Слайд 1
Государственная итоговая аттестация по физике в новой форме
Слайд 2
Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется заданиями КИМ
(из спецификации
КИМов в 2013 году)
Слайд 3 1. Умение формулировать (различать) цели проведения (гипотезу) и выводы
описанного опыта или наблюдения.
2. Умение конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок
проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой.
3. Умение проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе, выраженных в виде таблицы или графика.
4. Умение использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых измерений физических величин (расстояния, промежутка времени, массы, силы, силы тока, электрического напряжения) и косвенных измерений физических величин (плотности вещества; силы Архимеда; коэффициента трения скольжения; жесткости пружины; периода и частоты колебаний математического маятника; момента силы, действующего на рычаг; работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока; работы силы трения; оптической силы собирающей линзы; электрического сопротивления резистора; работы и мощности тока).
Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями:
Слайд 4
Рекомендации по проведению Г(И)А по физике
Слайд 5Комплект № 1
весы электронные
измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 250
мл, C = 2
мл
стакан с водой
цилиндр стальной на нити V = 26 см3, m = 196 г, обозначенный №1
цилиндр алюминиевый на нити V = 26 см3, m = 70,2 г, обозначенный № 2
Слайд 6Экспериментальное задание с использованием комплекта № 1.
Определение плотности твердого тела
Слайд 7Образец возможного выполнения задания
Слайд 8Комплект № 2
динамометр с пределом измерения 1 Н
(С = 0,02 Н)
стакан с водой
пластиковый цилиндр на нити V
= 56 см3, m = 66 г, обозначенный № 1
цилиндр алюминиевый на нити V = 36 см3, m = 99 г, обозначенный № 2
Слайд 9Экспериментальное задание с использованием комплекта № 2.
Определение выталкивающей силы, действующей
на тело, погруженное в жидкость
Слайд 10Образец возможного выполнения задания
Слайд 11Комплект № 3
штатив лабораторный с муфтой и лапкой
пружина жесткостью (50±2)
Н/м
3 груза массой по (100±2) г
динамометр школьный с пределом
измерения 5 Н (С = 0,1 Н)
линейка длиной 300 мм с миллиметровыми делениями
Слайд 12Экспериментальное задание с использованием комплекта № 3.
Определение жесткости пружины
Слайд 13Образец возможного выполнения задания
х = 2 см = 0,02 м
Р = 1 Н
4) k
= 40 H/м
Слайд 14Экспериментальное задание с использованием комплекта № 3.
Изучение зависимости силы упругости,
возникающей в пружине, от степени деформации пружины
Слайд 15Образец возможного выполнения задания
Схема экспериментальной установки
Результаты измерений
3) Вывод: При
увеличении растяжения пружины сила упругости, возникающая в пружине, также увеличивается
Слайд 16Комплект № 4
брусок с крючком на нити m = 50
г
3 груза массой по (100±2) г
динамометр школьный с пределом измерения
1 Н (С = 0,02 Н)
направляющая (коэффициент трения бруска по направляющей приблизительно 0,2)
Слайд 17Экспериментальное задание с использованием комплекта № 4.
Определение коэффициента трения скольжения
Слайд 18Образец возможного выполнения задания
Слайд 19Экспериментальное задание с использованием комплекта № 4.
Определение работы силы трения
при равномерном движении тела по горизонтальной поверхности
Слайд 20Образец возможного выполнения задания
Слайд 21Экспериментальное задание с использованием комплекта № 4.
Исследование зависимости силы трения
скольжения от силы нормального давления
Слайд 22Образец возможного выполнения задания
Схема экспериментальной установки
Результаты измерений
3) Вывод: При
увеличении силы нормального давления сила трения скольжения, возникающая между бруском
и поверхностью направляющей, также увеличивается
Слайд 23Комплект № 5
источник питания постоянного тока 5,4 В
вольтметр двухпредельный: предел
измерения 3 В, С = 0,1 В; предел измерения 6
В, С = 0,2 В
амперметр двухпредельный: предел измерения 3 А, С = 0,1 А; предел измерения 0,6 А, С = 0,02 А
переменный резистор (реостат), сопротивлением 10 Ом
резистор R5 = 8,2 Ом, обозначить R1
резистор, R3 = 4,7 Ом, обозначить R2
соединительные провода, 8 шт.
Ключ
рабочее поле
Слайд 24Экспериментальное задание с использованием комплекта № 5.
Определение электрического сопротивления резистора
Слайд 25Образец возможного выполнения задания
Измерение сопротивления R3:
I
= 0,3 А U = 1,4 В
4)
R = Ом
Слайд 26Экспериментальное задание с использованием комплекта № 5.
Определение мощности электрического тока,
выделяемой на резисторе
Слайд 27Образец возможного выполнения задания
3) Измерение мощности на R5:
U = 1,6 В I =
0,2 А
4) P = 0,32 Вт
Слайд 28Экспериментальное задание с использованием комплекта № 5.
Определение работы электрического тока,
протекающего через резистор
Слайд 29Образец возможного выполнения задания
Измерение работы на R :
U = 1,6 В I = 0,2
А
t = 5 мин = 300 с
4) A = Дж
Слайд 30Экспериментальное задание с использованием комплекта № 5.
Исследование зависимости силы тока,
протекающего через резистор, от электрического напряжения на резисторе
Слайд 31Образец возможного выполнения задания
Схема экспериментальной установки
Результаты измерений
3) Вывод: При
увеличении напряжения между концами проводника сила тока в проводнике также
увеличивается
Слайд 32Экспериментальное задание с использованием комплекта № 5.
Проверка правила сложения напряжений
при последовательном соединении двух резисторов
Слайд 33Образец возможного выполнения задания
Схема экспериментальной установки
Результаты измерений
Напряжение на резисторе R3: U3=1,1 В
Напряжение
на резисторе R5: U5=1,9 В
Общее напряжение на концах цепи из двух резисторов: U = 3 В
3) Сумма напряжений U3 + U5 = 3 В
4) Вывод: Общее напряжение на двух последовательно соединенных резисторах равно сумме напряжений на каждом из резисторов.
Слайд 34Экспериментальное задание с использованием комплекта № 5.
Проверка правила для силы
тока при параллельном соединении резисторов
Слайд 35Образец возможного выполнения задания
Схема экспериментальной установки
Результаты измерений
Сила тока в резисторе R3: I3=0,32 А
Сила тока в резисторе R5: I5=0,2 А
Общая сила тока в электрической цепи : I = 0,52 А
3) Сумма сил токов I3 + I5 = 0,52 А
4) Вывод: При параллельном соединении резисторов общая сила тока до разветвления равна сумме сил тока в каждом из разветвлений.
Слайд 36Комплект № 6
собирающая линза, фокусное расстояние F1 = (97±5) мм,
обозначенная Л1
линейка длиной 300 мм с миллиметровыми делениями
экран
направляющая (оптическая скамья)
держатель
для экрана
источник питания постоянного тока 5,4 В
соединительные провода
Ключ
лампа на держателе
слайд «модель предмета»
Слайд 37Экспериментальное задание с использованием комплекта № 6.
Определение оптической силы собирающей
линзы
Слайд 38Образец возможного выполнения задания
Слайд 39Экспериментальное задание с использованием комплекта № 6.
Определение свойств изображения, полученного
с помощью собирающей линзы
Слайд 40Образец возможного выполнения задания
1) Схема экспериментальной установки
2) Определение фокусного расстояния
собирающей линзы с помощью удаленного окна (F=9,7 см)
3) Результаты измерений
4)
Вывод: При удалении предмета от линзы изображение предмета из мнимого переходит в действительное, а его размеры уменьшаются.
Слайд 41Комплект № 7
штатив с муфтой и лапкой
специальная мерная лента с
отверстием
груз массой (100±2) г
электронный секундомер
Слайд 42Экспериментальное задание с использованием комплекта № 7.
Определение периода и частоты
колебаний математического маятника
Слайд 43Образец возможного выполнения задания
Схема экспериментальной установки
Измеряем время 10 полных колебаний
при длине нити 25 см:
t = 13,95с N = 10
T = t/N = 1,395 c
ν = N/t = 0,72 Гц
Слайд 44Экспериментальное задание с использованием комплекта № 7.
Изучение зависимости периода колебаний
математического маятника от длины нити
Слайд 45Образец возможного выполнения задания
Схема экспериментальной установки
Результаты измерений
3) Вывод: При
увеличении длины маятника период колебаний увеличивается. Как видно из графика,
достоверно можно утверждать, что период колебаний не прямо пропорционален его длины.
Слайд 46Комплект № 8
штатив с муфтой
Рычаг
блок подвижный
блок неподвижный
Нить
3 груза массой по
100±2 г
динамометр школьный с пределом измерения 5 Н
(С = 0,1 Н)
линейка длиной 300 мм с миллиметровыми делениями
Слайд 47Экспериментальное задание с использованием комплекта № 8.
Определение момента силы, действующего
на рычаг
Слайд 48Образец возможного выполнения задания
Слайд 49Экспериментальное задание с использованием комплекта № 8.
Определение работы силы упругости
при подъеме груза с использованием подвижного блока
Слайд 50Образец возможного выполнения задания
Слайд 51Экспериментальное задание с использованием комплекта № 8.
Определение работы силы упругости
при подъеме груза с использованием неподвижного блока
Слайд 52Образец возможного выполнения задания
Слайд 53Экспериментальное задание с использованием комплекта № 8.
Исследование равновесия рычага
Слайд 54Образец возможного выполнения задания
3) Вывод: При увеличении плеча силы
величина силы, удерживающей рычаг в равновесии, уменьшается.