Слайд 1Государственное призрение во второй половине XVIIIв – первой половине XIXв.
Кондякова
Наталья
Группа 61 ПСП
Слайд 2 Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр благотворительности
(открылось даже специальное ведомство благотворительности ее имени — Ведомство учреждений
императрицы Марии), проявляла большую заботу о сиротах. В 1797 году она пишет императору доклад о работе воспитательных домов и приютов, в котором, в частности, предлагает «...отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам доброго поведения. Но только когда малыши в воспитательных домах окрепнут, а главное — после оспопривития. Мальчики могут жить в приемных семьях до 18 лет, девочки — до 15».
Слайд 3Мария Федоровна на собственные средства открывала педагогические классы при воспитательных
домах и пепиньерские (пепиньерка — девушка, окончившая среднее закрытое учебное
заведение и оставленная при нем для педагогической практики) классы — в женских гимназиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернанток. Ею же в 1798 году было основано Попечительство о глухонемых детях.
Слайд 4За 30 лет из поступивших в них 65 тысяч младенцев
в живых осталось 7 тысяч. Императрица заключила, что ужасающая смертность
детей связана главным образом с теснотой помещения. Для улучшения условий в Санкт-Петербурге был пожалован Воспитательному дому обширный особняк графа Разумовского на Мойке. К этому зданию был прикуплен еще соседний дом графа Бобринского. (В этих зданиях Воспитательный дом располагался до 1917 года.) Императрица реорганизовала Опекунский Совет так, чтобы каждый его член «высокого и знатного рода» сверх участия в общем управлении заведовал отдельным учреждением или частью учреждения, причем «без всякого вознаграждения, из любви к Отечеству и человечеству».
Слайд 5К 1802 году в Москве и Петербурге были открыты женские
учебно-воспитательные учреждения имени Св. Екатерины. В 1807 году основан Павловский
военно-сиротский институт, в 1817 году — Харьковский институт благородных девиц. Причем начальству предписывалось заботиться не только о трудоустройстве выпускниц, в основном гувернантками, разбирать их несогласия с семействами, где они будут жить, печься о выдаче их в замужество, а также ходатайствовать по делам воспитанниц и после выпуска их из заведения.
Слайд 6В этот же период начинают создаваться общественные организации, самостоятельно выбирающие
объект помощи и работающие в той социальной нише, которую государство
не охватывало своим вниманием
Слайд 7В это время в России начинает развиваться определенная социальная политика
и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности —
детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты.
Слайд 8Впервые в России на государственном уровне начинает осуждаться инфатицид (убийство
ребенка). Детоубийство считается преступлением, а ребенок становится субъектом права: ему
предоставляют ясные жизненные гарантии и тем самым обозначается его место в системе социальных связей. Его субъектность соотносят не с божественным началом, а с государственными нормами, принципами жизни.
Слайд 9 Отсюда жесткая детерминация социально-необходимого поведения и жизненного сценария личности. По
отношению к детям помощь выступает как волюнтаристско-административная система социализации. Причем,
если раньше помощь детям обосновывалась необходимостью следования христианским заповедям и требованиям, то в этот исторический период выдвигается тезис о государственной необходимости.
Слайд 10Как и в Западной Европе, в России постепенно формировалась сеть
благотворительных учреждений и заведений, налаживались и совершенствовались механизмы призрения, которые
охватывали все более широкий круг детей с разными социальными проблемами: болезнь или дефект развития, сиротство, бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т. д. Призрение распространилось и на детей с физическими недостатками. Были организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей-инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом.
Слайд 11Попечительство о глухонемых содержало за счет своих средств школы, учебные
мастерские, приюты и убежища для детей, выдавало пособия семьям, имеющим
глухонемых иждивенцев. Бедным воспитанникам выдавалось казенное обеспечение.
Слайд 12Вслед за кончиной Императрицы Марии Федоровны все учреждения, бывшие в
ее ведении, принял под свое покровительство Император Николай I.