Слайд 1Система управления
Климович Артем
Кузнецова Елизавета
Слайд 2Элементы системы управления
Система управления содержит:
• органы управления (должности и подразделения),
совокуп-
ность которых можно назвать как субъект управления; ком-
муникационные каналы, с
помощью которых осуществляется
взаимодействие в системе управления;
• функционирующий механизм управления.
Слайд 3Функциональная система управления должна:
• соответствовать организационным целям, быть внутренне
сбалансированной, гибкой
и адаптивной, доступной контролю, допускать неформальные связи между людьми;
• представлять
собой процесс создания и поддержания сбалансированной организационной структуры в процессе реализации принятого управленческого решения и разработанного плана мероприятий.
Слайд 4Система управления
Органы управления
Коммуникация
Механизм управления
Слайд 5Первый элемент системы управления — органы управления.
Совокупность органов управления
образует административный аппарат:
• органы управления находятся в соподчинении друг с
другом,
• органы управления связаны между собой распределением за-
дач, полномочий, ответственности.
Органы управления подразделяются на:
• органы общего управления, осуществляющие стратегическое
руководство;
• органы линейного управления, руководящие подразделения-
ми основной деятельности;
• органы функционального управления, предписывающие
необходимые способы решения управленческих проблем.
Слайд 6Во главе органа управления находится управленческая должность:
• это организационная единица,
которая реализует совокупность его прав, обязанностей и ответственности; все остальные
должности лишь обеспечивают эти действия и являются по отношению к ней подчиненными, эта должность существует;
• должность существует, пока реализует относящиеся к ней функции, исходя из которых на лиц, занимающих ее, возлагаются определённые служебные обязанности.
Слайд 7Полномочия, которыми наделяется подразделение или отдельная должность, связаны:
с выполнением возложенных
на них функций;
• с наличием официальных прав и обязанностей самостоятельно
принимать решения, отдавать распоряжения в интересах
организации;
• с закреплёнными уставом положениями, должностными инструкциями, устными указаниями;
• с конкретными поручениями должностному лицу, а также
постоянными поручен
Слайд 8Организационные полномочия распределяются одним из двух способов.
Первый способ основан на
разделении полномочий и единоначалии; это предполагает, что руководитель, сохраняя за
собой общие полномочия по управлению организацией, передает подчинённым специальные полномочия и уже не вмешивается в их реализацию, не сковывает их инициативы.
Второй способ отражает возможность множественного подчинения, когда руководитель, передавая подчинённому полномочия, одновременно полностью сохраняет их за собой. Это позволяет ему в любой момент вмешиваться в действия сотрудников всех нижестоящих уровней.
Слайд 9Второй элемент системы управления — коммуникация.
Коммуникация — это
• процесс обмена
информацией между двумя или более людьми;
• способ получения информации, на
основе которой руководитель принимает решения и организует их выполнение.
Слайд 10Основные элементы коммуникации
отправитель — субъект управления, генерирующий идеи и их
передающий;
сообщение — текстовая или закодированная информация;
канал — средство
передачи информации;
получатель — субъект или объект управления, которому от- правитель адресует передаваемое сообщение.
Слайд 11Признаки качественной информации:
достоверность (не должна содержать ошибок);
• своевременность (необходимо
представлять информацию к назначенному сроку);
• краткость (в сжатой форме);
• комплексность (весь объём информации, требуемой для принятия решения);
• уместность (должна быть собрана та информация, которая требуется для принятия решения);
• полезность (должна соответствовать проблеме, требующей решения).
Слайд 12Третий элемент системы управления — механизм управления.
Компоненты механизма управления.
Первый —
целенаправленное управляющее воздействие:
• внешнее воздействие (орган управления находится за
рамками самих объектов);
• самоуправление (воздействие осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого объекта).
Второй — внутриколлективное регулирование посредством:
• лидерства;
• шкалы престижа;
• неформального группообразования.
Третий компонент представляют ценности и нормы, выражающие:
• актуальное состояние организационного порядка;
• существующие традиции;
• результаты «прошлого» управленческого опыта;
• решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке;
• систему стихийно сложившихся правил в коллективе.
Слайд 13Участники процесса управления
Объект управления — это социальная система (страна, регион,
отрасль, предприятие, коллектив), на которую направлены все виды управленческого воздействия
с целью её совершенствования, повышения качества функций и задач, успешного достижения запланированной цели (Бабосов Е. М.).
Субъект управления - это руководители различного уровня, наделённые полномочиями в области принятия решений в определённых сферах деятельности организации (Бабосов Е. М.).
Слайд 14Социальный актор - начальная «точка отсчета» для анализа социальных феноменов,
социальная система существует только благодаря актору, который может её поддерживать
и способен её изменить ( Крозье Мишель).
Характеристика социальных акторов:
• это основные участники управленческого процесса в пространстве связей и взаимодействий; они вступают в социальные действия, исходя одновременно как из личных целей, так и осознавая необходимость достижения общеорганизационных целей;
• они являются относительно автономными рациональными индивидами, которые ведут переговоры, вступают в кооперацию между собой с целью выработки стратегии поведения;
• они способны на расчёты, манипуляции, они адаптируются и изобретают в зависимости от сложившихся обстоятельств;
• они инициируют коллективное социальное действие и манипулируют объектами или субъектами этой социальной реальности.
Слайд 15Агент управления (агентские отношения) -отношения двух участников, один из которых
(заказчик, принципал) передает другому (агенту) свои функции.
Принципал - участник управленческих
отношений, который является хозяином, главой фирмы, организации.
Агент - участник управленческих отношений, который действует от лица принципала.
Слайд 16Анализ управляемости в различных системах управления
Субъект-объектная система - Стабильная, предсказуемая
среда, где можно четко определить функции объекта и субъекта управления
и организовать относительно простую систему. В рамках системы реализуются отношения доминирования/подчинения.
Субъект-субъектная система - Решения принимаются в динамичной непредсказуемой среде, переход от внешнего контроля к самоконтролю, появление большого количества переменных управляемости
Слайд 17Система, ориентированная на взаимодействие акторов - Среда чувствительна к инновационным
изменениям. Отношения ориентированы на взаимообогащение сотрудников и реализацию принципов соуправления.
Система
агентских отношений - Взаимодействие строится на принципах взаимных обязательств, доверии и предполагает выполнение контракта.
Слайд 18Таким образом,
управляемость — это:
1) свойство, присущее многообразному кругу
социальных явлений от управляемости общества и государства до управляемости организации
и человека;
2) качество социальной среды, которое характеризует уровень взаимодействия между социальными институтами и явлениями.