графики
линия
пятно
штрих
точка.
Слайд 3Графика
(греч. graphike, от grapho - пишу, черчу, рисую), вид
изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды
гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
Слайд 4Произведение Сервантеса «Дон Кихот и Санчо Пансо»
Слайд 5Термин "графика" первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии.
Новое значение он получил в конце XIX - начале XX
вв. в связи с бурным развитием промышленной полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежат линия, контраст чёрного и белого. Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии в графике используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги - основного материала графики. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Графика не исключает и применение цвета.
Слайд 6А. Матисс
Портрет девушки.
Линия ,как средство графики.
Линейная графика
-- чрезвычайно сложная изобразительная техника. Минимум средств не означает отказа
от максимума выразительности. При всей условности линейной графики выразительность и жизненность являются необходимыми качествами.
Линия вьется, словно нитка, обозначая преимущественно контур и кое-что, внутри силуэта.
Слайд 7Ярким художником, понимающим и любящим красоту линии,
был художник Н.В.
Кузьмин.
Его перовые рисунки видятся мгновенно брошенными на бумагу, легкими
и воздушными.
Иллюстрация к произведению
«Евгений Онегин»
Слайд 8А. Матисс. Ксилография.
Портрет.
Кроме черной линии на белом фоне, графики используют
белую линия
на черном фоне.
Силуэт
Плоскостное однотонное изображение профилей фигур и
предметов. Разновидность графической техники (контур и заливка), исполняется как правило тушью на светлом фоне или белилами на тёмном, либо вырезается из бумаги.
Слайд 10Искусство силуэта восходит к профильным фигурам на сосудах Древней Греции.
Слайд 11Пятновая графика. Силуэт.
В пятновой графике основным изобразительным элементом являются черные
и белые пятна (плоскости). В крайнем выражении пятновая графика приходит
к искусству силуэта - черный силуэт на белом фоне или белый силуэт на черном фоне. Пятновая графика не имеет глубины. Сочетание различных по конфигурации пятен-плоскостей определят изобразительные формы.
Слайд 12Силуэт
В.А. Фаворский писал , что с помощью «формы пятен мы
можем достигнуть тяжелого черного, лежащего выпуклым пятном на белом, черного
уплощенного, характеризующего плоскость, черного дающего глубину. И черного воздушного.
Слайд 13Штрих
Задача штриха– передать тон, объем, фактуру и движение. Штрихи могут
быть легкими, разной толщины. Пересекаясь под разными углами, штрихи создают
мягкую моделировку формы.
штрих
Штрих в изображениях
всегда соседствует с линией и редко применяется самостоятельно. Если линия призвана главным образом определять границы форм, то задача штриха -- передача тона, фактуры, объема и «движения» формы. Линия тоже в определенной степени может выражать объем и «движение» формы, но не так убедительно, как штрих, поэтому художнику очень важно хорошо владеть мастерством штрихования.
Рембрандт Автопортрет
Слайд 15Многие мастера изобразительного искусства блестяще владели штрихом и виртуозно применяли
его: Рембрандт, А. Ватто,
А. Дюрер, В. Ван-Гог, Н.С. Самокиш,
Г. Доре, М.А. Врубель.
Данные художники, конечно, не ограничивались только штриховым исполнением своих рисунков. Они прекрасно владели и сочетанием линии и штриха , но у них есть немало прекрасных произведений, которые по преобладанию штрихового выражения формы над линейным можно отнести к штриховым изображениям.
Слайд 16Ван-Гог имел экспрессивную манеру штриха, штрих выражает пространство и среду.
Каждый удар пера оставляет след, живущий своей жизнью, но работающий
на целое. Ван-Гог рисовал чаще всего тростниковым пером, для фактуры каждого предмета, он находил свой штрих.
Слайд 17Ван Гог Лодки в Сен-Мори.
В рисунках Ван Гога
штрихи имеют особенный ритмический строй, они динамичны, округлы, передают пространство
и среду.
Слайд 19Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета
к пространству, важную роль в воссоздании которого играет фон бумаги
или, по выражению советского графика В. А. Фаворского,
"воздух белого листа". Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит в известной мере плоскостный характер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности. Графике могут быть свойственны тщательность объёмно- пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельное штудирование натуры, выявление структуры и фактуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета или как бы намёком на него, обращаясь к воображению зрителя.
Слайд 20Бенуа иллюстрации к произведениям
Слайд 21Бенуа иллюстрации к произведению «Каменный гость»
Слайд 22Е. И. Чарушин
Чарушин известный писатель и художник, иллюстрировал собственные
книги и произведения других авторов, оформил несколько десятков книг для
детей.
Слайд 23Мир зверей, птиц раскрыт в ярких образах, с большой теплотой
и любовью к ним. Как хорошо умеет художник передать настроение
животного. Герои Евгения Чарушина – добры и обаятельны.
Чаще всего он рисует детенышей зверей. На рисунках они кажутся нам такими пушистыми, мягкими. Это особый метод иллюстрирования. Он рисует необычно, не контурно, а пятнами и штрихами. Зверек может, быть изображен просто «лохматым пятном», но зато мы ощущаем фактуру шерсти.
Слайд 25Евгений Чарушин
иллюстрации к
рассказам о животных.
Слайд 26Линейно-пятновая
графика
Сочетание линии и пятна,
такое сочетание придает
графике изысканность.
Слайд 28О. Бердслей
Английский художник-график, иллюстратор, декоратор, поэт, один из виднейших представителей
английского эстетизма и модерна 1890-х г
Утончённое, причудливое, искусство Бердслея, с
виртуозной игрой силуэтов и контурных линий, определило многие характерные черты графики стиля модерн.
Слайд 29О. Бердслей
Он вдохновлялся исключительно литературными персонажами, его огромное наследие —
это, главным образом, иллюстрации, обложки, бордюры, заставки, концовки, вензельные ключи,
экслибрисы. Бердслей был увлечен искусством средневековой книги с ее целостным подходом к оформлению страницы, соотношению шрифтов, полосных иллюстраций, изображений на полях. Мастер умело сочетает декоративные рамки с заключенными в них сценами. Гротеск и парадокс — спутники графики Бердслея.
Слайд 30О.Бердслей.
Игра пятен и виртуозность линии в несколько лет делают Бердслея
известным художником. Он подобно драматургу расставлял фигуры в рисунках; как
будто компоновал актёров на театральной сцене, создавая мизансцены. В рисунках отсутствует линейная перспектива и второстепенные элементы – лишь самое основное. Бердслей был превосходным мастером деталей, которые особенно акцентировал, делая их символами.
Слайд 31О. Бердслей
Бердслей был превосходным мастером деталей, которые особенно акцентировал, делая
их символами.
Слайд 32Линию и пятно он сочетал виртуозно, в его работах линии
влиты черными пятнами заливок в единое целое, линии вырастают из
пятен и пятна логично заканчивают линии.
Слайд 34Владимир Васильевич Лебедев
Театральный художник, иллюстратор, художественный редактор.
В 1917—1920 годах работал
как политический карикатурист, создал множество политических карикатур ,
работал
над плакатами. Создал новый стиль агитационного плаката. Работал, как художник детской книги.
Слайд 35В.В Лебедев иллюстрация к детской книге. Использовал точку и пятно.
Слайд 37В.В Лебедев иллюстрация к детской книге
Слайд 38Епифанов Геннадий Дмитриевич.
Советский художник-график, иллюстратор, педагог. (1900–1985) Оформлял книги.
Известен иллюстрациями к «Назидательным новеллам» М. Сервантеса (1934), «Бедной Лизе»
Н. М. Карамзина (1947), «Королеве Марго» А. Дюма (1952), «Одиссее» Гомера(1958), «Пиковой даме» А. С. Пушкина (1966)..»
Слайд 39Епифанов
иллюстрация к
произведению
«Пиковая дама»