Слайд 1Гигиена детей и подростков –
наука об охране и укреплении
подрастающего поколения.
ЦЕЛЬ: Изучает влияние естественных и искусственных факторов, возникающих в
результате деятельности человека, а также условий труда, быта на растущий организм, его развитие и здоровье.
Слайд 2
ЗАДАЧИ: разработать мероприятия и нормы направленные на охрану и укрепление
здоровья детей и подростков.
Слайд 3МЕТОДЫ:
Гигиенического наблюдения – исследование среды и р-ции организма на ее
изменения
Естественного гигиенического эксперимента – наблюдается взаимодействие между организмом и изучаемым
фактором
Лабораторного эксперимента – применяют в дополнение к предыдущему.
Санитарно – статистический – при изучении проблем здоровья детей и подростков.
Слайд 4ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ связана с :
возрастной анатомией,
физиологией,
педиатрией,
гигиеной питания,
эпидемиологией,
микробиологией
Слайд 5ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА.
Новорожденности 1 – 10 дней
Грудной возраст
- до 1 года
Преддошкольный - до 3 лет
Дошкольный – до
7 лет
Школьный возраст
- младший 7 – 10 лет
- средний 11 – 14 лет
- старший 15 – 18 лет
Слайд 6УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОШКОЛЬНЫЕ
ШКОЛЬНЫЕ
Слайд 7ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
проектирования и строительства ДОУ
Групповой изоляции в здании и на
участке.
Обеспечение двигательной активности.
Создание благоприятного воздушно- теплового режима.
Обеспечение достаточного естественного освещения
и инсоляции.
Создание условия для организации рационального питания.
Слайд 8ЗАДАЧИ И ОБЯЗАННОСТИ ВРАЧА В ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ
Проведение медицинских осмотров
Наблюдение за
состоянием здоровья
Проведение профилактических осмотров
Оказание медицинской помощи
Выявление заболевших детей
Проведение санитаро –
противоэпидемических мероприятий
Контроль за пищеблоком
Ведение медицинской документации
Слайд 9ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
Здоровье родителей (вредные привычки, образ жизни,
заболеваемость).
Природно-климатический (холодный, жаркий климат).
Социальный (питание, образ жизни, социальное благополучие)
Эпидемиологический (инфекционные
заболевания, прививочные мероприятия)
Экологический
Слайд 10СЕКУЛЯРНЫЙ ТРЕНД
Акселерация
Ретардация
Грациолизация
Слайд 11ТЕОРИИ СЕКУЛЯРНОГО ТРЕНДА
Алиментарная
Электромагнитная
Гелиогенная
Генетическая
Слайд 12Школьный участок:
40–50 м2 на одного учащегося
и
50-70 м2 –
в школах-интернатах
Слайд 13 Зоны участка:
1. зона
школьного здания
2. спортивная – 30-40%
участка
3. учебно-опытная – 6-10%
4. зона отдыха
5. хозяйственная
6. зона зеленых насаждений – 40%
Слайд 14По характеру учебного заведения школы делятся:
1. начальные
2. неполные средние
3. средние
4.
вечерние
5. специализированные
(гимназии, лицеи, с углубленным
изучением того или иного предмета и т.д.)
Слайд 15 По состоянию здоровья
школьников:
1. массовые
общеобразовательные
для здоровых детей
2. для детей с пороками развития
3. школы санаторного типа
Слайд 16Школьное здание:
1. основные помещения (классные комнаты, кабинеты, лаборатории, мастерские
и
спортивные залы)
2. вспомогательные
(рекреации, коридоры, вестибюли, гардероб, столовая, актовый зал,
библиотека, сан.блок)
3. служебные
(кабинет директора, завуча, учительская, медицинские кабинет)
Слайд 17 Классная комната:
Площадь – 60-66 м2,
на одного ребенка – 2,5
м2.
Глубина – не более 6 м.
Длина – не более 8
м.
Высота – 3,5 м.
Объем – 8,75 м3 на одного
ребенка.
Слайд 19 Спортивный зал:
площадь – 288 м2,
на одного ребенка – 4
м2,
высота – 6 м2,
кубатура – 20 м3
Слайд 20Естественная освещенность:
КЕО – 1,5%
СК – 1:4
глубина учебной
комнаты
не более 6 м.
Слайд 22Воздушно-тепловой режим:
коэффициент аэрации – 1:50
относительная влажность –
40-60%
скорость движения воздуха
– 0,2 м/сек
температура – 18-20 с0
Слайд 23Школьная мебель способствует:
ГАРМОНИЧНОМУ ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ
ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ
СО СТОРОНЫ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Слайд 24Школьный стул:
Высота = длина голени
+ 2 см на
каблук
Глубина = 2/3 длины бедра
Слайд 25Показатели
школьной парты:
Дистанция сидения (расстояние между передним краем скамьи
Дистанция
спинки (расстояние между спинкой парты и краем крышки стола)
и задним
краем крышки парты)
Высота спинки скамьи
Слайд 26МАРКИРОВКА МЕБЕЛИ
РОСТ 100 – 115 – ОРАНЖЕВЫЙ
РОСТ 115 -130 СМ
– ФИОЛЕТОВЫЙ
РОСТ 130 – 145 СМ – ЖЕЛТЫЙ
РОСТ 145 –
160 СМ – КРАСНЫЙ
РОСТ 160 – 175 СМ – ЗЕЛЕНЫЙ
РОСТ БОЛЕЕ 175 СМ – ГОЛУБОЙ
Слайд 27МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Сигмальных отклонений
Шкала регрессии
Центильный метод
Слайд 28КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Уровень биологического развития
Морфо-функциональное состояние (шкала регрессии)
Слайд 29ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА
Устанавливают уровень биологического развития по:
росту
количеству постоянных зубов
степени развития
вторичных половых признаков
Определяют морфофункциональное состояние организма с учетом групп здоровья
Слайд 30ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ
Здоровые
Имеющие некоторые функциональные нарушения, перенесшие инфекционные заболевания; часто болеющие
ОРЗ; с физическими недостатками
Страдающие хроническими заболеваниями в стадии ремиссии;
дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с компенсированными функциями
Слайд 31Страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии, с частыми обострениями, в
стадии компенсации; с физическими недостатками ограничивающими возможность обучения и труда
Страдающие
тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Дети инвалиды