Слайд 1
Государственное стимулирование отечественного экспорта промышленной продукции
Слайд 2
Главные цели государственной поддержки экспорта промышленной продукции:
усиление конкурентных
позиций российских экспортеров на внешнем рынке и
увеличение в структуре
экспорта доли изделий с высокой степенью переработки.
Слайд 3
Применяемые формы стимулирования экспорта можно разделить на
несколько направлений:
финансовая поддержка;
кредитование экспорта и страхование экспортных кредитов;
государственные гарантии
возмещение части
процентных ставок по экспортным кредитам российских кредитных организаций
информационно-консультационная поддержка и содействие выставочно-ярмарочной деятельности отечественных фирм за рубежом
тарифные преференции
Слайд 4Механизмы финансовой поддержки экспорта в РФ
Финансовая поддержка экспорта
может осуществляться путем прямого или косвенного субсидирования экспорта.
Прямое субсидирование
предполагает выделение определенных сумм из государственного бюджета на экспортируемые товары для снижения цен на них на мировом рынке (осуждается ВТО и в большинстве стран не применяется, за исключением экспорта сельскохозяйственных товаров).
К косвенным формам субсидирования относятся прежде всего разного рода налоговые льготы экспортерам.
Слайд 5
Косвенной формой финансирования экспорта выступает и государственное финансирование
расходов на НИОКР, направленных на совершенствование экспортной продукции и создание
новых изделий.
В России государственные деньги на развитие экспортной инфраструктуры и НИОКР, направленные на стимулирование экспорта, практически не выделяются.
Слайд 6Кредитование экспорта
Роль государства в кредитовании экспорта двоякая:
государство само
участвует в кредитовании экспорта
страхует экспортные кредиты, предоставляемые частными банками и
другими финансовыми организациями.
Слайд 7
Фактически частью кредитования экспорта из развитых стран является
экономическая помощь развивающимся странам.
Условием предоставления помощи в
разных формах (субсидий и кредитов) является использование предоставляемых средств на закупку товаров в странах-донорах.
Слайд 8
Для долгосрочного кредитования российского экспорта был создан государственный
Российский экспортно-импортный банк (ЗАО “Росэксимбанк”).
Слайд 9
В качестве специализированного финансового института ЗАО «Росэксимбанк»:
предоставляет средне-
и долгосрочные кредиты для финансирования экспортных проектов российских компаний, в
том числе за счет или с участием средств федерального бюджета,
осуществляет предэкспортное финансирование российских экспортеров,
выдает банковские гарантии, покрывающие обязательства российских экспортеров при проведении внешнеторговых операций.
Слайд 10Страхование экспортных операций
Государственное страхование направлено главным образом на
предоставление гарантий от политических рисков, а также коммерческих рисков.
Слайд 11
Государственное страхование осуществляют, как правило, специализированные страховые
общества. В Великобритании — это Департамент гарантий экспортного кредита,
в Германии - «Germes Kreditversicherung»,
во Франции — «Компания по страхованию внешней торговли»,
в Италии — «Национальный институт страхования», В США и Японии страхование экспортных кредитов возложено на экспортно-импортные банки.
В России практически не создана государственная организация по страхованию экспортных кредитов
.
Слайд 12Гарантийная поддержка
Гарантийная поддержка оказывается в отношении экспорта всех
работ и услуг российских участников ВЭД, а также при экспорте
определенных видов промышленной продукции, в их числе все высокотехнологичные товары.
Слайд 13
Государственное гарантирование поддержки экспорта распространяется на:
промышленные товары, страной
происхождения которых является РФ, за исключением промышленных товаров, государственная поддержка
экспорта которых признана нецелесообразной
услуги, оказываемые резидентами РФ и являющиеся частью контрактных обязательств российских экспортеров промышленной продукции при условии, что конечными потребителями услуг выступают иностранные импортеры
Слайд 14
Страны, экспорту в которые оказывается поддержка, разделены на
2 категории:
страны, перечень которых с определением предельных объемов гарантирования
и категорий страновых рисков для каждого государства утвержден распоряжением Правительства. Эти страны в большинстве своем не имеют инвестиционного кредитного рейтинга. Поэтому при экспорте в такие страны требуется государственная контр-гарантия в качестве обеспечения. Предельный размер покрытия зависит от категории риска страны и варьируется от 85 до 95 %.
Слайд 15
страны, обладающие инвестиционным кредитным рейтингом по шкале одного из трех
рейтинговых агентств. При экспорте в указанные страны не требуется государственной
контр-гарантии в качестве обеспечения, принимаются иные формы обеспечения. Предельный размер покрытия будет в каждом случае определяться Минфином России, но не превышать 90%.
Слайд 16
Меры по государственному гарантированию экспорта промышленной продукции:
государственная гарантия
для обеспечения платежных обязательств иностранного импортера (заемщика), правительства иностранного государства
перед российским экспортером при условии предоставления государственной гарантии иностранного государства
Слайд 17
Государственная гарантия для обеспечения платежных обязательств иностранного импортера, правительства иностранного
государства перед банком-агентом в связи с предоставлением им кредита правительству
иностранного государства при условии предоставления государственной гарантии иностранного государства
Слайд 18
Государственная гарантия для обеспечения банка-агента перед иностранными контрагентами в виде
тендерных гарантий, гарантий возврата авансовых платежей и гарантий надлежащего исполнения
контрактов, выданных им по обращениям российских экспортеров
Слайд 20Возмещение части процентных ставок
Для получения возмещения необходимо
выполнение следующих условий:
экспорт промышленной продукции не менее 3 лет
направление кредитных
ресурсов на осуществление экспорта промышленной продукции с высокой степенью переработки;
своевременное исполнение кредитных договоров;
отсутствие просроченной задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды.
Слайд 21
Преимущественным правом на получение возмещения обладают организации, являющиеся
победителями международных тендеров на поставку промышленной продукции.
Слайд 22
Размер возмещения:
При привлечении кредита в российских рублях
возмещение осуществляется из расчета двух третьих произведенных затрат на уплату
процентов по кредиту при условии, что процентная ставка по кредиту будет менее или равна ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату последней уплаты процентов.
Слайд 23
Если процентная ставка по кредиту больше ставки рефинансирования ЦБ РФ,
действующей на дату последней уплаты процентов, возмещение осуществляется исходя из
расчета двух третьих ставки рефинансирования, действующей на дату уплаты процентов.
Слайд 24
При привлечении кредита в иностранной валюте возмещение осуществляется в рублях
из расчета двух третьих произведенных затрат на уплату процентов по
кредиту и исходя из курса рубля к иностранной валюте, установленному ЦБ РФ на дату осуществления указанных затрат.
Слайд 25
При расчете максимального размера возмещения процентная ставка по привлеченному кредиту
в иностранной валюте принимается равной 12 процентам годовых.
Слайд 26
Порядок предоставления возмещения:
Экспортер представляет в Минпромэнерго России заявление
с пакетом документов;
Минпромэнерго осуществляет полноту, правильность оформления документов, регистрирует
их и выносит на совместное решение с МЭРТ и Минфином;
После принятия решения Минпромэнерго в 10-дневный срок уведомляет экспортера о принятом решении и осуществляет в установленном порядке перечисление средств в качестве возмещения на расчетные счета организаций.
Слайд 28Информационно-консультационная поддержка и содействие выставочно-ярмарочной деятельности отечественных фирм за рубежом
Государственная поддержка оказывается в первую очередь мероприятиям федерального и
межрегионального значения, целью которых является обеспечение условий для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, расширения сбыта их продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Слайд 29
В соответствии с Положением о Министерстве промышленности и
торговли Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5
июня 2008 г. № 438, функции по поддержке выставочной и ярмарочной деятельности относятся к компетенции Минпромторга России
Слайд 30Информационно-консультационная поддержка экспорта
Информационно-консультационное содействие экспорту осуществляется по следующим
направлениям:
Информационно-поисковая система "Экспортные возможности России"
Информационная система Торговых представительств
Российской Федерации
Каталог российской экспортоориентированной конкурентоспособной продукции
Традиционная практика консультирования
Слайд 31
Информационно-поисковая система "Экспортные возможности России«
Основные задачи системы –
информационно-консультационное обеспечение российских и зарубежных участников внешнеторговой деятельности, а также
поддержка продвижения российских товаров и услуг на внешние рынки.
Слайд 32
Информационная система Торговых представительств Российской Федерации
В настоящее
время Минэкономразвития России разработана и введена в опытную эксплуатацию информационная
система Торговых представительств РФ, которая содержит следующую информацию по зарубежным странам:
Сведения общего характера;
Экономическое положение и внешнеэкономические связи;
Характеристика торгово-экономических отношений с Россией;
Деятельность межправкомиссий;
Инвестиционное сотрудничество;
Другая информация.
Слайд 33
Каталог российской экспортоориентированной конкурентоспособной продукции
В рамках информационного содействия
экспорту Минэкономразвития России издает на ежегодной основе иллюстрированный каталог российской
экспортоориентированной конкурентоспособной продукции.
Слайд 34
Традиционная практика консультирования
Наряду с новыми формами информационного
обеспечения экспортеров осуществляется и традиционная практика консультирования и содействия российским
компаниям при продвижении на зарубежные рынки производимой продукции
Слайд 35Тарифные преференции
Тарифные преференции являются инструментом снижения общеэкономических
издержек российских экспортеров товаров в страны дальнего зарубежья.
Преференциальный режим на импорт товаров предоставляется развитыми странами в одностороннем невзаимном порядке и не противоречит нормам и правилам ВТО.