Слайд 1Гражданское и духовно-нравственное воспитание
Г.В. Парамонов, канд. филос. н., доц. каф.
СП и ОРМ ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Слайд 2К определению понятий
«Гражданин»:
исконно русский аналог –
горожанин;
другие однокоренные слова:
город, огород
Слайд 3К определению понятий
Первоначально гражданин – человек, принадлежащий городскому социуму
Город и
гражданин отгорожены средствами городской культуры (городскими стенами, языком, традициями, законами,
искусством и т.д.) от «дикого поля» – родовой жизни
Слайд 4К определению понятий
Этос (греч. ἦθος) –
обычное местопребывание, жилище (людей);
стойло,
хлев (животных);
логовище (зверей);
нрав, обычай, образ мыслей;
исторически – загон, площадка для
скота
Слайд 5К определению понятий
Этика – совокупность принципов
и норм поведения, принятых
в определенной внешней для людей общественной среде
Духовность – внутреннее состояние человека
Нравственность – форма
внутренне присущей
человеку духовности
Слайд 6К определению понятий
Этическое (гражданское) и духовно-нравственное не только связаны, но
и противостоят друг другу как внешнее и внутреннее
Слайд 7Моменты связи и противостояния
Рука и ручка
Учитель и ученик
Человек и общество
Слайд 8Моменты связи и противостояния
Слайд 9Моменты связи и противостояния
Слайд 10Моменты связи и противостояния
2. Ла-донь в ладонь:
- За-чем
рожден?
- Не-жаль: изволь:
Длить – даль –
и боль.
3. Проводами продленная
даль …
Даль и боль, это та же
ладонь
Открывающаяся –
доколь?
Даль и боль, это та же
юдоль.
Марина Цветаева
Слова и смыслы
Слайд 11Коренные цели и идеалы
1. «…успехи одного мирского образования удаляют чело-века
от Бога, внушают че-ловеку очень высокое поня-тие о самом себе
и о мiре»
* О последних событиях, имеющих свершиться в конце мiра. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1905 г.
Слайд 12Коренные цели и идеалы
1. «Не будь греха, это еще не
составляло бы зла, но при грехе пристрастие человека к самому
себе и к предме-там земным превращается в эгоизм и алчность и пода-вляет страх Божий»
* О последних событиях …
Слайд 13Коренные цели и идеалы
2. «Человек, окруженный со всех сторон удобствами
жиз-ни цивилизованной, не воз-дает чести, подобающей Бо-
*О последних событиях …
гу:
он (человек) разбогател, пресытил-ся, воображает, что имеет самое небо на земле, забывает Бога и обоготво-ряет самого себя»
Слайд 14Коренные цели и идеалы
3. «…сыны мiра сего всегда остаются сынами
мiра сего; они всецело живут в мiре ви-димом и чувственном,
для материальных выгод и удо-
вольствий, водятся животною жизнию.
…Не хотят и слышать эти цивилизо-ванные люди ни о духовном обновле-нии, ни об освящении силою свыше»
* О последних событиях...
Слайд 15Коренные цели и идеалы
4. «…Начало сему положено змием древним еще
в раю. Уже тогда шла речь о дос-тижении высшего знания
и богоподобия собственными силами человека без Бога и даже против Бога»
* О последних событиях …
Слайд 16Коренные цели и идеалы
5. «…если греческая образо-ванность произвела на свет
первого антихриста (Антио-ха Епифана), то новейшей,
антихристианской образованности
предстоит породить второго
антихриста,
который будет еще хуже первого и в сво-
ем восстании на Бога увлечет несрав-
ненно большую часть земных обитате-
лей»
* О последних событиях …
Слайд 17Коренные цели и идеалы
6. «Антихрист обещает про-славление тела без его
умерщвления, прославле-ние мiра без его осуждения, обещает самое царство небесное
без всяких трудов и подвигов благочестия»
* О последних событиях …
Слайд 18Коренные цели и идеалы
7. «Три главных признака обозначают антихриста: во-первых,
- самая тонкая интеллигенция, всеобъем-лющее знание, необычай-ная способность пользова-ться для
своих целей всеми средствами цивилизации»
* О последних событиях …
Слайд 19Коренные цели и идеалы
7. «…во-вторых, соедине-ние в своей власти всех
цивилизованных наций
и, наконец, в-третьих, атеизм самый полный, доросший до антитеизма и до обоготворения самого себя»
* О последних событиях …
Слайд 20К определению понятий
В настоящее время гражданским считается такое общество, в
котором реализуются демократические ценности, принцип толератности – терпимости к чужому
мнению, вероисповеданию и т.д.
Слайд 21Перспектива развития гражданского общества
Реализация принципа соборности:
мультисистемность пространственных (синхронных), временных (диахронных)
человеческих отношений и связей,
взаимная поддержка на пути к Богу
Слайд 22Формирование гражданской позиции личности
Развитие форм общественной
и индивидуальной рефлексии:
умения обратиться
к самому себе,
способности позиционировать этот диалог от аналогичных, которые наблюдаются в социальном, культурном, языковом окружении
Слайд 23Социокультурная типология человеческих отношений и связей
Родовых
Первых внеродовых
Вторых внеродовых
Возрождения
и Нового времени
Слайд 24Мир родового человека
Активный
строй языка
Слайд 26Родовое
Изделия эпохи неолита:
1 —
женские статуэтки из глины;
2 — гарпун из рога;
3 — глиняная посуда с ямочным орнаментом
Слайд 27Карта ЛСМ. Язык родового человека
Родовые сознание и социум
Язык активного
строя
Особенности чтения: с трудом или совсем не читает
Особенности письма: с
трудом или совсем не пишет
Фонетика: не дифференцирует гласных и согласных; не может разделить слово по слогам
Слайд 28Карта ЛСМ. Язык родового человека
Состав слова: не может выделить корень
Дифференциация
частей речи: не отличает
имен (например, существительных) от глаголов; путает приставку (в глаголе) и предлог (к существительному)
Слайд 29Карта ЛСМ. Язык родового человека
Синтаксис: не распознает грамматическую основу предложения
Особенности
письменных творческих работ: не отличает текст от слова
Слайд 30
Мир платоновско-конфуцианского человека
Эргативный строй языка
Слайд 31«Государственная» культура
Зал храма Амона-Ра в Карнаке
14-12 в. до н. э. Реконструкция
Слайд 32Овидий Публий Назон, «Метаморфозы»
… постоянного нет во вселенной,
Все в
ней течет –
и зыбок любой
образуемый облик.
Время само утекает всегда
в постоянном движенье,
Уподобляясь реке;
ни реке, ни летучему часу
Остановиться нельзя.
Слайд 33Овидий Публий Назон, «Метаморфозы»
Как волна на волну набегает,
Гонит волну пред
собой,
нагоняема сзади волною, -
Так же бегут и часы,
вослед возникая друг другу,
Новые вечно,
затем что бывшее раньше пропало,
Сущего не было, -
все обновляются вечно мгновенья.
Слайд 34Солон (между 640 и 635 - ок. 559 до н.
э.), «Седмицы человеческой жизни»
Маленький мальчик,
еще неразумный и слабый, теряет,
Чуть ему минет семь лет,
первые зубы свои;
Если же Бог доведет
до конца седмицу вторую,
Отрок являет уже
признаки зрелости нам.
Слайд 35Солон (между 640 и 635 - ок. 559 до н.
э.), «Седмицы человеческой жизни»
В третью у юноши быстро завьется,
при росте всех членов,
Нежный пушок бороды,
кожи меняется цвет.
Всякий в седмице четвертой
уже достигает расцвета
Силы телесной, и в ней
доблести явствует знак.
Слайд 36Солон (между 640 и 635 - ок. 559 до н.
э.), «Седмицы человеческой жизни»
В пятую – время подумать о браке
желанном мужчине,
Чтобы свой род продолжать
в ряде цветущих детей.
Ум человека в шестую седмицу
вполне созревает
И не стремится уже
к неисполнимым делам.
Слайд 37Разум и речь в семь седмиц
уже в полном бывают расцвете,
Также и в восемь
- расцвет
длится четырнадцать лет.
Мощен еще человек и в девятой,
однако слабеют
Для веледоблестных дел
слово и разум его.
Солон (между 640 и 635 - ок. 559 до н. э.), «Седмицы человеческой жизни»
Слайд 38Солон (между 640 и 635 - ок. 559 до н.
э.), «Седмицы человеческой жизни»
Если ж десятое Бог доведет
до конца семилетье,
Ранним не будет тогда
смертный конец для людей.
Слайд 39mens sana in corpore sana -
«здоровый дух
порождает
здоровое тело»
Слайд 40Понятие «человек» по Конфуцию и
Платону
Носит теперь горделиво Саиец
мой щит безупречный:
Волей-неволей пришлось
бросить его мне в кустах.
Сам я кончины за то избежал.
И пускай пропадает
Щит мой. Не хуже ничуть
новый могу я добыть
Архилох
Слайд 41Понятие «человек» по Конфуцию
и Платону
Высоко ты, небо, в величье своем;
Отец наш и мать
– так мы небо зовем…
Небо, рождая на свет человеческий род,
Тело и правило жизни всем людям дает,
Люди, храня этот вечный закон, хороши,
Любят и ценят прекрасную
доблесть души.
Ши-цзин. М., 1957. С. 265, 395
Слайд 42Понятие «человек» по Конфуцию и Платону
Широко кругом простирается небо вдали,
Но нету под небом ни пяди
нецарской земли.
На всем берегу, что кругом
омывают моря,
Повсюду на этой земле только слуги царя!
Ши-цзин. М., 1957. С. 280
Слайд 43Конфуций сделал объектом оценки язык и речь
Благородный муж проявляет осторожность
по отношению к тому, чего не знает.
Если имена неправильны, то
слова не имеют под собой оснований.
Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться.
Слайд 44Конфуций сделал объектом оценки язык и речь
Если дела не могут
осуществляться, то ритуал и музыка не процветают, наказания не применяются
надлежащим образом.
Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести
Слайд 45Позиция Платона (428/427 – 347 до н.э.)
«… Все находятся в
войне со всеми как в общественной,
так и в частной жизни и каждый с самим собой»
Законы, 626сd
Слайд 46Позиция Платона (428/427 – 347 до н.э.)
Слайд 47Позиция Платона (428/427 –
347 до н.э.)
Слайд 48Позиция Платона (428/427 –
347 до н.э.)
Слайд 49Позиция Платона (428/427 –
347 до н.э.)
Слайд 50Позиция Платона (428/427 –
347 до н.э.)
Слайд 51Позиция Платона (428/427 –
347 до н.э.)
Слайд 52Позиция Платона (428/427 –
347 до н.э.)
Слайд 53Позиция Платона (428/427 –
347 до н.э.)
Слайд 54Позиция Платона (428/427 – 347 до н.э.)
Слайд 55Позиция Платона (428/427 – 347 до н.э.)
Слайд 56Карта ЛСМ. Язык платоновско-конфуцианского человека
Язык эргативного строя, выстроенный в соответствии
с принципом обратной перспективы
Особенности чтения:
читает по слогам
Особенности письма: пишет, разделяя буквы
Слайд 57Мир аристотелевского «созерцателя»
Номинативный строй языка
Слайд 58Реализация принципов линейной перспективы
Слайд 59Реализация принципов
линейной перспективы
Слайд 60Реализация принципов линейной перспективы
Слайд 61Момент перехода от обратной перспективы к прямой
Слайд 62Момент перехода от обратной перспективы к прямой
Слайд 63Момент перехода от обратной перспективы к прямой
Слайд 64Реализация принципов линейной перспективы
Слайд 65Понятие «человек» по Аристотелю
«То, из чего составляется единство, заключает в
себе различие по качеству», чему исторически
и в локальном настоящем места соответствуют три основных образа жизни:
1) скотский, когда «люди весьма грубые» разумеют под благом и счастьем чувственное удовольствие,
Слайд 66Понятие «человек» по Аристотелю
2) «государственный» (по Платону)
3) созерцательный.
Последний,
как «последующий», должен преобладать над обоими «предыдущими» (которые существуют в
нем в «снятом» виде) подобно тому, как душа властвует над телом, а разум над нашими стремлениями
Политика, 1261а 25-30, 1254b 5-10
Никомахова этика, 1095b 15-20
Слайд 67Мир человека Возрождения
и Нового времени
(Я Я(S1;S2;S3))
Я
(
)
S3
S3
S3
S3
S3
Мультистрой языка
Слайд 68Позиция П. Гольбаха (1723-1789)
Тела лишь кажутся покоящимися благодаря равенству действующих
на них сил
Значит, для нарушения мнимого равновесия достаточно слабого
толчка, бесконечно малого усилия, может быть, доступного одному человеку
Слайд 69Искусство Нового времени (дифференциал: ситуация неустойчивого равновесия)
Слайд 70Искусство Нового времени (дифференциал: ситуация неустойчивого равновесия)
Слайд 71Искусство Нового времени (дифференциал: ситуация неустойчивого равновесия)
Слайд 72Искусство Нового времени (дифференциал: ситуация неустойчивого равновесия)
Слайд 73Искусство Нового времени (интегральное единство - синтез неустойчивых равновесий)
Слайд 74Искусство Нового времени (интегральное единство - синтез неустойчивых равновесий)
Слайд 75Карта ЛСМ. Язык человека Возрождения и Нового времени
Поликультурные язык и
социум, способствующие разделению социальных пространства и времени
Особенности чтения: читает с
учетом смысловых, синтаксических, интонационных особенностей любого текста
Слайд 76Карта ЛСМ. Язык человека Возрождения и Нового времени
Особенности письма: пишет
на одном дыхании - текст как слово, но легко обозначая
его смысловые и структурные особенности
Синтаксис: различает разные виды грамматического строя (активного, эргативного, номинативного и др.)
Слайд 77Карта ЛСМ. Язык человека Возрождения и Нового времени
Особенности письменных творческих
работ: логическая и временная последовательность, богатство языка (соответствие требованиям стилей
современной литературы)
Слайд 78М. Мальцев. «Орфография Главнауки» (Белгород, 1930)
В соответствии с установками
«позитивной философии» в качестве желательного образца предложена такая орфография и
пунктуация:
«Кагда я ездила дамой в Одесу мне очин была весила Пачиму патаму что эта мая родина Я там сибя чувствала сщасливой, а кагда уежала то я плакала Пачиму да патаму что я вже болше не смагу видить сваи радные края»
Слайд 79В.В. Иванов. «Историческая
грамматика русского языка»
«Различия в речи носителей русского
языка
связаны не с тем, что одни
владеют нормами национального
языка,
а другие не владеют, а с тем,
что разные носители русского языка
владеют разными его разновидностями,
но и в том и в другом случае мы имеем
дело с национальным русским языком»
Слайд 80Позиция модернизма и постмодернизма
Системность современного социума достигается при взаимодействии, по
крайней мере, четырех разных культур:
1) «родовой» с языком активного строя
2)
«платоновской» с эргативным языком
3) «аристотелевской» с языком номинативного строя
4) «дифференциально-интегральной»
Слайд 81Апостол Павел:
По данной мне благодати, всякому из вас говорю:
не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте
скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены [Рим. 12; 3-5]
Слайд 82Типология современников по Г. Флоберу
фигляр
фаталист
человеком фантазии, каприза, непоследовательности
«Тысячи понятий, таившихся у тебя в зародыше, вырастают и уточняются,
подобно ожившему воспоминанию»
Слайд 83Позиция А.А. Ухтомского
Интегральный образ, который сейчас переживается
нами, например, восприятие человеческого лица, – лучше сказать, само человеческое
лицо, которое сейчас перед нашими глазами, – это определенно творимый и интегрируемый образ во времени, и лишь потом вторично мы начинаем полагать его как законченно-неподвижную форму в пространстве
Слайд 84Позиция святителя Игнатия Брянчанинова
Святые иноки постоянно помнили слова
Христовы: Аминь глаголю вам; еже соотвористе единому сих братий Моих
менших, Мне сотвористе. […истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне. Мф. 25. 40.]
Слайд 85Позиция святителя Игнатия Брянчанинова
Не входили они в рассматривание,
достоин ли ближний уважения или нет; не обращали они внимания
на множество и очевидность его недостатков: внимание их обращено было на то, чтоб не скрылось от них каким-нибудь образом понятие, что ближний есть образ Божий, что поступки наши относите-льно ближнего Христос принимает так, как бы они совершены были относительно Его
Слайд 86Позиция А.С. Пушкина
Не приведи Бог
видеть русский бунт,
бессмысленный
и беспощадный
Капитанская дочка,
гл. XIII
Слайд 88Позиция А.С. Пушкина
Меж гор, лежащих полукругом,
Пойдем туда, где ручеек,
Виясь, бежит
зеленым лугом
К реке сквозь липовый лесок.
Там соловей, весны любовник,
Всю ночь
поет; цветет шиповник,
И слышен говор ключевой, -
Там виден камень гробовой
В тени двух сосен устарелых.
Пришельцу надпись говорит:
«Владимир Ленский здесь лежит …»
«Евгений Онегин», гл. 7
Слайд 89Позиция А.С. Пушкина
Меж тем как сельские циклопы
Перед медлительным огнем
Российским лечат
молотком
Изделье легкое Европы,
Благословляя колеи
И рвы отеческой земли …
…Возок несется чрез
ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри …
«Евгений Онегин», гл. 7
Слайд 90Позиция А.С. Пушкина
Шум, хохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс … Меж
тем
Между двух теток, у колонны,
Не замечаема никем,
Татьяна смотрит и не
видит…
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,
В уединенный уголок,
Где льется светлый ручеек,
К свои цветам, к своим романам…
«Евгений Онегин», гл. 7
«Роман А.С. Пушкина "Дубровский"»
«Роман А.С. Пушкина "Дубровский"»
«Роман А.С. Пушкина "Дубровский"»
нереализованная возможность
Троекуров решил помириться, уничтожить следы ссоры, "… возвратив ему его достояние"
Андрей Гаврилович
Дубровский тяжело
заболел
Владимир Дубровский:
расточителен и
честолюбив
"Лицо его стало мрачнее ночи, он с презрением улыбнулся, грозно взглянул на дворню и поехал шагом около двора"
Владимир: "Скажи Кирилу Петровичу, чтоб он скорее убирался…"
«Роман А.С. Пушкина "Дубровский"»
Пожар в Кистеневке
Владимир Дубровский и его крестьяне
Шабашкин, исправник и их помощники
3
«Роман А.С. Пушкина "Дубровский"»
1
2
3
Случай с медведем
Антон Пафнутьич
Мария Кириловна
«Роман А.С. Пушкина "Дубровский"»
Бой в лесу
Кирила Петрович Троекуров, Мария Кириловна,
кн. Верейский и др.
Владимир Андреевич Дубровский
и его крестьяне
Слайд 99Кульминация «Тараса Бульбы»
"
«козаки»
Слайд 100Кульминация «Тараса Бульбы»
"
за татарами
Слайд 102Н. Рыленков о войне
Прошедшим фронт, нам день зачтется
за год,
В пыли дорог сочтется каждый след,
И корпией на наши раны лягут
Воспоминанья юношеских лет.
Рвы блиндажей трава зальет на склонах,
Нахлынув, как зеленая волна.
В тех блиндажах из юношей влюбленных
Мужчинами нас сделала война.
Слайд 103Н. Рыленков о войне
И синего вина, вина печали,
Она нам полной
мерой поднесла,
Когда мы в первых схватках постигали
Законы боевого ремесла.
Но и
тогда друг другу в промежутках
Меж двух боев рассказывали мы
О снах любви, и радостных, и жутких,
Прозрачных, словно первый день зимы.
Слайд 104Н. Рыленков о войне
Перед костром, сомкнувшись тесным
кругом,
Мы вновь клялись у роковой черты,
Что, возвратясь домой к своим подругам,
Мы будем в снах и помыслах чисты.
А на снегу, как гроздья красных ягод,
Краснела кровь. И снег не спорил с ней!
За это все нам день зачтется за год,
Пережитое выступит ясней.
Слайд 105Б. Пастернак. Первоначальная редакция стихотворения «Гамлет»
Вот я весь. Я вышел
на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится
на моем веку.
Это шум вдали идущих действий.
Я играю в них во всех пяти.
Я один, все тоне в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Слайд 106Б. Пастернак и М. Хайдеггер
Хайдеггер
1889 – 1976
1934 – подает
в
отставку
с поста
ректора
Фрейбургского
университета
Пастернак
1890 – 1960
1934 – пытается
защитить
О. Мандельштама
Время взлета:
конец 20-х – 30-е гг.
Время взлета: 1927 –
«Время и бытие»; 1930,
1933 – дважды приглашают
в Берлинский университет
Слайд 107М. Хайдеггер, «Время и бытие»
«Каждая историческая эпоха не только раз-
новелика
в сравнении с другими; у нее каж-
дый раз еще и
свое собственное понятие о ве-
личии. Как только, однако, гигантизм плани-
рования, расчета, организации, обеспечения
превращается из количества в собственное
качество, именно тогда гигантское и, каза-
лось бы, сплошь и всегда принадлежащее
расчету становится расчету не поддающимся.
Неподрасчетность невидимой тенью нависает
над всеми вещами в эпоху, когда человек
стал субъектом, а мир картиной».
Слайд 110И. Бунин, «Ночлег»
В вечерний час тепло во мраке леса,
И в
теплых водах меркнет свет зари,
Пади во мрак зеленого навеса -
И, приютясь, замри.
А ранним утром, белым и росистым,
Взмахни крылом, среди листвы шурша,
И растворись, исчезни в небе чистом -
Вернись на родину, душа!
Февраль 1911
Индийский океан
Слайд 111Схема анализа литературного произведения
Тема, идея.
Сюжет.
Особенности композиции.
Мастерство.
Слайд 112М. Пришвин, «Кладовая солнца»
- Эх, вы! – бывалоча, говорил нам
Антипыч, когда мы провалимся в болото, придем домой грязные, мокрые.
– Ходите вы, ребята, одетые и обутые.
- А то как же? – спрашивали мы.
- Ходили бы, - отвечал он, - голенькие и разутые.
- А зачем же голенькие и разутые?
А он-то над нами покатывался.
Слайд 113 Антипыч, предлагая ходить нам голень-кими и разутыми, только недоговаривал: «Не
знавши броду, не лезьте в воду».
М. Пришвин, «Кладовая солнца»
«Утомленные солнцем-2». «Предстояние»
Слайд 114Н. Рубцов, «Чудный месяц плывет
над рекою…»
"Чудный месяц плывет над
рекою", -
Где-то голос поет молодой.
И над родиной, полной покоя,
Опускается сон
золотой!
Не пугают разбойные лица,
И не мыслят пожары зажечь,
Не кричит сумасшедшая птица,
Не звучит незнакомая речь.
Слайд 115Н. Рубцов, «Чудный месяц плывет
над рекою…»
Неспокойные тени умерших
Не встают,
не подходят ко мне.
И, тоскуя все меньше и меньше,
Словно бог,
я хожу в тишине.
И откуда берется такое,
Что на ветках мерцает роса,
И над родиной, полной покоя,
Так светлы по ночам небеса!
Слайд 116Н. Рубцов, «Чудный месяц плывет
над рекою…»
Словно слышится пение хора,
Словно
скачут на тройках гонцы,
И в глуши задремавшего бора
Все звенят и
звенят бубенцы…
Тема, идея.
Сюжет.
Особенности композиции.
Мастерство.
Слайд 117Гражданское и духовно-нравственное воспитание
Какое содержание следует вложить в понятия
гражданственность;
духовность;
нравственность?
Слайд 118Основные публикации
Парамонов Г.В. Человек. Язык. Социум. - Ярославль, 2002
Парамонов Г.В.
Принципы лингво-социометрии и лингвистического социокультурного мониторинга: проблемы, поиски, решения.
- Ярославль, 2006
Слайд 119Основные публикации
Парамонов Г.В. Социокультурный мониторинг как элемент аналитиче-ской деятельности руководителя
образовательного учреждения.
- Ярославль, 2009
Надпредметная образовательная программа «Чтение». - Ярославль, 2009
Слайд 120Основные публикации
Управление качеством образовате-льной деятельности на основе ЛСМ и ЛСМ-мониторинга.
Выпуск 1. - Ярославль, 2009
Выпуск
2. - Ярославль, 2010