Слайд 1Государственное регулирование
предпринимательской деятельности.
Слайд 2В настоящее время формирование и развитие предпринимательской деятельности является одним
из главных факторов создания рыночной
системы хозяйствования. Предпринимательство выступает основным
механизмом развития экономического и социального продвижения общества. Данная сфера деятельности дает мощный толчок к высокопроизводительному и высококачественному труду, к получению прибыли, и к повышенной удовлетворенности потребностей общества. Следовательно, предпринимательство – это движущая сила экономического развития. Вот почему вопрос государственного регулирования и поддержания предпринимательской деятельности актуален на сегодняшний день.
Слайд 3Предпринимательство - это такой способ общественных отношений, который складывается на
добровольной основе, по инициативе отдельных граждан или группы партнеров, с
целью систематического извлечения прибыли и при этом осуществляемый от своего имени, на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность.
Слайд 4Признаки предпринимательской деятельности включают в себя:
1. Независимость
2. Регулярность
3. Ответственность за
имущество
4. Формальность
5. Нацеленность на систематическое получение прибыли
6. Способность рисковать
7. Профессиональное
мастерство
8. Непрерывный поиск бизнес–ресурсов
Слайд 5Необходимо отметить, что
Предпринимательство – это стержневой институт рыночной экономики.
А значит, от эффективной деятельности и существования класса предпринимателей зависит
процветание рыночного хозяйства. Безусловно, по тому, как развиваются отдельные регионы, можно судить о развитии предпринимательства в стране.
Слайд 6Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в
лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере
осуществления предпринимательской деятельности.
Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.
Слайд 7Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на две группы:
1) охрана окружающей среды;
2) выравнивание
экономического цикла;
3) обеспечение нормального уровня занятости населения;
4) защита жизни и здоровья граждан;
5) поддержка
конкуренции на рынке;
6) поддержка и развитие малого предпринимательства;
7) специальные меры защиты прав предпринимателей и др.
Слайд 8Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что
государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.
Слайд 9В современных условиях развития предпринимательской деятельности актуальными являются следующие задачи:
1)
проведение мероприятий по структурной перестройке производственной деятельности в стране, посредством
развития существующих предприятий и создания новых в различных отраслях экономики;
2) разработка направлений по поддержке и увеличению конкурентоспособности производственных предприятий и организаций, осуществляющих экспорт продукции, товаров и услуг;
3) пересмотр и переоценка мер государственного регулирования в краткосрочной и долгосрочной перспективе, оказывающих влияние на динамику спроса на продукцию, производимую в различных отраслях экономики;
4) поиск и оценка методов, направленных на обеспечение долгосрочного производства сырья, материалов, топлива на выгодных для страны условиях;
5) осуществление поддержки наукоемких отраслей экономики страны.
Слайд 10Государственные меры, оцениваемые как вмешательство в экономику, прежде всего, направлены
на упорядочение экономических отношений внутри страны, а также на защиту
интересов государства и общества.
К основным преимуществам, возникающим вследствие вмешательства государства в экономику, можно отнести поддержку наименее развитых отраслей экономики, обеспечение доступности для всех категорий населения продуктов социальной значимости, повышение занятости населения, снижение уровня дифференциации между регионами страны, повышение качества продукции, борьба с монополиями и т.д.
Отрицательными последствиями государственного участия в экономике являются: развитие теневой экономики, появление дефицита продукции и товаров, производство которых контролируется государством, развитие неконкурентоспособных отраслей с государственным участием.
Предупреждение вышеперечисленных недостатков государственного регулирования предпринимательской деятельности (ПД) возможно за счет правильно подобранных инструментов и методов. При этом государственное регулирование ПД выступает в качестве определенного комплекса мер, направленного на балансирование частных и публичных интересов бизнеса в экономике
Слайд 11В качестве основных можно выделить два вида методов регулирования государством
предпринимательской деятельности.
Прямые методы (административные) –комплексные меры, предпринимаемые государством для регулирования
действий субъектов МСП.
Данные меры основаны на принуждении субъектов МСП к выполнению правил ведения ПД, установленных государством.
К этим прямым методам относятся:
осуществление государственного надзора за предпринимательской деятельностью;
ведение регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
взимание налогов;
установление запретов на ведение определенных видов деятельности для субъектов МСП;
установление юридической ответственности;осуществление контроля за качеством и сертификацией продукции
Слайд 122. Косвенные методы (экономические) -создание государством условий, мотивирующих предпринимателей к
развитию бизнеса. Посредством использования данных методов государством формируются определенные правила,
соответствующие экономическим целям государства, но при этом стимулирующие субъектов МСП к развитию бизнеса в определенной отрасли.
К косвенным методам регулирования ПД относятся:
осуществление мероприятий по планированию и прогнозированию;
развитие направлений по предоставлению государством субсидий и льгот;
развитие направлений государственной поддержки кредитования субъектов МСП;
привлечение субъектом МСП в систему государственного заказа
Слайд 13В последнее время к методам государственного регулирования стали относиться морально-политические
методы, осуществляемые через убеждение посредством использования средств массовой информации.
Государственное регулирование
предпринимательской деятельности находится в тесной взаимосвязи с методами государственного управления. При этом государственное управление, которое осуществляют органы государственной власти, может выступать в качестве основного механизма государственной власти. В этой связи для развития страны повышается роль государственного регулирования. В современных условиях развития экономики, введения санкций против РФ западными странами возникла резкая необходимость в повышении роли государства при развитии предпринимательской деятельности, направлении государственного регулирования на повышение уровня привлечения инвестиций, закрепление усиленной роли рыночной экономики в развитии предпринимательской деятельности в стране.
Слайд 14В последнее время в законодательство, регулирующее функционирование малого и среднего
бизнеса в РФ были внесены изменения, параллельно создавались и внедрялись
различные меры поддержи субъектов МСП. При этом значительно возросла роль малого и среднего бизнеса в стране. Были созданы дополнительные рабочие места, разработаны меры по развитию конкуренции, разработаны направления по улучшению качества товаров и услуг, созданы условия для развития национальной экономики. Однако стоит учитывать тoт факт, что рынок не может функционировать только при наличии крупных предприятий, существуют отрасли, в которых необходимо функционирование только субъектов МСП. Для экономики в целом деятельность субъектов МСП выступает в качестве основного фактора, позволяющего повысить ее гибкость. Уровень развития предпринимательства в стране является своего рода индикатором способности страны приспособиться к изменениям внешних рыночных условий. Для России в современных условиях развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших направлений дальнейшей социальной реструктуризации общества, направленного на обеспечение повышения уровня социальной заинтересованности в функционировании предпринимательской деятельности в стране. Развитие предпринимательства помимо экономических, также решает проблемы социального и научно-технического характера
Слайд 15В РФ для развития и поддержки предпринимательства была сформирована определенная
инфраструктура на всех уровнях власти. На федеральном уровне поддержка малого
и среднего бизнеса осуществляется Президентом РФ и его Администрацией, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, федеральными министерствами, службами, государственными комитетами и т.д.
Так, для реализации федеральных комплексных программ, направленных на поддержку субъектов предпринимательства принимают участие такие ведомства как Министерство экономического развития, Министерство финансов, Министерство юстиции, Министерство образования и т.д.
В 2017 году был создан Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Порядок ведения реестров субъектов МСП -получателей поддержки установлен Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства -получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами»
Слайд 16В настоящее время также действует программа поддержки субъектом МСП, устанавливающая
процентную ставку по кредитам для малого бизнеса на уровне 10,6%
годовых и для средних предприятий –9,6% годовых.
Также разработана «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ до 2030 года», утвержденная Распоряжением от 02.06.2016 No1083-р. В соответствии с данной стратегией предполагается поэтапное осуществление увеличения объема прямых закупок государственными компаниями у субъектов МСП до 25%,начиная с 2018 года.
Слайд 17В современных условиях сформировалось несколько видов государственной поддержки субъектов МСП,
в частности к основным из них можно отнести:
финансовую поддержку, осуществляемую
посредством предоставления субъектам МСП денежной помощи на определенных льготных условиях;
имущественную поддержку, осуществляемую посредством предоставления правна использование государственного имущества (земельных участков, зданий, сооружений и т.д.);
информационную поддержку, оказываемую посредством предоставления доступа к федеральным и региональным информационным системам;
консультационную поддержку, которая предоставляется посредством проведения различных курсов, помогающих в организации и ведении собственного бизнеса, поиске направлений развития бизнеса и т.д.;
поддержку в сфере подготовки специалистов, направленную на разработку и внедрение программ по повышению квалификации работников в сфере малого и среднего бизнеса.