Разделы презентаций


Гигиена детей и подростков. Закономерности роста и развития детского

Содержание

Социальная периодизация, основанная на опыте работы с детскими и подростковыми контингентами, устанавливает следующие вековые периоды:• преддошкольный к 3-ым годам;• дошкольный от 3 до 7 (6) лет;• младший школьный от 7 (6)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Гигиена детей и подростков. Закономерности роста и развития детского организма.Гигиена

трудового, физического, психофизиологического обучения и воспитания детей и подростков.Гигиенические основы

планирования и оборудования дошкольных и школьных заведений, методика их гигиенической оценки.
Гигиена детей и подростков. Закономерности роста и развития детского организма.Гигиена трудового, физического, психофизиологического обучения и воспитания детей

Слайд 2Социальная периодизация, основанная на опыте работы с детскими и подростковыми

контингентами, устанавливает следующие вековые периоды:
• преддошкольный к 3-ым годам;
• дошкольный

от 3 до 7 (6) лет;
• младший школьный от 7 (6) до 10 лет;
• средний школьный от 11 до 14 лет;
• подростковый от 15 до 18 лет.

Вековая периодизация

Социальная периодизация, основанная на опыте работы с детскими и подростковыми контингентами, устанавливает следующие вековые периоды:• преддошкольный к

Слайд 3Биологическая периодизация
• новорожденности от 1 до 10 дней;
• грудной возраст

от 11 дней до года;
• раннее детство от в 1

году до 3 годов;
• первое детство от 4 до 7 лет;
• второе детство: мальчики от 8 до 12 лет; девочки от 8 до 11 лет;
• подростковый возраст: мальчики от 13 до 16 лет; девочки от 12 до 15 лет;
• юношеский возраст: юноши от 17 к в 21 году; девушки от 16 до 20 лет.
Биологическая периодизация• новорожденности от 1 до 10 дней;• грудной возраст от 11 дней до года;• раннее детство

Слайд 4Оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый (реакции адекватные силе раздражителей, кора большого

мозга находится в состоянии оптимальной работоспособности, условные рефлексы стойки, формируются

легко и быстро, дети товарищеские, инициативные, дисциплинированные).
Оптимально возбудимый, уравновешенный, вялый (медленный и условные рефлексы образуются медленно, но являются стойкими, дети владеют достаточным языковым запасом, спокойные, настойчивые, дисциплинированные).

Типы высшей нервной деятельности

Оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый (реакции адекватные силе раздражителей, кора большого мозга находится в состоянии оптимальной работоспособности, условные

Слайд 5Сильный, повышенно-возбудимый, неуравновешенный (сниженная регулировочная функция коры большого мозга, процессы

возбуждения существенно преобладают над процессами торможения, реакции достаточно часто неадекватные,

наблюдается повышенная эмоциональность, иногда даже агрессивность).
Слабый, сниженно-возбудимый (условные рефлексы формируются медленно, процессы внутреннего торможения ослабленные, сильные раздражители вызывают быструю утомляемость, имеет место склонность к нервным расстройствам.
Сильный, повышенно-возбудимый, неуравновешенный (сниженная регулировочная функция коры большого мозга, процессы возбуждения существенно преобладают над процессами торможения, реакции

Слайд 6наличие, или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний
уровень функционального состояния

основных систем организма;
степень сопротивляемости организма влиятельные неблагоприятных факторов окружающей среды;
уровень

достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности.

Критерии оценки состояния здоровья

наличие, или отсутствие на момент обследования хронических заболеванийуровень функционального состояния основных систем организма;степень сопротивляемости организма влиятельные неблагоприятных

Слайд 7К первой группе принадлежат дети и подростки, в которых отсутствуют

хронические заболевания, которые не болели, или редко болели, имеют нормальное

физическое и нервно-психическое развитие, которое отвечает их возрасту и полу. Учебную, трудовую и спортивную деятельность этих детей организуют без ограничений. Врач проводит лишь их плановый профилактический осмотр и общеоздоровительные мероприятия.
К первой группе принадлежат дети и подростки, в которых отсутствуют хронические заболевания, которые не болели, или редко

Слайд 8Ко второй группе относят детей и подростков, которые не имеют

хронических заболеваний, но имеют некоторые функциональные и морфологические отклонения, что

не влияют на их самочувствие и работоспособность, и которые часто и продолжительно болеют. Это дети группы риска и для них врач создает комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на предотвращение развития хронической патологии. Этот комплекс включает гигиенические рекомендации для повышения резистентности организма посредством неспецифических мероприятий. Эта закалка организма благодаря природным факторам, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация. Медицинские осмотры проводятся в индивидуальном порядке.
Ко второй группе относят детей и подростков, которые не имеют хронических заболеваний, но имеют некоторые функциональные и

Слайд 9К третьей группе принадлежат дети с хроническими заболеваниями или с

компенсированной прирожденной патологией с обострениями хронических заболеваний легкой степени, когда

мало нарушается общее состояние и самочувствие. Это больные дети и подростки в состоянии компенсации. Они находятся на диспансерном наблюдении у врачей разного профиля и получают соответствующую необходимую лечебную и профилактическую помощь. Особенностью учебного процесса для них является щадящий режим дня, длительный отдых и хороший ночной сон, ограничение физической нагрузки.
К третьей группе принадлежат дети с хроническими заболеваниями или с компенсированной прирожденной патологией с обострениями хронических заболеваний

Слайд 10К 4 –ой группе принадлежат дети с хроническими или прирожденными

недостатками развития в состоянии субкомпенсации, при котором нарушается общее состояние

и самочувствие, с длинным периодом реконвалесценции. К этим детям должно быть особенное внимание, врачи разных специальностей должны проводить диспансеризацию детей соответственно действующим методическим рекомендациям, а в детских учреждениях этим детям создается специальный режим.
К 4 –ой группе принадлежат дети с хроническими или прирожденными недостатками развития в состоянии субкомпенсации, при котором

Слайд 11В 5-ю группу относятся дети и подростки с тяжелыми хроническими

заболеваниями в состоянии декомпенсации и значительно сниженными функциональными возможностями. Они

находятся под постоянным наблюдением врачей.
В 5-ю группу относятся дети и подростки с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и значительно сниженными

Слайд 12Гигиена физического развития
1) Соматоскопические критерии
Состояние костно- мышечного аппарата
Формы грудной клетки,

спины
Степень полового созревания

Гигиена физического развития1) Соматоскопические критерииСостояние костно- мышечного аппаратаФормы грудной клетки, спиныСтепень полового созревания

Слайд 13Основные виды осанки
Основные виды осанки (а – лордотичная ; б

– кифотичная ;
в – правильная ; г – сутулуватая

; д – выпрямленая)
Основные виды осанкиОсновные виды осанки (а – лордотичная ; б – кифотичная ; в – правильная ;

Слайд 14Методика измерения глубины физиологичных изгибов позвоночника и основные виды сколиозов


Методика измерения глубины физиологичных изгибов позвоночника (1)
но основные виды

сколиозов (2)
(1–4 – длина позвоночника; 2 – шейный изгиб; 3 – поясничный изгиб;
а – грудной правонний; б – общий левосторонний; в – S–подобний)
Методика измерения глубины физиологичных изгибов позвоночника и основные виды сколиозов Методика измерения глубины физиологичных изгибов позвоночника (1)

Слайд 15Искривление позвоночника

Искривление позвоночника

Слайд 16Сколиозиметр

Сколиозиметр

Слайд 17Формы грудной клетки

Формы грудной клетки

Слайд 18Плантография

Плантография

Слайд 19Определение плоскостопия

Определение плоскостопия

Слайд 20Формы нижних конечностей

Формы нижних конечностей

Слайд 212) Соматометрические критерии
Длина тела и отдельных его частей
Масса тела
Диаметры и

обводы

2) Соматометрические критерииДлина тела и отдельных его частейМасса телаДиаметры и обводы

Слайд 223) физиометричиские критерии
ЖЕЛ,мышечная сила, сила мышц спины

3) физиометричиские критерииЖЕЛ,мышечная сила, сила мышц спины

Слайд 23Оценка физического развития
1) метод сигмальных отклонений
2) оценка физического развития за

шкалами регрессии
3) комплексный метод
4) центильный метод

Оценка физического развития1) метод сигмальных отклонений2) оценка физического развития за шкалами регрессии3) комплексный метод4) центильный метод

Слайд 24Профиль физического развития

Профиль физического развития

Слайд 25Факторы, что формируют здоровье
К числу благоприятных факторов относят:
Рациональный режим суточной

деятельности.
Адекватное и сбалансированное питание.
Соответствие окружающей среды гигиеническим требованиям.
Оптимальный двигательный режим.
Закалка.
Наличие

гигиенических навыков и здоровый образ жизни.
Факторы, что формируют здоровьеК числу благоприятных факторов относят:Рациональный режим суточной деятельности.Адекватное и сбалансированное питание.Соответствие окружающей среды гигиеническим

Слайд 26К числу неблагоприятных факторов принадлежат:
Нарушение режима дня и учебно–воспитательного процесса.
Недостатки

в организации питания.
Нарушение гигиенических требований к условиям игровой, учебной и

трудовой деятельности.
Недостаточная или избыточная двигательная активность.
Неблагоприятный психологический климат в семье и в коллективе.
Отсутствие гигиенических навыков, наличие вредных привычек.
К числу неблагоприятных факторов принадлежат:Нарушение режима дня и учебно–воспитательного процесса.Недостатки в организации питания.Нарушение гигиенических требований к условиям

Слайд 27
Гигиенические требования к планированию, благоустройству,

оборудованию детских дошкольных учреждений и школ


Основными гигиеническими принципами проектирования детских

дошкольных заведений является:

- соблюдение групповой изоляции;
- создание благоприятного воздушно-теплового режима;
- обеспечение оптимального освещения и инсоляции;
- обеспечение условий для двигательной активности детей;
- создание условий для организации рационального питания;
- объединение помещений за функциональным назначением.
Гигиенические требования к планированию, благоустройству, оборудованию детских дошкольных учреждений и школОсновными гигиеническими

Слайд 28Основными гигиеническими принципами проектирования общеобразовательных школ является:
- обеспечение благоприятных условий

для учебно-воспитательного процесса;
- обеспечение оптимального светового режима;
- создание условий для

физического воспитания;
- создание условий для работы групп продленного дня;
- обеспечение условий для организации рационального питания
учеников;
- создание условий для отдыха детей и подростков;
- создание условий для организации культурно-массовой работы.
Основными гигиеническими принципами проектирования общеобразовательных школ является:- обеспечение благоприятных условий для учебно-воспитательного процесса;- обеспечение оптимального светового режима;-

Слайд 29детские заведения
К детским заведениям принадлежат:
детские дошкольные (ясли, детские садики)
детские

образовательные (общеобразовательные и специализированные школы — лицеи, гимназии — разного

типа) и
внешкольные (дворцы, дома детей и юношества, летние лагеря) заведения.
детские заведенияК детским заведениям принадлежат: детские дошкольные (ясли, детские садики)детские образовательные (общеобразовательные и специализированные школы — лицеи,

Слайд 30Радиус обслуживания детских заведений
Для дошкольных заведений радиус обслуживания должен составлять

0,3—0,5км
для школьников младших классов — до 0,5 км
для

школьников средних классов — до 1 км;
для школьников старших классов —-до 1,5 км
в сельской местности (при условии организованного подвоза детей специально выделенным и пригодным транспортом) - до 3 км.
Радиус обслуживания детских заведенийДля дошкольных заведений радиус обслуживания должен составлять 0,3—0,5км для школьников младших классов — до

Слайд 31Требования к земельному участку
Земельные участки должны отвечать гигиеническим нормативам:
размещать

в экологически самых пригодных местах
на определенном отдалении от источников

загрязнения атмосферного воздуха
шума и больших транспортных магистралей.
Требования к земельному участкуЗемельные участки должны отвечать гигиеническим нормативам: размещать в экологически самых пригодных местах на определенном

Слайд 32На территории земельного участка детского дошкольного заведения следует предусмотреть:
наличие

групповых площадок для детей разного возраста
общей физкультурной площадки
огорода-ягодника


хозяйственной зоны и пешеходных дорожек.
На территории земельного участка детского дошкольного заведения следует предусмотреть: наличие групповых площадок для детей разного возраста общей

Слайд 33современные типы общеобразовательных школ
К современным типам общеобразовательных школ принадлежат такие:


начальные
основные и средние школы
гимназии и лицеи.

современные типы общеобразовательных школК современным типам общеобразовательных школ принадлежат такие: начальные основные и средние школы гимназии и

Слайд 34Застройка учебно-воспитательных заведений осуществляется за тремя основными системами:
компактной (централизованной)


блочной (секционной)
павильонной (децентрализованной).

Застройка учебно-воспитательных заведений осуществляется за тремя основными системами: компактной (централизованной) блочной (секционной)павильонной (децентрализованной).

Слайд 35Функциональные зоны учебного заведения
На участках учебного заведения должны быть

расположены такие функциональные зоны:
учебная
учебно-опытная (учебно-производственная)
физкультурно-спортивная
хозяйственная
жилищная

(при наличии общежитий, спальных корпусов и тому подобное)
зона отдыха.
Функциональные зоны учебного заведения На участках учебного заведения должны быть расположены такие функциональные зоны: учебная учебно-опытная (учебно-производственная)

Слайд 36Высота зданий общеобразовательных школ не должна превышать трех-четырех этажей

Высота зданий общеобразовательных школ не должна превышать трех-четырех этажей

Слайд 37высота этажей (от пола к полу вишеразмещенного этажа) должна быть

не меньшей чем 3,6 м.
высота лекционных помещений (на 50

мест и больше), актовых залов, физкультурно-спортивных сооружений — не меньше чем 4,2 м.
высота этажей (от пола к полу вишеразмещенного этажа) должна быть не меньшей чем 3,6 м. высота лекционных

Слайд 38В составе школьных зданий должны быть предусмотрены 3 группы помещений

:
основные (учебные кабинеты, классные комнаты, лаборатории, учебные мастерскые, спортивный зал)


вспомогательные (библиотека, рекреационные помещения, столовая, буфет, актовый зал, амбары, складские помещения, туалеты и др.)
служебные (кабинеты для администрации, учительские, медицинский кабинет и др.) помещения.
В составе школьных зданий должны быть предусмотрены 3 группы помещений :основные (учебные кабинеты, классные комнаты, лаборатории, учебные

Слайд 39Требования к классной комнате
Наилучшая форма классной комнаты — прямоугольная (глубина

6—6,3 м, длина — 8—8,4 м) с соотношением глубины к

ширине 3:4.
Расстояние от первого ряда парт к доске должно составлять 1,6— 2 м, высота потолка — З—3,5 г. Размещения окон — левостороннее, угол рассмотрения (угол между линией взгляда и плоскостью классной доски в горизонтальной плоскости) должен быть не меньшим как З0° —35°.
Требования к классной комнатеНаилучшая форма классной комнаты — прямоугольная (глубина 6—6,3 м, длина — 8—8,4 м) с

Слайд 40Основные размеры школьной парты
(1 – высота переднего края стола; 2

– высота заднего края стола; 3 – ширина горизонтальной части

крышки; 4 – ширина покатой части крышки; 5 – высота сидения; 6 – глубина сидения; 7 – ширина сидения; 8 – дистанция спинки;
9 – дистанция сидения; 10 – диференциация)
Основные размеры школьной парты(1 – высота переднего края стола; 2 – высота заднего края стола; 3 –

Слайд 41Дистанция сидения
Дистанция сидения (расстояние от заднего края стола к переднему

краю сидения в горизонтальной плоскости) должна быть отрицательной, то есть

сидение стула должно заходить за край стола на 3—4 см (для группы А), 5—б см (для групп Б и В) и 7—8 см (для групп ГИД).
Дистанция сиденияДистанция сидения (расстояние от заднего края стола к переднему краю сидения в горизонтальной плоскости) должна быть

Слайд 42Разные варианты дистанции сидения
(А – отрицательная; Б – нулевая;

В – позитивная)

Разные варианты дистанции сидения (А – отрицательная; Б – нулевая; В – позитивная)

Слайд 43Диференциация
Диференциация (расстояние от заднего края стола к сидению в вертикальной

плоскости) должен превышать на 5—6 см расстояние от плоскости сидения

к локтю свободно опущенной руки школьника, который сидит.
ДиференциацияДиференциация (расстояние от заднего края стола к сидению в вертикальной плоскости) должен превышать на 5—6 см расстояние

Слайд 44Положение тела при малом (а) и большом (б) размере диференциации

Положение тела при малом (а) и большом (б) размере диференциации

Слайд 45Правильная и неправильная посадка
Правильная (а) и неправильная посадка (б—сидение за

низким столом; в, г- сидение за высоким столом).

Правильная и неправильная посадкаПравильная (а) и неправильная посадка (б—сидение за низким столом; в, г- сидение за высоким

Слайд 46ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНО –ВОСПЕТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.
Гигиеническая оценка режима дня,

расписания занятий и урока.
С целью гигиенической оценки режима дня детей

и подростков используют методы анкетирования, интервьюирования и хронометражных наблюдений.
В ходе исследований необходимо получить информацию о наличии и длительности в режиме дня основных режимных элементов (сон, учебная деятельность в школе, режим питания, отдых с пребыванием на свежем воздухе, подготовка домашних -заданий, выполнения домашних обязанностей, свободное время), правильность и целесообразность их взаиморасположения, соответствие состояния здоровья, веково—половым, анатомо— физиологичным и функциональным особенностям организма и индивидуальным склонностям ребенка.
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНО –ВОСПЕТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.Гигиеническая оценка режима дня, расписания занятий и урока.С целью гигиенической оценки

Слайд 47Контроль за учебным расписанием связан с определением времени занятий в

школе, длительности уроков, перемен между ними и изменениями, соответствия количества

уроков на протяжении года и недели учебному плану.
Контроль за учебным расписанием связан с определением времени занятий в школе, длительности уроков, перемен между ними и

Слайд 48Санитарно-гигиеническое наблюдение за расписанием занятий
Основными элементами санитарно-гигиенического наблюдения

за расписанием занятий является определение соответствия распределения и дежурства предметов

на протяжении учебного дня и учебной недели состояния здоровья и морфофункциональными возможностям организма детей и подростков, учет особенностей физиологичной кривой работоспособности учеников, изучение степени сложности предметов и характера их взаиморасположения (наличие сдвоенных уроков из одного предмета, размещение рядом уроков из предметов, подобных по содержанию или за видом деятельности, например, родной язык тот иностранный язык, алгебра и геометрия и т.д.).
Санитарно-гигиеническое наблюдение за расписанием занятий  Основными элементами санитарно-гигиенического наблюдения за расписанием занятий является определение соответствия распределения

Слайд 49Гигиеническая оценка организации урока
Гигиеническая оценка организации урока предусматривает исследование условий

его проведения, особенностей представления учебного материала, методики и наглядности преподавания,

степени развития усталости учеников в ходе учебного процесса, проведение хронометражных наблюдений по продолжительности основных структурных элементов урока (организационная часть, проверка домашнего задания, основная часть закрепление нового материала, заключительная часть).
Гигиеническая оценка организации урокаГигиеническая оценка организации урока предусматривает исследование условий его проведения, особенностей представления учебного материала, методики

Слайд 50гигиеническая оценка урока физической культуры
К особенностям гигиенической оценки урока физической

культуры следует отнести проведение хронометражных наблюдений (вводная. подготовительная, основная (формирование

двигательных навыков и подвижние игры) и заключительная части), определения общей и проворной плотности урока, а также степени физической подготовленности детей, построение физиологичных кривых физической нагрузки, использования функциональных проб (ортостатическая проба, проба Мартине—Кушелевского, проба с дозированной мышечной нагрузкой, модифицированная проба Летунова)
гигиеническая оценка урока физической культурыК особенностям гигиенической оценки урока физической культуры следует отнести проведение хронометражных наблюдений (вводная.

Слайд 51Санитарно-гигиеническая оценка урока трудового обучения
Санитарно-гигиеническая оценка урока трудового обучения школьников

предусматривает проведение хронометражных наблюдений, осуществление контроля за характером, режимом и

условиями обучения, определения соответствия оборудования мастерских росту учеников, оценку функционального состояния детей и подростков в ходе трудовой деятельности.
Санитарно-гигиеническая оценка урока трудового обученияСанитарно-гигиеническая оценка урока трудового обучения школьников предусматривает проведение хронометражных наблюдений, осуществление контроля за

Слайд 52Санитарная экспертиза полиграфического оформления школьных учебников
Санитарная экспертиза полиграфического оформления школьных

учебников предусматривает определение общих сведений об учебном пособии (автор, название,

место и год издания, назначения), характеристик бумаги (цвет, особенности поверхностей, полупрозрачные), шрифта (гарнитура, высота основных штрихов, толщина, расстояние между штрихами), набора (расстояние между буквами и словами (апрош) и строчками (интерлиньяж), длина строки, ширина полей, однотипность шрифта, наличие петита и курсива, плотность набора), печати (четкость, интенсивность, равномерность, особенности типографской краски), внешнего оформления (масса, габариты, формат, брошюрование, оправление) и проведения лабораторных исследований (содержание древесины в бумаге, микробное загрязнение учебника).
Санитарная экспертиза полиграфического оформления школьных учебниковСанитарная экспертиза полиграфического оформления школьных учебников предусматривает определение общих сведений об учебном

Слайд 53Санитарная экспертиза детской игрушки
Санитарная экспертиза детской игрушки предопределяет необходимость определения

общих сведений об игрушке, ее размерах, массе, форме и прочности,

материале, из которого она изготовлена, запах, прочность фиксации красителей, характеристики оптических свойств, силы звука, электросилового напряжения и бактериального загрязнения изделия.
Санитарная экспертиза детской игрушкиСанитарная экспертиза детской игрушки предопределяет необходимость определения общих сведений об игрушке, ее размерах, массе,

Слайд 58Благодарю за внимание

Благодарю за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика