Разделы презентаций


Игровой набор ребёнка – опредмеченная картина мира

Содержание

Игрушка - образ культурыВнешняя среда, равно как и внутренний мир личности, — историчны. Они изменяются с ходом времени, с развитием культуры, с проживанием тем или иным поколением своего уникального опыта. Каждое

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Игровой набор ребёнка – опредмеченная картина мира
Теплова Анна Борисовна
к.п.н.,
ст.н.сотр. ИППД

РАО

Игровой набор ребёнка – опредмеченная картина мираТеплова Анна Борисовнак.п.н.,ст.н.сотр. ИППД РАО

Слайд 2Игрушка - образ культуры
Внешняя среда, равно как и внутренний мир

личности, — историчны. Они изменяются с ходом времени, с развитием

культуры, с проживанием тем или иным поколением своего уникального опыта. Каждое поколение, каждая социальная среда вкладывают свой текст в игрушку, которую даёт своим детям.

Игрушка - образ культурыВнешняя среда, равно как и внутренний мир личности, — историчны. Они изменяются с ходом

Слайд 3Игровой набор ребенка выступает как опредмеченная картина мира, в которой

определяются не только ее разные материальные элементы, но, прежде всего,

перспектива жизненного служения ребёнка.
Игровой набор ребенка выступает как опредмеченная картина мира, в которой определяются не только ее разные материальные элементы,

Слайд 4 сравнение игровых наборов

сравнение игровых наборов

Слайд 5кустарная игрушка
Покупали на ярмарках, в паломнических «хождениях», чаще всего «к

Троице» в Троице-Сергиеву лавру, которая долгие годы была центром кустарного

игрушечного производства.
кустарная игрушкаПокупали на ярмарках, в паломнических «хождениях», чаще всего «к Троице» в Троице-Сергиеву лавру, которая долгие годы

Слайд 6Кустарная игрушка
Игрушки этой группы можно условно разделить на две группы:

– игрушки-потехи – свистелки, музыкальные шкатулки, движущиеся игрушки (резные медведи,

клюющие курочки и пр.)

Кустарная игрушкаИгрушки этой группы можно условно разделить на две группы: – игрушки-потехи – свистелки, музыкальные шкатулки, движущиеся

Слайд 7Кустарная игрушка
– игрушки, составляющие образ окружающего мира – животные, фигурки

людей и сказочных персонажей, посуда и кукольная мебель, повозки и

пр.

Кустарная игрушка– игрушки, составляющие образ окружающего мира – животные, фигурки людей и сказочных персонажей, посуда и кукольная

Слайд 8Кустарная игрушка
Важнейшим свойством кустарной игрушки была её народность. Яркие, условные

игрушки давали ребёнку представление не только о разных сферах человеческой

жизни, но и о национально своеобразном отношении к ним.
С нашей точки зрения функционально такие игрушки соответствуют потешкам и прибауткам в материнском фольклоре, поскольку также представляют мир во всём его многообразии, показывают разнообразие связей и отношений, особенности национального юмора.
Кустарная игрушкаВажнейшим свойством кустарной игрушки была её народность. Яркие, условные игрушки давали ребёнку представление не только о

Слайд 9Кустарная игрушка
Анализ игровой среды в разных социальных группах и сословиях

в России с XVI по XX век по историческим и

мемуарным источникам показал, что основу игрового набора всех социальных групп составляли кустарные традиционные игрушки. Они представляли традиционный национальный образ мира: мелких зверушек, домашних животных, человечков, повозки, утварь и пр.

Кустарная игрушкаАнализ игровой среды в разных социальных группах и сословиях в России с XVI по XX век

Слайд 10Царский игровой набор.
В многочисленных описях царских игрушек можно найти весь

спектр традиционной народной кустарной игрушки: хозяйственную утварь, предметы труда, ножички,

домашних зверей, коней, медведей, саночки и возки, резные фигурки людей, – всё, что составляло картину традиционного крестьянского мира.

Царский игровой набор. В многочисленных описях царских игрушек можно найти весь спектр традиционной народной кустарной игрушки: хозяйственную

Слайд 11Царский игровой набор.
Особый род игрушек составляли драгоценные дары, приносимые ещё

новорожденным царским детям от родных и придворных лиц, которые представляли

собой мир чудесный, фантастический, заморский и вносили сказочную ноту в картину мира царский детей.

Царский игровой набор.Особый род игрушек составляли драгоценные дары, приносимые ещё новорожденным царским детям от родных и придворных

Слайд 12Царский игровой набор.
Были в игровом наборе царских детей и самодельные

игрушки, сделанные в царских мастерских и расписанные лучшими живописцами. Такие

игрушки поновлялись, т.е. ремонтировались и переходили от старших детей к младшим. Среди них были мячи, кубари и волчки, куклы и мебель для них, сундуки и шкатулки, кони и воины, оружие и доспехи, и, конечно, санки и качели.
Царский игровой набор.Были в игровом наборе царских детей и самодельные игрушки, сделанные в царских мастерских и расписанные

Слайд 13Царский игровой набор.
Были у царевичей и игрушки-куклы. В царском доме

сложилась довольно интересная традиция делать игрушки, изображавшие народ, подданных. Это

могли быть как женские, так и мужские фигурки. В игровом наборе детей императора Николая II, мы находим серию кукол в костюмах народов, населявших Россию.

Царский игровой набор.Были у царевичей и игрушки-куклы. В царском доме сложилась довольно интересная традиция делать игрушки, изображавшие

Слайд 14Игрушки – народы России

Игрушки – народы России

Слайд 15Царские игрушки
Коня делали с величайшим искусством немецкие мастера в рост

годовалого ребёнка. Его обтягивали атласом или даже жеребячьей кожей, раскрашивали,

украшали гривой и надевали полное конское снаряжение и упряжь.
Царские игрушкиКоня делали с величайшим искусством немецкие мастера в рост годовалого ребёнка. Его обтягивали атласом или даже

Слайд 16Царские игрушки
Также на первом году жизни царевичам начинали готовить «в

запас» их главные игрушки – военные потехи. Первыми воинскими игрушками

царевичей были знамя и барабан – символы военных действий, призванные укрепить дух войска, повести его вперёд, к победе. Так, у двухлетнего царевича Петра Алексеевича, было «пять знамен маленьких писаных красками, золотом и серебром по разным тафтам, с обе стороны солнце и месяцы и звезды; сделано шесть барабанцов, 12 палочек». Все остальные военные игрушки: пушки, пищали, пистоли, карабины, сабли, палаши, топоры, копья на древках, а так же знаки: воеводские булавы, шестопёры появлялись у царевичей значительно позднее.

Царские игрушкиТакже на первом году жизни царевичам начинали готовить «в запас» их главные игрушки – военные потехи.

Слайд 17Царские игрушки
быт русских царей XVI – XVII веков отличался царской

роскошью в нарядах и утвари, но при этом был в

основе своей простонародным, сходным в самом главном своем основании – вере, обычаях, нравах и укладе. Это же можно сказать и о царских детских игрушках, большую часть которых составляли игрушки, купленные у кустарей-игрушечников, ничем не отличавшихся от игрушек простых посадских и крестьянских детей.
Царские игрушкибыт русских царей XVI – XVII веков отличался царской роскошью в нарядах и утвари, но при

Слайд 18Дворянская игрушка

Дворянская игрушка

Слайд 19Дворянский игровой набор
Главной игрушкой дворянского мальчика были солдатики. Это, безусловно,

восходит к истории возникновения дворянства как сословия служилых людей, главной

целью которых было служение государю на воинском или гражданском поприще.
Дворянский игровой набор Главной игрушкой дворянского мальчика были солдатики. Это, безусловно, восходит к истории возникновения дворянства как

Слайд 20Дворянский игровой набор

Дворянский игровой набор

Слайд 21Дворянский игровой набор
Конечно, у дворянских детей были множество других игрушек

как кустарного, так и иностранного промышленного производства. Однако для нас

главное, что основной игрушкой дворянского мальчика был солдатик, в образе которого заложен смысл «служения», воинской доблести и чести, особо значимый для дворянского сословия.
Дворянский игровой наборКонечно, у дворянских детей были множество других игрушек как кустарного, так и иностранного промышленного производства.

Слайд 22Крестьянский игровой набор.
Игровой набор крестьянского ребёнка не отличался большим разнообразием

игрушек. Главной образной игрушкой крестьянских детей были кукла для девочек

и лошадка или конь для мальчиков.
Крестьянский игровой набор. Игровой набор крестьянского ребёнка не отличался большим разнообразием игрушек. Главной образной игрушкой крестьянских детей

Слайд 23 Конь

Конь относится к
образным зооморфным игрушкам и в условиях традиционной

культуры также специально делается взрослым для ребёнка.
Он отличается от

маленькой лошадки, купленной на ярмарке, и размером и смысловым содержанием.

КоньКонь относится к образным зооморфным игрушкам и в условиях традиционной культуры также специально делается взрослым для ребёнка.

Слайд 24Крестьянский игровой набор
В народной культуре ребенок получает от взрослого три

опредмеченных в игрушке человеческих образа: младенца, женщины-матери и девушки, каждый

из которых имеет характерную телесность и связан с определенным возрастом жизни.
Крестьянский игровой наборВ народной культуре ребенок получает от взрослого три опредмеченных в игрушке человеческих образа: младенца, женщины-матери

Слайд 25Кукла-младенец
Первая игрушка
Практически лишена телесности
Воплощение заботы и материнской любви

Кукла-младенецПервая игрушкаПрактически лишена телесностиВоплощение заботы и материнской любви

Слайд 26Кукла мама с ребенком
Кукла-мама это обычно молодая мать с двумя-тремя

малышами. Красивая, статная, дородная.
Кукла-мама рождается для того, чтобы стать

для ребёнка одновременно и другом, и защитником, и учителем. Она сопровождает ребёнка всё время до вступления во взрослую жизнь, а иногда и после. Часто в традиционной культуре кукла передаётся по наследству от матери к дочери.
Кукла мама с ребенкомКукла-мама это обычно молодая мать с двумя-тремя малышами. Красивая, статная, дородная. Кукла-мама рождается для

Слайд 27Кукла-девушка


Это образ Я в ближайшем будущем

– игрушка для подростков

Кукла-девушка    Это образ Я в ближайшем будущем – игрушка для подростков

Слайд 28Советский игровой набор
Революция вписала своеобразную страницу в историю русской игрушки.

Её главной особенностью стала идеологизация детской игрушки. Многие игрушки буквально

подверглись репрессиям, особенно куклы, которые были объявлены символом мещанства. Борьба с семьёй, со старыми укладами жизни привела к тому, что кукла была объявлена вредной игрушкой и изъята из детских учреждений. Одновременно шла работа над созданием новой советской игрушки. Старые игрушки наполнились новым содержанием. Так появились красноармейцы, пионеры, санитарки и метростроевцы – новые советские реалистические игрушки, отвечающие задачам коммунистического воспитания детей.
Советский игровой наборРеволюция вписала своеобразную страницу в историю русской игрушки. Её главной особенностью стала идеологизация детской игрушки.

Слайд 29Советская игрушка

Советская игрушка

Слайд 30Советская игрушка

Советская игрушка

Слайд 31Советская игрушка
В результате этих экспериментов из игрового набора советского ребёнка

исчезла кукла-мама. Её роль стали исполнять куклы-девочки большого размера. Это

очень существенный момент в истории русской игрушки, имевший серьёзные последствия для детской картины мира. Игрушка-девочка не могла передать ту идеальную форму взрослости, которая раскрывала ценность материнства.
Советская игрушкаВ результате этих экспериментов из игрового набора советского ребёнка исчезла кукла-мама. Её роль стали исполнять куклы-девочки

Слайд 32Современный игровой набор
Современные игрушки в основном сохранили традиционный игровой набор.

Однако существенно изменился внешний вид игрушки, их стало невообразимо больше.


Безусловно, новым явлением стали игрушки, изображающие всевозможных монстров, фантазийных существ и других героев мультипликации. Они выпускаются серийно и связаны более с коммерцией, чем с потребностями ребёнка. Такие игрушки очень популярны, дёшевы, имеют разработанную программу поведения и историю жизни, воплощённую в медиа-продукции.
Текст, заложенный в образе игрушки, часто не соответствует контексту, заданному мультфильмом или фильмом, в котором действует данный персонаж. В результате ребёнок теряет критерии различения плохого и хорошего, добра и зла. Появление таких игрушек существенно изменяет детскую картину мира.

Современный игровой наборСовременные игрушки в основном сохранили традиционный игровой набор. Однако существенно изменился внешний вид игрушки, их

Слайд 33Кто они?

Кто они?

Слайд 34
Образная игрушка становится «особым средством массовой информации». Она вступает

в борьбу за умы и интересы детей и родителей, навязывая

новые идеалы.
Образ человека, который является главным в кукле, искажается, деформируется, либо присваивается неживым предметам (роботы, трансформеры, машинки) и фантазийным существам.
За промышленный период своей истории игрушка из символа человека превратилась в модель, искажающую как его телесность, так и собственно человеческое содержание.

Образная игрушка становится «особым средством массовой информации». Она вступает в борьбу за умы и интересы детей

Слайд 35Семья

Семья

Слайд 36Фантазийный мир – поэтизация безбожия

Фантазийный мир – поэтизация безбожия

Слайд 37Мир магии

Мир магии

Слайд 38Киборги и трансформеры – борьба за бессмертие

Киборги и трансформеры – борьба за бессмертие

Слайд 39Мир зомби – борьба с бессмертием

Мир зомби – борьба с бессмертием

Слайд 40Уродство – как красота

Уродство – как красота

Слайд 41Расчленение телесности как норма

Расчленение телесности как норма

Слайд 42Мир сказочных принцесс

Мир сказочных принцесс

Слайд 43Мир богатства и гламура

Мир богатства и гламура

Слайд 44Мир иной культуры

Мир иной культуры

Слайд 45Мир мультяшной иронии

Мир мультяшной иронии

Слайд 46Мир мультяшной иронии

Мир мультяшной иронии

Слайд 47Героика сверхспособностей мутантов

Героика сверхспособностей мутантов

Слайд 48Ранний возраст
Стремление к раннему развитию может приводить к противоположным результатам.
Сенсорная

игрушка, в которой образы громоздятся один на другой, не даёт

ребёнку сосредоточиться, разрушает первоначальный образ.
Ранний возрастСтремление к раннему развитию может приводить к противоположным результатам.Сенсорная игрушка, в которой образы громоздятся один на

Слайд 49Ранний возраст

Ранний возраст

Слайд 50вывод
Критическая деформация антропологических смыслов игрушки способна привести к искажениям во

внутреннем мире ребёнка, его духовно-нравственной сфере, его картине мира.

выводКритическая деформация антропологических смыслов игрушки способна привести к искажениям во внутреннем мире ребёнка, его духовно-нравственной сфере, его

Слайд 51Роль взрослого
Непонимание родителями педагогического потенциала образной и традиционной игрушки, её

значения в становлении картины мира ребёнка приводит к бездумному формированию

игрового набора ребёнка.

Роль взрослогоНепонимание родителями педагогического потенциала образной и традиционной игрушки, её значения в становлении картины мира ребёнка приводит

Слайд 52Эволюция Лошадки

Эволюция Лошадки

Слайд 53В поисках нормы

В поисках нормы

Слайд 54Эволюция куклы мамы

Эволюция куклы мамы

Слайд 55Организация игрового пространства ребёнка
Мировоззрение
Содержание
Со-бытийная общность
Участники игрового образовательного процесса
Предметности культуры

Организация игрового пространства ребёнкаМировоззрениеСодержаниеСо-бытийная общностьУчастники игрового образовательного процессаПредметности культуры

Слайд 56
В процессе игры между ребёнком и образом, воплощённом в

традиционной игрушке, выстраивается со-бытийная общность, в которой игрушка реализует свои

посреднические функции.
Именно через образ она вступает в диалог с ребёнком, направляет его игру в заданном воспитывающим взрослым направлении, транслирует заложенные в ней культурой смыслы и ценности.
Игрушка как знак вписывается в ценностную систему координат, заставляя ребёнка не просто найти ей место, но определить своё отношение к означиваемому игрушкой явлению. В этом направленном взаимодействии игрушки и ребёнка реализуется заложенный в ней педагогический потенциал.

В процессе игры между ребёнком и образом, воплощённом в традиционной игрушке, выстраивается со-бытийная общность, в которой

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика