Слайд 1
Государственная итоговая аттестация по физике в новой форме
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2
Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется заданиями КИМ
(из спецификации
                                                            
                                    
КИМов в 2013 году)
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3 1. Умение формулировать (различать) цели проведения (гипотезу) и выводы
                                                            
                                    описанного опыта или наблюдения.
2. Умение конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок
                                    проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой.
3. Умение проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе, выраженных в виде таблицы или графика.
4. Умение использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых измерений физических величин (расстояния, промежутка времени, массы, силы, силы тока, электрического напряжения) и косвенных измерений физических величин (плотности вещества; силы Архимеда; коэффициента трения скольжения; жесткости пружины; периода и частоты колебаний математического маятника; момента силы, действующего на рычаг; работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока; работы силы трения; оптической силы собирающей линзы; электрического сопротивления резистора; работы и мощности тока).
Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями:
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4
Рекомендации по проведению Г(И)А по физике
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Комплект № 1
весы электронные
измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 250
                                                            
                                    
мл,       C = 2
                                    мл
стакан с водой
цилиндр стальной на нити V = 26 см3,        m = 196 г, обозначенный №1
цилиндр алюминиевый на нити V = 26 см3,      m = 70,2 г, обозначенный № 2
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Экспериментальное задание с использованием комплекта № 1.
Определение плотности твердого тела
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Образец возможного выполнения задания
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Комплект № 2
динамометр с пределом измерения  1 Н 
                                                            
                                    
(С = 0,02 Н)
стакан с водой
пластиковый цилиндр на нити V
                                    = 56 см3,    m = 66 г, обозначенный № 1
цилиндр алюминиевый на нити V = 36 см3,    m = 99 г, обозначенный № 2
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Экспериментальное задание с использованием комплекта № 2.
Определение выталкивающей силы, действующей
                                                            
                                    
на тело, погруженное в жидкость
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Образец возможного выполнения задания
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Комплект № 3
штатив лабораторный с муфтой и лапкой
пружина жесткостью (50±2)
                                                            
                                    
Н/м
3 груза массой по  (100±2) г
динамометр школьный с пределом
                                    измерения 5 Н (С = 0,1 Н)
линейка длиной 300 мм с миллиметровыми делениями
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Экспериментальное задание с использованием комплекта № 3.
Определение жесткости пружины
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Образец возможного выполнения задания
х = 2 см = 0,02 м
                                                            
                                    
    Р = 1 Н
4)  k
                                    = 40 H/м
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Экспериментальное задание с использованием комплекта № 3.
Изучение зависимости силы упругости,
                                                            
                                    
возникающей в пружине, от степени деформации пружины
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Образец возможного выполнения задания
Схема экспериментальной установки
Результаты измерений
3)  Вывод: При
                                                            
                                    
увеличении растяжения пружины сила упругости, возникающая в пружине, также увеличивается
                                    
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Комплект № 4
брусок с крючком на нити m = 50
                                                            
                                    
г
3 груза массой по (100±2) г
динамометр школьный с пределом измерения
                                    1 Н        (С = 0,02 Н)
направляющая (коэффициент  трения бруска по направляющей приблизительно 0,2)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Экспериментальное задание с использованием комплекта № 4.
Определение коэффициента трения скольжения
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Образец возможного выполнения задания
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Экспериментальное задание с использованием комплекта № 4.
Определение работы силы трения
                                                            
                                    
при равномерном движении тела по горизонтальной поверхности
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Образец возможного выполнения задания
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Экспериментальное задание с использованием комплекта № 4.
Исследование зависимости силы трения
                                                            
                                    
скольжения от силы нормального давления
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Образец возможного выполнения задания
Схема экспериментальной установки
Результаты измерений
3)  Вывод: При
                                                            
                                    
увеличении силы нормального давления сила трения скольжения, возникающая между бруском
                                    и поверхностью направляющей, также увеличивается 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Комплект № 5
источник питания постоянного тока 5,4 В
вольтметр двухпредельный: предел
                                                            
                                    
измерения 3 В, С = 0,1 В; предел измерения 6
                                    В, С = 0,2 В
амперметр двухпредельный: предел измерения 3 А, С = 0,1 А; предел измерения 0,6 А, С = 0,02 А
переменный резистор (реостат), сопротивлением 10 Ом
резистор R5 = 8,2 Ом, обозначить R1
резистор, R3 = 4,7 Ом, обозначить R2
соединительные провода, 8 шт.
Ключ
рабочее поле
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Экспериментальное задание с использованием комплекта № 5.
Определение электрического сопротивления резистора
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Образец возможного выполнения задания
Измерение сопротивления R3:
    I
                                                            
                                    
= 0,3 А   U = 1,4 В
4) 
                                    R = Ом 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Экспериментальное задание с использованием комплекта № 5.
Определение мощности электрического тока,
                                                            
                                    
выделяемой на резисторе
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Образец возможного выполнения задания
3)  Измерение мощности на R5:
 
                                                            
                                    
  U = 1,6 В   I =
                                    0,2 А
4)  P = 0,32 Вт
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Экспериментальное задание с использованием комплекта № 5.
Определение работы электрического тока,
                                                            
                                    
протекающего через резистор
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29Образец возможного выполнения задания
Измерение работы на R : 
 
                                                            
                                    
  U = 1,6 В  I = 0,2
                                    А
    t = 5 мин = 300 с
4)  A =  Дж
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30Экспериментальное задание с использованием комплекта № 5.
Исследование зависимости силы тока,
                                                            
                                    
протекающего через резистор, от электрического напряжения на резисторе
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31Образец возможного выполнения задания
Схема экспериментальной установки
Результаты измерений
3)  Вывод: При
                                                            
                                    
увеличении напряжения между концами проводника сила тока в проводнике также
                                    увеличивается 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32Экспериментальное задание с использованием комплекта № 5.
Проверка правила сложения напряжений
                                                            
                                    
при последовательном соединении двух резисторов
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33Образец возможного выполнения задания
Схема экспериментальной установки
Результаты измерений
   
                                                            
                                    Напряжение на резисторе R3: U3=1,1 В
    Напряжение
                                    на резисторе R5: U5=1,9 В
    Общее напряжение на концах цепи из двух резисторов:  U = 3 В
3)  Сумма напряжений  U3 + U5 = 3 В
4)  Вывод: Общее напряжение на двух последовательно соединенных резисторах равно сумме напряжений на каждом из резисторов.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34Экспериментальное задание с использованием комплекта № 5.
Проверка правила для силы
                                                            
                                    
тока при параллельном соединении резисторов
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 35Образец возможного выполнения задания
Схема экспериментальной установки
Результаты измерений
   
                                                            
                                    Сила тока в резисторе R3: I3=0,32 А
   
                                    Сила тока в резисторе R5:  I5=0,2 А
    Общая сила тока в электрической цепи :  I = 0,52 А
3)  Сумма сил токов  I3 + I5 = 0,52 А 
4)  Вывод: При параллельном соединении резисторов общая сила тока до разветвления равна сумме сил тока в каждом из разветвлений.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 36Комплект № 6
собирающая линза, фокусное расстояние F1 = (97±5) мм,
                                                            
                                    
обозначенная Л1
линейка длиной 300 мм с миллиметровыми делениями
экран
направляющая (оптическая скамья)
держатель
                                    для экрана
источник питания постоянного тока 5,4 В
соединительные провода
Ключ
лампа на держателе
слайд «модель предмета»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 37Экспериментальное задание с использованием комплекта № 6.
Определение оптической силы собирающей
                                                            
                                    
линзы
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 38Образец возможного выполнения задания
                            							
														
						 
											
                            Слайд 39Экспериментальное задание с использованием комплекта № 6.
Определение свойств изображения, полученного
                                                            
                                    
с помощью собирающей линзы
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 40Образец возможного выполнения задания
1) Схема экспериментальной установки
2) Определение фокусного расстояния
                                                            
                                    
собирающей линзы с помощью удаленного окна (F=9,7 см)
3) Результаты измерений
4)
                                     Вывод: При удалении предмета от линзы изображение предмета из мнимого переходит в действительное, а его размеры уменьшаются. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 41Комплект № 7
штатив с муфтой и лапкой
специальная мерная лента с
                                                            
                                    
отверстием
груз массой (100±2) г
электронный секундомер 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 42Экспериментальное задание с использованием комплекта № 7.
Определение периода и частоты
                                                            
                                    
колебаний математического маятника
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 43Образец возможного выполнения задания
Схема экспериментальной установки
Измеряем время 10 полных колебаний
                                                            
                                    
при длине нити 25 см: 
    
                                    t = 13,95с  N = 10
T = t/N = 1,395 c
ν = N/t = 0,72 Гц 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 44Экспериментальное задание с использованием комплекта № 7.
Изучение зависимости периода колебаний
                                                            
                                    
математического маятника от длины нити
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 45Образец возможного выполнения задания
Схема экспериментальной установки
Результаты измерений
3)  Вывод: При
                                                            
                                    
увеличении длины маятника период колебаний увеличивается. Как видно из графика,
                                    достоверно можно утверждать, что период колебаний не прямо пропорционален его длины.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 46Комплект № 8
штатив с муфтой
Рычаг
блок подвижный
блок неподвижный
Нить
3 груза массой по
                                                            
                                    
100±2 г
динамометр школьный с пределом измерения 5 Н  
                                      (С = 0,1 Н)
линейка длиной 300 мм с миллиметровыми делениями
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 47Экспериментальное задание с использованием комплекта № 8.
Определение момента силы, действующего
                                                            
                                    
на рычаг
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 48Образец возможного выполнения задания
                            							
														
						 
											
                            Слайд 49Экспериментальное задание с использованием комплекта № 8.
Определение работы силы упругости
                                                            
                                    
при подъеме груза с использованием подвижного блока
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 50Образец возможного выполнения задания
                            							
														
						 
											
                            Слайд 51Экспериментальное задание с использованием комплекта № 8.
Определение работы силы упругости
                                                            
                                    
при подъеме груза с использованием неподвижного блока
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 52Образец возможного выполнения задания
                            							
														
						 
											
                            Слайд 53Экспериментальное задание с использованием комплекта № 8.
Исследование равновесия рычага
                            							
														
						 
											
                            Слайд 54Образец возможного выполнения задания
3)  Вывод: При увеличении плеча силы
                                                            
                                    
величина силы, удерживающей рычаг в равновесии, уменьшается.