Слайд 1Губашева
Галина
Петровна
Учитель высшей категории
Муниципальное специальное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII вида» г.о.
Электросталь, Московской области
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
«Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили».
г.о. Электросталь,
2012-2013 год.
Слайд 2Гуманно-личностная
технология
«Школа жизни»
Шалва Александрович Амонашвили
Амонашвили Шалва
Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог -
ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеолог ей его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики».
Слайд 3ДЕВИЗ
В.А. Сухомлинский
«Школа должна любить ребёнка, тогда он полюбит школу»
Слайд 4Идеи гуманно-личностной педагогики
Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности
через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и
созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.
Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.
Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.
Слайд 56 особенностей образовательного процесса «Школа жизни»
Первая особенность состоит во внутренней
преемственности созидательной деятельности Природы и человека-воспитателя.
Вторая особенность образовательного процесса
в гуманной школе - его целостность, понимаемая как целостность жизни ребенка, устремленного в будущее.
Третья особенность касается урока, который рассматривается как аккумулятор, как ведущая форма жизни детей, а не только их учения.
Четвертая особенность педагогического процесса и состоит в том, что сотруднические взаимоотношения учителя с детьми становятся его естественным качеством.
Пятая особенность гуманного педагогического процесса проявляется в развитии у детей способности к оценочной деятельности при одновременном упразднении школьных отметок, что является залогом успехов детей в учении.
Шестая особенность "Школы жизни" - в особой, гуманной миссии учителя в ней. "Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого педагогического процесса есть высшая забота учителя".
Слайд 6Целевые ориентации
• Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного
человека путем раскрытия его личностных качеств.
• Облагораживание души и сердца
ребенка.
• Развитие и становление познавательных сил ребенка.
• Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
• Идеал воспитания - самовоспитание.
Слайд 7Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая +
религиозная.
По основному фактору развития: социогенная + биогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По
ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человек ориентированная.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.
По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества.
По категории обучаемых: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям.
Слайд 9Создание культурно-воспитательной среды
Свободный выбор личностью способов творческой самореализации и её
культурное саморазвитие
Осуществление социально-педагогической защиты, помощи и поддержки каждого ребёнка
Адаптация в
социуме и жизненном самоопределении
Модель гуманно-личностной
технологии
Слайд 10Особенности методики
- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода
выбора, радость познания:
- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление
в себя, педагогика успеха;
- мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;
- резервы семейной педагогики;
- учебная деятельность: приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.
Слайд 11Основные установки учителя гуманного педагогического процесса
Опоры в ребенке
стремление к развитию,
стремление
к взрослению,
стремление к свободе.
Личностные качества учителя
доброта,
откровенность и искренность,
преданность.
Законы учителя
любить
ребенка,
понимать ребенка,
восполняться оптимизмом к ребенку.
Руководящие принципы учителя
принцип очеловечивания среды вокруг ребенка,
принцип уважения личности ребенка,
принцип терпения в становлении ребенка.
Заповеди учителю
верить в безграничность ребенка,
верить в свои педагогические способности,
верить в силу гуманного подхода к ребенку.
Слайд 12Основные правила учителя
Проявляйте живой интерес к
жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к
его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.
• Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
• Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нем, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут.
• Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.
• Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.
• Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией.
• Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.
• Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок. открыток, составление альбомов и пр.), участвуйте в них.
Слайд 13Заключение:
Гуманистический климат школы - важный и самый трудный для реализации.
Он требует от педагогов и других специалистов, работающих с детьми,
компетентности, преданности детям и поставленной цели, увлеченности и профессиональной гармонии.
С. Френе отмечает, что необходимо "понять душу ребенка, его психологию. Каждый выберет свою дорогу, отвечающую индивидуальным склонностям, вкусам и запросам".
«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду' чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики»
(Амонашвили Ш.А.)