Слайд 1Гуманистическое общение
Использованы принципы и правила общения из книги Маршалла Розенберга
«Ненасильственное общение»
Слайд 2План лекции
1. Понимание и Отчуждение в общении. Признаки отчуждающего общения.
2.
Гуманистическое («ненасильственное») общение
3. Ответственность за свои чувства в общении
4. Просьба
или требование?
5. Структура ненасильственного общения
Домашнее задание: Выражение признательности в общении (с.160)
Слайд 31. Понимание и Отчуждение в общении. Признаки отчуждающего общения.
Отчуждение –
это использование другого как средства достижения собственных целей. Невнимание к
интересам и потребностям другого часто обусловлено непониманием собственных фундаментальных потребностей, отчуждением от самого себя.
Отчуждающее общение не приводит к пониманию и разрушает личность.
Слайд 4Гуманистическое («ненасильственное») общение
Гуманистическое общение предполагает ценность и уважение другого человека,
внимание к его интересам и потребностям,
а также ценность себя –
т.е.понимание себя, своих чувств и потребностей, умение сделать их понятными для другого, брать за них ответственность, быть эмоционально свободным.
Такое общение эффективно и обогащает всех участников
Слайд 5Признаки отчуждающего общения
Морализаторство (разделение людей на «хороших» и «плохих», «праведных»
и «неправедных»)
Сравнение себя или другого с другими людьми, оценки
Отказ от
ответственности за свои чувства (отрицательные эмоции) и действия
Требования к другим
Слайд 6Умение выражать чувства, а не оценки
Умение выразить свои чувства необходимо,
чтобы нас поняли. Выражение чувств (открытость) сближает людей, тогда как
оценка создает дистанцию
Чтобы выразить свое чувство, нужно научиться понимать себя, быть внимательным к себе.
Слайд 7Ответственность за свои чувства, мысли и действия
Ответственность за свои чувства
(мысли , действия) означает, что выражая свое чувство, мы объясняем
его собственными потребностями.
Например: «Я зол, потому что Я искренне старался сделать работу как можно лучше, я очень хотел и надеялся, что ее оценят гораздо выше»
Неправильно: «Я зол, потому что руководитель несправедлив»
Слайд 8Ответственность за свои чувства, мысли и действия позволяет их правильно
выразить, сделать понятными для себя и других, разрешить конфликтную ситуацию
Ответственность
за свои чувства дает эмоциональную свободу.
Слайд 9Ответственность за чувства других
Человек не должен отвечать за чувства других,
но должен брать ответственность за свои чувства.
Ответственность за чувства других
– это страх перед раздражением или гневом другого. Подобный страх легко перерастает в обвинение и ненависть к другому. Это отчуждение.
Слайд 10Эмоциональная свобода
Эмоциональная свобода в общении означает свободу от страха негативных
эмоций со стороны другого.
дает возможность сопереживать другому не из страха,
а из сочувствия.
дает возможность управлять своими эмоциями, понимая их, и понимая свои истинные потребности, которые лежат в основе эмоций
Слайд 11Просьба в общении
Просьба дает свободу выбора: выполнить или не выполнить
нашу просьбу.
Свобода выбора – это признание ценности и свободы человека,
к которому мы обращаемся.
Требование не дает свободы выбора
Слайд 12Смысл и содержание просьбы
О чем мы можем просить?
- «просить о
том, что может обогатить нашу жизнь» (Маршалл Розенберг)
Слайд 13Эффективность просьбы
Эффективная просьба должна быть:
- осознанной: требует четкого понимания выражения
собственных целей (что это не скрытое требование)
- подкрепляться просьбой о
воспроизведении – повторить нашу просьбу чтобы убедиться, что нас правильно поняли
и
просьбой о честности – просьбой о открыто выразить мнение другого в ответ на нашу просьбу
Слайд 14Структура «ненасильственного» общения
Включает 4 компонента:
1. Наблюдение без оценки (Когда я
слышу… (вижу…))
2. Выражение чувства (Я чувствую…)
3. Ответственность за свои чувства
(потому что я хочу…)
4. Просьба (Я прошу… (и я надеюсь…)
Слайд 15Ненасильственное общение - это
- открытое общение (выражающее интересы и потребности
говорящего
- ответственное общение: говорящий принимает ответственность за проблему, за текущую
ситуацию, за свои слова и эмоции.
Основано на честности и понимании
Слайд 16Вопросы к лекции №3:
1. Почему затруднения в выражении чувств особенно
часты у адвокатов, инженеров, полицейских, управляющих крупными компаниями и у
высших военных чинов ?
2. Какие три части включает выражение признательности? (см. стр. 160 самостоятельно)
Слайд 17Правильные ответы на вопросы лекции №2
Вопрос 1: Сотрудник Иванов
действительно хорошо подготовился, но мог совершить любые ошибки на любом
этапе беседы. Что помогает исправлять любые ошибки?
Только внимательное слушание собеседника, активное слушание, перефразирование помогло бы Иванову увидеть, где и в чем он ошибается.
Слайд 18Ответы к лекции №2
Ответ на вопрос 2:
Если мы поняли собеседника
в серьезном разговоре, и хотим, чтоб наше общение было эффективным,
мы обязательно перефразируем то, что мы поняли:
«Если я Вас правильно понял…»
Мы не «поправляем» его, а показываем свое уважение, заинтересованность, понимание.
Мы уточняем наше понимание, т.к. понимание почти никогда не бывает полным