Слайд 1ГИА
А 5
Орфография
Гланые в корне слова
Подготовила:
Попова Галина Николаевна,
учитель русского
языка и литературы
Слайд 2Задание А5
Формулировка задания: из предложения 18 («Я ощущал прикосновения человеческих
ладоней, видел костёр, чувствовал запах дыма, который доносился с берега,
слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер, наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза») выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне
Ответ: прикосновения <или > прикосновение
Слайд 3Что нужно знать?
Правописание корней с проверяемой безударной;
Правописание корней чередующейся гласной;
Словарные
слова с непроверяемыми гласными в корне, требующими запоминания.
Слайд 41. Проверяемые безударные гласные буквы в корне слова
Безударный гласный звук
Причиняет
много мук.
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье.
Ударение над
гласной
Может сделать букву ясной.
Проверить безударную гласную можно путём подбора формы слова или подбора однокоренных слов
выстиранный –стИрка, брожу – брОдим
босой – бОс, показал - покАжет
Слайд 5Внимание: различай слова
Старожил нашего города (=стАрый житель) – он сторожил
склад (стОрож);
Умолять о пощаде (= он мОлит) – умалять значение
(делать мАлым)
Разрядить ружьё (= разрЯд) – разредить морковь (= рЕдкий)
Покарать врага (= кАра) – покорить природу
(= покОрный) – укорять за лень (= укОр);
5. Посвятить стихотворение (= свЯтость) – посветить свечой (= свЕт)
6. Флаг развевается (= вЕять) – ребёнок развивается (развИтие)
Слайд 62. Чередующиеся гласные в корне слова
Слайд 7Запомни!
Корень РОС влюбился в О
Ему очень повезло.
Там, где есть СТ
и Щ,
Пишем только букву А.
РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил,
РОСТИСЛАВОМ звали.
Он РОСТОК
себе купил
Где-то на базаре.
Слова –исключения пишем с О,
Их запомнить нам легко!
Только ОТРАСЛЬ одна
Не может жить без А
Слайд 83. Непроверяемые безударные гласные в корне слова
Апелляция, аномалия, антагонизм, апартаменты,
авантюра, адвокат, аплодисменты, бойкот, вакансия, ватрушка, ветеринар, горизонт, габариты, гарнизон,
дезертир, дефицит, декларация, интеллигентный, иждивенец, коварный, меридиан, реабилитация, поролон, катастрофа, комбинезон, корифей, компоновать, карнавал, каморка, конфорка, линолеум, меценат, мотивировать, ностальгия, наваждение, примитивный, панорама, парадокс, привилегия, палисадник, предварительный, привередливый, пессимист, реставрировать, сертификат, стипендия, эксперимент
Слайд 9Алгоритм
Внимательно прочитай каждое слово в указанном предложении и найди среди
них с чередующейся гласной в корне. В этом поможет знание
корней, в которых происходит чередование
Если просят указать слово с проверяемой гласной в корне, то подбери к каждому слову проверочное так, чтобы гласная находилась поду дарением и слышалась отчётливо, так вы найдёте правильный ответ.
Если вас просят найти словарное слов, то надо искать слова с непроверяемой безударной гласной в корне, требующей запоминания.
Слайд 10Задание 1
Из предложений 16-19 выпишите слово (-а) с чередующейся безударной
гласной в корне.
(16)Но это ещё далеко не главное. (17)Выяснилось, что
вовсе даже не стоит пугаться, если из лесу вдруг выбегут дикие динозавры и все соберутся на школьном дворе. (18)Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?...
(19)Коржиков, должно быть…- робко предложил я. – (20)Он разгонит всех динозавров хворостиной и восстановит порядок…
соберутся
Слайд 11Задание 2
Из предложения 40 выпишите слово с чередующейся гласной в
корне
(40)Школа, о которой мальчик давно мечтал, была от них в
ближайшем посёлке, куда на лошадях надо было добираться по горам два часа. (41)Никто из домашних ни разу не упоминал до сих пор о школе.
добираться
Слайд 12Задание 3
Из предложений 31-35 выпишите слово с чередующейся безударной гласной
в корне
(31) – Нет, ты не так услышал, не так
подумал, и не надо полагать, что я пытаюсь взвалить на тебя всё это. (32) Не сообщай им, я сам всё скажу, но только не сейчас. (33)Когда отец забудет про сердце… тогда. (34) А ты пока отвлеки их немного чем-нибудь, подготовь. (35) Этим ты мне поможешь.
полагать
Слайд 13Задание 4
Из предложения 14-16 выпишите слово с чередующейся безударной гласной
в корне
(14)Один из них , приземистый, протянул деньги Саньке.
(15)Легко отдаёшь,
- сказал Санька. – (16) А если я отберу эти деньги, а вас выгоню?!
отберу
Слайд 14Задание 5
Из предложения 16-19 выпишите слово с чередующейся безударной гласной
в корне
(16)Эта ёлочка ловко устроилась на пеньке. 917)Она веером развернула
липкие ниточки корешков, а главный орешек белым шильцем впился в середину пня. (18)Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.
(19)Ёлочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберётся до земли.
доберётся
Слайд 15Задание 6
Из предложения 18-19 выпишите слова с чередующейся безударной гласной
в корне
(18) Ландау написал вывод и положил мел. (19) Лукин
улыбнулся и, наклонив голову, громко сказал:
положил, наклонив
Слайд 16Задание 7
Из предложения 20-21 выпишите слово с чередующейся безударной гласной
в корне
(20)И странно всё это, и чудно – словно и
войны нет никакой! (21)Словно не бушует, не обливается кровью всего в двухстах верстах отсюда горящий, задымлённый, в грохоте и в тяготе фронт.
горящий
Слайд 17Задание 8
Из предложения 5-8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной
в корне, правописание которой определяется наличием суффикса -А-
(5)Я обернулся и
при лунном свете различил фигуры двух ребят: один был в школьной форме, только фуражка на нём необычная; другой поменьше, оделся в громадный, видимо, отцовский, ватник.
(6)Мы наклейки собираем, - пояснил старший.
(7)Я отдал им коробку. (8)Мальчишки разглядывали этикетку, на которой вокруг улыбающегося земного шара мчался спутник.
собираем; собирать
Слайд 18Задание 9
Из предложения 6-7 выпишите слово с чередующейся безударной гласной
в корне
(6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как
у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
загорелых
Слайд 19Задание 10
Из предложений 17-18 выпишите слово с чередующейся безударной гласной
в корне
(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её,
бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал.
положили
Слайд 20ЛИТЕРАТУРА
1. С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х
классов в новой форме. Русский язык, 2012г. – М., «Интеллект
– Центр, 2012.
2. Шаблон для презентации взят на одном из сайтов.