Слайд 1ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Слайд 2ТЕХНОЛОГИИ
Образовательные технологии, применяемые мной в работе:
Игровая;
Информационно-коммуникативная;
Проектная и
исследовательская деятельность;
Технология группового обучения;
Технология деятельностного подхода;
Технология развития
критического мышления (ТРКМ)
Слайд 3Технология развития критического мышления
Слайд 4Критическое мышление - это
«Критическое мышление (как технология) — это интеллектуально
организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу,
обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения».
Слайд 5Основная идея технологии развития критического мышления-
создать такую атмосферу учения,
при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют
над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Слайд 6
Базовая модель технологии
1
Стадия вызова
2
Стадия осмысления новой информации
3
Стадия рефлексии
Слайд 7Качества, необходимые обучающемуся, для овладения критическим мышлением:
Готовность к планированию;
Гибкость (готовность
воспринимать идеи других);
Настойчивость (не откладывать трудные задачи);
Осознание (отслеживание хода своих
рассуждений и рассуждений других людей);
Поиск компромиссных решений;
Коммуникативность.
Критическое мышление - это точка отсчета, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
Слайд 8Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
Высокая мотивация учащихся к
образовательному процессу.
Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с
одного типа на другой.
Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
Развитие умения анализировать полученную информацию.
Слайд 9Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:
Слайд 10
Технология РКМ:
Формирует самостоятельное мышление
Вооружает методами и способами самостоятельной работы
Даёт
возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”
Позволяет влиять на
результат и цели образовательного процесса
Слайд 11Реализация элементов технологии
развития критического мышления на уроках математики
Учиться вместе, а
не просто
что-то выполнять вместе —
вот суть
данного подхода.
Слайд 12Стадия вызова
Цель:
-актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме;
-мотивировать
к учебной деятельности.
Слайд 13Стадия осмысления
Цель:
- позволяет учащемуся получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести
с уже имеющимися знаниями.
Слайд 14Стадия рефлексии
Цель:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- усвоение нового знания,
новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения
к изучаемому материалу.
Слайд 15Стадия
вызова
Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
Слайд 16Функции:
мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к
теме);
информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме);
коммуникационная (бесконфликтный обмен
мнениями).
Слайд 17Задачи, решаемые на стадии вызова:
анализ имеющихся знаний по изучаемой теме;
даёт дополнительный стимул для формулировки собственных целей-мотивов;
активизация учеников;
систематизация всей информации,
полученной в результате высказываний учащихся.
Слайд 19В процессе реализации стадии вызова необходимо:
давать учащимся возможность высказывать свою
точку зрения свободно;
фиксировать все высказывания: любое из них будет важным
для дальнейшей работы;
сочетать индивидуальную и групповую работы.
Слайд 20На данном этапе важно правило:
Любое мнение учащегося ценно.
Слайд 21Формы контроля и оценки на стадии вызова:
Похвала, поддержка учителя (выход
на понятия: усвоил - не усвоил, знаю - не знаю);
Самооценка
ученика;
Взаимоконтроль;
Индивидуальное оценивание.
Оценивается работа, а не ученик.
Слайд 22СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
ФУНКЦИИ:
1.Информационная(получение новой информации по теме).
2.Систематизационная(классификация полученной информации по
категориям знания)
3.Мотивационная(сохранение интереса к изучаемой теме)
Слайд 23Задача, решаемая на стадии осмысления содержания:
Поддержка активности учащихся, их интерес
и инерцию движения, созданную во время фазы вызова
Слайд 24На фазе осмысления содержания учащиеся:
1.Осуществляют контакт с новой информацией;
2.Пытаются сопоставить
эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом
3.Ищут ответы на
возникшие ранее вопросы и затруднения
4.Обращают внимание на неясности ,пытаясь поставить новые вопросы;
5.Стремятся отследить процесс знакомства с новой информацией , выделяя самое главное
6.готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного
Слайд 26СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ:
Функции:
1.Коммуникационная(обмен мнениями о новой информации);
2.Информационная(приобретение нового знания);
3.Мотивационная(побуждение к дальнейшему
расширению информационного поля);
4.Оценочная(соотнесение новой информации и имеющихся знаний , выработка
собственной позиции , оценка процесса)
Слайд 27На стадии рефлексии:
Учащиеся систематизируют новую информацию по отношению к уже
имеющимся у них представлениям .
В процессе индивидуальной работы (эссе, ключевые
слова , графическая организация материала и др.) учащиеся отбирают материал, выражают новые идеи, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.
Сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным.
Слайд 29Разные технологические приемы в рамках технологии РКМ
Мозговая атака (парная и
групповая);
Кластеры (выделение смысловых единиц текста);
ИНСЕРТ (маркировка текста значками
по мере его чтения) («√» - уже знал, «+» новое, «--» думал иначе, «?» не понял вопрос);
Дерево предсказаний по теме (ствол - тема, ветви - предположения, листья - обоснования, аргументы);
Чтение с остановками (задать вопрос к блоку материала);
Графическое отображение полученной информации (схема «Фишбоун», концептуальная таблица, денотатный граф);
Двойной дневник; за и против
Синквейн, даймонд
Мозговая атака (парная и групповая);
Кластеры (выделение смысловых единиц текста);
ИНСЕРТ (маркировка текста значками по мере его чтения) («√» - уже знал, «+» новое, «--» думал иначе, «?» не понял вопрос);
Дерево предсказаний по теме (ствол - тема, ветви - предположения, листья - обоснования, аргументы);
Чтение с остановками (задать вопрос к блоку материала);
Графическое отображение полученной информации ;
Двойной дневник; за и против
Синквейн
Слайд 31Основные приемы технологии
Кластер
Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии
вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом
Кластер («гроздь»), выделение
смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди
Рисуем модель Солнечной системы: в центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы
Слайд 32
Рекомендации по работе с «гроздями»:
Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»?
Помогите ученику, если у него возникли сомнения при выделении смысловых единиц.
Озвучьте свои «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.
Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.
Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту «веточку» поярче.
Слайд 33Основные приемы технологии
Инсерт
Чтение текста с пометками:
+ я это знал,
-
я этого не знал,
! это меня удивило
?
хотел бы узнать подробнее.
Составление таблицы, выписываются основные положения из текста
Слайд 34ПРИЕМ «СИНКВЕЙН»
это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме,
что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе
полученных знаний”.
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Слайд 35СИНКВЕЙН
дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства
и представления в нескольких словах.
Задача.
Сложная, текстовая.
Сравнивает, анализирует, утверждает.
Чтобы решить
задачу, надо составить математическую модель.
Ответ.
Функция.
Рациональная, четная (нечетная).
Возрастает (убывает), имеет область определения, имеет производную.
Рациональная функция непрерывна в каждой точке области определения.
График.
Слайд 368 класс
«Квадратные уравнения. Основные понятия»
Технологическая карта урока
I.
Стадия вызова
Кластер
II. Стадия осмысления
Инсерт, кластер
III. Стадия рефлексии
Графический способ представления информации в виде таблицы. Выполнение практического задания
Слайд 37
Стадия вызова
Работа с текстом
Задание: 1. Из данных уравнений
выберите квадратные
1) x2 – 1 =0; 2) x3+6x- 1=0;
3 ) - 4=0;
4) 5x=0; 5) 2x2 – 5x +6=0; 6) 7x – x2 + 3=0.
2.Прочитайте п.24 стр.133 учебника, найдите определения
полного и неполного квадратного уравнения
приведенного и неприведенного квадратного уравнения
корня квадратного уравнения
3. Изобразите информацию в виде графического приема «гроздья»
Слайд 38Проверка
1.Квадратные уравнения:
2.Вопросы классу:
сформулируйте определение квадратного уравнения
по каким признакам вы
отнесли данные уравнения к квадратным
назовите значения коэффициентов выбранных уравнений
1) x2
– 1 =0
5) 2x2 – 5x +6=0 6) 7x – x2 + 3=0
Слайд 39Стадия осмысления
Приемы Инсерт, кластер
1 этап – систематизация, оформление в
кластер
2 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями.
3 этап
- мозговой штурм (идеи решения неполных квадратных уравнений) , прием Инсерт
Квадратные уравнения
ax2+bx+c=0
Слайд 40Презентация кластера
Приведенные а=1
Полные
а≠0,b≠0,c≠0
Квадратные уравнения
ax2+bx+c=0
Неполные
a≠0, b=0 или с =0
Неприведенные
а≠1
Слайд 41Решение неполных квадратных уравнений
ax2=0
ax2+bx=0
ax2+c=0
Чтение текста
с пометками:
+ я это знал
- я этого не
знал
! это меня удивило
? хотел бы узнать подробнее
Слайд 43III. Стадия рефлексии (или размышления)
- Возвращение к таблице(ее уточнение и
дополнение с учетом того нового, что узнали)
- Выполнение практического задания
-
Определение способов применения этой информации на практике
Слайд 44
Решение неполных квадратных уравнений
Слайд 45Разбейте следующие уравнения на две группы по какому-либо признаку:
Слайд 46Приведенные и неприведенные
Приведенные
х2 + 3х+ 1 = 0
7-5х+х²=0
Неприведенные
3х²+8х-7=0
- x2
– 3x + 15 = 0
Слайд 47Полные и неполные
Полные
1) 3х²+8х-7=0
2) х2 + 3х+ 1
= 0
3) 7-5х+х²=0
7х + 13 -6х²=0
3х2 – 5х –
4 =0
- x2 – 3x + 15 = 0
Неполные
5х2 = 0
169 –х2 = 0
х2 - 24x = 0
16х2 – 4 = 0
– 0,1х2 + 10 = 0
x2 – 5x = 0
Слайд 48Проверка
1) 5х2 = 0
4) 16х2 –
4 = 0
2) 169 –х2 = 0 5) – 0,1х2 + 10 = 0
3) х2 - 24x = 0 6) x2 – 5x = 0
Слайд 49Итог
«Сведений науки не следует сообщать учащимся готовыми, но его
надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам
ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…»
А. Дистервег
(1790-1866, немецкий педагог демократ, разработал идею развивающего обучения)