Слайд 1ГВЭ-2020
русскому языку
в 9-х и 11-х классах
Слайд 2Методическое обеспечение
Письмо Рособрнадзора от 16.12.2019 № 10-1059, в котором прописаны
методические документы и материалы для организации и проведения ГИА-9 и
ГИА -11 в 2020 году
Спецификация экзаменационных материалов для проведения в 2020 году ГВЭ по русскому языку для обучающихся по образовательным программам основного общего образования (письменная форма), (устная форма)
Спецификация экзаменационных материалов для проведения в 2020 году ГВЭ по русскому языку для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования (письменная форма), (устная форма)
Слайд 3ГВЭ – форма государственной итоговой аттестации
Позволяет определить соответствие результатов освоения
обучающимися основных образовательных программ основного общего образования требованиям федерального государственного
образовательного стандарта.
Позволяет установить уровень освоения выпускниками федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Слайд 4Общие положения о порядке проведения ГВЭ
ФОРМА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ
РАБОТЫ
ПИСЬМЕННАЯ
Сочинение
Изложение с творческим заданием
Диктант
УСТНАЯ
В форме ответов на билеты
Слайд 5Категории участников
Без ОВЗ
обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;
обучающиеся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы
С ОВЗ
слепые,
поздноослепшие, слабовидящие;
глухие, позднооглохшие;
слабослышащие;
с тяжелыми нарушениями речи;
с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
с задержкой психического развития;
с расстройствами аутистического спектра;
иные категории участников ГВЭ, которым требуется создание специальных условий
Слайд 6Особенности организации экзамена для разных категорий участников
Увеличение продолжительности выполнения экзаменационной
работы на 1,5 часа
Привлечение сурдопереводчика (для глухих, позднооглохших и
слабослышащих участников экзамена)
Оформление задания рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера (для слепых и поздноослепших участников экзамена)
Копирование задания в увеличенном размере(А3) (для слабовидящих участников экзамена)
Устанавливается равномерное индивидуальное освещение (не менее 300 люкс) (для слабовидящих участников экзамена)
Рекомендуется формировать отдельные аудитории для участников экзамена с ОВЗ
Слайд 7Особенности организации экзамена для разных категорий участников
Присутствие ассистентов, оказывающие
участникам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей
психофизического развития и индивидуальных особенностей
В особых случаях ГВЭ может быть организован на дому или в медицинской , санаторно-курортной организации
Организация перерывов для проведения необходимых лечебных , профилактических мероприятий и питания
Использование необходимых технических средств
Оборудование аудиторий для проведения ГВЭ
При проведении экзамена в письменной форме у участники обеспечиваются орфографическими и толковыми словарями для установления нормативного написания слов и определения значения лексической единицы;
Слайд 8Маркировка работ ГВЭ -9,11
Литера «А» (100-е и 400-е номера)
Участники ГВЭ
с нарушением опорно-двигательного аппарата
Участники ГВЭ без ОВЗ
Иные категории участников ГВЭ,
которым требуется создание специальных условий
Литера «Д» (700-е номера)
Участники ГВЭ с расстройством аутистического спектра
Литера «С» (300-е и 600-е номера)
Слепые и поздноослепшие участники ГВЭ
Слабовидящие участники ГВЭ
Литера «К» (200-е и 500-е номера)
Глухие и позднооглохшие участники ГВЭ
Слабослышащие участники ГВЭ
Участники ГВЭ с ЗПР
Участники ГВЭ с тяжёлыми нарушениями речи
Слайд 9Важно!
Не перепутать экзаменационные работы для обучающихся разных категорий!
Особенности организации экзамена
зависят от категории обучающихся
Но каждом этапе экзамена и подготовки к
нему КАЖДЫЙ специалист должен знать, как организуется экзамен, и чётко выполнять свою роль
Слайд 10Особенности проведения сочинения (9 кл.)
ЛИТЕРЫ «А» (100-е номера) и «С»
(300-е номера)
Минимально необходимый объём сочинения – 250 слов . Если
в сочинении менее 200 слов ( в подсчёт включаются все слова, в т.ч. служебные) , то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов
ЛИТЕРА «К» (200-е номера)
Отличается простыми формулировками тем сочинений;
Минимально необходимый объём сочинения - от 100 слов . Если в сочинении менее 70 слов ( в подсчёт включаются все слова, в т.ч. служебные), то работа оценивается 0 баллов
Слайд 11Особенности проведения сочинения (11кл.)
100-е номера (ЛИТЕРЫ «А») и 300-е
номера (литера «С»)
Минимально необходимый объём сочинения – от 300 слов
. Если в сочинении менее 250 слов ( в подсчёт включаются все слова, в т.ч. служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов
200-е номера (литера «К»)
Отличается простыми формулировками тем сочинений
Объём сочинения может быть сокращён: сочинение – от 150 слов. Если в сочинении менее 100 слов ( в подсчёт включаются все слова, в т.ч. служебные), то сочинение оценивается 0 баллов
Слайд 12
Тематика сочинений ГВЭ -9
Человек и окружающий его мир (взаимодействие человека
и природы, влияние человека на природу и природы на человека,
бережное отношение человека к окружающему его миру, сохранение природных богатств и ценностей)
Человек среди людей: отношения и поступки (вопросы этико-нравственного существования человека, вечных моральных ценностей (любовь, дружба); проявление таких качеств, как честь, совесть, милосердие, сострадание и т.п.; готовность и способность человека к определённому поступку).
Человек в мире Знания и Искусства (освоение новых знаний, влияние технического прогресса на существование человека, на жизнь людей; роль знаний, прогресса, искусства в жизни человека; влияние, воздействие искусства на человека).
Человек в мире профессий (вопросы определения будущего жизненного пути, профессии; отношения человека и общества в профессиональной сфере)
Слайд 13Тематика сочинений ГВЭ - 11
Человек и страна, в которой он
живёт(вопросы отношения к Отечеству, Родине; сущность патриотизма; проблема любви к
Родине)
Добро и зло в современном мире (вопросы человеческих отношений в обществе, проявление и сущность добра и зла как явлений человеческой и общественной жизни)
Языковые реалии современного общества (вопросы существования, развития языка в современном обществе; отношение человека и общества к изменениям, происходящим в языке; вопросы необдуманного обращения со словом)
Человек - Личность – История (вопросы влияния истории на существование человека и человечества; отражение великого исторического прошлого в современных реалиях; сохранение и защита исторических ценностей, духовной культуры)
Выбор в жизни человека (вопросы определения будущего жизненного пути, профессии; отношения человека и общества в профессиональной сфере; проблемы нравственного выбора человека в различных ситуациях, нравственной ответственности; определение жизненных приоритетов)
Слайд 14Особенности проведения изложения
с творческим заданием (9 кл.)
ЛИТЕРЫ «А» (400-е
номера) и «С» (600-е номера)
Примерный объём текста для изложения –
200-280 слов
СЖАТОЕ изложение
Минимально необходимый объём письменной работы в форме изложения с творческим заданием :
- изложение - от 70 слов. Если в изложении менее 50 слов ( в подсчёт включаются все слова, в т.ч. служебные) , то изложение оценивается 0 баллов;
- творческое задание (сочинение) – от 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов ( в подсчёт включаются все слова, в т.ч. служебные) , то сочинение оценивается 0 баллов
Слайд 15Особенности проведения изложения
с творческим заданием (9 кл.)
ЛИТЕРА «К» (200-е
номера)
Участники ГВЭ имеют право выбора вида изложения: сжатое или подробное
Минимально
необходимый объём письменной работы:
- сжатое изложение – от 40 слов. Если в изложении менее 30 слов ( в подсчёт включаются все слова, в т.ч. служебные) , то изложение оценивается 0 баллов;
- объём подробного изложения НЕ регламентируется;
- творческое задание (сочинение) – от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов ( в подсчёт включаются все слова, в т.ч. служебные) , то сочинение оценивается 0 баллов
Слайд 16Особенности проведения изложения
с творческим заданием (11 кл.)
400-е номера (литера
«А») и 600-е номера (литера «с»)
Примерный объём текста
для изложения – 310-350 слов
СЖАТОЕ изложение
Минимально необходимый объём письменной работы в форме сжатого изложения с творческим заданием :
- сжатое изложение - от 70 слов. Если в изложении менее 50 слов ( в подсчёт включаются все слова, в т.ч. служебные) , то изложение оценивается 0 баллов;
- творческое задание (сочинение) – от 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов ( в подсчёт включаются все слова, в т.ч. служебные) , то сочинение оценивается 0 баллов
Слайд 17Особенности проведения изложения
с творческим заданием (11 кл.)
500-е номера (литера
«К»)
Объём текста для изложения НЕ превышает 350 слов
Участники ГВЭ имеют
право выбора вида изложения: сжатое или подробное
Минимально необходимый объём письменной работы:
- сжатое изложение – от 50 слов. Если в изложении менее 40 слов ( в подсчёт включаются все слова, в т.ч. служебные) , то изложение оценивается 0 баллов;
- объём подробного изложения НЕ регламентируется;
- творческое задание (сочинение) – от 100 слов. Если в сочинении менее 70 слов ( в подсчёт включаются все слова, в т.ч. служебные) , то сочинение оценивается 0 баллов
Слайд 18Организационные особенности проведения ГВЭ в форме изложения с творческим заданием
Текст
для изложения читается организатором в аудитории ДВАЖДЫ с интервалом 2.5
– 3 минуты для :
- ГВЭ без ОВЗ;
- иных категорий участников ГВЭ, которым требуется создание специальных условий
Указанные участники ГВЭ во время прочтения организатором текста изложения могут выписывать (в черновик, выданный в аудитории) ключевые слова , составлять план изложения
Переписывать текст изложения ЗАПРЕЩЕНО!
Слайд 19Организационные особенности проведения ГВЭ в форме изложения
с творческим заданием
Кому
выдаётся текст изложения для чтения на 40 минут
(при этом
прочтение текста организатором в аудитории НЕ осуществляется!):
участникам с тяжёлыми нарушениями речи;
участникам с ЗПР;
участникам с расстройством аутистического спектра ( этот вид работы доступен только участникам 11 класса);
участникам с нарушением опорно-двигательного аппарата
слепым и слабовидящим участникам экзамена
глухим , позднооглохшим и слабослышащим участникам
(Перечень категорий участников по сравнению с прошлым годом расширен!!!)
Слайд 20Организационные особенности проведения ГВЭ в форме изложения
с творческим заданием
Для
глухих, позднооглохших и слабослышащих обучающихся: вместо выдачи текста на 40
минут МОЖЕТ БЫТЬ осуществлён сурдоперевод текста (заявить во время подачи заявления на ГИА)
Для слабовидящих: текст КОПИРУЕТСЯ и УВЕЛИЧИВАЕТСЯ в размерах в аудитории в присутствии членов ГЭК
Слайд 21Организационные особенности проведения ГВЭ в форме изложения
с творческим заданием
При
получении текста на руки (на 40 минут) ЗАПРЕЩАЕТСЯ его переписывать
(разрешена работа по составлению плана, можно записать ключевые слова)
Обучающиеся, имеющие право получить текст на руки, и обучающиеся, слушающие текст изложения, должны находиться во время экзамена в разных аудиториях
Слайд 22Организационные особенности проведения ГВЭ в форме диктанта – 9,11 кл.
Может
проводится для участников ГВЭ с расстройствами аутистического спектра
Количество слов в
тексте диктанта – 200-220
Для оценки экзаменационной работы используются критерии оценки диктанта
Слайд 23Система оценивания (сочинение)
КРИТЕРИЙ ССК
ССК1: 3-2-1-0
ССК2: 2-1-0
ССК3: 2-1-0
Если ССК1=0
баллов, то ССК2-ССК3=0 баллов (не может быть 0-2-2)
Есть критерий, по
которому оценивается ЛОГИКА работы!
Слайд 24Система оценивания
ИЗЛОЖЕНИЕ
СЖАТОЕ
ПОДРОБНОЕ
ИК1: 2-1-0
ИК2: 1-0
ИК3: 1-0
Критерий ИКз единый для изложения
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
КТ1: 1-0
КТ2: 1-0
КТ3: 1-0
Если КТ1 =0, то КТ2-КТ3=0
(Не может быть 0-1-1)
и творческой части!!!!
Слайд 25Система оценивания (грамотность)
Таблица 4.1
категория:
номера
100-е, 300-е, 400-е, 600-е
(литеры «А» и «С»)
Таблица 4.2
категория:
номера 200-е и 500-е
(литера «К»)
(Ранее сюда относились номера 100-е и 400-е – слабослышащие и позднооглохшие участники ГВЭ)
Слайд 26Система оценивания
(грамотность: орфография)
таблица 4.1 таблица 4.2
кол-во ошибок – балл – количество ошибок
0-1 ош. – 2 балла – 0-2 ош
2-3 ош. - 1 балл - 3-5 ош.
4 и более ош. - 0 баллов - 6 и более ош.
Слайд 27Система оценивания
(грамотность: пунктуация)
таблица 4.1 таблица 4.2
кол-во ошибок – балл – количество ошибок
0-2 ош. – 2 балла – 0-3 ош
3-4 ош. - 1 балл - 4-5 ош.
5 и более ош. - 0 баллов - 6 и более ош.
Слайд 28Система оценивания
(грамотность: грамматические ошибки)
таблица 4.1 таблица 4.2
кол-во ошибок – балл – количество ошибок
0-1 ош. – 2 балла – 0-3 ош
2 ош. - 1 балл - 4-5 ош.
3 и более ош. - 0 баллов - 6 и более ош.
Слайд 29Система оценивания
(грамотность: речевые ошибки)
таблица 4.1 таблица 4.2
кол-во ошибок – балл – количество ошибок
0-2 ош. – 2 балла – 0-3 ош
3-4 ош. - 1 балл - 4-5 ош.
5 и более ош. - 0 баллов - 6 и более ош.
Слайд 30Система оценивания
(грамотность: фактические ошибки)
таблица 4.1 таблица 4.2
кол-во ошибок – балл – количество ошибок
0 ош. – 2 балла – 0 ош
1 ош. - 1 балл - 1-2 ош.
2 и более ош. - 0 баллов - 3 и более ош.
Слайд 31Примечания к таблице 4.1
Таблица 4.1
Если экзаменуемый выполнил только ОДИН вид
творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям
ГК1 – ФК1 осуществляется в соответствии с объёмом работы:
- если в работе НЕ менее 200 слов, то грамотность оценивается по таблице 4.1;
- если в работе менее 200 слов, то такая работа по критериям ГК1-ФК1 оценивается 0 баллов
Таблица 4.2
Если экзаменуемый выполнил только ОДИН вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1 – ФК1 осуществляется в соответствии с объёмом работы:
- если в работе НЕ менее 80 слов, то грамотность оценивается по таблице 4.1;
- если в работе менее 80 слов, то такая работа по критериям ГК1-ФК1 оценивается 0 баллов
Слайд 32Устная форма ГВЭ (900-е номера)
(проводится по желанию участника )
Каждый билет
содержит текст и три задания.
Первое задание проверяет коммуникативные умения участника
экзамена. Ответ на этот вопрос потребует информационно-смысловой переработки текста и составления небольшого устного связного высказывания.
Второе задание потребует от участника экзамена провести указанный в билете вид (или виды) языкового анализа, рассмотреть представленное в тексте языковое явление и рассказать о нем в своем устном высказывании.
Третье задание ориентировано на составление устного связного высказывания.
Для подготовки ответа на вопросы билета участнику экзамена предоставляется 40 минут.
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Слайд 34Работа с протоколами проверки
В чистовой протокол выставляется только отметка, полученная
в результате перевода баллов по пятибалльной шкале