Разделы презентаций


Грамматический строй готского языка

Содержание

Общегерманские черты грамматического строя:Замена трехморфемной структуры слова двухморфемнойТри типа склоненияОсновы существительных на гласные и согласныеСильное и слабое склонение прилагательныхСтепени сравнения прилагательныхСильные, слабые ,претерито-презентные и неправильные глаголыКатегории глаголов: лицо, число, время, наклонение,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Грамматический строй готского языка
1) Общегерманские и специфические готские черты грамматического

строя.
2) Склонение существительных в готском языке.
3) Склонение прилагательных. Степени сравнения.

Грамматический строй готского языка1) Общегерманские и специфические готские черты грамматического строя.2) Склонение существительных в готском языке.3) Склонение

Слайд 2Общегерманские черты грамматического строя:
Замена трехморфемной структуры слова двухморфемной
Три типа склонения
Основы

существительных на гласные и согласные
Сильное и слабое склонение прилагательных
Степени сравнения

прилагательных
Сильные, слабые ,претерито-презентные и неправильные глаголы
Категории глаголов: лицо, число, время, наклонение, залог
Общегерманские черты грамматического строя:Замена трехморфемной структуры слова двухморфемнойТри типа склоненияОсновы существительных на гласные и согласныеСильное и слабое

Слайд 3Архаичные черты грамматического строя:

Остатки трехморфемной структуры слова
Чередование гласных в основообразующих

суффиксах
Сохранение форм двойственного числа
Широкое использование внешней и внутренней флексии в

словоизменении
Отсутствие аналитических форм в системе глагола
Явление редупликации
Сохранение форм медиопассива

Архаичные черты грамматического строя:Остатки трехморфемной структуры словаЧередование гласных в основообразующих суффиксахСохранение форм двойственного числаШирокое использование внешней и

Слайд 4Склонение существительных

dags < *dagaz – класс склонения с основой на

–а-
gasts < *gastiz – класс склонения с основой на –

i-
sunus – на –u-
tuggo < tungo (n) - на -оn-


Склонение существительныхdags < *dagaz – класс склонения с основой на –а-gasts < *gastiz – класс склонения с

Слайд 5Особенности:

- вычленение склонения с основами на гласные и на согласные,
-

существование особой группы корневых имен существительных,
- принадлежность к одному классу

склонения имен существительных разных родов,
- неодинаковая продуктивность отдельных классов склонения,
- отсутствие в большинстве случаев связанности между лексическим значением существительных и их объединением в тот или иной класс склонения,
- сохранение трехморфемного строения не во всех падежных формах,
- сохранение чередования гласного основы в падежных формах,
- совпадение некоторых падежных форм (чаще им. и вин. падежей).
Особенности:- вычленение склонения с основами на гласные и на согласные,- существование особой группы корневых имен существительных,- принадлежность

Слайд 6Гласные основы
Основы на –а- (-о-)
Очень продуктивно!
Имена сущ. м.

и ср. рода.

- чистые основы на –а- :dags, stains, himins,

skalks, wulfs, fugls; waurd, huzd, jer, daur, haurn

- основы на –wa- ( малочисленная группа): aiws, kniu, triu

- основы на –ja- ( более многочисленная): harjis, kuni, waldufni, lekeis

Гласные основыОсновы на –а- (-о-) Очень продуктивно! Имена сущ. м. и ср. рода.- чистые основы на –а-

Слайд 72. Основы на –о- (-а-)
Очень продуктивный тип!
Только имена

сущ. ж. рода.

- чистые основы на –о-: boka, saurga, runa,

bida, giba

- основы на –wo-: triggwa, frijaþwa

- основы на -jo- fraistubni, sibja, sunja
2. Основы на –о- (-а-) Очень продуктивный тип! Только имена сущ. ж. рода.- чистые основы на –о-:

Слайд 83) Основы на –i- Довольно продуктивно! Имена сущ. м. и

ж. рода: gasts, qens, arms, muns, siuns, mahts
 
4) Основы на

–u- Имена сущ. всех трех родов, однако сущ. ж. и ср. рода представлены лишь единичными примерами, в основном сущ. м.р: sunus, handus, fotus, wintrus, lustus

3) Основы на –i- Довольно продуктивно! Имена сущ. м. и ж. рода: gasts, qens, arms, muns, siuns,

Слайд 9Согласные основы
Основы на –n-
Весьма продуктивны! Несколько разновидностей:
- основы на

-in- / - an- (вариант -jin- / - jan-), в

основном сущ. м.рода: guma, hairto, wilwa, staua, atta

- основы на -on- ( вариант - jon-), только сущ. ж. рода: qino, tuggo, mizdo, wiko, fullo, mawilo

- основы на -ein-, только ж. род. Сюда относились по преимуществу абстрактные существительные, образованные от прилагательных с помощью суффикса -ein-: marei, managei, hauhei, hrainei, garaihtei
Согласные основыОсновы на –n- Весьма продуктивны! Несколько разновидностей:- основы на -in- / - an- (вариант -jin- /

Слайд 102. Основы на -r- (-ter- /-tr-).
Небольшая группа, термины родства

(broþar, fadar, swistar, dauhtar)
 
3. Основы на - nd-.
Субстантивированные причастия

настоящего времени:
nasjands (спаситель, спасающий), gibands (даритель, дарящий), fraujionds (властитель, властвующий) и т.д.
 

2. Основы на -r- (-ter- /-tr-). Небольшая группа, термины родства (broþar, fadar, swistar, dauhtar) 3. Основы на -

Слайд 11Корневые основы малопродуктивны. Этот тип склонения представлен в готском лишь

несколькими сущ. м. и ж. рода и имеет неустойчивый, смешанный

характер парадигмы склонения: baurgs, nahts, miluks.
Корневые основы малопродуктивны. Этот тип склонения представлен в готском лишь несколькими сущ. м. и ж. рода и

Слайд 12Употребление сильной формы прилагательных:

в именной части сказуемого при глаголах wisan(быть)

и wairpan (становиться).
у причастия II при его использовании в качестве

разных уточнителей при глаголе: «и он учил их, прославляемый всеми» jah is laisida… ize mikilids fram allaim
Употребление сильной формы прилагательных:в именной части сказуемого при глаголах wisan(быть) и wairpan (становиться).у причастия II при его

Слайд 133) в атрибутивной функции прилагательного, если перед ним не стоит

местоимение sa, þata (тот, этот): þiuþeigs manna «добрый человек»

4) в

случае, когда прилагательное играет в предложении роль существительного: «и мертвые восстанут» jah dauþai urreisand
3) в атрибутивной функции прилагательного, если перед ним не стоит местоимение sa, þata (тот, этот): þiuþeigs manna

Слайд 14Употребление слабой формы

1) у прилагательных в атрибутивной функции после артиклеобразного

слова sa liuba broþar

2) у субстантивированных прилагательных с артиклеобразным словом

sa mahteiga (властитель)


Употребление слабой формы1) у прилагательных в атрибутивной функции после артиклеобразного слова sa liuba broþar2) у субстантивированных прилагательных

Слайд 153) в ряде случаев, где нет артиклеобразного слова
- в обращении

к какому-либо лицу: atta weiha (отец святой)
- в некоторых фразеологических

единицах (устойчивых сочетаниях): libains aiweino (вечная жизнь)
иногда при субстантивации: twai blindans (двое слепых)
3) в ряде случаев, где нет артиклеобразного слова- в обращении к какому-либо лицу: atta weiha (отец святой)-

Слайд 16Прилагательные, имеющие только слабую форму склонения:

ibna (похожий), taihswa (правый),

ainaha (единственный) и некоторые др.; - формы ставнительной степени;

образования с суффиксом -m- (fruma);
формы причастия I за исключением им.п.ед.ч.м.р.;
группа сложных прилагательных аllaþarba (терпящий во всем нужду), usfilma (испуганный) и др.

Прилагательные, имеющие только слабую форму склонения: ibna (похожий), taihswa (правый), ainaha (единственный) и некоторые др.; - формы

Слайд 17Образование степеней сравнения

Сравнительная степень образуется при помощи суффиксов – iza-,

-oza-, превосходная – ista-, -osta-:

manages (многие) – managiza (больше),
alþeis

(старый) – alþiza (старше),
arms (бедный) – armosta (самые бедные).


Образование степеней сравненияСравнительная степень образуется при помощи суффиксов – iza-, -oza-, превосходная – ista-, -osta-:manages (многие) –

Слайд 18Супплетивное образование степеней сравнения:
goþs (хороший) - batiza (лучше) – batistes

(самый хороший)
ubils (плохой) - wairsiza (хуже)
mikils (большой) - maizs (больше)

– maists (самый большой)
leitils (маленький) – minniza (меньше) - minnists (самый маленький)
Супплетивное образование степеней сравнения:goþs (хороший) - batiza (лучше) – batistes (самый хороший)ubils (плохой) - wairsiza (хуже)mikils (большой)

Слайд 19Глагол в готском языке
1) Общая характеристика и грамматические категории глаголов
2)

Сильные глаголы
3) Слабые глаголы
4) Претерито-презентные и неправильные глаголы
 

Глагол в готском языке1) Общая характеристика и грамматические категории глаголов2) Сильные глаголы3) Слабые глаголы4) Претерито-презентные и неправильные

Слайд 20Передача значения будущего :
- сочетание форм настоящего времени глагола duginnan

(начинать) с инфинитивом спрягаемого глагола
«unte gaunon jah greten duginnid»
«ибо будете

печалиться и плакать»
- haban +инфинитив : „ þatei tauja jah taujan haba“ („как я поступаю, так и буду поступать“)
- skulan + инфинитив: „ha skuli þata barn wairþan“ („кем будет этот младенец“)

Передача значения будущего :- сочетание форм настоящего времени глагола duginnan (начинать) с инфинитивом спрягаемого глагола«unte gaunon jah

Слайд 21Употребление оптатива:

при выражении пожелания, повеления, запрета
«не собирайте сокровищ» -

“ni husdjaiþ… huzda”
«добро делайте» - “waila taujaid”
при выражении возможности, сомнения,

особенно часто в вопросительных предложениях
„как же может быть это?“-„ƕaiwa sijai þata?“
- для обозначения процесса, который осуществится в будущем;
Употребление оптатива:при выражении пожелания, повеления, запрета «не собирайте сокровищ» - “ni husdjaiþ… huzda”«добро делайте» - “waila taujaid”при

Слайд 22- оттенок должествования или сомнения, особенно после союза ei (чтобы)

-

как обязательное наклонение в различных типах придаточных предложений (цели, условия,

времени, дополн.), при этом сохраняется основное значение оптатива, характерное для простых предложений.
- оттенок должествования или сомнения, особенно после союза ei (чтобы)- как обязательное наклонение в различных типах придаточных

Слайд 23Употребление медиопассива:
- значение пассивности
«какой мерой меряете, такой вам отмерится»
«þizaiei mitaþ

mitiþ mitada izwis»
- непереходно-возвратное
моральное состояние, аффект у глаг. ufblesan (превозносить),

ingramjan (раздражать)
„любовь не завидует, любовь не хвастает, не превозносится, не безобразничает, не раздражается“
«frijaþwa ni aljanoþ, frijaþwa ni flauteiþ, ni ufblesada, ni aiwiskoþ, ni ingramjada»

Употребление медиопассива:- значение пассивности«какой мерой меряете, такой вам отмерится»«þizaiei mitaþ mitiþ mitada izwis»- непереходно-возвратноеморальное состояние, аффект у

Слайд 24иногда медиопассивные формы меняли лексическое значение глагола, напр. afwandjan («отворачивать»

– в форме медиопассива «изменить мнение»).

*В систему залога были вовлечены

также лексическая группировка слабых глаголов 4 класса и сочетание причастия II переходных глаголов с формами глаголов wisan и wairþan.
иногда медиопассивные формы меняли лексическое значение глагола, напр. afwandjan («отворачивать» – в форме медиопассива «изменить мнение»).*В систему

Слайд 25Выражение длительности протекания действия:
сочетания форм глагола wisan (быть) с

причастием I:
- длительное настоящее: gamunandans sijuþ – помните (помнящие суть)
длительное

прошедшее: was lasjands – учил (был учащий).

Выражение длительности протекания действия: сочетания форм глагола wisan (быть) с причастием I:- длительное настоящее: gamunandans sijuþ –

Слайд 26Переходность / непереходность:
fraliusan (терять, губить) / fralusnan (теряться, гибнуть).
laisjan

(учить) / laisjan sik (учиться).

Залоговые, видовые и временные различия причастий:
nasjands

(спасающий) – активный залог
nasiþs (спасенный) – пассивный залог
quimands (приходящий) – непредельный, настоящее время
qumans (пришедший) – предельный, прошедшее время.
Переходность / непереходность:fraliusan (терять, губить) / fralusnan (теряться, гибнуть). laisjan (учить) / laisjan sik (учиться).Залоговые, видовые и

Слайд 27Сильные глаголы:

1. steigan-staig-stigum-stigans
2. biugan-baug-bugum-bugans
3. bindan-band-bundum-bundans
4. niman-nam-nemum-numans
5. giban-gaf-gabum-gibans
6. graban-grof-grobum-grabans
7. haitan-haihait-haihaitum- haitans
letan-lailot-lailotum-letans

Сильные глаголы:1. steigan-staig-stigum-stigans2. biugan-baug-bugum-bugans3. bindan-band-bundum-bundans4. niman-nam-nemum-numans5. giban-gaf-gabum-gibans6. graban-grof-grobum-grabans7. haitan-haihait-haihaitum- haitansletan-lailot-lailotum-letans

Слайд 281) greipan, beitan, hneiwan, beidan 2) kiusan, driusan, liugan, giutan 3) drigkan,

siggwan, brinnan, duginnan 4) quiman, stilan, brikan 5) sitan, ligan, itan, quiþan 6)

swaran, slahan, alan, wakan, malan
1) greipan, beitan, hneiwan, beidan 2) kiusan, driusan, liugan, giutan 3) drigkan, siggwan, brinnan, duginnan 4) quiman,

Слайд 29Слабые глаголы: 1 кл. глаголы на – jan: lagjan (класть), hailjan

(лечить), satjan (сажать). lagjan-lagida-lagidedun-lagiþs 2 кл. глаголы на – on: idreigon (раскаиваться),

gredon (голодать), skalkinon (служить). salbo-salboda-salbodedun-salboþs
Слабые глаголы: 1 кл. глаголы на – jan: lagjan (класть), hailjan (лечить), satjan (сажать). lagjan-lagida-lagidedun-lagiþs  2

Слайд 303 кл. глаголы на – ai: slawan (молчать), sifan (радоваться),

haban (иметь), bauan (жить).
(ga)leikan-(ga)leikaida-(ga)leikaidedun-(ga)leikaiþs (понравиться)

4 кл. глаголы на –

n-/ -no-: (us)gutnan (пролиться), (fra)lusnan (гибнуть), (ga)taurnan (прекращаться).
Fullnan-fullnoda-fullnodedun (наполниться)
3 кл. глаголы на – ai: slawan (молчать), sifan (радоваться), haban (иметь), bauan (жить). (ga)leikan-(ga)leikaida-(ga)leikaidedun-(ga)leikaiþs (понравиться)4 кл.

Слайд 31Неправильные глаголы:

briggan-brahta-brahtedun
gaggan-iddja-iddjadun
wisan-was-wesun
willjan-wilda

Неправильные глаголы:briggan-brahta-brahtedungaggan-iddja-iddjadunwisan-was-wesunwilljan-wilda

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика