Разделы презентаций


ГИА С2 Лингвистический анализ художественного текста как способ

Содержание

Лингвистический анализ призван выявить, как, с помощью каких слов, словосочетаний, синтаксических конструкций находит выражение позиция автора.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ГИА С2
Лингвистический анализ
художественного текста
как способ формирования
языковых и коммуникативных


компетенций
учащихся

ГИА С2Лингвистический анализхудожественного текста как способ формирования языковых и коммуникативных компетенций учащихся

Слайд 2
Лингвистический анализ призван выявить, как, с

помощью каких слов, словосочетаний, синтаксических конструкций находит выражение позиция автора.

Лингвистический анализ призван выявить, как, с помощью каких слов, словосочетаний, синтаксических конструкций находит

Слайд 4Тематика сочинений на лингвистическую тему

Лексика и грамматика:
Лексика и фразеология:
Язык

художественной литературы. Средства речевой выразительности:
Морфология
Синтаксис и пунктуация
Язык и речь (устная

и письменная)

Тематика сочинений на лингвистическую темуЛексика и грамматика: Лексика и фразеология:Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности:МорфологияСинтаксис и пунктуацияЯзык

Слайд 5Автор

Автор

Слайд 6«Творец всегда изображается в творении и часто - против воли

своей» Н.М. Карамзин.
«Каждый писатель, до известной степени, изображает в своих

сочинениях самого себя, часто вопреки своей воле» В. Гете.
«Всякое художественное произведение есть всегда верное зеркало своего творца, и замаскировать в нем свою натуру ни один не может» В.В. Стасов.
«Творец всегда изображается в творении и часто - против воли своей» Н.М. Карамзин.«Каждый писатель, до известной степени,

Слайд 7«Во всяком произведении искусства, великом или малом, вплоть до самого

малого, все сводится к концепции автора» В. Гете.
«Творчество самого талантливого

автора обязательно отражает его личность, ибо в том-то и заключается художественное творчество, что внешний объективный материал перерабатывается, вполне индивидуально, психикой художника» В.В. Воровский.

«Во всяком произведении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого, все сводится к концепции автора» В.

Слайд 8Автора можно увидеть

Автора можно увидеть

Слайд 9Фразеология
(семи пядей во лбу;
сам по себе; держался
в стороне;

один на один
(с тьмой), зашёлся
хохотом)



Фонетика
И смех.. вихрем
пронёсся

по всем углам,
подхватив и
ошарашенную
Нюшу.



Тропы
Метафоры (по капельке
текла в его слабенький
организм жизнь;
Эпитеты (худенький,
бледный; первым звонким
хохотом; задорный смех)

Морфемика
(худЕНЬКий,
слабенький,
плечИКи)




Лексика
Контекстные антонимы:
(все) уйдут – (Гришка) останется;
антонимы: всегда держался в стороне
и никогда не смеялся;
лексические повторы:
меня не будет; какая ты;
просторечные слова: таскал (стойку) и т.д.




Морфология
Глаголы несовершенного вида
(предл.54-56)
глаголы будущего времени
(меня) не будет;
междометие (ойёёй);

Синтаксис
Безличные предложения,
неопределённо-личное
(диалог);
парцелляция (предл.30-31);
градация (засмеялся-
зашелся хохотом);
инверсия: выйти ненадолго,
смотрел, не мигая и т.д

Фразеология(семи пядей во лбу; сам по себе; держался в стороне; один на один(с тьмой), зашёлся хохотом)Фонетика И

Слайд 10

Морфология
Глаголы несовершенного вида; глаголы будущего
времени (пойду искать; буду знать)
Глагол

повелительного наклонения (послушай)
Наречия образа действия (говорить твёрдо и громко;
вытерла

поспешно, по-детски)




Художественные
средства
выразительности
Сравнение (походила на
отчаянного енота,
только что
выигравшего схватку с
самым хищным зверем);
эпитеты (смешная
Нюша;
ошеломлённая
Нюша и т.д.)



Пунктуация
Эмоционально-экспрессивная
функция восклицательных
знаков и
многоточий в монологе
(предложения 33-36)


Лексика
Иноязычное слово
(волонтёр – человек,
добровольно
принимающий
участие в каком-либо
деле; добровольно
помогающий).
Контекстные антонимы
(отчаянный енот –
самый
хищный зверь).


Синтаксис
(диалог и монолог)
Прямой порядок слов;
простые и сложно-
подчинённые
предложения;


Морфемика
АннУШКа

МорфологияГлаголы несовершенного вида; глаголы будущего времени (пойду искать; буду знать)Глагол повелительного наклонения (послушай)Наречия образа действия (говорить твёрдо

Слайд 11Роль языковых средств выразительности

Роль языковых средств выразительности

Слайд 12
Художественные средства выразительности
Эпитеты (радостные эмоции; залилась счастливым смехом);
лексический повтор («увидела»

(предл.50);
сравнительный оборот («смех светлым вихрем разлетелся…»);
метафора («Он смеялся в сердце

каждого, а они смеялись в его сердце»).

Морфология
Глаголы несовершенного
вида (дети…жили, ждали);
глаголы повелительного
и условного наклонений
(не старайтесь развеселить;
радовался бы);
отрицательные местоимение,
наречие и частица
(никто и никогда
не исчезнет…).

Лексика и фразеология
Фразеологизм (привязались
всей душой;
залилась счастливым смехом);
Разговорное слово (все высыпали)



Синтаксис и
пунктуация
Причинные отношения
в сложном предложении 3
с разными видами связи;
вводное СС (к счастью);
сложное предложение 51
с придаточным
определительным.
Эмоционально-экспрес-
сивная функция
восклицательного
знака
(«Гришка смеётся!»)


Морфемика
(Гришенька)
Смешную –
смеха –
смеётся.

Художественные средства выразительностиЭпитеты (радостные эмоции; залилась счастливым смехом);лексический повтор («увидела» (предл.50);сравнительный оборот («смех светлым вихрем разлетелся…»);метафора («Он

Слайд 13Смерть

Художественные средства выразительности
Метафоры (длинный коридор темноты; сужающийся солнечный луч;
самый

хищный зверь);
эпитеты (тяжело больные дети; худенький, бледный);
олицетворение (подкрадывающейся…страшной тьмой»


Морфология

Глагол будущего


времени
(не выпишут)



Синтаксис

Безличные
предложения
(диалог);
Инверсия
(меня насовсем
нет);



СмертьХудожественные средства выразительностиМетафоры (длинный коридор темноты; сужающийся солнечный луч; самый хищный зверь);эпитеты (тяжело больные дети; худенький, бледный);олицетворение

Слайд 14Автор
текст
адресат
Язык как универсальный код, обеспечивающий работу схемы
автор-текст-адресат
Процесс понимания художественного текста

читателем – результат соотнесения и наложения языковой картины мира автора

и языковой картины читателя
АвтортекстадресатЯзык как универсальный код, обеспечивающий работу схемыавтор-текст-адресатПроцесс понимания художественного текста читателем – результат соотнесения и наложения языковой

Слайд 15

переживает, чувствует
тянется понимает, её внимание,
к ней, сочувствует любовь
чувствуя
её искрен-
ность

искренне полное
сопереживает, стремится взаимопонимание
помочь считает другом несёт жизнь

Гришка

жираф

Нюша

Медсестра

Остальные
персонажи

Анализ взаимодействий системы образов
как способ определения авторской позиции


Слайд 16Что помогает преодолеть болезнь и одиночество?
Гришка
Гришка
+ жираф
Гришка
+ жираф
+ Нюша
Гришка
+

жираф
+ Нюша
+медсестра
Гришка
+ жираф
+ Нюша
+ медсестра
+ все
Активное

участие в судьбе человека,
радостные эмоции и осознание себя
неотъемлемой частью большой жизни
Что помогает преодолеть болезнь и одиночество?ГришкаГришка+ жирафГришка + жираф+ НюшаГришка+ жираф+ Нюша +медсестраГришка + жираф+ Нюша +

Слайд 17Пишем сочинение

Пишем сочинение

Слайд 18




«Язык подобен многоэтажному зданию.
Его этажи – единицы:
звук, морфема,

слово, словосочетание,
предложение…
И каждая из них занимает своё место

в системе, каждая
выполняет свою работу». М. В. Панов


«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них

Слайд 19



«Автор идёт от мысли к словам,
а читатель – от

слов к
мысли». Н. Шамфор




«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».  Н. Шамфор

Слайд 20«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте;
поэтому-то она

легко находит и ясное для себя выражение.
И синтаксис, и

грамматика, и знаки препинания охотно
ей повинуются».
М. Е. Салтыков-Щедрин
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение.

Слайд 21 «Мысль формирует себя без утайки, во

всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя

выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». М. Е. Салтыков-Щедрин
«….Это легко можно доказать, обратившись
к тексту. Нюше хочется развеселить ребят, и эпитет «смешные (стихи)» отражает её желание».
«Нюша - добрая девушка, ей очень жалко Гришку, и фразеологизм «комок в горле» помогает читателю понять, что она с трудом сдерживает слёзы…».
«... Гришку измучила болезнь, и морфема (уменьшительно-ласкательный суффикс –еньк-) в слове «слабенький» не только помогает представить состояние мальчика, но и показывает сочувственное отношение автора к нему».

Внимание! Ошибки!

«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и

Слайд 22«Языком человек не только выражает что-либо, он им
выражает также

и самого себя».
Георг фон Габеленц

«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». Георг фон Габеленц

Слайд 23




«Художественный текст заставляет
обратить внимание не
только и не столько

на то, что сказано,
но и на то,
как сказано».

Е. В. Джанджакова

«Художник мыслит образами, он рисует,
показывает,
изображает. В этом и заключается
специфика языка
художественной литературы».
Г. Я.Солганик



«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на

Слайд 24


«Русский язык… обладает всеми
средствами для выражения самых
тонких

ощущений и оттенков мысли».
В. Г. Короленко
«К оценке достоинств речи

мы должны
подходить с вопросом:
насколько же удачно
отобраны из языка и использованы для
выражения мыслей и чувств
различные языковые единицы?».
Б.Н.Головин



«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». В. Г. Короленко«К

Слайд 25«Самое удивительное в том, что
писатель-мастер умеет,
взяв обычные, всем

известные слова,
показать, сколько оттенков смысла
скрывается и открывается в

его
мыслях, чувствах». И. Н. Горелов
«Читатель проникает в мир образов
художественного произведения
через его речевую ткань». М. Н. Кожина «Язык не есть только говор, речь: язык
есть образ всего внутреннего
человека, всех сил, умственных и
нравственных». И. А. Гончаров


«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается

Слайд 26 «Мне показался очень интересным используемый автором

образ окна: около него Гришка любил стоять (20), к нему

они встали с Нюшей для разговора о «чем-то важном» (14), и к нему попятилась Нюша, после того как мальчик задал ей свой вопрос (26). Через окно в больницу попадает солнечные лучи, и в тексте оно становится символом источника света, то есть надежды. Именно у него «спасались» от коридора темноты Нюша, Гришка и жираф».


«Мне показался очень интересным используемый автором образ окна: около него Гришка любил стоять

Слайд 27 «А я думаю, что талант

писателя проявляется не только в том, что в тексте названо

и описано, но и в том, что не названо, однако в тексте читается во многом, незримо присутствует (образ смерти)».

«Образ смерти автор передал метафорой «самый хищный зверь». И правда, кто может победить её? И поэтому сразу понятно становится, почему автор употребил эпитет «отчаянный енот».



«А я думаю, что талант писателя проявляется не только в том, что

Слайд 28Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика