Слайд 1Государственная политика
в сфере образования
Сергина Елена Анатольевна,
доцент кафедры теории и
методики общего и профессионального образования ПетрГУ, кандидат педагогических наук
Слайд 2NB!
Информация к размышлению
«Реформы образования в России проводятся постоянно… Это
реформы 1957, 1964, 1968, 1984, 1988 и 1992 годов. После
1992 года, поскольку слово «реформа» у педагогов стало вызывать нервный шок, стали использовать новые термины и словосочетания: «новый этап развития реформы», «модернизация образования» и т.д.» (А.М. Новиков, 2003)
Слайд 3Национальная доктрина образования
в Российской Федерации до 2025 года
Основополагающий государственный
документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике.
Определяет стратегические цели
образования, тесно увязывая их с проблемами развития российского общества.
«Отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России».
Слайд 4Национальная доктрина образования
в Российской Федерации до 2025 года
Ожидаемые результаты
реализации доктрины:
в области качества образования:
создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые
условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;
индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;
конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг;
в области доступности образования:
общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование, включая возможность выбора основных профилей обучения
Слайд 5НОИ «ННШ»: 6 направлений
Переход на новые образовательные стандарты;
развитие системы поддержки
талантливых детей;
совершенствование учительского корпуса;
изменение школьной инфраструктуры;
сохранение и укрепление здоровья школьников;
расширение
самостоятельности школ
Слайд 6Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020
года
Главная цель: Новое качество жизни
Основные направления развития человеческого капитала
в условиях инновационного, социально-ориентированного типа развития России
Формирование российской идентичности
Создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России
Рост качества социальной среды, учитывающей национально-региональные уклады жизни
Обеспечение условий развития каждого человека
Повышение конкурентоспособности человеческого капитала
Слайд 7Основная цель российского образования
Новая
цель
образования
Новые технологии
Общественный
договор
Новые
образовательные
запросы семьи,
общества,
и
государства
Широкое внедрение
ИКТ-технологий
во все сферы жизни
Проблемы России
Стратегия
2020
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления
и
развития высоконравственного, ответственного, инициативного,
компетентного гражданина России, способного к
творческой инновационной деятельности
Слайд 8Конкурентоспособность страны -
инновационность экономики
Слайд 9
Формирование человеческого капитала выпускника школы, обеспечивающего его социализацию в интересах
государства, общества и личности.
Расширение: инновационная экономика, ключевые компетенции, раскрытие творческого
потенциала, патриотизм, нравственность.
Новая цель образования
Слайд 10Структура человеческого капитала
Слайд 11Четыре направления,
положенные в основу современной модели образования
1. Инструменты социального развития
программы
для детей старшего дошкольного возраста
и полноценное общение на государственном языке
при
поступлении в первый класс
поддержка семейного воспитания, семей с детьми
до 3 лет
поддержка одаренных детей и молодежи
социализация лиц с ограниченными возможностями
поддержка нуждающихся студентов: адресные
стипендии, образовательное кредитование
Слайд 12Четыре направления,
положенные в основу современной модели образования
2. Инновационность базового образования
федеральные
государственные образовательные стандарты: компетентностный подход
нормативное подушевое финансирование на всех уровнях,
новые организационно-правовые формы, фонды целевого капитала
новая сеть, в том числе федеральные университеты, национальные исследовательские университеты
уровневое образование, «прикладной бакалавриат», модульный подход, индивидуальные образовательные программы
поддержка регионов, внедряющих современную модель образования
Слайд 13Четыре направления,
положенные в основу современной модели образования
3. Непрерывное образование
поддержка организаций,
предлагающих качественные
программы непрерывного образования,
квалификационные рамки и сертификация квалификаций,
развитие конкуренции на
рынке электронных образовательных ресурсов на всех уровнях,
налоговое стимулирование, финансовые сертификаты,
связь образования и производства через системы
сертификации квалификаций и т.п.
Слайд 14Четыре направления,
положенные в основу современной модели образования
4. Оценка качества
публичная отчетность
образовательных учреждений,
объективная оценка индивидуальных достижений как основы перехода к следующему
уровню образования,
участие потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования,
общественно-профессиональная аттестация и аккредитация,
системы оплаты труда с ориентацией на качество.
Слайд 15Новое в содержании образования
Охват детей до 65-70%
лицензирование
дополнительным образованием программ ДО
Повышение качества преподавания подготовка учителей
истории и ООП
Формирование ЗОЖ Подготовка и сдача норм ГТО
Слайд 16В конце 2013 года утверждена Концепция развития математического образования в
Российской Федерации. Важно восстановить лидирующее положение российского математического образования в
мире, обеспечить развитие внутренней мотивации детей и молодежи к получению математических знаний.
Реализация Программы математического образования
Слайд 17«Риски» новых государственных образовательных стандартов
1. заявленные цели декларативны, не получают
необходимого отражения и развития в обязательном минимуме и требованиях по
большинству предметов;
2. разгрузки учебного процесса не произошло – на освоение предложенных стандартов по грубым оценкам специалистов требуется примерно в 1,5 раза больше учебного времени, чем это зафиксировано в объемных показателях.
3. завышенные ожидания в отношении подготовленности выпускников начальной и основной школы,
4. Не удалось выделить специфическое подростковое содержание образования для основной школы. В большинстве областей оно по-прежнему носит преимущественно академический характер,
5. Стандарты в настоящем их виде не помогают учителю отделить главное от второстепенного.
6. Дисбаланс между логикой освоения системы научных знаний ребенком и логикой развития научного знания .
Слайд 18Скрытые процессы в сфере образования
проблема ФГОС, определение его содержания
и функций,
проблема квалификации педагогов и их профессионального соответствия
компетентностному подходу в образовании,
проблема внутренних противоречивости направлений модернизации,
проблема противоречивости различных идей и представлений о роли образования.
Учебные перегрузки - 85%
Конфликты в образовании – 65 %
Безопасность ребенка в ОУ – 61%
Частые изменения в ООП – 59%
Качество образования – 48%
Отсутствие возможности школьной жизни – 35%
Слайд 19 Разработан и принят профессиональный стандарт педагога.
Профстандарт устанавливает единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической
деятельности, оценке уровня квалификации педагогов при приеме на работу и при аттестации, а также к формированию должностных инструкций и разработке федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
В целях апробации профстандарта в 2014-2015 году оказана государственная поддержка деятельности 21 стажировочной площадки в разных регионах Российской Федерации (от Республики Бурятия до Санкт-Петербурга).
Слайд 20Требования к современному педагогу
Владение современными ОТ
Способность видеть «многообразие» детей и
реагировать на их потребности
Антропометрический подход
Способность взаимодействовать с другими участниками ОП
Способность
улучшать образовательную среду
Способность применять здоровьесберегающие технологии
Способность сопровождать развитие ребенка
Слайд 21Стандарты взаимоотношений педагога и воспитанников
Справедливо ли для Вас следующее утверждение?
В процессе моего образования/профессионального развития я научился:
в конкретных ситуациях
понимать образ мыслей и действия учащихся,
давать учащимся продуктивную обратную связь,
3. разными способами (также и символически) поощрять учебные и социальные достижения учеников,
4. предотвращать ситуации, в которых учащиеся получают повторяющийся опыт, ведущий к «заученной беспомощности»,
5. своими позитивными ожиданиями поддержать позитивное развитие учеников (эффект Пигмалиона).
В основе этой группы стандартов лежит предпосылка, что хорошая позитивная связь (отношение) между учителем и учащимися способствует высоким достижениям и росту учебной мотивации, но кроме этого является ценностью и само по себе.