Слайд 1Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский государственный медицинский университет
имени профессора В.Ф.
Войно-Ясенецкого
Министерства здравоохранения и социального развития РФ»
Кафедра философии, этики, эстетики и
медицинской деонтологии с курсом политической социологии
Лекция № 33
ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА. Социальный прогресс.
Читает кандидат философских наук,
доцент КОМОВА Надежда Викторовна
Слайд 2ПЛАН
1. Законы функционирования и развития общества.
2. Социальные противоречия,
конфликты и девиантное поведение.
3. Природа властных отношений.
4. Феномены массового
сознания: стереотипы, установки, предрассудки.
Слайд 3решает глубинные вопросы бытия человека в обществе:
роль материального и
духовного, стихийного и сознательного в жизни общества;
свобода и зависимость
от природы и других объективных факторов, взаимозависимость элементов и системы, человека и общества.
старается постичь смысл и ценность человеческой жизни, критерии прогресса, причины разнообразия культур и неравномерности темпов развития обществ.
Задача – решение сущностных проблем развития общества.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
(СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ)
Слайд 6РОЛЬ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
Материальные факторы в
существовании и развитии общества – это физиологические потребности людей и
система обеспечения этих потребностей. И поскольку отдельный индивид нуждается в обеспечении физического существования, то и общество в целом всегда зависит от системы производства материальных благ.
Воспроизводство общественной жизни подразумевает воспроизводство в поколениях базовых ценностей (базисных добродетелей).
Слайд 16ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И ИСТОРИИ
Свобода человека и необходимость
соблюдать законы природы и общества.
Свобода есть противоположность необходимости. Она проявляется
в возможности выбора.
Свобода относительна.
Свобода – это возможность самому строить свою судьбу в рамках возможных вариантов.
Фатализм – вера в предначертанность судьбы, вера в предопределение.
Слайд 17ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
экологическое давление (задает необходимость
определенных видов деятельности);
природные задатки (определяют способности, и, частично, уровень
достижений для данного индивида);
уровень, достигнутый обществом, законы и нормы общества;
зависимость индивида от собственных убеждений.
Слайд 20СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
Закон противоречия интересов.
Конфликт поколений.
Конфликт между законом и его нарушением.
Слайд 21ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ ИНТЕРЕСОВ
Эгоизм – это не просто не думать
о других. Это еще и общая социальная закономерность: мы не
хотим, чтобы люди поступали по отношению к нам так, как мы поступаем в отношении других людей.
Слайд 22КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ
М.Мид – сегодняшний конфликт поколений глобален и неизбежен.
Различают три типа культур:
постфигуративная – где дети учатся, прежде
всего, у своих предшественников,
кофигуративная – где и дети и взрослые учатся у сверстников;
префигуративная - где взрослые учатся также у своих детей; молодые обладают таким опытом, которого нет у старшего поколения. (отражает время, в котором мы живем).
Слайд 23КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЗАКОНОМ И ЕГО НАРУШЕНИЕМ
Существуют различные способы объяснения сути
преступления:
В юридическом смысле – деяние, относительно которого в уголовном
законодательстве содержится прямой запрет на его учинение.
С позиции этики – зло, исходящее от человека и направленное на другого человека.
Для социолога - социально обусловленное следствие неспособности человека найти цивилизованные формы разрешения жизненно важных для него общественных и личных противоречий.
С позиции антропологии - является превратной формой самореализации.
Ни одно из этих определений не высвечивает сути преступления полностью.
Существует потребность в интегративном и одновременно глубинном, т.е. философском подходе к феномену преступления.
Антитезу (противопоставление) закона и преступления можно представить как борьбу сил порядка с силами разрушения.
Слайд 24МОДЕЛИ (КОНЦЕПЦИИ) ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Психоаналитическая. Власть в обществе вырастает из
влас-ти родителей над детьми, агрессия выступает в качестве ее инс-тинктивной
основы.
Индивидуальность связана с полюсом властвования, агрессивности, подчинение – с деиндивидуализацией.
Социокультурная. Власть и подчинение представляют собой сугубо социальный исторический феномен. Властвовать или подчиняться – зависит не от личностных, индивидуальных свойств, а от того места, которое, в силу внешних обстоятельств, занял данный индивид: н-р, среда, в которой он родился, историческое время его жизни.
Слайд 25МОДЕЛИ (КОНЦЕПЦИИ) ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
«Суггестивная». Власть является целиком психическим феноменом,
основанным на механизме внушения. Отношения власти и подчинения базируются на
соотношении индивидуальных качеств. Доминирует тот, кто способен внушать и противостоять внушению.
Подчинение авторитету идеи и статуса. Человек подчиняется не личности, а идее, а личности лишь постольку, поскольку она обличена служить идее (т.е. подчинение «социальному статусу»).
Н-р: власть как наследственное право, вековая традиция, как божественное предначертание.
Слайд 26РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
Слайд 28ФЕНОМЕНЫ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ
– это идеи, образы, идейные комплексы, которые свойственны
массам людей и обладают большой силой заразительности.
В зависимости от соотношения
рационального и ирра-ционального, эмоционального и когнитивного, устойчи-вого и мимолетного эти феномены обозначаются как:
слухи,
мифы,
стереотипы,
установки
предрассудки,
настроения,
общественные мнения и др.
Важнейшим механизмом их функционирования является идентификация.
Слайд 29ПРИЗНАКИ ГРУППЫ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОЙ ФОРМИРУЮТСЯ ПРЕДРАССУДКИ И СТЕРЕОТИПЫ
а) ее
представители хорошо заметны,
б) не вызывают симпатию,
в) не обладают
властью.
Слайд 34ВЫВОДЫ
Социальное развитие подчиняется не жестко необходимым законам, а закономерностям,
включающим свободу, которая представляет собой возможность выбора.
Природа человека и зависимость
от уровня материального благосостояния общества детерминирует конфликтность, конкурентность социальных отношений.
Отношения власти и подчинения в обществе детерминированы многими факторами. Популярные в социальной науке модели властных отношений отражают существенные стороны многогранного явления, каким является власть.
Ход истории или развитие общества осуществляется при посредстве феноменов массового сознания, таких как предрассудки, убеждения, мифы, стереотипы, слухи и др.
Власть в современном обществе связана с влиянием на массовое сознание, с контролем над средствами воздействия на сознание масс.
Слайд 35Алексеев П.В., Панин А.В.Философия. Учебник. – М., 2000.
Спиркин, А.Г. Философия:
Учебник / А.Г. Спиркин. – М., 2007.
Радугин, А. А. Философия:
Курс лекций / А. А. Радугин. - М.: Центр, 2004.
Философия: Учебное пособие /Под ред. В.П. Кохановского - Ростов-на-Дону, 2001.
Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной.- М., 2005.
Философия истории / Под ред. А.С.Панарина. – М., 1999.
Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М., 1991.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА