Слайд 1Игровой набор ребёнка – опредмеченная картина мира
Теплова Анна Борисовна
к.п.н.,
ст.н.сотр. ИППД
РАО
Слайд 2Игрушка - образ культуры
Внешняя среда, равно как и внутренний мир
личности, — историчны. Они изменяются с ходом времени, с развитием
культуры, с проживанием тем или иным поколением своего уникального опыта. Каждое поколение, каждая социальная среда вкладывают свой текст в игрушку, которую даёт своим детям.
Слайд 3Игровой набор ребенка выступает как опредмеченная картина мира, в которой
определяются не только ее разные материальные элементы, но, прежде всего,
перспектива жизненного служения ребёнка.
Слайд 5кустарная игрушка
Покупали на ярмарках, в паломнических «хождениях», чаще всего «к
Троице» в Троице-Сергиеву лавру, которая долгие годы была центром кустарного
игрушечного производства.
Слайд 6Кустарная игрушка
Игрушки этой группы можно условно разделить на две группы:
– игрушки-потехи – свистелки, музыкальные шкатулки, движущиеся игрушки (резные медведи,
клюющие курочки и пр.)
Слайд 7Кустарная игрушка
– игрушки, составляющие образ окружающего мира – животные, фигурки
людей и сказочных персонажей, посуда и кукольная мебель, повозки и
пр.
Слайд 8Кустарная игрушка
Важнейшим свойством кустарной игрушки была её народность. Яркие, условные
игрушки давали ребёнку представление не только о разных сферах человеческой
жизни, но и о национально своеобразном отношении к ним.
С нашей точки зрения функционально такие игрушки соответствуют потешкам и прибауткам в материнском фольклоре, поскольку также представляют мир во всём его многообразии, показывают разнообразие связей и отношений, особенности национального юмора.
Слайд 9Кустарная игрушка
Анализ игровой среды в разных социальных группах и сословиях
в России с XVI по XX век по историческим и
мемуарным источникам показал, что основу игрового набора всех социальных групп составляли кустарные традиционные игрушки. Они представляли традиционный национальный образ мира: мелких зверушек, домашних животных, человечков, повозки, утварь и пр.
Слайд 10Царский игровой набор.
В многочисленных описях царских игрушек можно найти весь
спектр традиционной народной кустарной игрушки: хозяйственную утварь, предметы труда, ножички,
домашних зверей, коней, медведей, саночки и возки, резные фигурки людей, – всё, что составляло картину традиционного крестьянского мира.
Слайд 11Царский игровой набор.
Особый род игрушек составляли драгоценные дары, приносимые ещё
новорожденным царским детям от родных и придворных лиц, которые представляли
собой мир чудесный, фантастический, заморский и вносили сказочную ноту в картину мира царский детей.
Слайд 12Царский игровой набор.
Были в игровом наборе царских детей и самодельные
игрушки, сделанные в царских мастерских и расписанные лучшими живописцами. Такие
игрушки поновлялись, т.е. ремонтировались и переходили от старших детей к младшим. Среди них были мячи, кубари и волчки, куклы и мебель для них, сундуки и шкатулки, кони и воины, оружие и доспехи, и, конечно, санки и качели.
Слайд 13Царский игровой набор.
Были у царевичей и игрушки-куклы. В царском доме
сложилась довольно интересная традиция делать игрушки, изображавшие народ, подданных. Это
могли быть как женские, так и мужские фигурки. В игровом наборе детей императора Николая II, мы находим серию кукол в костюмах народов, населявших Россию.
Слайд 15Царские игрушки
Коня делали с величайшим искусством немецкие мастера в рост
годовалого ребёнка. Его обтягивали атласом или даже жеребячьей кожей, раскрашивали,
украшали гривой и надевали полное конское снаряжение и упряжь.
Слайд 16Царские игрушки
Также на первом году жизни царевичам начинали готовить «в
запас» их главные игрушки – военные потехи. Первыми воинскими игрушками
царевичей были знамя и барабан – символы военных действий, призванные укрепить дух войска, повести его вперёд, к победе. Так, у двухлетнего царевича Петра Алексеевича, было «пять знамен маленьких писаных красками, золотом и серебром по разным тафтам, с обе стороны солнце и месяцы и звезды; сделано шесть барабанцов, 12 палочек». Все остальные военные игрушки: пушки, пищали, пистоли, карабины, сабли, палаши, топоры, копья на древках, а так же знаки: воеводские булавы, шестопёры появлялись у царевичей значительно позднее.
Слайд 17Царские игрушки
быт русских царей XVI – XVII веков отличался царской
роскошью в нарядах и утвари, но при этом был в
основе своей простонародным, сходным в самом главном своем основании – вере, обычаях, нравах и укладе. Это же можно сказать и о царских детских игрушках, большую часть которых составляли игрушки, купленные у кустарей-игрушечников, ничем не отличавшихся от игрушек простых посадских и крестьянских детей.
Слайд 19Дворянский игровой набор
Главной игрушкой дворянского мальчика были солдатики. Это, безусловно,
восходит к истории возникновения дворянства как сословия служилых людей, главной
целью которых было служение государю на воинском или гражданском поприще.
Слайд 21Дворянский игровой набор
Конечно, у дворянских детей были множество других игрушек
как кустарного, так и иностранного промышленного производства. Однако для нас
главное, что основной игрушкой дворянского мальчика был солдатик, в образе которого заложен смысл «служения», воинской доблести и чести, особо значимый для дворянского сословия.
Слайд 22Крестьянский игровой набор.
Игровой набор крестьянского ребёнка не отличался большим разнообразием
игрушек. Главной образной игрушкой крестьянских детей были кукла для девочек
и лошадка или конь для мальчиков.
Слайд 23 Конь
Конь относится к
образным зооморфным игрушкам и в условиях традиционной
культуры также специально делается взрослым для ребёнка.
Он отличается от
маленькой лошадки, купленной на ярмарке, и размером и смысловым содержанием.
Слайд 24Крестьянский игровой набор
В народной культуре ребенок получает от взрослого три
опредмеченных в игрушке человеческих образа: младенца, женщины-матери и девушки, каждый
из которых имеет характерную телесность и связан с определенным возрастом жизни.
Слайд 25Кукла-младенец
Первая игрушка
Практически лишена телесности
Воплощение заботы и материнской любви
Слайд 26Кукла мама с ребенком
Кукла-мама это обычно молодая мать с двумя-тремя
малышами. Красивая, статная, дородная.
Кукла-мама рождается для того, чтобы стать
для ребёнка одновременно и другом, и защитником, и учителем. Она сопровождает ребёнка всё время до вступления во взрослую жизнь, а иногда и после. Часто в традиционной культуре кукла передаётся по наследству от матери к дочери.
Слайд 27Кукла-девушка
Это образ Я в ближайшем будущем
– игрушка для подростков
Слайд 28Советский игровой набор
Революция вписала своеобразную страницу в историю русской игрушки.
Её главной особенностью стала идеологизация детской игрушки. Многие игрушки буквально
подверглись репрессиям, особенно куклы, которые были объявлены символом мещанства. Борьба с семьёй, со старыми укладами жизни привела к тому, что кукла была объявлена вредной игрушкой и изъята из детских учреждений. Одновременно шла работа над созданием новой советской игрушки. Старые игрушки наполнились новым содержанием. Так появились красноармейцы, пионеры, санитарки и метростроевцы – новые советские реалистические игрушки, отвечающие задачам коммунистического воспитания детей.
Слайд 31Советская игрушка
В результате этих экспериментов из игрового набора советского ребёнка
исчезла кукла-мама. Её роль стали исполнять куклы-девочки большого размера. Это
очень существенный момент в истории русской игрушки, имевший серьёзные последствия для детской картины мира. Игрушка-девочка не могла передать ту идеальную форму взрослости, которая раскрывала ценность материнства.
Слайд 32Современный игровой набор
Современные игрушки в основном сохранили традиционный игровой набор.
Однако существенно изменился внешний вид игрушки, их стало невообразимо больше.
Безусловно, новым явлением стали игрушки, изображающие всевозможных монстров, фантазийных существ и других героев мультипликации. Они выпускаются серийно и связаны более с коммерцией, чем с потребностями ребёнка. Такие игрушки очень популярны, дёшевы, имеют разработанную программу поведения и историю жизни, воплощённую в медиа-продукции.
Текст, заложенный в образе игрушки, часто не соответствует контексту, заданному мультфильмом или фильмом, в котором действует данный персонаж. В результате ребёнок теряет критерии различения плохого и хорошего, добра и зла. Появление таких игрушек существенно изменяет детскую картину мира.
Слайд 34
Образная игрушка становится «особым средством массовой информации». Она вступает
в борьбу за умы и интересы детей и родителей, навязывая
новые идеалы.
Образ человека, который является главным в кукле, искажается, деформируется, либо присваивается неживым предметам (роботы, трансформеры, машинки) и фантазийным существам.
За промышленный период своей истории игрушка из символа человека превратилась в модель, искажающую как его телесность, так и собственно человеческое содержание.
Слайд 36Фантазийный мир – поэтизация безбожия
Слайд 38Киборги и трансформеры – борьба за бессмертие
Слайд 39Мир зомби – борьба с бессмертием
Слайд 41Расчленение телесности как норма
Слайд 47Героика сверхспособностей мутантов
Слайд 48Ранний возраст
Стремление к раннему развитию может приводить к противоположным результатам.
Сенсорная
игрушка, в которой образы громоздятся один на другой, не даёт
ребёнку сосредоточиться, разрушает первоначальный образ.
Слайд 50вывод
Критическая деформация антропологических смыслов игрушки способна привести к искажениям во
внутреннем мире ребёнка, его духовно-нравственной сфере, его картине мира.
Слайд 51Роль взрослого
Непонимание родителями педагогического потенциала образной и традиционной игрушки, её
значения в становлении картины мира ребёнка приводит к бездумному формированию
игрового набора ребёнка.
Слайд 55Организация игрового пространства ребёнка
Мировоззрение
Содержание
Со-бытийная общность
Участники игрового образовательного процесса
Предметности культуры
Слайд 56
В процессе игры между ребёнком и образом, воплощённом в
традиционной игрушке, выстраивается со-бытийная общность, в которой игрушка реализует свои
посреднические функции.
Именно через образ она вступает в диалог с ребёнком, направляет его игру в заданном воспитывающим взрослым направлении, транслирует заложенные в ней культурой смыслы и ценности.
Игрушка как знак вписывается в ценностную систему координат, заставляя ребёнка не просто найти ей место, но определить своё отношение к означиваемому игрушкой явлению. В этом направленном взаимодействии игрушки и ребёнка реализуется заложенный в ней педагогический потенциал.