Слайд 1государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Калининградской области
«Педагогический институт»
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «Экспериментирование как средство формирования экологической
культуры старших дошкольников»
Выполнена студенткой Маркевич Ириной Александровной
Программа подготовки специалистов среднего звена
по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Научный руководитель: Севастьянова Елена Геннадьевна
Черняховск, 2015
Слайд 2«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.
Мир,
окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством
явлений, с неисчерпаемой красотой».
В.А. Сухомлинский
Слайд 3Актуальность темы
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном
этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную
экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся гуманно относиться к природе - они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Дети, получившие определенные экологические представления, будут гуманно относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
Слайд 4Объект исследования
Предмет исследования
Формирование экологической культуры старших дошкольников.
Экспериментирова-ние как средство формирования
экологической культуры старших дошкольников.
Слайд 5ЦЕЛЬ:
представить опыт деятельности воспитателя по формированию экологической культуры у старших
дошкольников средствами экспериментирования.
Слайд 6Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по теме исследования;
2. Выявить
возможности экспериментирования в формировании экологической культуры старших дошкольников;
3. Подобрать педагогический
инструментарий для определения уровня сформированности экологической культуры у старших дошкольников;
4. Разработать и апробировать опытно-практическую часть исследования по формированию экологической культуры у старших дошкольников средствами экспериментирования;
5. Обобщить собственный педагогический опыт по теме исследования.
Слайд 10Основные принципы работы:
Системность
Ориентация на
возраст ребенка
Интеграция
Преемственность
взаимодействия
с
ребенком
в условиях дошкольной
организации
и семьи
Слайд 12Формы работы с детьми
метод наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты
и эксперименты, проблемные ситуации или проведение
опытов (позволяющих «открыть новое
знание»);
методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.), практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), игровые методы и игра, практическая работа и поисковая деятельность;
экскурсии.
Слайд 13Модель экологического пространства в ДОО
В помещении
Музыкально-
физкультурный зал
группа
Уголки природы
Комнатные
растения
Календарь
природы
Огород
на
подоконнике
Исследовательский
центр
На участке
Экологическая
тропа
Клумбы и
газоны
Огород
Деревья и
кустарники
Природные и
ландшафтные
особенности территории
Аптека на
подоконнике
Экологический
театр
Коридоры
и холл
Слайд 14Виды исследовательской деятельности (по Н.Н.Поддъякову)
Слайд 15Вывод по теоретической части исследования:
В процессе экологического воспитания подводим детей
к пониманию того, что для людей окружающая природа имеет огромное
значение. Нам, как и всем живым существам, нужны воздух, вода и пища. Их дает нам природа. Она восхищает нас своей красотой, постоянно дарит нам радость открытий.
И только тот человек живет интересно, кто каждый день узнает что-то новое, удивительное.
Слайд 16
Этапы экспериментальной деятельности:
Слайд 17Этапы развития экспериментальной деятельности
(по Л. М. Маневцовой)
Слайд 18Три уровня организации экспериментальной деятельности
(по А.И.Савенкову)
Слайд 19Методы и приемы организации экспериментальной деятельности
Слайд 21Детское экспериментирование
претендует на роль ведущей
деятельности в период
дошкольного
развития ребенка»
Н.Н. Поддьяков
Слайд 23Эколого - развивающая среда ДОО
Уголок экспериментирования;
Мини – лаборатория;
Уголок природы;
Мини
– огород на окне;
Экологическая тропа;
Особое оформление интерьера коридоров, озеленение территории
детского сада.
Слайд 24Взаимодействие детского сада и семьи
Анкетирование родителей на тему Детское экспериментирование
в семье»;
Привлечение родителей к созданию предметно – развивающей среды
в группе;
Оформление наглядной информации в родительском уголке (консультации, памятки, рекомендации);
Родительские собрания;
Совместная детско – родительская познавательно – исследовательская деятельность.
Слайд 25Результаты экспериментальной деятельности
повышается интерес к явлениям природы;
развивается высокая творческая
активность, самостоятельность, инициативность;
дошкольники быстро осмысливают задания, точно выполняют их
без помощи взрослого;
устанавливают простейшие причинно-следственные связи;
бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.
Слайд 27База исследования
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1» г. Черняховска
Старшая
группа №17 «Лучик»,
в группе 27 детей,
из них мальчиков
и
девочек,
в возрасте 5 -6 лет.
Слайд 28Организационно-диагностический этап
Анализ перспективного плана работы воспитателя и эколого – развивающей
среды старшей группы
Цель: изучить систему работы воспитателя по организации экспериментальной
деятельности в процессе решения задач экологического воспитания и условий для ее организации.
Беседа с воспитателями
Цель: выявить отношение воспитателей к организации экспериментальной деятельности при решении задач экологического воспитания старших дошкольников.
Диагностика уровня сформированности экспериментальной деятельности (Т.В. Хабарова, Н.В. Шафигуллина).
Цель: изучение уровня сформированности экспериментальной деятельности у старших дошкольников.
Слайд 29Беседа с воспитателями
Как Вы считаете, какое место занимает экспериментирование в
процессе формирования экологической культуры старших дошкольников?
Как часто Вы используете экспериментирование
в процессе формирования экологической культуры старших дошкольников?
С какими трудностями Вы сталкиваетесь при организации экспериментирования в образовательном процессе?
Как Вы считаете, позволяет ли эколого – развивающая среда Вашей ДОО использовать экспериментирование в образовательном процессе?
Слайд 301. ФИО ребенка ______________________________________________
2. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
(нужное подчеркнуть)
а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных
передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)
б) пробует создавать что-то новое из обычных предметов, веществ.
3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)
4. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (часто, редко, всегда, никогда), и какие?
Анкетирование родителей
«Детское экспериментирование в семье»
Слайд 315. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):
- проявляю заинтересованность,
расспрашиваю;
- оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;
- сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;
-
другие методы (какие именно?).
6. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?
7. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок (любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим)
8. Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир или при тесном взаимодействии с родителями?
Слайд 32Диагностика уровня сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
(Т.В. Хабарова, Н.В. Шафигуллина)
Первичная диагностика (начало учебного года)
1. Представления о
природе. (Заданияе1-9)
2. Отношение к природе. (Задание 1-2)
3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе). (Задание1)
Слайд 33Диаграмма (первичная диагностика (начало учебного года)
Слайд 34Уровни освоения программного содержания
Низкий уровень – ребенок различает и называет
большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые
их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение не устойчивое, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
Средний уровень – ребенок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и – под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различи и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.
Слайд 35Уровни освоения программного содержания
Высокий уровень – ребенок знает основные признаки
живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и
соответствием условия потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в признаках поведения в природе, старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служит понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.
Слайд 36Диагностика уровня сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
(Т.В. Хабарова, Н.В. Шафигуллина) (контрольная диагностика)
Контрольная диагностика (конец учебного года)
1.
Представления о природе. (Заданияе1-9)
2. Отношение к природе. (Задание 1-2)
3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе). (Задание1)
Слайд 37Диаграмма (контрольная диагностика (конец учебного года)