Слайд 1Бокова Т.А.
Государственный кредит
Слайд 2Бокова Т.А.
Понятие государственного кредита
Государственный кредит – одна из форм существования
публичных финансов, часть финансовой системы.
Государственный кредит как стоимостная категория –
это совокупность денежных отношений, возникающих между государством и физическими, юридическим лицами, при которых государство может выступать как в качестве заёмщика, так и в качестве кредитора и гаранта. (Т.В. Брайчева)
Государственный кредит как правовая категория – самостоятельный институт финансового права, представляющий совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на определённых условиях в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения (Е.Ю. Грачёва)
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и экономическими субъектами по поводу формирования и использования ссудного фонда (Г.Б. Поляк)
Слайд 3Бокова Т.А.
Связь государственного кредита с финансами
Государственный кредит участвует в формировании
и использовании централизованных фондов денежных средств.
Одним из участников отношений неизменно
является государство.
Для государственного кредита характерны перераспределительные отношения.
Слайд 4Бокова Т.А.
Отличие государственного кредита от финансов
(иные принципы организации):
В отличие от
налогов и обязательных платежей привлечение или предоставление средств при кредитовании
осуществляется на возвратной и возмездной основе;
Движение средств осуществляется в прямом и обратном направлении
Государственный кредит имеет, как правило, добровольный характер.
Существование кредита ограничено конкретным, заранеее известным сторонам срокам.
Государственный кредит имеет избирательный, селективный характер
Слайд 5Бокова Т.А.
отличие
Государственный кредит:
Экономическая сущность государственного кредита заключается в непроизводительном использовании
капитала(покрытие дефицита бюджета)
Обеспечением кредита служит имущество государства или региона
Объект финансовых
правоотношений( результатом операций выступает государственный долг)
Банковский кредит:
Производительное использование ссудного фонда
Обеспечение конкретные ценности(товары, ценные бумаги и др).
Договор банковской ссуды(объект гражданско-правовых отношений)
Слайд 6Бокова Т.А.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет функции
Распределительная - обеспечивает
формирование централизованных денежных фондов или их использование на принципах срочности,
платности, возвратности (чем выше величина долга, тем большая часть средств направляется на его обслуживание).
Регулирующая – государство прямо или опосредованно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок, процесс производства, занятость населения, а также способствует и обеспечению перераспределения средств между территориями государства
Контрольная функция - связана со сроками возврата и своевременность уплаты процентов.
Слайд 7Бокова Т.А.
Виды государственного кредита ( в зависимости от того какой
уровень власти участвует в кредитных отношениях)
Федеральный
Субфедеральный
Слайд 8Бокова Т.А.
Статус государства
Заёмщик временно-свободных денежных средств населения, организаций, иностранных государств
и международных организаций
Кредитор Российская Федерация– предоставляет кредит субъекту РФ, муниципальному
образованию или юридическому лицу
Гарант по обязательствам различных юридических лиц или нижестоящих уровней власти
Слайд 9Бокова Т.А.
Долг и дефицит бюджета
В результате финансирования дефицита бюджета образуются
непогашенные обязательства
Сумма непогашенных обязательств образует государственный долг.
Слайд 10Бокова Т.А.
Займы – основная форма госкредита
По способу обращения:
Рыночные (свободно
обращаются на рынке)
Нерыночные
По сроку заимствования средств:
Краткосрочные (до одного года)
Среднесрочные (от
одного года до 5 лет)
Долгосрочные(свыше 5 лет
По форме выпуска
Займы в документарной форме
Займы в виде записей по счетам
По уровню эмитента (федеральные и региональные)
По форме выплаты дохода (процентные, дисконтные, выигрышные, )
По методам определения дохода ( с твёрдым и плавающим доходом)
Слайд 11Бокова Т.А.
Классификация займов
6. По видам кредиторов:
Займы размещаемые среди юридических лиц;
Займы,
размещаемые среди физических лиц
7. По технологии эмиссии:
Облигационные займы
Безоблигационные – оформляемые
подписанием кредитных соглашений и договоров
8. По способу погашения задолженности:
займы, погашаемые единовременно;
займы, погашаемые в рассрочку
Слайд 12Бокова Т.А.
Понятие управления государственным долгом
Совокупность мероприятий государства, направленных на погашение
долга
Совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию
величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга
Механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заёмщика или гаранта
Слайд 13Бокова Т.А.
Задачи управления государственным долгом:
Максимально возможное сокращение затрат на его
обслуживание и погашение с учётом коньюнктуры мирового рынка
Обеспечение своевременного исполнения
долговых обязательств по погашению и обслуживанию внутренних и внешних долгов
Минимизация долга для заёмщика
Обеспечение приемлемого курса государственных долговых обязательств на внутреннем и внешнем рынках, недопущение их резких колебаний
Слайд 14Бокова Т.А.
Цель управления долгом
Нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в
дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и
погашению
Основным условием успешного регулирования долга является обеспечение экономического роста, увеличение на этой основе общей величины доходов в стране, в том числе доходов бюджета. При значительных масштабах задолженности приходится решать противоречивую задачу ограничения потребляемой части ВВП для выплаты внешних долгов и их обслуживание
Слайд 15Бокова Т.А.
Принципы управления долгом
Безусловность
Единство учёта
Единство долговой политики
Снижение рисков
Оптимальность
Гласность
Слайд 16Бокова Т.А.
Принципы управления госдолгом в условиях совершенствования системы управления
Сохранение объёма
долговых обязательств на экономически безопасном уровне, с учётом всех возможных
рисков
Своевременность исполнения долговых обязательств
Полнота исполнения долговых обязательств
Минимизация стоимости долговых обязательств
Прозрачность управления долгом
Слайд 17Бокова Т.А.
Риски в процессе управления долгом
Рыночные или практически не контролируемые
уполномоченным органом исполнительной власти
Контролируемые риски
Слайд 18Бокова Т.А.
Определение и оценка риска
Риск представляет возможность финансовых потерь бюджета
в результате наступления определённых событий или совершения определённых действий, которые
не могут быть заранее однозначно спрогнозированы.
В качестве количественной оценки риска используется оценка объёма потерь бюджета в случае наступления определённых событий.
Слайд 19Бокова Т.А.
Перечень рисков
Риск ликвидности
Риск процентной ставки
Валютный риск
Кредитный риск
Юридические риски
Риск краж,
махинаций и других противозаконных действий
Слайд 20Бокова Т.А.
Основные подходы минимизации рисков
Риск ликвидности:
Повышение качества финансового планирования;
Построение долговой
ёмкости бюджета на основе пессимистических прогнозов экономического развития;
Кредитный риск
Анализ кредитоспособности
гарантополучателей на этапе предоставления гарантии, а также её систематический анализ на протяжении всего действия гарантии
Риск противозаконных действий:
Создание эффективных механизмов внутреннего контроля и аудита
Слайд 21Бокова Т.А.
Долговая ёмкость бюджета
Определяется как превышение доходов бюджета над его
расходами без учёта расходов на увеличение стоимости основных средств и
расходов на обслуживание существующих долговых обязательств в каждом периоде выбранного интервала времени
Фактически долговая ёмкость бюджета определяет предельный объёмы погашения и обслуживания долговых обязательств, которые можно осуществлять за счёт доходов бюджета
Слайд 22Бокова Т.А.
Изменения в управленческом учёте
Деление обязательств на прямые и условные
Прямые
обязательства:
Кредитные соглашения и договоры;
Государственные займы;
Договоры и соглашения о получении бюджетных
кредитов;
Просроченная кредиторская задолженность бюджетных учреждений
Условные обязательства:
Государственные гарантии по обязательствам перед третьими лицами
Слайд 23Бокова Т.А.
Управление госдолгом в широком и узком смыслах
В широком смысле
– предполагает:
Формирование политики в отношении госдолга;
Определение основных показателей и предельных
значений государственной задолженности
Определение приоритетных направлений использования привлечённых ресурсов
В узком смысле:
Определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных ценных бумаг
Слайд 24Бокова Т.А.
Методы управления долгом:
Рефинансирование – погашение части госдолга за счёт
вновь привлечённых средств;
Конверсия – изменение доходности займа
Консолидация - превращение части
имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения.
Новация – соглашение между государством – заёмщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора.
Унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов
Дефолт – отказ государства от уплаты государственного долга.
Слайд 25Бокова Т.А.
Классификация методов управления госдолгом
Административные методы – основаны на быстром
и чётком выполнении отдельных распоряжений органов госвласти и управления( не
предусматривают оценку экономической эффективности)
Финансовые методы – состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения госдолга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках связанных с их погашением и обслуживанием,
Слайд 26Бокова Т.А.
Составляющие системы управления долгом
Учёт долговых обязательств
Бюджетное планирование и долговая
политика:
Цели привлечения средств
Контроль над объёмами долга
Расходы на погашение и обслуживание
долга
Управление кредиторской задолженностью
Управление рисками
Снижение риска неплатежей
Управление риском процентных ставок
Управление ликвидностью
Раскрытие информации
Слайд 27Бокова Т.А.
Принципы государственной долговой политики на 2008-2010 годы
Замещение государственного внешнего
долга внутренними заимствованиями
Развитие рынка государственных ценных бумаг
Использование государственных гарантий ,
для ускорения экономического роста
Использование инструментов долговой политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией