Слайд 1Гуашь
Гуашь – отличный материал для того, чтобы учиться рисовать.
Она и
в работе интересна, и стоит сравнительно недорого.
Всю гуашь можно разделить
на 3 группы: детскую, оформительскую (или плакатную) и художественную. В каждой группе, как водится, есть свои плюсы и минусы.
Слайд 2Гуашь, французское слово — водяная краска, более плотная и матовая,
чем акварель. В состав входят тонко растертые пигменты на основе
водно-клеевой смеси (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и другие) также в состав краски входят примеси белил (мел).
Гуашь, как и акварель, причисляют к быстросохнущим водорастворимым краскам, при написании которыми требуется виртуозности, смелость и мастерство. За рубежом гуашь считается живописью, а в России гуашь причисляют к графике.
Слайд 3Детская гуашь
Обычно продается в маленьких баночках набором по 6-12 цветов.
Цвета
яркие, иногда даже ядовитые. При высыхании очень белеет.
Максимум можно смешать
два цвета, если смешать большее количество цветов — получается откровенная грязь.
Такая гуашь подходит для несистематического рисования и раскрашивания картинок без особого смешивания цветов.
Очень НЕ рекомендую брать гуашь перламутровую, с блестками и прочими изысками. Вернее, если брать, то только для работы с раскрасками, без смешивания цветов. Можно ими открытку или плакат украсить. Живописью такими красками заниматься категорически нельзя.
Слайд 4Гуашь оформительская
Продается в больших банках и тубах весом до 1
кг.
Цвета яркие, насыщенные.
Пигмент используется не очень качественный, поэтому смешивается она
тоже плохо.
Плохо смывается с рук и одежды.
Но есть один большой плюс — её много.
В этом отношении удобнее тубы, т.к. большие открытые банки пересыхают, плесневеют, да и накладывать не очень удобно.
Слайд 5Гуашь художественная
Продается в наборах (12 цветов в баночках по 40
мл.), а так же поштучно и в больших банках до
0,5 литра.
Большое разнообразие оттенков, цвета хорошо смешиваются и сочетаются.
Из всех перечисленных эти краски самые качественные и предназначены для серьезного занятия творчеством, начиная с 4-5 лет.
Правда и цена у них подороже.
Таковы общие качества гуаши, но встречаются и исключения.
Слайд 6Как проверить качество гуаши?
Смешайте на палитре или бумаге:
1) желтый и
синий, должен получиться зеленый.
2) красный и синий, должен получиться фиолетовый.
3)
черный и желтый, должен получиться темный оттенок зеленого, но никак не серого.
Чем чище и сочнее получаются цвета, тем лучше.
Гуашевые краски в готовом виде должны иметь следующие качества:
- консистенция "жидкой сметаны";
- легко браться кистью и сходить с неё, ложиться на бумагу ровным слоем, без сгустков, комков, полос и пятен;
- после нанесения в неразбавленном водой виде закрывать лежащий ниже красочный слой;
- после высыхания не пачкать, не стираться и не растрескиваться;
- во время хранения во флаконах не загустевать в течение длительного времени.
Слайд 7Главная трудность работы гуашью заключается в том, что краска, высыхая,
резко изменяет свою светлоту, и художнику трудно следить во время
работы за правильностью цветовых и тоновых соотношений.
Светлеют: окись хрома, кобальты, кадмии, охра светлая, охра золотистая, изумрудная зеленая.
Темнеют и вновь высветляются: сиена натуральная, сиена жженая, краплаки, ультрамарин.
Темнеют: ганза желтая, оранжевая.
Темнеющие краски и краски высветляющиеся обычно разбеливают цинковыми или серебристыми белилами, входящими в ассортимент гуашевых красок. В разбеливании нуждаются также лессировочные и полулессировочные краски для повышения их укрывистости.
Слайд 8Кроме того, нужно следить за состоянием своих красок. Гуашь имеет
свойство густеть со временем, даже если вы не забывали ее
закрывать. Это свойство данного материала может привести к ее полному высыханию. Вернуть первоначальное качество подсыхающему материалу можно капнув в краску пол чайной ложки горячей кипяченой воды (это на стандартную маленькую баночку). Затем гуашь нужно закрыть и оставить на 30 минут, после чего тщательно перемешать палочной или обратным концом кисточки. Или добавить однопроцентный раствор желатинового или столярного клея на растворяют в течение двух-трех суток, после чего тщательно размешивают до получения однородной массы.
Слайд 9Для определения цвета высохшей гуаши можно пользоваться заранее составленными накрасками,
что упростит работу начинающему живописцу; вообще же работа гуашью требует
определенных навыков. Хранить гуашь следует в плотно закрытых банках при комнатной температуре, не допуская охлаждения ниже нуля.
Хранить работы, выполненные гуашью, следует в папках. Сворачивать такие работы в трубки нельзя из-за хрупкости красочного слоя.
Кроме того, нельзя, чтобы листы живописи терлись друг о друга, поэтому нужны прокладки из папиросной бумаги.
Растрескивание или осыпание красочного слоя возможно в случае если краска нанесена очень толстым слоем.
Слайд 10Гуашь - не акварель
Техника работы с гуашью кардинально отличается от
техники работы с акварелью, и не стоит их путать.
Прежде
всего в отличие от акварели в гуаши содержится больше пигмента, и она обладает большей кроющей способностью. Проще говоря - она не прозрачна.
Слайд 11Пишем послойно
А вот тут работает тот же акварельный принцип. Первый
слой должен хорошо высохнуть прежде чем вы нанесете следующий.
Как и
акварель, гуашь легко можно деактивировать водой. И чем суше нижний слой, тем меньше вероятности, что верхний поднимет его и даст грязь.
Слайд 12Синтетические кисти
Это лучший выбор для гуаши именно потому, что они
хорошо забирают и отдают краску, но при этом плохо держат
воду. Синтетика часто не годится для акварели, но для гуаши станет идеальным вариантом.
Слайд 13Уход за инструментом при работе с гуашью
Нужно помнить о свойстве
гуаши забивать ворс мягких кистей, поэтому кисти лучше промывать сразу
в банке с большим количеством теплой воды. Для этого нужно тщательно прополаскивать кисть, водя ворсом по дну емкости с водой.
После окончания работы с гуашью нужно промыть кисти под струей теплой проточной воды. Так же нужно вымыть палитры с остатками краски, так как засохшая гуашь может закрасить палитру, особенно если она пластиковая. Гуашь очень быстро высыхает, поэтому все баночки с краской должны быть плотно закрыты. Если вы оставите после работы незакрытые баночки с краской, то рискуете застать там вместо мягкой, пластичной гуаши, окаменелые кусочки высохшего пигмента.