Слайд 1Геродот о праславянах:
«скифы-земледельцы», «скифы-пахари» «борисфениты»
«невры»
«гелоны и будины»
Термины «сколоты» и борисфениты»
— равнозначны, эти племена родственны между собой.
Кола-ксай — Солнце-царь
Сколоты
– дети солнца
Слайд 3На конец первого века до нашей эры приходятся сообщения о
венедах Корнелия Тацита, который характеризует их в виде довольно большой
этнической группировки. Тацит пишет о том, что венеды проживали по соседству с племенами певкинов и феннов, расположившихся на территории от Прибалтики до Урала. Указать точную территорию локализации венедов не представляется возможным. К тому же, сложно сказать о том, были ли славянами венеды времен Тацита. Имеется предположение о том, что в то время венеды ассимилировались со славянами, в результате чего стали обладателями их имени.
Слайд 4Впервые этноним венеды встречается в Естественной истории Плиния, погибшего при
извержении Везувия в 79 г. н. э.
Историк VI в.
Иордан прямо свидетельствует, что «многолюдное племя венетов» в его время было известно под разными названиями: «…все же преимущественно они называются склавенами и антами» или «…ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов».
Слайд 7Прокопий Кесарийский—византийский историк VI века. Отрывок о славянах взят из
книги Прокопия «Война с готами»
...Эти племена, славяне и анты, не
управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном можно сказать у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец великий, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценою этой жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.
Живут они в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга, и все они, по большей части, меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцырей же они никогда не надевают. Иные не носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, а одни только штаны... и в таком виде идут в сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык довольно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они тёмнокрасные. Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, без всяких удобств; вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы.
Слайд 8 И некогда даже имя у славян
и антов было одно и то же: в древности оба
эти племени называли спорами [рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден» . (рассеянно), отдельными поселками. Поэтому-то им и земли приходится занимать много. Они живут на большей части берега Истра по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе».
На конец первого века до нашей эры приходятся сообщения о венедах Корнелия Тацита, который характеризует их в виде довольно большой этнической группировки. Тацит пишет о том, что венеды проживали по соседству с племенами певкинов и феннов, расположившихся на территории от Прибалтики до Урала. Указать точную территорию локализации венедов не представляется возможным. К тому же, сложно сказать о том, были ли славянами венеды времен Тацита. Имеется предположение о том, что в то время венеды ассимилировались со славянами, в результате чего стали обладателями их имени. Если о венедах, описываемых Тацитом, еще можно спорить, то племена венедов в летописях более поздних авторов - это без сомнения славяне (с шестого века нашей эры).
Наиболее значимы упоминания о славянах, проживавших в середине первого тысячелетия нашей эры. Теперь славянские народы именуются как словены, а наряду с ними упоминаются анты. Иордан также населяется преждними венедами. Такие византийские авторы как Прокопий Кесарийский, Менандр Протиктор, Агафий, Маврикий и Фиофилакт Симокатта в основном описывают славян Балканского полуострова и Подунавья, что объясняется вторжениями славянских общностей на территории Восточно-Римской империи. Византийские авторы в своих сочинениях сообщают информацию о различных аспектах жизнедеятельности и быта древних славян.
Слайд 12Трипольская культура, распространённая в VI—III тыс. до н. э. в
Дунайско-Днепровском междуречье
Слайд 23Древние славяне исповедовали языческую веру
Язычество – взгляды людей на устройство
мира, верования, обряды, основанные на поклонении множеству богов, олицетворяющих силы
природы
Слайд 24Источники изучения языческих верований:
археологические, мифы, песни, сказки
Слайд 25Языческие обряды:
МАГИЯ (КОЛДОВСТВО), ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
К языческим верованиям
относятся:
АНИМИЗМ – вера в души и духов (духов природы).
ФЕТИШИЗМ –
поклонение священным предметам;
ТОТЕМИЗМ – поклонение священным животным, основателям рода;
Священный дуб
Священный медведь
Слайд 27Как представляли себе мир славяне-язычники?
земля
Мир живых
Мир мертвых
МИР – яйцо, земля
- желток
Вокруг ЗЕМЛИ – 9 небес;
Одно – для солнца; второе
– для луны; третье – для звезд… седьмое – «твердь», дно небесного Океана.
Посреди Океана – остров «ирий» или Буян
В центре мира находится Мировое Дерево. Оно соединяет нижний мир (мертвых), верхний мир (живых), землю и девять небес.
Слайд 28Трехярусный мир славян-язычников
Идол разделен на три горизонтальных части, которые символизируют
трехярусный мир – мир богов, мир людей и преисподняя.
На каждой
грани изображено разное божество.
Збручский идол – четырехгранный столб высотой 3 метра
Развернутый вид
Слайд 29Поклонение языческим богам
ИДОЛ – изображение языческого бога
КАПИЩЕ, СВЯТИЛИЩЕ –
места поклонения и принесения жертв языческим богам
ВОЛХВЫ – служители
культа языческих богов у древних славян
Слайд 32Пантеон славянских языческих богов
РОД – один из верховных Богов, принимавших
участие в создании Вселенной, посылает на Землю души людей, когда
рождаются дети.
РОЖАНИЦЫ – парные женские божества – Мать и Дочь. Богини плодородия, хозяйства, любви, помощницы при рождении детей.
Праздник Рожаниц справляли 22 – 23 апреля, приносили жертвы молочными продуктами, а потом всю ночь жгли костры: один большой, а вокруг 12 поменьше.
Рожаницы
Слайд 33Солярные (солнечные) знаки
ДАЖДЬБОГ
– Бог Солнца (дающий все блага бог).
Священным знаком Солнца был крест
МЕРЦАНА
(Утренняя Заря) была женой
Солнца.
В Иванов день праздновали их брак.
Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой златогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от золотого щита.
Слайд 34ПЕРУН – славянский Бог грозы, грома и молнии
Изображение Перуна на
Збручском идоле
Громовый знак Перуна
Представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей клубящейся
бородой. Волосы представляют грозовую тучу.
Имя Перун очень древнее. В переводе означает «Тот, кто сильно бьет», «Разящий».
Просматривается связь имени Перуна со словами «первый», «правый». Первый среди Богов славянского языческого пантеона.
Правый, т.к. Перуна считали учредителем нравственного закона и самым первым защитником Правды.
Святилище Перуна (реконструкция)
Молнии у Перуна были двоякого рода: лилово-синие, «мертвые», разящие насмерть, и золотые, «живые», созидающие, пробуждающие новую жизнь.
Слайд 36СВАРОГ – Бог Огня
Третьим братом Солнца и Молнии был Огонь.
Особую
священную силу приписывали Огню, полученному древним способом – трением.
Возжиганием
такого Огня отмечали наступление нового года, справляемого в день зимнего солнцеворота 22 декабря.
Севернорусский овин – место культа Бога Огня
Добывание священного «живого» Огня
Слайд 37ВЕЛЕС – покровитель скота, «скотий бог"
Велес или Волос (от волосатый)
– бог скотоводста, богатства, плодовитости.
Велеса чествовали с 20 по 25
марта, на масляничную неделю и с 25 декабря по 6 января на святки. 6 января – Велесов день.
Изображение Велеса на Збручском идоле
Слайд 38МАКОШЬ – богиня урожая, богиня судьбы
Имя ее составлено из двух
частей: «ма» - мать и «кошь» - кошара, корзина. Макошь
– мать наполненных корзин, хорошего урожая.
Изображение Макоши на Збручском идоле
Изображение Макоши в вышивке
Обязательный атрибут Макоши – рог изобилия.
Она покровительствовала браку и семейному счастью.
Макошь – «пряха», метафорическое «прядение нити судьбы»
Слайд 39ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ
древних славян
ХОРС – бог солнца, солнечный конь. «Хоро» и
«коло», означает круг. Праславяне называли себя сколотами – потомками солнца.
КОЛЯДА
– божество молодого, рождающегося солнца, возникло из праздника зимнего солнцеворота
ЯРИЛА – ежегодно умирающий и воскресающий бог плодородия, неукротимой страсти.
СТРИБОГ – бог ветра, воздушной стихии.
СВЕТОВИД – верховный бог, хранитель и продолжатель рода.
БЕЛБОГ – хранитель добра, удачи, справедливости и счастья.
ЧЕРНОБОГ – властитель подземного мира, мира тьмы.
МОРАНА – богиня темноты, мороза и смерти.
Слайд 40Литература по теме презентации
Александрова Л. Народный календарь. Москва, 2003
Клиентов А.
Народные промыслы. Москва, 2004
Кузьмичев И.К. Лада, или повесть о том,
как родилась идея прекрасного и откуда Русская красота стала есть. Москва, 1990
Мифы древних славян. Велесова книга. – Сост. А.И. Баженова, В.И. Вардугин. – Саратов, 1993
Оборин В.А., Чагин Г.Н. Чудские древности Рифея. Пермь, 1988
Семенова М. Мы – славяне. Санкт – Петербург, 1998
Энциклопедия для детей. История России. Том 5, Москва, 1995