Слайд 1Игра в традиционной крестьянской культуре русского населения Сибири во второй
половине XIX – начале XX века
Шевцов Вячеслав Вениаминович – доктор
исторических наук, профессор кафедры российской истории, руководитель магистерской программы «Сибирские исследования», totleben@yandex.ru
Слайд 2
Давным-давно
в далёкой-далёкой губернии...
сформировалась игровая культура
русского старожильческого населения Сибири
Слайд 3Традиционная культура русского населения Сибири – вариант русской народной культуры,
перенесенная за Урал волнами крестьян-переселенцев из европейской части России, во
взаимодействии с культурно-хозяйственными типами коренных жителей региона.
Костюмы русского населения Западной Сибири из собрания Российского этнографического музея (Санкт-Петербург)
Слайд 4
Поэтому игровая культура русского населения Сибири, в целом, схожа с
играми, распространенными
в России в целом.
Игра в «городки» в деревне Каменке Енисейского уезда. Начало ХХ в.
Макаренко А.А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. СПб., 1913. С. 163.
Слайд 5Переселенческие пласты сибирской культуры:
Чалдоны, старожильцы – первые русские поселенцы
в Сибири, XVI–XVII вв.
Казаки.
Старообрядцы («кержаки»).
«Новоселы», «российские» – переселенцы второй половины
XIX – начала XX в. с территорий центральной России, Украины, Белоруссии.
Крестьянская семья в праздничной одежде на ступенях крыльца, застланного домотканными половиками. Деревня Ловатская Канского уезда. Ок. 1905 г.
Слайд 6В традиционной крестьянской среде понятия «игра» и «играть» были тесно
связаны с образом жизни молодежи до образования парнем и девушкой
брачной пары.
Кустодиев Б.М. «Хоровод» (1912, фрагмент картины)
Слайд 71. «Игра» и «играть» – формы молодежного поведения во всех
бытовых и ритуальных ситуациях:
совместный труд и сопутствующие ему забавы, шутки, баловство (в поле, в лесу, на
посиделках), межличностные отношения, гадания и т. д.
Сычков Ф.В. «Праздничный день» (1927)
Слайд 82. «Игра» –
действия, имевшие отношение к молодежи, но производившиеся
взрослыми
(например: играть свадьбу), либо те, в которых наряду
со взрослыми
принимала участие и молодежь (например,
календарные обряды).
Львов П.И. Свадебное гуляние (1912, фрагмент открытки)
Слайд 93. «Игра» – пение, преимущественно молодежное, с разыгрыванием действия по
песне (петь играя, играть по песне).
Сычков Ф.В. «Пляска» (1911)
Слайд 10В чем причина тесной связи понятия «игра» и
молодежного поведения?
Первичное
значение слова «игра» – птичьи звуки и возбужденное состояние стаи –>
игра есть форма выхода стихийно-природных наклонностей, свойственных прежде всего молодежи
как социальной группе, возраст и положение которой допускали преобладающее игровое поведение,
в отличие от поведения основной массы крестьян, вступивших во «взрослый» и «семейный» статус и сосредоточенных на труде и воспитании детей.
Слайд 11«Игровой цикл» длился один календарный год и должен был заканчиваться
образованием семейной пары.
Крестьянская община, предоставляя на этот период беспрепятственный
выход асоциальным свойствам молодежного возраста,
для последующего перехода во взрослое состояние, связанное с браком.
Петров Н.П. Смотрины невесты (1861)
Слайд 12В жизни семейной молодежи игра постепенно уступала место труду и
воспитанию детей.
К тем, кто «затягивал» пребывание в молодежном возрасте община
относилась неодобрительно:
«Бился, колотился, мясоед* прошел, а всё не женился».
* Мясоед (зимний) – период между Рождеством и Великим постом, когда разрешалось есть мясо и играли свадьбы.
Сычков Ф.В. Балалаечник
Слайд 13В отличие от дворянского сословия, игра в широкой народной среде
всегда носила коллективный, зрелищный и открытый характер. В ней могли
принимать участие и зрители.
Слайд 14С помощью игры, веселья, обилия еды и питья создавалась временная
атмосфера рая, где все люди пребывали в праздности, вечном отдыхе
и изобилии.
Прянишников И. М. Сельский праздник (1870)
Игра была неразрывно связана с временем праздника, которое прерывало время каждоднев-ного и тяжелого земле-дельческого труда.
Слайд 15В традиционной народной культуре игра носила обрядовый характер,
связанный с
представлениями об обеспечении плодородия земли,
подготовки к будущим сельскохозяйственным работам,
обереге
от вредоносных сил, поддержании семейного благополучия.
Маковский В.Е. Играющие дети (1890)
Слайд 16Катание с гор и раскачивание на качелях –
рост посевов
Слайд 18Славильные песни колядующих символизировали урожайность, здоровье людей, плодовитость скота
в наступающем году.
Слайд 19Хороводные и посиделочные игры в молодежной среде –
условия для выбора брачного партнера, «проверка» на силу
и ловкость, тактильный контакт, воспроизводство свадебного обряда, «разыгрывание» будущих семейных отношений.
Куликов И. С. «Чаепитие в крестьянской избе» (1902)
Слайд 20Обрядовые символические смыслы игры могли пониматься и воспроизводиться играющими осознанно
или неосознанно.
Сегодня только в работах этнографов и фольклористов делаются предположения
о том, какое магическое значение вкладывалось в тот или иной обряд до того времени, когда он превратился в игру и развлечение.
Слайд 21
Игры в быту русского населения Сибири:
1) настольные,
2) подвижно-спортивные,
3)
социально-коммуникативные.
Слайд 22Настольные игры –
игровой процесс протекает в ограниченном игровом пространстве,
для организации игры достаточно
двоих участников,
игровой инвентарь прост и находится в руках играющих, не требуется значительной физической активности.
Слайд 26Игра в кости – зернь
Сумма очков на противоположных
гранях должна быть равна семи
Слайд 27
«Повесть временных лет», 983 год.
Определение кандидата в жертву
языческому кумиру при помощи игральных костей.
Бабки
Бабки изготавливались из надкопытных костей
домашних животных. Цель игры – «биткой» (бабкой, залитой изнутри свинцом) выбить бабки противника, которые могли стоять и в ряд – «гнездами».
Слайд 29
По замечанию этнографов возможность играть в бабки косвенно свидетельствовала
о достатке крестьянской семьи, поскольку их количество зависело от количества
коров и свиней в хозяйстве. Отваренные кости, после приготовления холодца, родители отдавали сыновьям для изготовления бабок.
Слайд 30
Игра в бабки – одна из самых любимых и
популярных игр у крестьянских подростков. Фотограф В. Каррик. 1860-е гг.
Слайд 31(от глагола «бирать» – «брать»)
Миниатюрные фигурки бытовых предметов необходимо было
поочередно вынимать крючком из горки, не задевая и не перемещая
при этом другие.
В упрощенном крестьянском варианте в качестве бирюлек использовались простые соломинки.
Набор бирюлек. Конец XIX – начало XX в. Государственный исторический музей (Москва)
Самые маленькие предметы вытачивались «на глазок», под увеличительным стеклом.
Игра в бирюльки
Слайд 32Игра в камешки
«Камешки» изготовлялись из осколков битой посуды, острые
края которых обтачивались кирпичом.
Один камешек подбрасывали, а другой надо было
успеть поднять с земли и поймать подброшенный.
На втором этапе игры надо было успеть поднять уже два камешка с земли и тогда поймать подброшенный,
на третьем этапе – три, на четвертом – четыре поднять с земли и поймать летящий обломок.
Слайд 33 Карточные игры
Первое свидетельство
об игральных картах в Европе – 1379 год.
Первое упоминание
об игральных картах в России – 1586 год.
Слайд 34Карточные игры
Карты первого сорта, 1870 год. Эскиз академика живописи
А.И. Шарлеманя
Слайд 35Карточные игры
Карты второго сорта, 1870 год. Эскиз академика живописи
А.И. Шарлеманя
Слайд 36
Карточная игра получила широкое распространение в народной среде во второй
половине XIX века,
в связи с развитием капиталистических отношений и возрастанием
социально-экономического и культурного влияния города на деревню.
Крестьяне-отходники (в том числе и на золотые промыслы), деревенская молодежь и отставные солдаты – это те фигуры, с которыми обнаруживает связь игра в карты в сибирских деревнях.
Слайд 37
С 1872 года в России начали производится игральные карты для
народной городской и крестьянской среды, выполненные на серой бумаге, соковыми
красками, ценой всего 10 коп. за колоду.
«Ребятишки, играют на «денежки» из тонко обструганной березы, а взрослые на настоящие деньги».
Слайд 38Яичный бой или катание яиц на Пасху
Катание яйца символизировало
камень, скатившийся с Гроба Господня перед воскрешением Христа.
Выигрывал тот,
чье яйцо укатывалось дальше. Вариант – внизу выкладывались предметы или другие яйца, которые становились выигрышем при столкновении с ними.
Сычков Ф.В. Игра в битки
Кошелев Н. А. Дети, катающие пасхальные яйца (1885)
Слайд 39Игра в пристенок –
первый игрок бросает монету об стену,
второй, таким же образом, бросает свою монету как можно ближе
к монете соперника.
Слайд 40Свайка
Толстый гвоздь с большой шляпкой необходимо броском вонзить
в землю, попав в середину лежащего на земле кольца.
Сделавший определенное
число попаданий вбивал свайку глубоко в землю, а проигравший должен был ее вытаскивать и подавать победителю.
Слайд 41Кубарь
Кубарь раскручивался при помощи веревочки,
с ее помощью
поддерживалось его вращение и движение в нужном направлении.
Слайд 42Как правило, играли «нипочем», т. е. «не в деньги».
Однако ставки
в игре придавали ей характер азартной.
В качестве ставок могли
выступать мелкие деньги, орехи, оладьи, пироги, битки (бабки или битые яйца).
Ловкий и умелый игрок заслуживал почет и уважение.
Игры организовывались в праздничное время,
были распространены у крестьянских подростков, не обремененных хозяйственными обязанностями.
Слайд 432) Подвижно-спортивные игры –
игровой процесс связан с
физической активностью и состязательностью (включая контактную борьбу) и протекает на значительном пространстве, со многими участниками (которые могут образовывать команды).
Слайд 44Кулачный бой – молодецкая игра
Кустодиев Б.М. Кулачный бой
на Москве-реке (1897)
Слайд 45«Кулачные бои в Томске»
(«Томские губернские ведомости». 1858. № 27)
«Они происходили между русскими обывателями города и татарами. В обыкновенное же время они, встречаясь между собою, здороваются, как хорошие знакомые и жмут друг другу руки».
«Можно предположит, что основание им положил свободный разгул буйной молодежи, склонной к сильным ощущениям и не упускающей случая выказать свое молодечество и удаль».
Слайд 46«Кулачные бои составлялись стена на стену, человек по сто и
более. Приглашались люди с необыкновенной силой».
«По правилам было положено
биться кулаками, без всякого стороннего орудия; ударов по лицу избегать; лежачего, или упавшего, не бить и смертельных ударов не допускать».
«Битва начиналась с подростков с обеих сторон («зачин») и, постепенно разгоралась по всей массе, и, наконец, действовала стена на стену, в общей свалке, продолжаясь, пока одна из противоборствующих сторон не была сломлена».
«Кулачные бои в Томске» («Томские губернские ведомости». 1858. № 27)
Слайд 47Кулачный бой
Кулачные бои в праздник Троицы. 1900-е годы.
Слайд 48Стоящие друг напротив друга и плечом к плечу две шеренги
молодцов разбегаются и сталкиваются на середине.
Цель – вытолкнуть противника с поля.
«Сшибка» – «light» вариант кулачного боя
Слайд 49«Кроме кулачных боев, в большом ходу бывала еще борьба –
на носок и подсилки.
«Молодежь делала из себя большой круг, в который и вступали борцы один против одного».
«Борьбу открывали сначала самые слабые противники, и который был поборот выходил за круг, а к оставшемуся являлся другой, пока не оставался наконец один победитель».
«Здесь сила была дело второстепенное. Невидный из себя смельчак мог вынести на себе без отдыха, весь круг борцов, превосходивших его и ростом и дородством».
«Кулачные бои в Томске» («Томские губернские ведомости». 1858. № 27)
Слайд 50Двое молодцов входят в очерченный круг.
Не заходя за черту, не
применяя ударов и подсечек, необходимо сбить или сорвать шапку с
противника, не потеряв при этом свою.
«Hard»-вариант – левая рука игрока привязана к туловищу.
Игра развивает скорость, маневренность, умение чувствовать дистанцию, подходит для развития тактики боя.
«Сбей шапку»
Слайд 51Для парня садятся на деревянный брусок, установленный над землей. Одной
рукой участник плотно держит руку прижатой к пояснице, второй рукой
держит мешок, которым старается сбить с бруска соперника.
«Бой мешками»
Фото Юлии Тишковой. Нью-Йоркский Институт Фотографии: Лучшие учебные этюды студентов курса (апрель 2013, выпуск 2)
Слайд 52Взятие снежного городка
В.И.
Суриков «Взятие снежного городка.
Старинная казачья игра в Сибири на Масленице (1891).
«В „Снежном городке“ я написал то, что сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски её зимы, удаль казачьей молодежи».
Художник, выросший в Красноярске, изобразил кульминационный момент игры – всаднику удалось прорваться сквозь ряды пеших защитников и сбить снежную перекладину. В руках у защитников трещотки и хворостины, которыми они пытаются отпугнуть коней противников.
Взятие снежного городка было
не так распространено в России как в Сибири, став своеобразной «визитной карточкой» сибирских масленичных гуляний.
Слайд 54Коняшки
Цель игры – вывести «всадников» противника из равновесия.
Кто дольше всех
устоял на ногах, тот и победитель!
Фото И. М. Портнягина. Иркутск. 1890-е.
Семейный архив Е. П. Вялых
Слайд 55Жмурки
Цель игры – поймать прячущихся с завязанными глазами.
Поймавший кого-либо должен
был угадать его имя (если не угадал – оставался еще
раз «голить», если угадал – передавал свои функции пойманному игроку).
Васюганские старообрядцы называли жмурки игрой «в курьи».
Художественное фото А.И. Карелина
Слайд 57Игра «в человека» или «в окошки» (классики)
Первый игрок бросал «битку»-камешек
в первый квадрат и далее прыгал вверх – то на
одной, то на двух ногах. Далее тоже делал следующий игрок.
Затем битка бросалась во второй квадрат и далее до самого высокого квадрата. Нельзя попадать в «огонь» – полукруг вверху «человека».
Теофиль Дюверже Игра в классики
Слайд 58Игра «в человека» или «в окошки» (классики)
Вариант: игрок бросает «битку»-камешек
в первый «класс».
Потом, прыгая на одной ноге, толкаете ею
«битку» из первого квадрата в следующий – и так далее. При этом на линии квадратов нельзя наступать ногой и заезжать «биткой».
Нельзя топтаться в квадрате и передвигать в нем «битку».
Оплошавший игрок ждет своей очереди и пытается пройти тот же класс снова.
В «дом», где разрешается встать на обе ноги, можно попасть, только перепрыгнув на одной ноге через «огонь». Тот кто вогнал «битку» в «огонь» в наказание должен, зажав ее под коленом, пропрыгать на одной ноге все классы.
Слайд 59Подпрыгивание на доске
«Доска кладется поперек толстого бревна таким образом, что
концы ее, выступающие по сторонам бревна, были уравновешены. Кто-либо из
участников садится на середину доски. На концы доски становятся две девушки начинают поочередно подпрыгивать, благодаря чему поднимается то один, то другой конец».
Эта игра для девушек, должна была символически обеспечить рост посевов.
Фото Ф. Э. Нордмана. 1918 г. Русский Север
– ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать
поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику попасть в себя пойманным мячом («осалить»). За удачные пробежки команде начисляются очки.
Волков М. Лапта: правила и разновидности игры. Петроград, Москва, 1915. С. 10.
Слайд 61 Городки
Цель игры — бросками бит (палок)
выбить из «города» поочередно
15 фигур, составленных из 5 деревянных цилиндров, затратив как можно меньше бросков.
Слайд 62Футбол
Томская футбольная команда «Рекорд» (1913)
Классический (английский) футбол в Сибири
появился в начале XX века в крупных сибирских городах –
Томске, Омске, Иркутске и Красноярске.
Первые футбольные команды были основаны приехавшими из центральных и западных областей Российской империи студентами, гимназистами, железнодорожниками, речниками, военными.
Слайд 63Футбольная команда «Спорт-1» – чемпион Томска 1915 г.
К 1912
году в Томске насчитывалось 10 футбольных команд.
В 1913 г.
в Томске даже появилась (одна из первых во всей Российской империи) женская футбольная команда из учениц томской женской гимназии.
Слайд 64
Углубленная беговая дорожка вокруг футбольного поля.
Старты I губернского
праздника физической культуры. 1924 г.
Первый томский стадион был построен
в Лагерном саду
На заднем фоне видно здание винокуренного завода, построенного в 1902 г. В настоящее время – торговый комплекс «Гостиный двор».
Слайд 65
Катание на роликах
В 1914–1915 гг. Томск поразило новое ультрасовременное
увлечение – катание на роликовых коньках.
В 1884 г. Левант
Ричардсон из Чикаго изобрел роликовые коньки со стальными шарикоподшипниками в колесах
Слайд 66В кратчайшие сроки в Томске был построен деревянный павильон, где
могли кататься до 200 человек.
Томский «скетинг-ринк». Фасад. Проект архитектора
А.И. Лангера
Катание на роликах
Слайд 67Письмо «Матери» в газете «Сибирская жизни»:
«По небольшому кругу с отчаянной
быстротой мчатся катающиеся – все в одну сторону, в напряжённых
позах. Лица разгорелись, глаза дико блестят. Видно, как ощущение захватило всех, поработило все чувства, и человек опьянён ощущением быстрого движения по кругу...
Я видела, как две пары, упав, не могли встать и долго потом сидели в стороне.
Этот спорт опасен для здоровья и сопровождается нездоровыми сильными ощущениями».
В январе 1917 г. «скетинг-ринк» в Томске сгорел.
Катание на роликах
вызвало конфликт отцов и детей, вернее матерей и детей
Слайд 68
3) Социально-коммуникативные игры –
игровой процесс направлен на
формирование социальных навыков – общение, взаимодействие, сотрудничество, усвоение социальных ролей и выработка моделей поведения в разнообразных жизненных ситуациях.
Слайд 69«В бояр» – юноши и девушки становились двумя рядами напротив
друг друга, крепко взявшись за руки.
Один ряд двигался к другому
и запевал. Под первую строчку наступал, под вторую отходил назад. Затем двигался и пел свою «партию» второй ряд. Между рядами происходит следующий диалог:
1 ряд: «Бояре, а мы к вам пришли, Молодые, а мы к вам пришли!
Хороводные игры для холостой молодежи
Слайд 70
2 ряд: «Бояре а зачем пришли?
Молодые, а зачем пришли?»
1 ряд: «Бояре, нам невеста нужна! Молодые, нам невеста нужна!»
2 ряд: «Бояре, а какая вам мила? Молодые, а какая вам мила?»
Хороводные игры для холостой молодежи
Слайд 71Хороводные игры для холостой молодежи
Слайд 72Игроки первого ряда выбирали невесту
из второго ряда со словами:
«Бояре, нам вот эта мила! Молодые, нам вот эта мила!».
Выбранная «невеста» разбегалась и старалась прорвать цепь игроков первого ряда. Если ей это удавалось, то «невеста» возвращалась в свою команду, если нет, то переходила в другую. Цель игры — собрать в команде как можно больше участников.
Хороводные игры для холостой молодежи
Слайд 73Таким образом, высказывание симпатий происходило прилюдно; имена пользующихся популярностью невест
запевалы выкрикивали в первую очередь.
В противоположные ряды, как правило, собирались
представители из различных деревень.
По предположениям этнографов возможно так играли представители различных семейных кланов, между которыми заключались браки.
Хороводные игры для холостой молодежи
Слайд 74«А мы сеяли, сеяли лен,
А мы сея приговаривали,
Чоботами приколачивали:
Ты удайся,
удайся ленок,
Ты удайся мой белый кужелёк…»
– в завершении песни парни выбирали девушку со словами: «Нам не надо тысячи рублей, нам нужна девица (имя)».
Хороводные игры для холостой молодежи
Слайд 76«Золотые ворота» – попарно вставали в круг и брались за
руки, образуя ворота.
Ведущий с цепочкой играющих проходил под
руками поющих. Припевка: «Золотые ворота, пропускают не всегда. Первый раз прощается, второй раз – запрещается, а на третий раз. Не пропустим вас!»
В конце припевки руки опускали и тот, кто оставался внутри, должен был вставать в ряд. Игра продолжалась, пока не оставалось никого из проходящих под «воротами».
Хороводные игры для холостой молодежи
Слайд 77«Третий лишний» – все становятся парами в круг,
а один, «голящий»,
ходил с ремнем.
При разбегании пар «голивший» бил ремнем того участника, который не успел найти себе новую пару.
Он становился новым «голящим» и таким же образом бегал, стараясь догнать и ударить непарного ремнем, чтобы передать свои функции.
Хороводные игры для холостой молодежи
Слайд 80Вечёрочные (посиделочные) игры
«Похораниваю я золото» – играющие садились в ряд
и водящий говорил: «Похораниваю я золото. Мое золото пропало, в
чистом полюшке запало…».
Все вытягивали перед собой руки лодочкой, а водящий так, чтобы никто не увидел «золото» (колечко, пуговка, камешек), передавал его кому-нибудь из играющих в ладони. Затем он говорил: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». В это время каждый участник игры старался удержать соседа, так как не знал, у кого «золото». Если игрок с «золотом» вырывался от соседа, то он становился водящим.
Слайд 81Вечёрочные (посиделочные) игры
Игра «в цветы», нацеленная на выбор брачной пары,
а также иносказательное
выявление своих чувств к понравившейся девушке или молодому человеку.
Предварительно все назывались именами цветов и сообщали об этом друг другу. Участники игры по очереди говорили: «Я сапожником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» (называл имя цветка).
Слайд 82Вечёрочные (посиделочные) игры
«Поцелуйные» игры («Венчик»)
Девушки рассаживались на стульях и начинали
петь:
«Уж ты, венчик мой, веночек, В саду розовый василечек,
Куда мне
тебя положити? Положу я тебя на головку,
Что на душечку красну девицу».
Парни во время песни ходили по комнате и при словах: «Положу я тебя на головку», они клали на головы избранниц платки, свитые в виде венков. Девушки вставали в пару со своим потенциальным избранником.
Слайд 83Вечёрочные (посиделочные) игры
«Поцелуйные» игры («Венчик»)
Девушки, которых не выбрали, продолжали петь:
«Что не кум со кумою покумился, Среди кружка подарился,
Еще я
твой кум, Еще ты моя кума. Где мы сойдемся, Тут обоймемся, Поцелуемся, Да разойдемся».
При конце песни пары кружились и потом целовались.
Слайд 84Игра в «любовный листочек»:
«Каждый по очереди снимает карту с колоды.
Кто снимает пиковую карту, тот ударяет, сидящего по левую руку;
кто снимет трефовую, тот кланяется соседу с левой стороны, кто червонную – тот жмет руку,
а кто бубновую –целуется с соседом».
Вечёрочные (посиделочные) игры
Слайд 85Традиционная игровая культура и современность
1. Знания о ценностях, смыслах и
«кодах» традиционных русских народных игр и праздников.
2. Развитие активных
и коллективных форм игровой народной культуры на открытом пространстве как альтернативы пассивным и индивидуальным формам современного досуга в закрытом пространстве.
3. Актуализация реальной живой игры в условиях доминирования виртуальных электронных игр.
4. Разнообразие и вариативность народных игр как историко-культурный «background» и источник идей для организации современных культурно-досуговых мероприятий.
5. Развитие этноспорта, и не только как формы воспроизводства игрового наследия, но и как коммерческого продукта (для российских и зарубежных потребителей).
Слайд 86Использованная литература
1. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни
русской общины XIX–начала XX в. Л., 1988.
2. Антонова Л.Ю.
Социально-культурные предпосылки организации досуга в Сибири в XIX–XX вв. // Социально-культурная деятельность.
3. Голомянов А.И., Фурсова Е.Ф. Детские игры сибирских крестьян-переселенцев в ХХ в.: белорусские и северорусские традиции // Белорусы в Сибири: сохранение и трансформации этнической культуры. Новосибирск, 2011. С. 91–96.
4. Шевцов В.В. Азартные игры в повседневном быту сибиряков // Сибирская старина. 2004. № 22. С. 45–49.
5. Симонов С.Н. Футбол «умственной столицы Сибири» // Сибирская старина. 2004. № 22. С. 11–14.
6. Симонов С.Н. Томские стадионы // Сибирская старина. 2004. № 22. С. 18–21.
7. Гахов В.Д., Соловьев П. В. Недолгая забава томичей. Катание на роликах // Сибирская старина. 2004. № 22. С. 22–25.
8. Ширин Ю.В. Игры первых русских сибиряков // Сибирская старина. 2004. № 22. С. 49–54.
Слайд 879. Банникова Н. А. Детская игровая культура русского старожильческого населения
севера Западной Сибири в кон. XIX–I полов. XX вв. //
Север России: стратегии и перспективы развития: материалы II Всеросс. научно-практ. конф. Сургут, 2016. Т. 1. С. 188 –190.
10. Кондратьева Н.Ю. Обрядовая культура как фундаментальный компонент народных праздников в современном культурно-досуговом пространстве (на примере масленичных традиций сибирского региона) // Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития в социокультурном пространстве Сб. научных трудов VI Международной научно-практ. конф. 2019. С. 110–115.
11. Михеева А.А., Миненко Н.А. Эротические игры ряженых в праздничной культуре русских Урала и Сибири в XIX–начале XX вв. // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: материалы IV студенческой международной заочной научно-практ. конференции. (11 октября 2012 г.). Новосибирск, 2012. С. 27–40.
12. Некрылова А.Ф. Русские народные крестьянские праздники и обряды. Москва: Диафильм, 1989. https://diafilm.net/diafilm/2141-russkie-narodnye-krestyanskie-prazdniki-i-obryady.
13. Некрылова А.Ф. Русские народные городские увеселения XIX в. Москва: Диафильм, 1988 // https://diafilm.net/diafilm/2244-russkie-narodnye-gorodskie-uveseleniya-xix-veka
Слайд 88Игра в традиционной крестьянской культуре русского населения Сибири во второй
половине XIX – начале XX века
Шевцов Вячеслав Вениаминович – доктор
исторических наук, профессор кафедры российской истории, руководитель магистерской программы «Сибирские исследования», totleben@yandex.ru
Вовлечем Сибирь в развитие мира и мир в развитие Сибири!
Для тех, кто хочет узнать больше: