Слайд 3 Этнонимы "ханты" и "манси" образованы от самоназвания народов хантэ,
кантах и манси. В качестве официальных названий они были приняты
после 1917 года, а в старой научной литературе и в документах царской администрации ханты называли остяками
В Ханты-Мансийском автономном округе проживают два коренных родственных народа – ханты и манси – с древними традициями. И тех, и других когда-то называли общим словом «югра». А самоназвание ханты, так же, как и манси, переводится просто: «человек»
Слайд 4Все они великолепные таёжные охотники-рыболовы и умелые кочевники- скотоводы. Охота,
рыбалка и оленеводство, собирательство дают им привычную пищу, а пушнина,
так же, как и лебяжьи, утиные и шкурки гагары, - отличное подспорье в пошиве красивой и тёплой национальной одежды.
Слайд 5Применение коренными народами традиционных методов использования природных ресурсов способствовало сохранению
значительной части биоразнообразия планеты. Вместе с тем, эти народы подвергаются
сильнейшему воздействию процессов глобализации и изменения климата. В условиях принудительных переселений, конфискации занимаемых ими земель, недоступности самых элементарных социальных услуг, эти народы постепенно утрачивают возможность сохранять и передавать будущим поколениям свои знания, ценности, представление о мире и образ жизни. Чум — шалаш, покрытый шкурами животных
Слайд 7Применение коренными народами традиционных методов использования природных ресурсов способствовало сохранению
значительной части биоразнообразия планеты. Вместе с тем, эти народы подвергаются
сильнейшему воздействию процессов глобализации и изменения климата. В условиях принудительных переселений, конфискации занимаемых ими земель, недоступности самых элементарных социальных услуг, эти народы постепенно утрачивают возможность сохранять и передавать будущим поколениям свои знания, ценности, представление о мире и образ жизни. Чум — шалаш, покрытый шкурами животных
Слайд 8тучу (тучан) Тучу (тучан), женская сумка, основной бытовой атрибут женщины
ханты и манси. Существует огромное количество по их назначению, начиная
от большой по размеру хозяйственной сумки до маленькой - кошелька. Изготавливается чаще всего из замши, иногда из сыромятной кожи, встречаются тучан, изготовленные из сукна. Богато орнаментируется как в технике мозаики, так и аппликации. Узор в основном центрический и располагается по обеим сторонам. Застёжки отсутствуют. Горловина тучан стягивается сыромятным шнуром, который завязывается. Ручки для переноски небольшие, из сыромятной кожи или замши, нет аналогов заплечных ремней. Малая тучан — разновидность современной дамской сумочки для украшений, инструментов и материалов рукоделия. Тучан постоянно находится у хозяйки.
Слайд 9Свою добычу охотники вывозят на нартах. Это своеобразные санки, длиной
до 2 метров, сделаны они из ели или берёзы без
единого гвоздя, с помощью одного ножа. Весь рыбный улов разделывают женщины. Из шкур налимов делают украшения для своей зимней одежды. Из бересты (берёзовой коры) делают посуду (в них хранят соль, хлеб, рыбу), детские люльки, коробы для ягод.
Слайд 10Лабаз - амбар на столбах для хранения продуктов. Хантыйское название
происходит от "сопасс"- запас. Лупас – значит: еда для следующих
дней.
Слайд 11Олень для коренных народов Севера – это средство передвижения, пища,
жильё, одежда. На оленьей упряжке по тундре можно пройти до
100 км в сутки. А лучше обшитых камусом (мехом с нижней части оленьих ног) лыж для пешего передвижения по заснеженным просторам нет ничего. Вкуснейшая оленина – привычное угощение северян. Шкурами покрывают чумы, ими же выстилают пол и спальное ложе, а из меха шьют непревзойдённую одежду, рукавицы и обувь. Когда-то из кости оленя делали наконечники для стрел и накладки для луков, а теперь вырезают настоящие произведения искусства.
Слайд 12В архитектуре городов Югры явственно угадываются национальные мотивы традиционного угорского
жилища – строгие пирамидальные формы чума.
Слайд 13В стране северного ветра живут счастливые люди. Им нипочём ни
полгода тёмной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз. И
одежды у них из звериных шкур, и едят звериное мясо, но дух их не звериный, а человечий. Особенно летом, когда круглые сутки стоит солнце, тогда нипочём людям в оленьих шкурах, ни комариный рой, ни гнус, ни болота, ни великая вода, ни дремучий бор…” Эти счастливые люди — ханты.