

Изображение Велеса на Збручском идоле

ВЕЛЕС – покровитель скота, «скотий бог

Слайд 38МАКОШЬ – богиня урожая, богиня судьбы
Имя ее составлено из двух

частей: «ма» - мать и «кошь» - кошара, корзина. Макошь

– мать наполненных корзин, хорошего урожая.

Изображение Макоши на Збручском идоле

Изображение Макоши в вышивке

Обязательный атрибут Макоши – рог изобилия.
Она покровительствовала браку и семейному счастью.
Макошь – «пряха», метафорическое «прядение нити судьбы»

МАКОШЬ – богиня урожая, богиня судьбыИмя ее составлено из двух частей: «ма» - мать и «кошь» -

Слайд 39ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ древних славян
ХОРС – бог солнца, солнечный конь. «Хоро» и

«коло», означает круг. Праславяне называли себя сколотами – потомками солнца.
КОЛЯДА

– божество молодого, рождающегося солнца, возникло из праздника зимнего солнцеворота
ЯРИЛА – ежегодно умирающий и воскресающий бог плодородия, неукротимой страсти.
СТРИБОГ – бог ветра, воздушной стихии.
СВЕТОВИД – верховный бог, хранитель и продолжатель рода.
БЕЛБОГ – хранитель добра, удачи, справедливости и счастья.
ЧЕРНОБОГ – властитель подземного мира, мира тьмы.
МОРАНА – богиня темноты, мороза и смерти.

ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ древних славянХОРС – бог солнца, солнечный конь. «Хоро» и «коло», означает круг. Праславяне называли себя

Слайд 40Литература по теме презентации
Александрова Л. Народный календарь. Москва, 2003
Клиентов А.

Народные промыслы. Москва, 2004
Кузьмичев И.К. Лада, или повесть о том,

как родилась идея прекрасного и откуда Русская красота стала есть. Москва, 1990
Мифы древних славян. Велесова книга. – Сост. А.И. Баженова, В.И. Вардугин. – Саратов, 1993
Оборин В.А., Чагин Г.Н. Чудские древности Рифея. Пермь, 1988
Семенова М. Мы – славяне. Санкт – Петербург, 1998
Энциклопедия для детей. История России. Том 5, Москва, 1995

Литература по теме презентацииАлександрова Л. Народный календарь. Москва, 2003Клиентов А. Народные промыслы. Москва, 2004Кузьмичев И.К. Лада, или

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика